Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение игр для опыта человеческого общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Такие характеристики игры, как свободный характер и рефлексивность, делают ее школой произвольного контроля. На парадоксальное соединение свободы и контроля указал еще Д. Б. Эльконин в своем исследовании психологии детской игры (Эльконин, 1978). Он отмечал, что ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции: с одной стороны, играет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. В результате благодаря игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. Произвольное поведение – это поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом (неважно, дан этот образец в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и одновременно контролируется путем сопоставления с этим образцом как эталоном. Подобное поведение можно определить как ролевое. Оно является сложноорганизованным. В нем есть образец, ориентирующий поведение и выступающий эталоном для контроля, есть выполнение действий, определяемых образцом и предполагающих сравнение с образцом. Именно роль и связанные с ней действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. При выполнении роли развивается способность к рефлексии. В детской игре функция контроля еще очень слаба и часто требует поддержки со стороны участников игры. Но значение игры заключается в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного контроля. Искусственный характер игры делает ее важнейшим способом освоения ситуаций, возможных в будущем. Освоение такого рода предполагает, что человек следует шаблонам, определенным сценариям поведения в пока еще новых условиях, превращая окружающую среду в привычную, понятную, стереотипную; благодаря этому становится возможной его переадаптация. Имитационные игры взрослых людей (деловые игры, игры в ходе социально-психологических тренингов), актуальность которых и была вызвана необходимостью поиска методов обработки новых для человека моделей поведения в незнакомых условиях, предполагают моделирование ситуаций и отработку поведенческих навыков индивида, правил поведения в них.
НАУЧНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Американский психолог П. Вацлавик в книге «Как стать несчастным без посторонней помощи» попытался применить некоторые положения математической теории игр к анализу человеческих отношений. В теории игр проводится фундаментальное различие между двумя основными типами игр – игрой с нулевой суммой и игрой с ненулевой суммой. При игре с нулевой суммой проигрыш одного обязательно означает выигрыш кого-то другого из участников. Иными словами, сумма всех выигрышей всегда равняется нулю. На этом принципе строится любое простое пари, заключаемое двумя партнерами, – все, что проигрывает один, выигрывает другой. Конечно, на свете существуют и куда более сложные варианты игр с нулевой суммой, но этот основополагающий принцип всегда остается неизменным. Игра с ненулевой суммой, в отличие от рассмотренной выше, характеризуется тем, что выигрыши и проигрыши не уравновешивают друг друга. Это означает, что сумма всех выигрышей и проигрышей может быть как выше нуля, так и ниже нуля; так что в этом виде игр оба партнера (а если в ней участвуют более двух игроков, то и все без исключения партнеры) могут оказаться либо в выигрыше, либо в проигрыше. Возможно, на первый взгляд, такая ситуация может показаться нереальной или даже парадоксальной, однако тут же приходят на ум и вполне наглядные примеры – скажем, забастовка. Ведь, как правило, во время забастовки в проигрыше оказываются обе стороны – и администрация, и сами рабочие. Причем даже в том случае, если в результате переговоров той или другой стороне удается добиться материализации каких-то выгод или преимуществ, все равно общая сумма выигрышей и проигрышей вовсе не обязательно равняется нулю, а может составлять и отрицательную величину. К какому типу игр следует отнести человеческие контакты, различные формы общения людей друг с другом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, правомерно ли рассматривать «выигрыши» одного из партнеров как результат равных по величине «проигрышей» другого. Если победа обозначает абсолютную правоту одного и неправоту другого, тогда речь, несомненно, может идти об игре с нулевой суммой. Многие типы человеческих отношений строятся, главным образом, по этому несложному принципу. Почему же нам бывает так трудно осознать тот факт, что жизнь не ограничивается играми с нулевой суммой, и оба участника могут оказаться в выигрыше?
(См.: Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи / Пер. с англ. О. Захаровой; 2-е изд. – М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс», 1993.)
Условие четкого соблюдения правил как ключевая характеристика игры превращает ее в плацдарм для выработки ритуализованных процедур взаимодействия. Важнейшим следствием этой особенности игры является приобретение своеобразного опыта закрытости партнеров друг от друга. Человеческие игры не предполагают полного взаимопонимания. Оно возможно, но партнеры не ставят перед собой цели его достижения в игре. Так, при игре в шахматы оба партнера знают правила игры, имеют определенную цель, которой не скрывают: выиграть. Мысленно проигрывая ходы партнера, они контролируют друг друга, о чем обоим, кстати, известно. Участникам игры важно понять мысли друг друга, но это не предполагает личностного самораскрытия, более того – самораскрытие может помешать игре. Подобный тип отношений (с частичным взаимопониманием) оптимален для деловой сферы, где смещение рациональных и эмоциональных компонентов может нарушать ход совместной деятельности. Определенный уровень закрытости партнеров в игре позволил некоторым исследователям (например, Э. Берну) не только по аналогии называть «играми» межличностное взаимодействие, в котором имеет место скрытый мотив, но и предложить классификацию повседневных ситуаций человеческого общения в зависимости от готовности партнеров учитывать интересы друг друга и уровня взаимного самораскрытия. Так, Э. Гофман (Goffman, 1970) различал следующие повседневные ситуации межличностного взаимодействия: «игра до победы» (или открытый конфликт), «координационные игры» и «игры со смешанными мотивами». Координационные игры указывают на наборы правил, которые люди в целом принимают. Целью этих игр является достижение общего согласия, которое выступает в роли своеобразного вознаграждения игрокам, если их поведение соответствует установленным правилам. В «игре до победы» основная цель – выигрыш у соперника. Стороны «закрыты» друг для друга, поскольку противоположная сторона может использовать в своих интересах знание стратегических замыслов, имеющихся ресурсов, личностных особенностей. Участники «игры до победы» забывают о коммуникации: победа – это ситуация «все-или-ничего». Доверие в такой ситуации равнозначно самоубийству. Игры со смешанной мотивацией предполагают взаимопонимание между игроками, озабоченность, открытость предложениям, но в то же время и способность контролировать ситуацию. Коммуникация в этой игре занимает центральное место. Отметим еще одно свойство игр, важное для межличностного взаимодействия. Игры наделяют людей навыком театрального поведения или, иначе говоря, способностью имитировать реальные ситуации на эмоциональном уровне. Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующее заключение: игра актуализирует в межличностном взаимодействии такие стороны, как ролевое поведение, следование правилам, способность скрывать подлинное состояние и мотивы, если их проявление неуместно, а также способность делать выбор в условиях неопределенности.
Выводы
1. Особые рамки на межличностное взаимодействие накладывает структура совместной деятельности. 2. Формы межличностного взаимодействия в деловой среде, в которых его специфика проявляется особенно наглядно, – деловые беседы и деловые совещания, проведение которых должно соответствовать определенным нормам и правилам. 3. Организационная среда формирует определенные ожидания и в отношении эмоционального поведения людей. В деловых отношениях стороны предпочитают контролировать свои эмоции. 4. Игровое поведение людей выявляет важные аспекты межличностного взаимодействия, которые находятся в тени или отсутствуют в других видах человеческого общения. Игра актуализирует в межличностном взаимодействии такие стороны, как ролевое поведение, следование правилам, способность скрывать подлинное состояние и мотивы, если их проявление неуместно, а также способность делать выбор в условиях неопределенности.
Основные понятия Деловое взаимодействие Деловая беседа Деловое совещание Совместимость Сработанность Игра
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные элементы совместной деятельности людей. 2. Какие особенности организационной структуры в наибольшей степени влияют на поведение людей в рамках организации? 3. Насколько, на ваш взгляд, уместна искренность между партнерами в деловом межличностном взаимодействии? 4. В чем отличие между деловой беседой и деловым совещанием? 5. Какое влияние оказывает межличностная совместимость на успешность работы? 6. Сформулируйте особенность игровой деятельности в сравнении с неигровой. 7. Какой смысл вкладывает в понятие игры Э. Берн? 8. Приведите примеры игр, в которые играете вы сами.
Учебные задания Задание 1. Сравните приведенные ниже высказывания, в которых содержится критическая оценка деятельности сотрудника. Оцените их с точки зрения соблюдения правил проведения проблемной беседы. 1) «Я вижу, Сергей, что твоя работа над новой математической игрой для детей движется согласно графику. Это редко случается в нашей фирме. Твои программы отлично сделаны с педагогической точки зрения, мне это подтвердили учителя, которые их уже использовали. Правда, наши конкуренты тоже оживились в последнее время. Может быть, есть смысл внести некоторые изменения в нашу компьютерную графику? Я хотел бы, чтобы ты в ближайшее время обсудил с коллегами возможные действия. Я не сомневаюсь, что у вас возникнут конструктивные предложения». 2) «Ну, что же, Сергей, графика в программе, над которой ты работаешь, не идет ни в какое сравнение с тем, что делают наши конкуренты. Может, тебе это задание не по силам? Или тебе наплевать на успех нашей фирмы?» Рассмотрите эти высказывания с точки зрения их мотивирующего воздействия на работу сотрудника. Задание 2. Предложите кому-нибудь из членов группы сделать сообщение, которое содержало бы скрытый мотив. Например, он утверждает, что ему очень интересно работать на данном предприятии; на самом же деле ему требуется производственный стаж для участия в конкурсе на должность специалиста в филиале иностранной фирмы. В процессе беседы с этим человеком постарайтесь определить его скрытый мотив. Задание 3. Сформулируйте перечисленные ниже темы таким образом, чтобы они побуждали людей к их проблемному обсуждению: а) возможность студентам, успешно занимающимся в течение семестра, не сдавать курсовой экзамен; б) введение всеобщего платного обучения в высшей школе; в) трудности межкультурного общения на совместных предприятиях; г) работа городского транспорта.
Дополнительная литература Выготский Л. С. Лекции по психологии игры // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. Левада Ю. А. Игровые структуры в системах социального действия // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. – 1984. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 1987. Романов А. А. Грамматика деловых бесед. – Тверь: Б.и., 1995. Эрнст О. Слово предоставлено Вам (Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров): Сокр. пер. с нем. – М.: Экономика, 1988. Ответ 13 Из Куницыной «Межличностное общение»:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.012 с.) |