Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности информационного вещания радиостанции «Говорит Москва»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы были созданы в 1997 году как городская станция, ориентированная на обслуживание информационных нужд столицы. Но в 1998 году руководство концерна «Радио-Центр», в который мы входим, решило, что необходимо сделать еще одну радиостанцию, которая будет вещать на российские регионы. Так появилось «Общественное российское радио» («ОРР») — параллельный проект, который транслируется в пятнадцати крупных городах России. В какой-то момент положение нашего холдинга подорвали сначала финансовый кризис 1998 года, затем выборы в Государственную Думу. Некоторым государственным радиостанциям не хватало частот для распространения влияния, поэтому у «Говорит Москва» была отобрана FM-частота, в связи с чем мы потеряли очень большую часть аудитории, сохранив за собой слушателей третьей кнопки городской радиотрансляционной сети и аудиторию «Общественного российского радио». У холдинга появились проблемы с финансированием. Было принято решение на 80% заполнить «Общественное российское радио» информационно-развлекательным продуктом радио «Говорит Москва». Так был создан монстр, который должен решать две абсолютно разные задачи — информационное обслуживание Москвы с ее проблемами, задачами и реализацией так называемого социального городского Ильмира Маликова закончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (филологический факультет). На радио с 1992 года. Работала выпускающим редактором службы информации радиостанций «Надежда» и «Радио 101». С 1998 года руководитель информационной службы радиостанции «Говорит Москва». заказа и вещание на регионы. Люди других городов должны были не выключаться, а слушать московских чиновников, которые обсуждали проблемы дворов, подъездов, помоек, в общем, того, что интересно столичному пенсионеру или домохозяйке, но не нужно жителю провинции. И это сегодня главная особенность нашей работы. С вопросом: «Как вести этого кентавра по волнам радиоэфира?» — мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно. Мы решили, что московская тематика должна обязательно присутствовать в выпусках новостей и основных информационных программах, которые транслируются как на «Говорит Москва», так и на «ОРР» и, соответственно, на регионы. Москва — столица России, колоссальный мегаполис и очень сложно развести и вычленить общественно-политические и социальные проблемы, значимые и характерные для всей России и волнующие только жителей нашего города. Поэтому всю московскую проблематику мы попробовали разделить на «крупные новости» и «новости местного значения». К первой категории мы отнесли: новости, которые могут оказать влияние на жизнь всей страны в целом, информацию о каких-то нашумевших и известных всей стране событиях, интервью с московскими крупными чиновниками, освещение значительных акций или мероприятий, опыт проведения которых может быть интересен и полезен для регионов России. Например, реализация жилищно-коммунальной реформы в столице, нововведения в уставе города, схемы финансирования городского строительства. Мы неоднократно задавались вопросом: «Не переключатся ли региональные слушатели во время таких «московских трансляций» на другую станцию?» Результаты социологических опросов показали, что этого не происходит. Региональная аудитория прирастает стабильно. Во многом это, конечно, связано с отсутствием на российском радиорынке формата социального радио, в котором работает «Говорит Москва». Но также, как оказалось, узко столичный опыт взаимодействия всех ветвей власти, те мероприятия, инновации, которые реализуются в столице, интересны региональным слушателям тем, что дают возможность узнать, как решаются городские проблемы в Москве. Тем более, что вопросы городского хозяйства по большей части типичны и отличаются только масштабом катастрофы и ценой вопроса. Снегопады, отключения электроэнергии, сезонные профилактические работы — они и в Африке испытание для простого человека. В категорию «новостей местного значения» или так называемых «московских сюжетов» мы отнесли мелкие, сугубо московские новости. Слушать всей России о том, что в северо-восточном округе столицы появились такие-то ясли — неинтересно. Но городские проблемы актуальны для Москвы, и многим москвичам важно, что пункт собеса открылся на этой улице, переехав с той. Поэтому в рамках нашего новостного вещания мы придумали проект — «Время московское», который рассказывает только о городских новостях с репортажными вставками и интервью. Эта программа выходит за пять минут до конца каждого часа и транслируется только на Москву. В это время друзья-регионалы выключаются и через джингл дают какую-то песенку или свою рубрику в завершение часа. А все московские чиновники, с которыми мы активно работаем и которые являются основными поставщиками средств для существования станции, без пяти минут каждого часа включают радио и слушают всю ту информацию, которую они прислали нам по факсу для обязательного освещения. Таким образом, у нас и волки сыты, и овцы целы. Более того, в целях экономии средств на эфирное время и корреспондентские материалы, мы делаем в день по четыре сюжета, которые затем ротируются. Скажем, прошло четыре сюжета без пяти минут шесть, какая-то часть аудитории их прослушала, другие проснулись без пяти минут одиннадцать, и они могут прослушать те же сюжеты в повторе. И мне не шестнадцать раз платить за разные передачи, а четыре. В другое время, когда в эфире «Говорит Москва» выходят передачи детально разбирающие отдельные частные сюжеты с приглашением глав управ, чиновников среднего звена, депутатов Мосгордумы — на волнах «ОРР» звучат информационные и развлекательные программы. В остальном мы работаем с информацией так же, как и другие радиостанции. Построение выпусков новостей «Говорит Москва» позиционируется как социальное радио. Поэтому при подборе новостей, корреспондентских сюжетов, гостей на эфир приоритеты отдаются тем вопросам, которые обсуждаются на кухне, в метро, у подъезда. Скажем, проблема реформы жилищно-коммунального хозяйства, индексации пенсий и детских пособий нашему слушателю гораздо важнее, чем тема палестино-израильских переговоров, слушаний по проблеме свободы слова в ПАСЕ и смены руководства в Газпроме. Но это не значит, что мы вообще этих тем не касаемся. Все это присутствует в информационных выпусках, но в разных пропорциях и последовательности. Новостной выпуск формируется исходя из общепризнанных классических правил, когда новости следуют друг за другом согласно их общественной значимости. В начале главная новость дня или часа, далее — федеральные, международные, социальные, культурные, спортивные. Безусловно, в выпуск новостей включаются новости или материалы наших корреспондентов из регионов вещания «ОРР». При программировании информационных выпусков сотрудники службы информации держат в голове то, что важные сообщения, связанные напрямую или опосредованно с жизнью того или иного региона, обязательно должны быть в эфире. Но и здесь мы отдаем приоритет не узко региональным новостям, а имеющим влияние или интерес для всей федерации. Например, трагическая история гибели атомной подлодки «Курск» — не сугубо мурманский сюжет, а выборы губернатора Краснодарского края —типичная история времен демократии в России. При этом выборы мэра города Сочи — вроде вполне локальный сюжет. Однако Сочи были, есть и остаются всероссийской здравницей на Черноморском побережье, а глава города имеет все рычаги влияния на ситуацию в регионе — и новость уже выходит за рамки местечковой. В таком материале нас особенно будут привлекать предвыборные тезисы. Что и в какие сроки будет сделано, чтобы вернуть Сочи комфортабельность и доступность отдыха для большинства россиян? А потом уже — какой договор о сотрудничестве накануне выборов подписали мэр Москвы Лужков и и.о. мэра Сочи Мостовой, в каких санаториях, согласно документу, будут отдыхать москвичи? Будут ли поставляться в столицу сезонные фрукты и какие заказы Сочи разместит на столичных промышленных предприятиях. Поэтому для нас важно иметь корреспондентов в регионах вещания и ориентировать их на подготовку оперативных, социально направленных материалов. Их сюжеты входят в состав выпусков новостей (оперативные) или информационных программ (спецрепортажи, аналитика). Важно отметить, что нельзя раз и навсегда присвоить порядковые номера новостным рубрикам. Например, однозначно решить, что федеральные идут первыми, международные вторыми, спортивные последними и т.д. Если наша сборная по футболу стала чемпионом мира, то сообщение об этом откроет выпуск новостей. Если Президент России принял в Кремле членов Госсовета и обсудил с ними вопросы реформирова- ния ЖКХ — это также важно для нашего слушателя, впрочем, как и то, что сегодня происходит в Чечне, как борются с паводком на Лене. Так, например, сообщения о судебном процессе по делу полковника Буданова, передаваемые нашим ростовским корреспондентом, в первый день возглавляли выпуски, затем переместились в середину, поскольку процесс стал рутинным, а на первое место вышла информация о взрыве насилия в Иерусалиме или визите Президента в Индию и о подписании там важных документов. В основном, новостные блоки строятся на информации центральных агентств, сообщений собственных корреспондентов в регионах, а также источников в разных государственных и общественных структурах. Концепция информационного вешания Концепция нашего информационного вещания подразумевает, что новости — это оперативно, актуально и интересно. Нужно с самого начала определиться: для чего я работаю? Я хочу напугать людей тем, что происходит? Хочу загнать их в депрессию, чтобы люди боялись выходить из дома и никому не верили? Или я хочу, чтобы люди все знали, но продолжали жить, и эти знания не ломали бы кардинально их психику? Характерный пример — освещение СМИ взрыва на Пушкинской площади. Подтекст сообщений и комментарии этих событий заключались, по сути, именно в запугивании. К нам поступали нервные сообщения из правоохранительных органов: «Нужно обратить внимание, чтобы нигде не было мешков с гексагеном!», «Не ходите по улицам!», «Не спускайтесь в переходы!». Специалисты, которые приглашались в эфир, говорили, что каждый переход может быть заминирован, что мы не можем глобально предотвратить угрозу новых взрывов. Создавался массовый психоз. Мы пригласили в эти дни в студию директора Института судебной психиатрии им. Сербского, и она рассказала, что именно на эти дни пришелся пик обращений к психиатрам. Люди находились в кризисных состояниях. Они просто смотрели телевизор, слушали радио и читали газеты. Главное в работе службы информации — сообщать информацию, не комментируя ее и не отбирая ничего в личных интересах. Мы обязаны информировать, мы не можем молчать, но не нужно комментировать факты в выпусках новостей. Здесь очень важен личностный фактор журналиста. Необходимо каждый раз задумываться: как я лично отношусь к событию, имею ли я моральное право на комментарии. Хотя мораль журналистики сейчас очень размыта и не является акту- 207 альной проблемой для журналистского сообщества, стоит помнить о том, что комментарий — жанр иных программ. Работая с информацией, следует идти от концепции станции и интересов тех людей, которым ты хочешь что-то сообщить. Когда работаешь, не думаешь о том, что тебя слушает очень большое количество людей. Мы — специалисты, которые сидят на новостной ленте и в курсе колоссального объема информации, начинаем работать ради самих себя. Нам это интересно. Но в журналистике очень важно определить не только свой интерес, но и интерес аудитории. В подборе тем и людей, которые приходят на интервью, очень важно удержаться от ненужной информации, задавать те вопросы, которые прояснят ситуацию для слушателей, а не выяснять что-то лично для себя. «Вот я что-то не поняла в 155 пункте, вот с этого вы начните, а я попробую вас понять». Многие политические персонажи, которые очень интересны журналисту, могут быть не востребованы аудиторией, и слушатели просто выключают приемник или настраивают его на другую программу. На самом деле простых людей интересует очень немногое. Их волнует, чтобы им платили зарплату, было тепло, не было войны, чтобы не было стыдно за Президента, чтобы дети учились и все были здоровы. Пять раз в неделю ты должен думать о том, какого человека заказать продюсеру для интервью, чтобы это действительно было интересно слушателю. И всегда помнить о том, что слушатель хотел бы узнать из всего сказанного приглашенным. Мы домашнее радио. Наша аудитория — люди 40 лет и старше. Это домохозяйки, люди, которые работают дома, у кого-то включена наша кнопка на работе, в парикмахерской, в поликлиниках, магазинах и так далее — там, где человек готов слушать только то, что он понимает, что затрагивает знакомую ему тему. Какую музыку мы любим? Ту, которую знаем. Потому что новое всегда необычно, и нужно послушать его пять раз, чтобы привыкнуть и полюбить. Человек, который включает ту или иную радиостанцию, ожидает услышать то, что ему интересно, понятно и имеет какое-то отношение к его жизни. Надо задавать себе вопрос, какое отношение эта информация имеет к жизни конкретного слушателя. Например, задержан известный предприниматель, которого в свое время доставили из Венгрии. Интерпол его искал. Его выпустили под поручительство, потом опять забрали. Слушатель, который привык смотреть фильмы типа «Бандитского Петербурга», вовлечен в эту проблематику. Для него это очередная серия детектива, где зло должно быть наказано, и он готов к восприятию всех этих перипетий. Или взять важную, на взгляд довольно большого числа людей, актуальную тему о продаже акций какого-то большого нефтяного концерна другому. Говоря об этом, нужно построить логическую цепочку, которая бы объясняла аудитории, зачем ей эта информация. Например, в случае продажи этих акций подорожает бензин, соответственно продукты в магазине тоже подорожают. А говорить о том, что в результате этой перепродажи акции на Нью-Йоркской фондовой бирже поднимутся на столько-то — не важно, так как это не имеет отношения к нашему слушателю. Новости в сетке вешания Новости в течение дня выходят в эфир с периодичностью раз в полчаса. Открытие часа — это основной пятиминутный выпуск. Он начинается «Шпигелем» (кратким перечислением основных тем выпуска) и включает в себя один-два корреспондентских материала, хронометражем не более 1 минуты. Это могут быть «синхроны» известных политиков по актуальной теме (30 секунд), репортаж с места события или обобщающий материал по тому или иному вопросу с обязательным включением не только голоса корреспондента, но и какого-либо фрагмента синхрона. Второй выпуск выходит в середине часа. Его хронометраж 2,5 минуты. Это краткое перечисление основных информационных тем дня без включения корреспондентских материалов и особых подробностей. Подробности можно узнать в расширенном выпуске в начале каждого часа. В краткий выпуск включается также московская локальная информация, поскольку в это время некоторые региональные партнеры «ОРР» включают собственные выпуски местных новостей. Таким образом, выпуски в середине каждого часа наиболее удобны для размещения региональной информации, как собственно московской, так и провинциальной. Кроме выпусков новостей служба информации готовит несколько информационно-аналитических программ. Это «Крупным планом», «Актуальное интервью», «Мы и власть», «Сей час» и другие. Если проанализировать расстановку новостей и информационных программ по сетке, то можно увидеть, что день делится на четыре эфирных блока. Для службы информации утро длится с 6:00 до 10:00. Оно построено по дробному принципу. У слушателя нет возможности внимательно слушать большие информационные и развлекательные программы, поэтому мы стараемся ими не увлекаться. Новости выходят с получасовым шагом. Их формат и время выхода в эфир не меняются в течение дня. Может быть, это наивно, но нам хочется давать с утра установку на «хорошие» новости. Если их нет, то, по крайней мере, «нейтральные». Как можно меньше криминала и прочей чернухи. Конечно, мы не можем себе позволить не рассказывать о ЧП в выпусках новостей (наш слушатель узнает и о ночных взрывах, и о пожарах, и об убийствах и т.д.), но мы стараемся не ставить в утренний эфир специальные материалы на эту тему. Считается, что утро — для новостей время мертвое. Однако, во-первых, ресурсы, которые предоставляет интернет, неисчерпаемы, во-вторых, у нас в эфирной папке всегда есть корреспондентские материалы «на черный день» — так называемые «вечно зеленые» (или «консервы»), которые можно ставить в выпуск, не привязывая к какой-то дате (например: «В январе свое 100-летие отмечает Ростовский музей игрушки...»). Наша утренняя задача — сделать как можно больше полезных передач. За новостной службой — подготовка «Экономического обозрения», обзор утренних газет в 7:40 и 8:40 и по два сюжета для каждого информационного часа. Они могут представлять анонсные материалы начавшегося дня, подведение итогов предыдущего. Например, «Сегодня Госдума рассмотрит в последнем чтении проект закона о захоронении ядерных отходов...» Или: «Реформа ЖКХ все-таки начнется с 1 января будущего года, это накануне подтвердили члены Госсовета...» Хронометраж таких материалов — полторы минуты. Здесь же — московские репортажи о городских событиях (открытие памятников, новые правила получения жилья и т.д.), интересные региональные репортажи по социальной, культурной, спортивной тематике. Аналитическая программа «Экономическое обозрение» выходит каждый день по будням. С 8:10 в течение 7 минут обозреватель нашей радиостанции рассказывает слушателям об основных тенденциях, существующих в экономике. О новостях, конфликтах, скандалах и т.д. В программу включены короткие интервью с экспертами и ньюсмейкерами в этой области. И вновь основной акцент делается на социальной значимости вопросов. Приведет ли встреча Президента с руководителями автомобильных российских предприятий к повышению цен на новые и старые машины отечественного производства? Можно ли такой вывод сделать из желания повысить на нашем авторынке стоимость подержанных и новых иномарок? Утро должно быть наполнено активно потребляемым информационно-развлекательным продуктом. В 9:00 самое позднее — слушатель уходит на работу, поэтому до этого времени надо сделать так, чтобы он был в курсе всех основных событий, и у него не возникло желания переключиться на наших конкурентов. С 10:00 до 15:00 динамика работы службы информации связана со сменой нашей аудитории. В 10:00 начинается либо «офисное время» нашего слушателя, либо активное время другой категории потребителей нашего эфирного продукта — домохозяек и пенсионеров. Новости, как уже говорилось, остаются на получасовом шаге. С утра по будням выходит программа «Открытый эфир», в которой принимают участие префекты, главы управ, представители среднего звена московских чиновников. В этой интерактивной передаче они отвечают на вопросы жителей своего района или округа. Несмотря на огромный интерес к этой программе, мы не рискуем транслировать ее на регионы, поскольку разговор в ней узкоспецифический и полезен лишь тем, кто живет на ограниченной московской территории. Именно в это время наши партнеры по «ОРР» транслируют на своих частотах похожие по тематике, но региональные программы. Итоги утра подводятся в выпуске новостей в полдень. Здесь, в связи со сложившейся информационной картиной, хронометраж выпуска может быть расширен до 6—8 минут и включать в себя корреспондентские материалы. В 13:10 — программа «Пресса. Как это делается». Разговор об основных событиях страны с журналистами разных изданий. Уже прочитаны основные газетные материалы, начались сегодняшние события и тем более интересно, что по этому поводу думают те, кто о них пишет. В 15:00 — основные итоги первой половины дня подводит информационная программа «Сей час». Каждый день по будням она выходит в 15—20-минутном формате. По сути, это расширенный выпуск новостей с десятью репортажными материалами, подробностями главных событий, прямыми включениями с мест важных акций. Информационная программа «Сей час» — одна из ключевых в эфире. Выходит три раза в день — 15:00, 19:00, 23:00. Концепция программы обозначена в ее слогане — «Всегда подробно о жизни страны и ее столицы». «Сей час» — это горячие новости из политической и общественно-социальной жизни страны и мира. К 15:00 уже в общих чертах понятно, как будет складываться день. Наши корреспонденты и обозреватели с утра или накануне получают задания для того, чтобы включить в эту программу аналитические материалы, объяснить слушателям, что происходит. В 15:30 идут рубрики «Крупным планом» или «Актуальное интервью». Они выходят каждый день по будням в 15:30 хронометражем 21 десять минут. Их жанр определяется названиями. «Крупным планом» — обозначение важной для сегодняшнего дня темы или проблемы с включенным комментарием специалиста и текстом корреспондента или обозревателя. Например, о введении новой схемы сдачи вступительных экзаменов в вузы. «Актуальное интервью» — интервью с известным человеком по событиям дня сегодняшнего. К примеру, в Чечне расстрелян глава администрации района. Ситуацию и пути выхода из нее в нашем эфире комментирует полномочный представитель Чечни в России. В ежедневной сетке в 15:30 зарезервировано время для одной из этих программ. И они чередуются в соответствии с информационной картиной дня. Если она спокойная, идет программа «Крупным планом», если полна событий, то «Актуальное интервью». В 15:40 выходит ежедневная программа «Дикси» (6 минут). Это нарезка из высказываний известных людей по тому или иному поводу, их оговорки, парадоксальные мнения. И здесь очень важно не скатиться на постоянную рекламу двух персонажей — Василия Ивановича Шандыбина, а также Владимира Вольфовича Жириновского, потому что все остальные очень аккуратны в своих высказываниях. Программа любопытная — это не голый синхрон, а еще и некий комментарий к словам человека. Это одна из рейтинговых информационных программ. Вечер у наших слушателей начинается в 18 часов. Выходит выпуск новостей, после которого в 18:06 начинается программа «Мы и власть». В ней подводятся итоги дня с известным политиком или экспертом. В течение 25 минут в студии прямого эфира находится высокопоставленный государственный чиновник (федеральный министр, депутат Государственной Думы, член московского правительства, эксперт), который отвечает на вопросы ведущего программы и анализирует ситуацию в той или иной сфере. Особо отмечу, что гость программы также приглашается в связи с важным информационным поводом, общественно значимым и интересным для аудитории. (Еще раз напомню, что в связи с концепцией общественного радио основной акцент все же делается на социальную проблематику.) В 19 часов начинается информационная программа «Сей час». Вновь за 15—20 минут мы даем информационную картину дня. Это своего рода итоговый выпуск новостей с подробностями. Здесь дается больше аналитики, так как основная масса событий уже прошла, и у наших корреспондентов-обозревателей было время подготовить развернутый комментарий. Если какой-то материал кажется нам очень важным (в выпуске мы можем уделить одному материалу максимум полторы минуты) и достойным того, чтобы раскрыть его более подробно, эта тема выносится за рамки новостей. Мы анонсируем ее в выпуске новостей, но говорим, что об этом вы услышите в рубрике «Подробности» после выпуска в 19:15. В 19:35 идет программа, которая называется «Человек дня. Событие дня». Она уже делается ведущим эфира, а не новостником. Это не означает, что программа повторяет то, о чем мы говорим в новостях и в рубрике «Подробности». Каждый день происходит что-то интересное, забавное и привлекающее внимание. Поговорить об этом очень интересно. Более того, не новостная, бесстрастная подача материала, а собственная стилистика ведущего создает дополнительный шарм программе. Этот человек — голос радиостанции, известный аудитории, ему доверяют, он может где-то неловко пошутить, рассказать историю, разрядить обстановку. Новостной вечер продолжают информационные выпуски. В 21:10 выходит обзор завтрашних газет. В 23:00 итоги дня подводит в пятнадцатиминутном формате завершающая программа «Сей час», принцип верстки которой повторяет дневной и вечерний. Рекомендации по работе службы информации Одна из проблем деятельности службы информации — нескоорди-нированность работы. Например, когда ведущие между собой не договариваются, кто будет гостем их программы. И получается, что в течение одной недели в студию приходят два человека, которые говорят на одну и ту же тему. Или одного и того же человека приглашают в разные программы. Здесь очень важно отладить координацию службы информации и состыковать ее со всеми структурами радиостанции. В какой-то момент мы были вынуждены создать так называемую «настенную обязательную сетку» или «обойную сетку». Мы берем кусок обоев, вешаем на стену в доступном для всех месте и расписываем на нем программы. Потом заполняем эту сетку: например, на программе «Крупный план» все темы и гости указаны по датам. Эти сетки вешаются друг под другом и можно, подняв отдельные листы, посмотреть кто, кого и когда приглашал. Вся информация пишется разными карандашами, маркерами, создается такое пособие для первоклассников, чтобы было наглядно, весело и, главное, крупными буквами. Претензии на тему «Я не знал» не проходят, потому что ты был обязан это знать. Все находится в открытом доступе. Это, конечно, можно делать в компьютере, но в него не всегда залезешь, а все должно быть быстро и просто, потому что люди все творческие, гениальные, и времени у них, естественно, нет. Очень важным фактором работы службы информации является база данных. Следует сразу установить правила игры: никто на станции не работает на себя и на свое имя. Ты делаешь здесь общий эфирный продукт, и у тебя, Вася Пупкин, нет своей авторской программы, есть авторская программа радиостанции «Говорит Москва». Потому что часто бывает так: люди, которые специализируются на той или иной теме, собирают телефоны, контакты, а после конфликта разворачиваются и уходят, забирая с собой базу данных, которая в записной книжке. А вся работа делалась за зарплату и от имени радиостанции. Поэтому обязательно нужно создать в общем компьютере базу данных, которая должна публично обновляться. Нашел кого-то — оставь его координаты. Не ты звонишь, и не тебе дают интервью, а это звонит радиостанция, и ей дают интервью. Структура службы информации На службу информации работает около 20 человек. Пять выпускающих редакторов. Они работают по три человека в день. Смена каждого шесть часов: с 6 до 12, с 12 до 18, с 18 до 24. Они выходят в эфир раз в полчаса. Человек отчитал новости, передал смену, рассказал об основных событиях, показал последний выпуск редактору, который вступает в свою смену. Все выпуски архивируются. У нас 10 корреспондентов, плюс внештатные. Это собственные корреспонденты, у которых свои темы: политика, экономика, экология, культура и пр. Но все-таки практика показывает, что узкая специализация по темам непродуктивна. И при том, что некие темы все же закреплены за корреспондентами, каждый из сотрудников должен быть готов работать в смежной проблематике. Конечно, не доводя этот принцип до абсурда. Спортивный комментатор не пойдет на заседание правительства по бюджету, а военный обозреватель не будет писать рецензию на премьеру в консерватории. Но каждый готов выехать на место ЧП, или митинга, или какого-то важного события, которое произошло только что и не было запланировано накануне. Отмечу специфику работы с региональными корреспондентами. Работа с ними ведется в трех направлениях. 1. Оперативно. В случае разного рода ЧП или местных информационных поводов они сами выходят на связь с нами и сообщают подробности происходящего. Например, итоги выборов губернатора Тульской области или пожар в Калуге на военной базе. 2. На заказ. Наша редакция заказывает корреспондентам на местах материалы по интересующим темам. Например, организация летнего отдыха детей, отношение в регионе к пенсионной реформе, отклики на введение реформы ЖКХ. 3. По графику. У каждого из наших региональных корреспондентов есть график «созвона» с нашей редакцией, когда они надиктовывают свои «вечнозеленые» материалы или репортажи, в основе которых лежит некий информационный повод, который может быть использован для разбавления утреннего эфира. Естественно, все эти материалы проходят отбор, и речи о том, чтобы все полученное из регионов ставилось в программы безоговорочно, быть не может. На сегодняшний день мы имеем собственные корпункты во всех городах вещания «ОРР», а также в Ростове, Волгограде и Санкт-Петербурге. В случае необходимости при освещении важных событий или мероприятий мы связываемся с местными средствами массовой информации в регионе и просим коллег с телевидения, радио или из газет сообщить нам нужные сведения. Среди сотрудников службы информации есть еще один важный человек — это продюсер. Он определяет насыщенность информацией всех программ, рассылает и расставляет корреспондентов, звонит в Думу, посылает факсы, приглашает, договаривается, ведет гостей, нужных для эфира до того момента, пока те не вошли в студию. Бывает такое, что иногда звонит какой-нибудь интересный для нас человек и говорит: «Я могу приехать к вам и дать интервью». Во-первых, это заслуга продюсера и сотрудников станции — значит, нас ценят и нам хотят предложить эксклюзив. А во-вторых, квалификация продюсера должна быть такой, что, если в настоящее время под рукой нет свободного ведущего или обозревателя, он может сам сделать это интервью с гостем. * * * Подытоживая все сказанное, отмечу — ваш личный опыт в таком сложном деле, как создание службы информации, незаменим. И хорошо, если чужое знание поможет вам не совершать собственных глупых ошибок. А вообще рецепта успеха нет — есть рутинная кухня. Вячеслав Умановский первый заместитель генерального директора «Радио России»* «РАДИО РОССИИ». НОВЫЙ ОБЛИК Государственной радиокомпании, федеральному государственно-унитарному предприятию «Радио России» десять лет. Чтобы в декабре 1990-го года за восемь месяцев до ГКЧП открыть станцию явно демократического, а если говорить точнее, антикоммунистического толка — стоило иметь не только гражданское мужество, но и определенную прозорливость. Тем не менее, это произошло. И первые годы своего десятилетнего существования «Радио России» не только делало историю, но и само было частью этой истории. А затем произошло то, что и должно было произойти. Станиславский говорил, что «каждому театральному коллективу отведено двадцать лет». Учитывая темпы нашего времени, за десять лет творческий коллектив редакции «Радио России» прошел все этапы своего развития — от безудержной политической активности начала 90-х, через культурно-просветительскую позицию середины 90-х, и, к сожалению, до полного старения конца 90-х. В результате к концу 90-х «Радио России», так называемая «первая кнопка», утратило свои лидирующие позиции не только на рынке масс-медиа, но и на рынке радиовещания. Почему это произошло? Причин этому несколько. Во-первых, радио, строящееся на 90% на долгих разговорах «за жизнь», увы, было обречено. ' Вячеслав Умановский окончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (факультет журналистики). Писал для газет тюменской области «Правда Севера» и «Тюменский комсомолец». С 1990 года работал в детской редакции Гостелерадио СССР. В 1993 году перешел на «Радио России» ведущим музыкально-развлекательного канала «Четыре четверти». Там работал до 1999 года сначала руководителем студии «Четыре четверти», потом главным редактором дня, затем заместителем директора. С 1999 года — начальник управления общественных связей и специальных программ Концерна «Радио-Центр». С 2000 года первый заместитель генерального директора «Радио России». Во-вторых, наблюдался явный дефицит свежих творческих идей, новые формы в эфире не появлялись годами. И, наконец, сильно отставало от времени оформление канала. Именно поэтому возникла необходимость придать государственному «Радио России» иной облик, как тематический, так и оформительский. Первое, с чего начала новая команда «Радио России» в июле 2000 года — с отмены так называемого орбитального вещания, когда каждая программа передавалась в эфир пять раз: премьера для Москвы и Центрального региона, а затем четыре повтора для разных часовых поясов. Сейчас «Радио России» вещает лучом, и наша основная сложность — построить сетку так, чтобы одна и та же передача адекватно воспринималась, скажем, в Москве в 8 часов утра и во Владивостоке в 16 часов, а в Якутске детская сказка не выходила в эфир в 22:30. Нам удалось решить эту задачу. Хотя это потребовало определенных усилий. Во-первых, понадобился более тщательный подход к программированию. Во-вторых, сами передачи теперь записываются с поправкой на данное обстоятельство. Что сегодня представляет собой эфир государственной радиостанции «Радио России»? Если начинать с включения радиоточек по московскому времени, то с 6 до 9 утра выходит в эфир то, что условно можно назвать информационно-развлекательным каналом. Утро для любой радиостанции — не важно, как она называется: частная, коммерческая, общественная, общественно-политическая, информационная, государственная и так далее — это прайм-тайм в любом случае. Несмотря на рост благосостояния наших сограждан и появление вторых и третьих телевизоров, утренняя аудитория радио пока еще опережает телевизионную. Именно поэтому утром по московскому времени мы стараемся делать эфир, во-первых, как можно более дробным, чтобы программы не превышали 15 минут, во-вторых, как можно более информационно насыщенным. Традиционная утренняя пятнадцатиминутка — это обязательно короткие новости, какая-то постоянная рубрика, репортерский сюжет на тему дня и набор информации, которая необходима слушателю в любом городе — прогноз погоды для всех регионов, курс доллара и, как правило, в конце пятнадцатиминутен — музыка. Потом эта схема повторяется. Таким образом, в утреннем часе у нас Утренние рубрики постоянные. Это исторический календарь «Что было, то было — этот день в истории», всевозможные полезные советы (от кулинарных до медицинских), информация Службы спасения и т.д. Кроме того, этот отрезок эфира, безусловно, отличается более динамичным, соответствующим общему настрою канала оформлением. Таким образом проходят первые три часа вещания. Если мы еще раз представим себе карту России, то практически во всех регионах время с 6 до 9 утра по московскому времени достаточно слушаемое. Особенно есл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.022 с.) |