Общение как форма социального бытия человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение как форма социального бытия человека



Общением называется любое взаимодействие человека с другими людьми. Специфику общения составляет тот факт, что обе стороны взаимодействия представлены равноправными активными субъектами и личностями. В предметной деятельности существует жёсткая и однозначная дифференциация субъекта и объекта. В общении это невозможно сделать, поскольку каждый из партнёров является одновременно и субъектом, и объектом.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно- оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивая планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Структура общения как сложного явления содержит три элемента (рис. 1).

ОБЩЕНИЕ

 
 


 

коммуникация интеракция перцепция

Рис. 1. Структура общения

Под коммуникацией в узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, говорящих «на одном языке», являющихся активными субъектами и влияющих друг на друга в процессе общения.

Л. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов». Поэтому у продавца и покупателя должны быть идентичны не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В коммуникативном процессе информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а обмен ею. Суть коммуникативного процесса – совместное постижение людьми информации, а не только информирование посредством знаковой системы. В коммуникативном общении могут возникать барьеры, которые связаны с наличием у людей социальных, политических, религиозных, профессиональных и других различий, которые не только порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Передача любой информации возможна при наличии знаковых систем, с помощью которых она сообщается. Несколько знаковых систем, используются в коммуникативном процессе:

- человеческая речь (вербальная коммуникация) – естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Кодирование осуществляет коммуникатор (сообщающий информацию), а декодирование – реципиент (принимающий информацию);

- оптико-кинетическая система, включает в себя жесты, мимику, пантомимику;

- паралингвистическая (качество голоса и тональность), и экстралингвистическая (включение в речь пауз, темп речи) системы;

- организация пространства и времени коммуникативного процесса;

- контакт глаз.

Кроме того, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социально-психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут быть связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с различным мировоззрением. С другой стороны, барьеры могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся — застенчивости, скрытности, некоммуникабельности, а также взаимной не приязни или недоверия.

Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Выделяются побуждения нескольких видов: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (запрет нежелательных видов деятельности), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения или деятельности партнера).

Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в сам текст сообщения явных элементов убеждения. Убедительность — это способность формировать убеждения, т. е. «осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями». Факторы, повышающие убедительность сообщения, изучались и в отечественной социальной психологии, и за рубежом. Шведский ученый К. Асп сформулировал следующие способы повышения убедительности информации.

1. Релевантность информации. Все факты и аргументы должны иметь отношение к той идее, которую хочет донести источник информации. Известно, что в первую очередь запоминаются аргументированные факты, во вторую очередь — только факты. Общие утверждения и оценочные суждения оставляют незначительный след в памяти.

2.Широта информации, выражающаяся в разнообразии аргументации.

3.Глубина информации, выражающаяся не только в логической, но и в научной обоснованности.

В отечественных исследованиях также приводится целый перечень факторов, способствующих повышению доверия к воспринимаемой информации.

1. Свойство желательности. Человек более склонен доверять тому, что для него приятно или полезно, или тому человеку, который ему симпатичен.

2. Свойство логического следования. Если исходная посылка признается человеком истинной, а вывод производится со строгой логической необходимостью, то человек будет доверять истинности вывода тем больше, чем короче логическая цепь вывода и чем отчетливее вывод сформулирован в понятиях, выражающих привычные для человека представления.

3. Свойство эмоциональности. Убеждающая сила речевого сообщения пропорциональна его эмоциональной насыщенности.

4. Кумулятивное свойство. Доверие тем выше, чем чаще встречаются факты, послужившие основанием для доверия.

5. Свойство непосредственности. Больше доверия вызывают факты, случившиеся с самим рассказчиком.

6. Свойство согласия. Доверие выше, если другие компетентные лица согласны с приведенными фактами. Степень уверенности пропорциональна отношению числа соглашающихся к числу несогласованных. И наоборот, сложившаяся уверенность может перейти в сомнение в случае несогласия других компетентных лиц.

7. Свойство ассоциативности. Если несколько высказываний имеют убеждающую силу, то эта сила возрастает, если высказывания будут связаны в единую логическую систему.

8. Свойство безразличия. Изложенные факты обычно не вызывают значительного доверия, если они безразличны, не имеют значения для слушающего.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе.

Кроме вербальных коммуникативный процесс бывает представлен невербальными средствами.

Невербальное общение имеет более раннее происхождение. Оно возникает у ребёнка на первом году жизни. Оно хуже контролируется человеком и поэтому несёт более достоверную информацию.

Невербальные средства общения:

- кинетические (мимика, жесты, пантомимика);

- паралингвистические (особенности голоса);

- экстралингвистические (паузы, покашливание, темп и др.);

- проксемические (пространственное расположение партнёров);

- визуальные (выражение глаз);

- практические действия и их продукты;

- физические прикосновения и поглаживания;

- одежда и другие атрибуты оформления внешнего облика.

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Существует несколько подходов к разделению жестов на группы. К первому из них относится разделение жестов в зависимости от их роли в коммуникативном процессе:

жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»), кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»), идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы;

жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целее направленные движения руками;

жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например: сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания»;

жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные со стремлением установить контакт:

—касания, похлопывания партнера по плечу;

—поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.);

жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Важную роль играют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Есть и другая классификация жестов, предложенная А. Низом и представляющая практический интерес для наблюдателя, поскольку позволяет узнать по неконтролируемым или слабо контролируемым движениям скрытые намерения или эмоциональное состояние человека:

жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле;

жесты нервозности, неуверенности — переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула, перед тем как на него сесть, и др.;

жесты стремления к самоконтролю — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую, поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

жесты ожидания — потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

• жесты отрицания — сложенные руки на груди, отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа и др.;

жесты расположения к собеседнику — прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

жесты неискренности — прикрытие рукой рта, прикосновение к носу как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о сокрытии истины, либо о сомнении в чем-то, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Область психологии, исследующая расположение людей в пространстве приобщении, называется проксемикой.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

интимная зона (15—45 см) — в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для общения в этой зоне характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

личная, или персональная зона (45—120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

социальная зона (120—400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень хорошо знают;

публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей, например на митинге и пр.

В целом все системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности

Интерактивная сторона общения рассматриваем характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственно; организацией их совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть между ними происходит обмен не только знаниями и идеями, но и действиями, реальными актами.

В ходе взаимодействия для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность.

Перцептивная система общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания между ними. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнёра по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие. И в том и в другом случае имеет большое значение тот факт, как воспринимается партнёр по общению.

Так как человек вступает в общение как личность, то он и воспринимается партнёром по общению как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы расшифровываем человека. При этом возникают впечатления, играющие весьма важную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания человека. Эта связь двухсторонняя: чем более богато представление человека о самом себе, тем богаче и мир его восприятия окружающих людей. Вместе с тем, познавая другого человека, личность обогащает и собственное самосознание.

Люди не просто воспринимают друг друга, но также и формируют отношение к воспринимаемому партнёру по общению. Область исследований, связанных с выявлением механизмов различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название «исследование аттракции». Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладает эмоциональный компонент.

Взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Последнее позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения — близость, привязанность, выражающиеся в чувстве дружбы, симпатии, или же напротив — конфронтации, соперничества, неприязни. В любом случае главное значение имеет процесс восприятия одним человеком другого, называемый перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция — это процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна /4/, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Осознание себя через другого человека включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Одним из способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Социальными психологами отмечаются следующие факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

1.Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.

2. Наличие уже сформированных стереотипов.

3.Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека.

5.Эффект «ореола».

6. Эффект проецирования.

7. Эффект первичности.

8.Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.

9.Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей.

10.Эффект последней информации.

Стремление найти объяснение поведению человека (каузальная атрибуция) оказывается включенным в систему закономерностей, которые также оказывают влияние на понимание людьми друг друга.

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных равновероятностных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в склонности считать, что поведение соответствует диспозициям.

Культура также влияет на ошибку атрибуции.

На восприятие людей влияют стереотипы — привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией, а также установки. Установка — это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общение?

2. Перечислите и охарактеризуйте основные свойства и особенности общения.

3. Охарактеризуйте виды общения.

4. Что общего между общением и предметной деятельностью?

5. В чем состоит специфика общения?

Литература

1. Добрович, А.Б. Воспитателю по психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. – М.: Педагогика, 1987. – С.296.

2. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688 с.

3. Романов, К.М. Практикум по общей психологии. Учебное пособие / Под ред. К.М. Романова / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. – 320 с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.052 с.)