Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новости на информационном радиоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Эхо Москвы» на медиа-рынке позиционирует себя как информационную радиостанцию, и служба новостей здесь — ключевое подразделение. Радио — это идеальная основа для создания информационной службы. Объяснений этому несколько. Во-первых, доступность. Прием радиопередачи возможен в любой квартире, машине, практически на любом рабочем месте. Во-вторых, — и это основная черта радио — мы не отвлекаем людей от их занятий. Утром вы собираетесь на работу, чистите зубы — и можете при этом свободно слушать радио. Смотрите в машине на показатели приборов, держите руль — и по-прежнему слушаете радио. Так же и на работе. Этим мы коренным образом отличаемся от телевидения и печатных СМИ. Наша информация доступна людям в любой обстановке. В третьих, радио оперативно. Фактически любого, кто настроился на нашу волну, отделяет от происходящего события минимальное расстояние: между нашим корреспондентом и ближайшим телефоном. Особенно тем мобильным, который лежит в кармане. И этой возможностью оперативного информирования мы должны пользоваться. Еще одна черта радио — универсальность. Выпуски новостей на радио в отличие от того же телевидения характеризуются разнообразием подаваемой тематики. В любом выпуске на телевидении мы увидим что-то о политике, что-то о макроэкономике, думскую хронику, репортаж о культуре, ну и спортивный блок в конце. Мы же на радио в ' Владимир Варфоломеев с 1991 года работает на радиостанции «Эхо Москвы». С 1998 года — заместитель главного редактора по информации. течение одного трехминутного выпуска можем охватить гораздо больше тем и направлений. Построение выпусков новостей Построение информационных выпусков у нас простое. В начале самое важное, потом менее важная, но значимая информация, в конце что-то интересное и любопытное. В принципе этот подход характерен для многих радиостанций. Но сам подбор новостей напрямую зависит от того, кто ваша аудитория. Если у вас молодежь — то и новости должны быть соответствующими. Свадьба Мадонны, например, должна стоять раньше, чем отключение электроэнергии во Владивостоке. Мы, в основном, ориентируемся на людей, которые принимают решения за себя и за другого человека. Мы должны выдать информацию, с помощью которой они примут правильное решение. Я, например, представляю себе такого же человека, как я, или, скажем, как моя мама. Я что-то ей прочитаю: поймет ли она это? Или вот это сообщение: если я еду в машине, и его услышу — будет ли оно мне интересно? Я ориентируюсь исключительно на такие параметры. Разумеется, критерий важности каждый понимает по-своему. Когда ты сидишь в студии, читаешь выпуск и видишь в новостном компьютере срочное сообщение — бежать, спрашивать у кого-то, давать его или не давать — невозможно ни технологически, ни идеологически. На «Эхе» каждый дает в эфир то, что он считает нужным. Поэтому в службу информации мы подбираем людей, которые воспринимают новости приблизительно одинаково. Сообщения должны отбираться по принципу: либо это полезно, либо интересно, либо развлекает и дает возможность улыбнуться. Кстати, в последние годы развлекательность в американских электронных СМИ забивает почти все серьезные темы. Чрезмерное использование таких новостей неоправданно, но саму тенденцию я считаю верной. Даже информационные станции не должны сильно «грузить». Скажем, идет заседание Государственной думы. Депутаты повыступа-ли^ пообсуждали. Что от этого изменится? На простых людях это никак не отразится. И мы можем эту новость пропустить. Но если тридцатым пунктом повестки дня в Думе стоит вопрос об охране подъездов, а это касается фактически каждого радиослушателя, то мы можем сделать «крупный план» именно об этом. Тогда парламентские корреспонденты получают задание: забыть обо всем остальном и собирать комментарии именно по этой проблеме. Важной проблемой в любом информационно-ориентированном СМИ является поиск т.н. «первой новости». На «Эхе» первой новостью выпуска может быть все что угодно. Вопреки сложившемуся имиджу, что «Эхо» — политическая радиостанция, мы можем рассказать о самых неожиданных событиях. Внутри информационных выпусков мы стараемся не ранжировать новости по темам: «Сейчас новости культуры, а за ними вы услышите новости спорта...». Новость — она и есть новость. Это всегда неожиданность. И поэтому, если Крамник выиграл у Каспарова — у нас это может пойти первой новостью, если не было других новостей посерьезнее, вроде Останкинской башни. То, что Крамник выиграл у Каспарова, который 15 лет был чемпионом мира, — это неожиданность, поэтому новость. Даже люди, которые не играют в шахматы, знают, кто такой Каспаров. Даже не Крамник выиграл у Каспарова, а Каспаров потерял шахматную корону — вот так у нас формулируется новость. Нужно искать общечеловеческие темы. Можно не интересоваться футболом, но, если наш «Спартак» победил их «Реал» — это общая ш кость. Это интересно всем. Мы провели исследование приоритетов аудитории. На первом месте оказалась погода. Она интересует 94% населения — погода сейчас и на день вперед. И поэтому каждые полчаса утром перед новостями у нас дврминутныи выпуск погоды со всеми давлениями, влажностями. Кроме того, погода идет в пятнадцатиминутных новостях. На втором месте по популярности — внутренняя политика. На третьем — микроэкономика (например, рост цен или остановка транспорта, но только в городе вещания радиостанции). На четвертом — макроэкономика. Потом криминал, потом судебная хроника и т.д. Спорт, как это ни странно, оказался ниже криминала по рейтингу, потому что криминал интересует всех людей, а спорт — только определенные группы. Международные события оказались на одиннадцатом месте. Эти исследования показали, что людям в первую очередь необходи Новости из регионов тоже не очень интересны радиослушателю, если он там не живет. Региональные новости на «Эхе» мы берем только в двух случаях. Либо это события, которые могут оказать влияние на то, что происходит по всей России — скажем, дело Быкова (вроде бы красноярский предприниматель, а звучание общероссийское). Либо это какие-то забавные, неожиданные истории. Рой пчел налетел на человека, открыли гробницу в Бурятии... Подобные сообщения — как бы из рубрики «разное» — мы берем, остальное — как правило, нет. Мы можем рассказывать об отключении тепла в Хакасии или о подорожании бензина в Татарии на один рубль, но только в двух случаях: либо в информационном выпуске есть целый блок про ситуацию с бензином по стране и особенно в Москве, и ведущий может сказать: «Да, вот и в Татарии тоже ситуация непростая». И второй вариант: из этой новости просто сочинить новую, обострив ее так, чтобы никто не заметил, что новость о далекой Татарии. Но это действительно очень сложно. В новостях важен человеческий фактор, но не в виде комментариев. Читая новость, я могу улыбнуться, и аудитория это услышит. Следующий ведущий может прочитать эту же новость грустно. Одного не может быть никогда: в новости никто свою позицию не вкладывает, а если сделает это — будет уволен. По сути никакой общей политики нет. Политика одна — информировать слушателей, поднимать рейтинги и делать деньги. Но с самого основания «Эха» у нас установилось правило: никто не может заставить ведущего прочитать новость, которую он не хочет читать. Даже главный учредитель. Но за руководством право снимать любую новость с эфира. Источники информации В работе любой станции, которая занимается информацией, крайне важны источники ее получения. Откуда берутся новости? Основную массу информации — 70% — мы берем из информационных агентств. В эфире мы обычно не читаем сводки в их первозданном виде, кроме экстренных случаев, когда новость приходит на монитор во время выпуска. Все сообщения тщательно редактируются, поскольку печатный текст и текст для произнесения в эфире — это разные вещи. Создание новостей — это конвейер. Это производство. Можно быть самым информированным человеком на свете и не суметь создать никакой новостной системы. Мы пережили одну ошибку, когда считали, 178 что новости, найденные самостоятельно, — самые главные. Потребо- валось время, чтобы отказаться от этого величия и понять, что новости можно брать где угодно, главное, чтобы слушатель знал, что у нас он получит все. Когда пять лет назад мы выбрали этот формат — решили, что не будем скупиться на источники. Сегодня мы подписчики всех агентств: ТАСС, РИА, Интерфакс, АИФ-Новости, МК-Новости, РБК. Просматриваем все ленты: Франс-пресс, Рейтер, Ассошиэйтед пресс. Это сумасшедшие деньги. Но мы решили, что берем все ленты, читаем все газеты, смотрим все телепрограммы. Это система. Мы посредники. Наша задача интеграционная. Вся эта информация переосмысливается, и формируется выпуск новостей. Процентов 15 содержания наших новостей — информация от собственных корреспондентов, с которыми мы работаем в некоторых регионах внутри страны и за рубежом. У нас хороший филиал в Петербурге. В других регионах работаем, в основном, на разовой основе. Практика проста: затонула подводная лодка в Баренцевом море. Ближайший город — Мурманск. Выпускающий редактор звонит по мурманским редакциям радио, телевидения или газет, разговаривает с людьми, во время беседы слушает, как они говорят, определяет, кто может связно что-то объяснить, потом с ним договариваются, и в течение нескольких дней он передает нам информацию либо в записанном виде, либо сразу в прямой эфир. У нас есть несколько зарубежных корреспондентов. Они не в штате. В основном это корреспонденты информационных агентств или газет в Париже, Риме, Лондоне, Вашингтоне. По нашим запросам они делают материалы, и точно так же на гонорарной основе в валюте их стран мы оплачиваем эту работу. Мы не считаем необходимым содержать собственных корреспондентов — это крайне дорого. Это подтверждает и тенденция к сокращению численности корпунктов за рубежом крупнейших мировых масс-медиа. Так сделали уже CNN, ABC, NBC. В последнее время мы стали активно пользоваться интернетом. В основном это новостные сайты традиционных средств массовой информации, скажем, радиостанций Би-Би-Си, «Немецкой волны», «Свободы», телеканалов CNN, NBC плюс сетевые русские издания, с которыми, правда, есть некоторые проблемы, поскольку вопрос доверия к ним им как к источникам информации до сих пор не решен. Мы пользуемся теми, с которыми пока не было проколов. Это — Газета.Ру, Лента. Ру. Когда новость идет от Информационного агентства, мы ее не проверяем. (Это допускается Законом о СМИ). Если же информацию мы получаем сами, например, от какого-то политика, который говорит о том, что готовится повышение налогов, просто так эта информация в эфир не идет. Мы ищем ее подтверждения. Серьезный прокол с последовавшим судебным разбирательством у нас был только один: мы сообщили об отставке Черномырдина, а он остался. Но здесь, опять же, трудно понять, что было на первом месте, а что на втором. Не исключено, что именно наше сообщение с последующим распространением в агентствах просто остановило эту отставку и сорвало ее. После этого были только устные извинения главного редактора перед Виктором Степановичем. И еще были попытки судебного преследования — Лужков подал на нас в суд после одного из комментариев Андрея Черкизова, но это была не наша вина. Андрей воспользовался информацией одного агентства, где приводилась неточная цитата из выступления мэра. В итоге пошло искажение, мы принесли извинения в эфире. Ошибок мы стараемся избегать, ведь единственное, что у нас есть — это репутация. И обычные люди, которые нас слушают, и политическая элита знают, что Алексею Бенедиктову и его команде можно доверять. И если эта станция так говорит, значит, так и есть на самом деле. Когда мы будем прокалываться вслед за желтыми изданиями раз за разом, это доверие будет утрачено. Сейчас приходится иногда засорять эфир лишними ссылками на агентства, но лучше перестраховаться. Работа с гостями Беседы — это один из тех трех китов, на которых изначально создавалась и пока держится радиостанция. Суть нашей работы — разговор с гостями в прямом эфире, новости и интерактив, под которым подразумеваются и игры, и викторины со слушателем, и предоставление им возможности участвовать в беседах с приглашенными. Кто бы ни был нашим гостем — Зюганов, Явлинский, Доронина — мы гостеприимные хозяева. Но до того момента, пока они не вошли в студию. Как только человек оказался в студии, мы оставляем хорошие манеры за дверью. Естественно, по имени-отчеству продолжаем называть, но пытаемся вести беседу как можно более жестко, кто бы перед нами ни сидел. Это происходит не потому, что мы плохо относимся к гостю, а потому, что из большинства людей только в такой манере можно что-то вытянуть. Если себя вести тихо и благостно, то человек не скажет ничего. После эфира говоришь: «Вы на меня, надеюсь, не обижаетесь, вы же понимаете — бизнес». Но некоторые выходят с красными лицами: «Что такое они себе позволяют?» Здесь позиция четкая: никакой доброты и возможности чего-то не сказать. Не отвечает — повторяем вопрос. Пока не ответит — стараемся не отпускать. Но мы помним, что этот человек нам и дальше нужен. Мы с ним не ссоримся навсегда. Мы заинтересованы, чтобы он снова пришел на «Эхо». В регионах случается так: наши коллеги приглашают начальника в эфир — он просит за это деньги. У нас такого нет, намеки со стороны политиков закончились давно. Напротив, именно гости (бизнесмены, как правило) зачастую платят за свое выступление в нашем эфире. И здесь у «Эха» есть один важный принцип, который, как мне кажется, неплохо было бы перенять и другим. Приходит человек, который заплатил деньги за эфир, и хочет говорить то, что нужно ему. Но мы его ограничиваем: «Уважаемый! Ты, конечно, заплатил, но только за то, чтобы войти в студию и сесть у микрофона рядом с ведущим. А что с тобой будет делать ведущий в студии — это его дело». Как правило, пресс-служба гостя заранее присылает список вопросов, которые он хотел бы обсудить. Но мы говорим только о том, что нам интересно, и предупреждаем об этом заранее. Безусловно, мы прочитаем этот список, может, ведущего что-то и заинтересует. Но если его ничего из предложенных тем не зацепит — разговор будет вестись на другие темы. Новости в сетке вещания Информация у нас разная и по хронометражу, и по наполнению. Есть выпуски длиной в 1 минуту, 2, 5, 10... Минутные выпуски в 15 минут каждого часа начинаются с прогноза погоды, затем следует краткое изложение главной новости и подробный рассказ о каком-либо занимательном, любопытном событии и в завершении — курс доллара. Выпуски в 2-3 минуты (в середине часа и в 45 минут) строятся уже по стандартной схеме: от самых главных к менее важным новостям с прогнозом погоды в конце. Пять минут — краткий выпуск информационной программы «Эхо». Он отличается от двух-трех минутных выпусков тем, что в нем есть голосовые материалы: 1-2 продолжительностью до 40 секунд. Программы «Эхо» выходят в начале почти каждого часа. Десятиминутная программа «Эхо» — то же самое, что пятиминутная, только больше звуковых материалов: от 4 до 8. Расширенные программы «Эхо» выходят в эфир в 12, 16 и 22 часа. Самое рейтинговое время нашего эфира — утреннее и вечернее — заполнено новостями по максимуму: выпуски каждые 15 минут. К та- 181 кому графику мы пришли не сразу. Начинали с новостей раз в час, затем перешли на выпуск каждые 20 минут. Потом — на шаг в 15 минут. (Так работают французские, британские и многие американские радиостанции, у них новости каждые 15 минут.) Вначале казалось, что пятнадцатиминутный шаг не потянем. Но со временем поняли, что это оптимальный режим. Такой график выхода новостей объясняется еще и ротацией аудитории. Сначала, правда, было очень много звонков и писем, которые говорили: «Вы просто давите нас новостями». Ответ простой: не слушайте так часто. К сожалению, за последние годы мы не видели ни одного серьезного российского исследования, которое могло бы сказать, сколько человек непрерывно слушает радио. Всю информацию мы получаем из западных исследований. В Америке считается, что в утренний период человек слушает радио 19 минут. Почистил зубы, съел свой бекон и убежал на работу. Мы также считаем, что нормальный российский человек (не фанат) слушает утром радио минут 20, днем — минут 30. И за это время мы даем как минимум один выпуск новостей. Человек попадает на новости и узнает то, что мы хотели ему сообщить. Программирование и наполнение утреннего эфира Утро — это самое рейтинговое время фактически на любой радиостанции. У нас с 7 до 10 утра — пик слушаемости за весь день. И мы не должны потерять эту аудиторию. Исследования показывают, что утренние слушатели практически не меняют радиостанцию. Если человек привык по утрам слушать «Маяк», он будет слушать «Маяк». Днем он может искать себе что-то другое, вечером может попытаться найти спортивную программу или джазовую передачу. Но утром люди консервативны. Британские исследователи, например, подчеркивают, что слушатель каждое утро включает одну и ту же станцию, настраивая волну как будильник. Вот отдельные выдержки из этих исследований. «Отношение слушателей к станции (не только по утрам) во многом определяется двумя элементами — эмоциональным и функциональным. Функциональный включает в себя информационные выпуски, погоду, транспорт, спортивные результаты и какой-то конкретный музыкальный номер. Элемент эмоциональный — это общий музыкальный ряд, фразы, произносимые ведущим, и общее настроение эфира. Соотношение эмоциональности и функциональности может быть различным, и слушатели не всегда выбирают одну и ту же пропорцию... ...Радиоэфир, как музыкальный, так и информационный, в утреннее время должен нести максимальный функциональный заряд. Наиболее успешными утренними ведущими являются те, кто доносит важнейшую информацию, но при этом создавая положительный настрой на начинающийся день». Еще британцы выделяют такое понятие как «форма восприятия эфира слушателем». Есть два основных типа прослушивания радиопрограмм — «обычный» и «конкретный». Обычный тип предполагает не очень сосредоточенное восприятие того, что говорится. Радио может быть определенным фоном при ведении домашних работ, при поездке на транспорте. А конкретный тип предполагает прослушивание именно в тот момент, когда слушатель ничем не занят, не отвлекается на другие дела, а больше сосредоточен на программе. Эти исследования мы попытались использовать при построении нашей утренней программы. Мы стараемся жестко бороться (возможно, наступая на информационную политику) за то, чтобы в утреннем эфире было как можно меньше сообщений о катастрофах, затоплениях и жертвах. И в утренней программе должны быть зацепки для слушателя, чтобы прослушивание было конкретным. Самой новостью бывает достаточно трудно привлечь внимание человека. Только в таких случаях, когда «сенсационное заявление сделал сегодня тот-то». Утром это довольно сложно, потому что спят все, в том числе и те, кто мог бы сделать это заявление. И здесь многое зависит от ведущего. Между жестким потоком информационных программ мы специально оставили ведущим время для того, чтобы делать зацепки, а не гнать просто нон-стопом программу из различных информационных рубрик. Радио — фон и какая-то яркая фраза, брошенная ведущим, например, «а вот только что мы получили сообщение...» — выдернет человека из этой рутины, и он настроится на волну. Для привлечения внимания можно использовать и необычные звуки. Утренний эфир мы начинаем в 5:30. Длится он до 10 часов, захватывая три пиковых часа с 7 до 10 утра. Почему мы выбрали такое время для начала? Во многом это связано с тем, что мы работаем и в регионах и пытаемся это учитывать при построении сетки вещания. И потом, как показали опросы, аудитория после 5 утра не нулевая. Обычно у всех радиостанций где-то с 2 часов ночи до 6 утра — практически ровная линия, близкая к нулю. Но у нас после 5 утра начинается небольшой, но рост. Именно с 5:30 мы входим в режим выпуска новостей каждые 15 минут. Что мы включаем в программу, которую называем «утренний информационный канал»? Скелет ее — новости. Кроме того, регулярные, два раза в час, выпуски о погоде, спортивная информация (тоже два раза в час), тематические выпуски и обзоры прессы. Метеоинформация, пожалуй, наиболее востребована слушателем утром, кем бы он ни был. Политик или домохозяйка — все равно он выходит из дому и хочет знать, что будет в течение дня и что синоптики обещают на ближайшие выходные. Именно поэтому у нас подробный рассказ о погоде завершает и каждый информационный выпуск. То есть, о погоде мы говорим шесть раз в час. (Так работают, в частности, французские и американские радиостанции подобного формата.) Погода идет «вживую». На такой режим мы перешли год назад, ввели специальную ночную смену для наших корреспондентов, и они ночью готовят прогнозы погоды на утро. Спортивная информация — это та информация, которая особенно востребована мужской половиной аудитории. А каждая станция хочет, чтобы ее слушало больше мужчин, чем женщин, потому что с точки зрения рекламодателя именно мужчины приносят деньги. Мы спорт сделали тоже «живым». Раньше у нас шли выпуски, записанные с вечера. Сейчас с 5:30 специально работает спортивный обозреватель, который в прямом эфире рассказывает новости. В чем прелесть живого эфира? Все, что произносится в тот момент, когда слушатель на волне, воспринимается иначе, чем любая записанная передача, и это хорошо известно. Обзоры прессы мы делаем тоже. Это было наше внутреннее решение: мы посчитали, что информация о публикациях в сегодняшних газетах достаточно интересна, чтобы давать ее также два раза в час. Мне кажется, что мы в этом выборе не ошиблись, хотя на американских и французских станциях обзоры идут раз в час. Кстати, мы не считаем для себя зазорным использовать в утренних новостных выпусках информацию из газет. Далеко не каждый человек читает газеты. Например, газета «Коммерсантъ» при всей ее раскрученное™ имеет тираж в Москве несколько десятков тысяч экземпляров. Нашу радиостанцию в 7:50 слушает 80 тысяч человек. К следующему обзору будут слушать 85 тысяч, причем, уже совершенно других. И если у «Коммерсанта» есть эксклюзивная информация, которая стала известна только ему, почему об этом не говорить в наших новостях? Помимо этого, зарубежная пресса и информация из западных газет доступна в нашей стране единицам, и рассказ об интересной публикации в «Нью-Йорк Тайме» даже поощряется. Фактически все остальное эфирное пространство в утренней программе занимают тематические передачи, которые, как правило, напрямую не связаны с текущими событиями, а имеют информационное наполнение. Это размышления о современной культуре, о положении российской экономики и прочее. Они создают с одной стороны ощущение информационной заполненности эфира, а с другой — предоставляют информацию, которая нигде больше не звучит. И создается впечатление новизны для слушателя. Естественно, наполнение для таких программ может черпаться из разных'источников: газет, специализированных журналов и пр. У нас есть некая граница утреннего эфира: 8 часов утра. В это время происходит смена информационных ведущих: тот, кто работал ночью, уходит, приходит новый и ведет информационную утреннюю программу дальше. Свежий человек, не заспанный голос. После 8 часов происходит серьезное обновление тех новостей, которые мы даем. До 8 это, как правило, сообщения вчерашнего вечера и то, что пришло ночью, а, начиная с 8 часов — то, что пришло с полуночи и анонсы мероприятий наступающего дня. Технологически это достаточно просто, поскольку меняется ведущий. Да и аудитории в 9 утра уже не очень интересно слушать вчерашние новости. Еще одна проблема — ротация новостей. Мы заказывали исследование в фокус-группах по этому вопросу. Основная претензия слушателей — повторяемость новостей. Если происходит что-то важное, то, как часто это сообщать, чтобы не перегружать слушателя? Построить графики и дать рецепт, как мне кажется, невозможно. Руководствоваться можно только собственными ощущениями. Есть простой выход: если вы чувствуете, что новость важная и надо давать ее в каждом выпуске, то так и делайте, но, перерабатывая ее, чтобы восприятие было иным, свежим. Новость можно давать часто, но просто под разными соусами. Один раз — голосом ведущего, второй раз это может сделать корреспондент, в третий — та же самая новость, но в комментарии какого-нибудь ньюсмейкера. Конечно, ведущему, который работает в информационном потоке несколько часов, психологически трудно из выпуска в выпуск читать одни и те же новости, пусть даже очень важные. Он все это уже знает наизусть. Но информационщик должен помнить, что практически от выпуска к выпуску или через выпуск аудитория меняется почти на 100%. И тот, кто слушает тебя в 7:30, еще пятнадцать минут назад спал — а ведь он тоже имеет право услышать самые главные новости. В утреннем эфире важен и хронометраж рубрик. В свое время у нас были безразмерные передачи по 7-8 минут. Но мы поняли, что в утреннем жестком ритме такие передачи ставить нельзя — теряется стиль всего канала. Мы установили лимит: за исключением пятиминутной информационной программы в начале часа остальные рубрики — до 3 минут. Ведение утреннего эфира Нам казалось довольно интересным, когда новости читаются строго, зажато, в костюме, застегнутом на все пуговицы, а специальные люди, фактически ди-джеи, отвязно ведут весь остальной эфир. Потом мы отказались от этого, отдав общий эфир информационным ведущим, и выиграли по нескольким позициям. Информационному ведущему, который привык, как я, читать по бумажке, конечно, вначале было сложно перестроиться на ведение эфира общего формата. Тем более в выходные дни, когда он и песню должен подвести, а это несколько другая работа. Но мы заметили, что информационщики стали и новости представлять иначе. Уже нет этой зажатости, строгости, налета официоза. Новости стали более раскованными, в хорошем смысле, стиль более легким. Не «Владимир Путин сегодня встречался с Нобелевским лауреатом», а «огромный букет пурпурных роз преподнес Президент России Жоресу Алферову». В таком же «облегченном» стиле наши информационные ведущие ведут утренний эфир. Структура службы информации Всего в службе информации «Эха Москвы» около 30 человек. Для Москвы, для станции подобного формата это очень немного. Основа информационной службы — ведущие новостей. Их 10 человек. Это те люди, которые отбирают события для освещения, отсмат-ривают сообщения информационных агентств (а их приходит в течение минуты примерно двадцать-тридцать), самостоятельно все редактируют и представляют в эфире от имени радиостанции. Именно ведущий новостей отвечает за все, что происходит в эфире информационных программ: за свои тексты, за работу выпускающего редактора, за сбои с гостями или интервью, за ошибки корреспондентского звукового материала и за многое другое. Этот человек внутри информационной службы — основной. Можно уволить всех остальных — корреспондентов, выпускающих редакторов, инфореферентов, продюсеров. Ведущие должны уходить последними. Корреспондентов, которые работают в Москве, около 10 человек. Как правило, это молодые люди до двадцати пяти лет. В основном наши московские корреспонденты занимаются достаточно простой работой: посещение мероприятия, оперативный звонок оттуда с сообщением о происходящем, запись голосов ньюсмейкеров. У них, как правило, нет своих передач или рубрик. Это хорошая и качественная ремесленная работа. Иногда у нас возникает внутренняя дискуссия — не отказаться ли нам от корреспондентской сети. Зачем, мол, они нужны, давайте лучше возьмем еще двух хороших ведущих и по сообщениям агентств, по мониторингу телевидения будем делать новости — ничем не хуже. Но дискуссии эти быстро затухают, так как живые голоса все равно не заменить никакими сообщениями агентств. Несколько месяцев назад мы ввели для корреспондентов отдушину — спецрепортаж, где они могут делать то, что хотят. Но это факультативно. Основная их работа — все же мероприятия и голоса ньюсмейкеров для наших информационных программ. Мы до сих пор не решили, нужна ли специализация для корреспондентов. Есть много веских доводов «за» и «против». Человек на одной теме постепенно замыливается, начинает ее лоббировать, не отличает истину от вранья. Поэтому пока у нас нет специализации, за исключением некоторых обозревателей, которые занимаются культурой. Естественно, на одних мероприятиях, которые происходят даже в Москве, не говоря уже о регионах, не проживешь, и полноценные новости на этом не сделаешь. Поэтому у нас есть еще одна группа людей — инфореференты. Их четыре человека, они работают в редакции и занимаются тем, что берут по телефону интервью и комментарии к событиям. Выпускающих редакторов трое. Их функции — обслуживающие. Это важные люди: они обеспечивают связь между ведущими, инфоре-ферентами и корреспондентами, передают задания. Другая категория важных людей в редакции — продюсеры наших гостей. Это команда из пяти человек, которая каждый день занимается поиском, уговариванием и приглашением разных гостей в студию. В последнее время делать это становится все сложнее (прежде всего по политическим причинам). * * * СМИ — это сфера обслуживания. Не важно, кто узнал, что метро встанет — важно, что оно встанет. Вот самый главный подход. По сути, не важны хронометраж выпуска, принцип первой-второй новости. Важно понимание того, что есть новость и правильное ее преподнесение. Можно сделать даже программу в 45 минут. И это будет слушаться. Только ее нужно правильно обработать и предложить слушателю. Например, как детектив с продолжением. Новости не должны появляться, а потом исчезать, чтобы снова появится через 15 минут. Должен быть постоянный отсвет новостей. Интрига — а что будет дальше? У слушателя должно создаться впечатление, что при нем делается история. Но при этом мы должны чувствовать и понимать интерес общества. А это ювелирная, но очень благодарная работа. Раздел 3 ОБЩЕСТВЕННОЕ РАДИО Марина Скалкина главный редактор радиостанции «Говорит Москва»*
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.014 с.) |