Внешний и внутренний уровни общения 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешний и внутренний уровни общения



Наблюдая, как люди общаются друг с другом, мы можем видеть только внешнюю, поверхностную картину их взаимо­действия—кто что говорит, кто как смотрит и г. д. Но за этой внешней картиной всегда лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения —межличностные отношения. Первое, что появляется в жизни каждого человека, — это дру­гой. Каждый приходит к пониманию и осознанию самого се­бя, уже имея опыт существования других и сосуществования с ними. Более того, самосознание становится возможным толь­ко благодаря тому, что другие люди так или иначе относятся ко мне, а я —к ним. Человек видит себя в другом и строит образ себя через отношение других людей.

Воспринимая другого человека, я не могу игнорировать тот факт, что этот другой тоже воспринимает меня, что я для него существую. При этом я знаю и вижу, как он меня воспринимает и как он ко мне относится. Человек имеет острую потребность быть отраженным в другом, получить подтверждение и утверж­дение своего «я», стремится быть увиденным и услышанным. В этом принципиальное отличие межличностных отношений от любых других. Ни камни, ни деревья, ни насекомые не зна-

ют обо мне ничего и никак ко мне не относятся. В случае дру­гого человека отношение всегда взаимно —я неизбежно вос­принимаю (или приписываю) ему какое-либо отношение ко мне, а значит, узнаю себя в другом.

Взаимный характер отношения и действия (взаимоотноше­ния и взаимодействия) становится возможным благодаря тому, что другой человек подобен мне, т. е. у него, как и у меня, есть свое, хотя и другое «я». Причастность к этому другому «я» по­рождает ощущение единства с другим и феномены сопережи­вания (сочувствие, сорадование, сострадание и пр.). Откры­тость другому, способность проникать в него, учитывать его и считаться с ним — важнейшая способность и необходимое свойство человека, побуждающая людей тянуться друг к другу, переживать потребность в общении.

За каждым высказыванием или действием, обращенным к другому, стоит особая потребность в общении. Одно и то же действие или высказывание может отвечать разным потребно­стям в общении. Например, ребенок задает взрослому вопрос: «Кто быстрее бегает: волк или заяц?» Что побуждает ребенка обратиться к взрослому с этим вопросом? За этим простым об­ращением могут стоять самые разные потребности. Может, ре­бенком движет познавательная потребность и его действитель­но интересует, кто быстрее бегает; может, ему хочется обратить на себя внимание взрослого и главное для него — потребность во внимании; может, ему важно продемонстрировать свои по­знания перед друзьями и удовлетворить потребность в призна­нии сверстников. Или: один ребенок жалуется на другого. Как должен относиться к этому воспитатель? Опять же на этот во­прос нельзя ответить однозначно, пока мы не выясним, что стоит за этой жалобой и какая внутренняя потребность побуж­дает ребенка обратиться к воспитателю: потребность погово­рить с взрослым и привлечь его внимание, потребность утвер­диться в своей правоте («Я знаю, как нужно правильно себя ве­сти!»), или ребенку хочется, чтобы его товарищ был наказан и он на его фоне выглядел хорошим.

Если воспитатель не будет знать, понимать или чувствовать эту внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступить

в общение, он не сможет понять самого ребенка, а значит —и правильно ответить ему. Но чтобы правильно ответить ребенку и понять его, нужно хорошо знать не только его индивидуаль­ные особенности, но и общие закономерности развития обще­ния в детском возрасте.

Потребность в общении и характер отношений во многом зависят от партнера по общению, от того, с кем общается ребе­нок. В дошкольном возрасте существуют две относительно самостоятельные сферы общения —с взрослым и со сверстни­ком. Общение в обеих сферах необходимо для нормального развития личности ребенка. Но роли взрослого и сверстни­ка в жизни ребенка, конечно, различны. Общение с взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному. Поэтому в дан­ном пособии эти две сферы общения будут рассматриваться раздельно. Начнем с главного, с того, что делает ребенка Чело­веком, — с его общения с взрослым.

Часть 1 Общение дошкольников с взрослым

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ре­бенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно являет­ся в первые семь лет его жизни, когда закладываются все осно­вы личности и деятельности растущего человека. И чем мень­ше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Конечно, «взрослый» — понятие не абстрактное. Взрослый всегда конкретный человек —мама, папа, бабушка, воспитатель, медсестра. Воспитатели часто утверждают, что на­лаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формиро­вать его хорошие качества —задача родителей; только мать или отец могут воспитывать ребенка, дать ему тепло и ласку. Но это не совсем так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель. Именно он удовлетворял по­требность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях, отноше­ние к ним воспитателя и характер его общения с ним существен­но отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспита­тель не может ограничиваться формальным выполнением сво­их обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними.

Проблема общения дошкольника с взрослым имеет два аспекта. Во-первых, это развитие самого общения на протяже­нии дошкольного детства. Из этого следует, что педагогу необхо­димо знать интересы детей разного возраста, уметь поддержать подходящие темы для разговора с ними, определять уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.

Во-вторых, общение влияет на развитие личности ребенка. Работая с детьми, педагог должен представлять, как через об­щение с ребенком можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание детей, их инициативность и произвольность.

Следующие главы пособия будут посвящены этим вопросам.

Глава 1 Развитие общения ребенка с взрослым

Понятие «форма общения»

Выдающийся отечественный психолог М. Лисина рассмат­ривала общение ребенка с взрослым как своеобразную деятель­ность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлет­ворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к прагматическим нуждам человека (подобно, напри­мер, потребностями в пище, во впечатлениях, в безопасности, активности и пр.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и дру­гих людей.

Человек стремится узнать и оценить отдельные качества и способности свои и других людей. Сравнивая себя с другими и выясняя, как они оценивают его, человек формирует само­оценку, познает и оценивает других.

Иной путь познания себя через другого заключается в со­единении, приобщенности к другим людям. Переживая общ­ность с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), мы как бы проникаем в его существо. В таком соединении не приоб­ретаются новые знания (мы не узнаем ничего нового), имеете с тем именно в отношениях с другим человек находит, осознает себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целост­ности и уникальности и в этом смысле познает себя и другого.

Если первый путь познания предполагает отстраненный, объективный анализ отдельных качеств — их обнаружение, оценку и сравнение, то второй путь направлен на познание

«изнутри», на переживание общности себя и другого в целост­ности и единстве.

Помимо потребности, которая определяется характером отношения к другому, общение всякий раз имеет определен­ные мотивы, ради достижения которых предпринимается об­щение. В широком смысле мотивом общения является другой человек, в нашем случае — взрослый. Однако человек — объ­ект чрезвычайно сложный и многогранный. Он обладает са­мыми разными свойствами и качествами. Те качества, которые побуждают человека к общению и являются на данном этапе главными, становятся мотивами общения.

М. Лисина выделяла три группы качеств и, соответственно, три основные категории мотивов общения —деловые, позна­вательные и личностные.

Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудниче­ству, игре, общей активности. Взрослый выступает здесь как партнер, участник совместной деятельности. Ребенку важно, во что взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и пр.

Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетво­рения потребности в новых впечатлениях, в познании ново­го. Взрослый при этом выступает как источник новой инфор­мации и в то же время слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.

Деловые и познавательные мотивы общения всегда включе­ны в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого.

В отличие от этого, третья категория мотивов общения — личностные мотивы — характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности. В случае личностных мо­тивов общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств общения. М. Лисина выделяла три вида средств общения:

1) экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различные выражения лица);

2) предметно-действенные (позы, жесты, действия с иг­рушками и пр.);

3) речевые.

Первые — выражают, вторые — изображают, третьи — обо­значают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.

Психологические исследования показали, что потребно­сти, мотивы и средства общения образуют устойчивые соче­тания—формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка с взрослым М. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм общения.

Итак, формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокуп­ности ее свойств. Форма общения характеризуется следующи­ми параметрами:

1) время возникновения в онтогенезе;

2) место в системе общей жизнедеятельности;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной формы общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

5) основные средства общения.

На протяжении детства появляются и развиваются четы­ре различные формы общения, по которым с полной очевид­ностью можно судить о характере происходящего психическо­го развития ребенка. Важной задачей педагога является умение правильно определить и развить ту или иную форму общения, соответственно возрасту и индивидуальным возможностям ма­лыша. Рассмотрим последовательность форм общения ребенка с взрослым начиная с первых месяцев жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.210.213 (0.004 с.)