Значение новостей на музыкальном радио 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение новостей на музыкальном радио



Многие программные директора часто задаются вопросом: «А нуж­ны ли вообще новости на музыкальной станции?» Ведь, включая такую станцию, человек хочет слушать музыку, а не новости.

Практика показывает, что новости на музыкальном радио нужны.

Во-первых, из всех средств массовой информации радио — самое оперативное. И это особенно важно для региональных радиостанции, которые ориентируются на город. Иногда в городе просто нет иных оперативных средств информирования населения. И тогда именно развлекательный носитель — музыкальное FM-радио — может переда­вать «ударные», актуальные для этой местности новости.

Во-вторых, даже от самой прекрасной и любимой музыки человек устает. Реклама по инерции воспринимается как нечто угнетающее и мешающее хлушать музыку. Новости же, особенно профессионально сделанные, служат хорошей разрядкой, изменением звуковой атмос­феры, в которой находится человек, где бы он ни слушал радио: в машине, в квартире, в супермаркете.

В-третьих, к новостям имеется серьезный интерес со стороны рек­ламодателей.

Реклама в новостях продается лучше и стоит дороже, чем в реклам­ном блоке. Человек, слушающий рекламный блок, отключается психо­логически, уже второй и третий ролик в блоке воспринимается хуже, чем первый. Но когда человеку говорят, что сейчас будет выпуск ново-


 



Лекция была подготовлена при участии Николая Мегвелидзе, продюсера утренней программы «шЫзгара-шоу» на «Нашем Радио» (прим. ред.).


' Борис Барабанов окончил Одесский государственный университет им. И. И. Мечни­
кова (филологический факультет). Работал в одесских СМИ. С 1995 года — директор
информационной службы «Просто Ради.О» (Киев—Николаев—Одесса). С 1997 года коор­
динатор информационной службы радио «Максимум» (Москва—Санкт-Петербург). С
1998 года директор информационной службы «Нашего Радио», ведущий выпусков. 79


стей, он настраивается на потребление информации и хорошо воспри­нимает рекламу.

Все это показали исследования аудитории. Мы тестировали востре­бованность новостей в музыкальном формате. Люди, которые прихо­дили на фокус-группы, говорили: «Новости нужны. Мы хотим быть в курсе дела».

Но как только мы предлагали участникам исследования образцы информационных выпусков, сразу появлялась масса претензий. Каж­дый видит новости по-своему: «Здесь вы рассказали слишком много, здесь стоило обойтись без длительных вступлений» — и так далее.

И основная задача информационной службы музыкального радио — сделать так, чтобы выпуск новостей, его информационное наполнение было воспринято слушателем. Вот в этом, наверное, самый большой парадокс нашей работы, потому что необходимо заставить аудиторию слушать не то, ради чего она настроилась на волну.

Что влияет на работу с информацией

Характер и состав новостей зависит:

от музыкального формата.

Новости мы отбираем по тому же принципу, что и музыку. То, что является хитом на станции для взрослых (от 25 до 35 лет), не является таковым на станции для тинейджеров. Если радио, рассчитанное на старшее поколение и транслирующее серьезную музыку, может начать выпуск с информации о том, что сейчас происходит на Ближнем Вос­токе, то радио для более молодой аудитории начнет новости с цен на бензин или с ситуации на дорогах.

от характеристик целевой аудитории.

На станции, вещающей, скажем, «ретро», наверняка присутствуют рубрики типа «Страницы истории». На радио, где аудитория состоит в основном из женщин, наверняка большее внимание будет уделяется, например, моде.

Правда, это не значит, что на станции, рассчитанной на молодых мужчин, о моде мы не говорим вообще. Мы говорим, но лишь в той пропорции, которая необходима нашим слушателям. А это мы выясняем на основе собственного опыта и из социологических исследований.

от того, локальная данная станция или сетевая.

На локальной станции, естественно, больше местных, меньше об­щероссийских новостей. Что там в Москве происходит — для ее ауди­тории в меньшей степени важно. И мы стараемся это учитывать. Так


как у нас есть сетевые партнеры, мы не говорим, например, о пробках на московских дорогах. Нам кажется, что эта информация не нужна для регионального слушателя. Но мы часто даем новости из регионов, где у нас есть вещание, даже не столько для того, чтобы их проинфор­мировать, сколько для того, чтобы показать, что мы в курсе их дел, о них заботимся.

Все это влияет на подбор новостей, принципы их программирова­ния в сетку вещания, хронометраж, используемые в новостях жанры и прочее.

Например, московская радиостанция «Хит-FM» (формат которой можно определить словом «поп-станция») ориентируется в большей степени на отечественную популярную музыку и в меньшей степени на западную. Радио абсолютно беззаботное, легкое, ни к чему не обязы­вающее, не претендующее на роль выразителя каких-то глобальных идей, тем не менее, удерживающее одну из ведущих позиций в мос­ковском эфире и не выходящее из «топ-10».

Вот пример их выпуска новостей. Он вышел в 16 часов, продолжи­тельность — до четырех минут.

«...В этом выпуске: мир поразила эпидемия так называемого стресса. Международная организация утверждает: один из десяти трудящихся в Европе и Северной Америке страдает от депрессии, тревоги или стресса, связанных со своей работой, и на этой почве возникают различные ум­ственные и психические отклонения. Это обходится работодателю в копе­ечку.

По данным Международной организации трудящихся Европейский союз тратит на решение проблем психического здоровья до четырех процентов всесоюзного валового продукта. А другая организация — Всемирная Федера­ция психического здоровья — подсчитала, что расходы бизнесменов Европы и Америки на оплату больничных и потери от низкой производительности задетых стрессами работников составляют сто двадцать миллиардов долларов в год. Наверно, дешевле будет нанять штатного психолога или просто создать сотрудникам благоприятную атмосферу, учитывая психо­логические особенности каждого.

Кстати, по мнению британских ученых, лучшим лекарством от стрес­са является, как ни странно, секс. Более того, регулярный секс лечит бес­сонницу, плохое настроение и даже омолаживает. Ученые опросили около ста человек, которые выглядят на семь-десять лет моложе, и выяснили: объединяет их исключительно любовь к сексу. Секс способствует выделе­нию в организме полезных веществ, в том числе обезболивающих и успока­ивающих.


На второе место среди секретов долгожителей ученые поставили спорт. По их данным, ежедневные сорокаминутные занятия аэробикой продлевают жизнь на двенадцать лет. Так что секс и спортдва главных ключа к вечной молодости.

А вот подросткам молодеть некуда и, значит, секс им не нужен. Чтобы убедить в этой сомнительной мысли британских тинэйджеров, правитель­ство потратило 60 миллионов фунтов стерлингов. В школьных туалетных комнатах появились постеры, призывающие ребят сохранять девствен­ность до более сознательного возраста и хорошенько подумать, прежде чем вступать в сексуальные отношения. По приказу министра здравоохранения постеры не содержат строгого запрета, они выполнены в молодежной эс­тетике и в юмористическом тоне. Одновременно в молодежных журналах будет развернута компания по просвещению малолетних читателей отно­сительно основ безопасного секса».

Многие музыкальные станции строят информационный эфир про­сто на главных темах, не утруждая себя особым программированием, репортажами, включениями интервью и так далее. Наверное, лучший такой пример — выпуски «Русской службы новостей», которая об­служивает «Русское Радио» и радио «Монте-Карло» (прежнее радио «Классика»).

Специфика работы «Русской службы» в том, что один выпуск идет сразу на две станции с разными форматами. И новости должны устра­ивать разные аудитории. Эти станции, в общем-то, похожи. Они обе играют «мэйнстрим», только одна — русский, другая — западный. Поэтому и новости у «Русской службы» «мэйнстримовые», «усреднен­ные», новости без «отношения». Но это хорошая работа и, как мне кажется, ведущие справляются с ней, их не скучно слушать.

«В Москве 15 часов. В студии Татьяна Калинина с выпуском новостей.

По подозрению в совершении террористического акта на железнодо­рожном вокзале в Пятигорске задержан человек, еще месяц назад работав­ший участковым инспектором Пятигорского горотдела милиции, но затем уволившийся по собственному желанию. Об этом на сегодняшней пресс-конференции сообщил начальник Ставропольского УВД Александр Волко­дав. По его словам, задержанный уже сознался в организации взрыва и назвал приметы тех, с кем в сговоре и был совершен теракт. Все они объяв­лены в федеральный розыск. Ранее Волкодав сообщил, что взрывное устрой­ство, обезвреженное во вторник в гостинице Буденновска, было заложено теми же людьми, которые устроили взрывы в Невинномысске и Пятигорс­ке в минувшую пятницу. Напомню: в результате этих взрывов 4 человека


погибли, 35 пострадали. Милиционеры вовремя вынесли из гостиницы сум­ку, из которой раздавался звук тикающих часов. Опасную находку сбросили в пустынном месте с обрыва в реку в окрестностях Буденновска. Сумка взорвалась, не долетев до воды.

В Москве задержан человек, который пять лет назад обстрелял из гра­натомета Американское посольство. Как нам сообщили в столичном ГУВД, это сорокалетний москвич Сергей Гаврюшин, зам. директора одного из столичных автосервисов. Он женат, имеет двоих детей. Задержали его накануне на Ставропольской улице. В его квартире найдено большое коли­чество комплектов камуфляжной формы, брошюры по миновзрывному делу и боевым искусствам. Мотивы своего давнего поступка Гаврюшин не рас­крывает. Известно только, что обстрел посольства он готовил несколько дней. Сейчас проверяется причастность Гаврюшина еще к одному обстрелу Американского посольства, совершенному в марте прошлого года.

Странам — участницам договора о коллективной безопасности СНГ, которые подвергнутся вооруженному нападению террористов, будет ока­зана необходимая помощь. Об этом говорится в заявлении глав государствучастников договора, собравшихся сегодня в Бишкеке. Договор о коллектив­ной безопасности объединяет Россию, Киргизию, Казахстан, Белоруссию, Армению, Таджикистан. Руководители этих стран намерены выступить с инициативой проведения специального заседания Совета Безопасности ООН по урегулированию ситуации в Афганистане с участием всех сторон, вовлеченных в конфликт,сообщает ИТАР-ТАСС.

Глава российского МИД Игорь Иванов, находящийся на Ближнем Вос­токе, не исключает возможности многосторонней встречи с участием ли­деров Израиля и Палестины. Перед вылетом в Сирию Иванов сообщил, что список участников и место проведения такой встречи сейчас обсуждают­ся. Цель переговоров, по словам российского министра, в том, чтобы изра­ильская и палестинская стороны объявили о прекращении насилия на согла­сованных условиях. Это позволит постепенно нормализовать обстановку на Ближнем Востоке, после чего можно будет возобновить переговорный процесс, — отметил Иванов. Между тем, палестино-израильские столк­новения не прекращаются. За сутки на западном берегу реки Иордан ра­нения получили около 40 палестинцев. К настоящему моменту истекли первые сутки второго ультиматума, предъявленного израильским премье­ром палестинцам, но беспорядки продолжаются. В результате двухне­дельного конфликта 89 человек погибли, более двух тысяч арабов получили ранения.

Официальный курс рубля, установленный Центробанком на завтра, со­ставляет 27 рублей 86 копеек за доллар.


В Москве завтра будет облачно, с прояснениями, без осадков. Темпера­тура ночью +], +3, днем — до 11 градусов.

Татьяна Калинина. Русская служба новостей».

Существует очень много станций, на которых люди делают все это в три-четыре раза короче. Некоторые ограничиваются просто заголов­ками — «приехал — уехал — продали — открылась» и так далее. Но в описанных вариантах это тоже слушается.

Следующий пример — новости «Нашего Радио».

Характеристика аудитории станции: возраст от 20 до 35 лет; мужчи­ны; преимущественно столичные жители; люди образованные, веду­щие активный образ жизни; музыкальный формат — «русский рок»; динамичная музыка; эфир насыщен разнообразными рубриками, свя­занными с музыкой и не только; много джинглов.

В качестве примера приведу утренний выпуск новостей.

Джингл: «Наши новости с Борисом Барабановым».

«Доброе утро. Спонсор этого выпускасеть стоматологических кли­ник «Дента вита». Уникальные технологии, новейшие материалы, доктора суперкласса. Звоните и приходите. 291-29-28.

Сегодня официальный курс 27 рублей 88 копеек за доллар. Что хотят подарить Владимиру Путину его подданные. Именинный репортаж в этом выпуске.

(Звучит рекламный ролик спонсора).

Сегодня начинается официальный визит Президента России Владимира Путина в Казахстан. Среди прочего будут обсуждаться проблемы космод­рома Байконур, ситуация с русским языком в республике, а также вопрос введения визового режима между Россией и Казахстаном.

Отбивка: «Наши деньги».

Автомобильный бензин продолжает дорожать опережающими темпа­ми. Темпы роста цен сегодня анализирует РосБизнесКонсалтинг. Топливо дорожало в сентябре в два раза быстрее, чем в августе. В сентябре при­рост цен на бензин был в два раза выше. Он составил тринадцать процен­тов. Сильнее всего — на четырнадцать с половиной процентов — подоро­жал бензин марки АИ- 76. Кроме этого, поднялись в цене утепленные жен­ские пальто, мужские и женские меховые головные уборы, утепленные сапоги, отдельные виды детской одежды. Также дорожали учебники и кан­цтовары, стройматериалы, особенно цемент, кирпич и стекло. Из лекар­ственных препаратов более всего выросли цены на нитроглицерин — на тринадцать процентов. Вместе с тем, в целом по России отмечалось сни- 84 жение цен на анальгин, ампициллин и валокордин.


Отбивка: «Наш календарь».

В эти выходные Президенту России Владимиру Путину исполнилось 48 лет. День рождения Президент провел в Санкт-Петербурге. Праздничный стол был накрыт в одном из ресторанов Павловска. Путина поздравили губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев, ректор ЛГУ Людмила Вербицкая, декан юрфака Николай Кропычев, первый тренер Владимира Путина по дзюдо Анатолий Рохлин, художественный руководитель Мари-инского театра Валерий Кирки, артисты Кирилл Лавров и Михаил Бояр­ский.

А мы в этот день отправились в московский ГУМ, чтобы спросить озабоченных шопингом россиян, а что бы они подарили Путину на день рождения.

Голоса VOX POP:

Первое, что у меня родилось — это, почему-то, глобус.

Хорошую ручку с хорошими чернилами, чтобы расписывался, хорошие указы издавал для нас.

Ушанку, чтоб зимой не замерзал.

Он очень любит различные часы. Дорогие. Может быть, их?

Мясо. Чтоб поправился.

Денег нет много. А цветочек подарила бы.

Полевых цветов. Чтоб дышалось легче.

Желтые розы.

Себя, наверное.

Матрешку с его изображением.

Россия у него уже есть, а больше ему ничего не надо.

Пусть он нам подарки дарит, в конце концов.

С прошедшим праздником поздравляем нашего Президента, а также наши лучшие пожелания всем именинникам этих дней. Удачи. Это наши новости».

Как формировался этот выпуск?

Мы выдвигаем валюту на первый план. Этим, как показывают ис­следования, мы сразу приковываем внимание к новостям: как только заговорили о денежных знаках, человек сразу прислушался и незамет­но для себя прослушал и рекламный блок, который есть у нас в но­востях.

Далее. Мы знаем, что нашему слушателю «официоз» не нужен, ему нужны новости в четком и емком изложении, потому что он должен чувствовать себя в курсе последних событий. Вот поехал Путин в Ка­захстан. С одной стороны, что слушателю от того, что Путин поехал в Казахстан? С другой стороны, все об этом говорят, и тут он включает


свою любимую радиостанцию, а там этого нет. Не лучший вариант. Поэтому мы в данном случае стараемся найти в этой истории с Казах­станом хоть какие-то вещи, которые могут найти отклик у нашего слу­шателя. Может быть, слушатель приехал откуда-то, где тоже сталки­вался с проблемами русского языка, может, торгует с Казахстаном, а там визы вводят. Поэтому мы выводим на первый план такие пробле­мы этого визита, которые хоть как-то могут коснуться аудитории. Все. На этом мы с основной новостью заканчиваем.

Переходим к ценам: «подорожало — подешевело». Это всегда важ­но и нужно, потому что деньги — это то, о чем люди говорят, что их заботит.

И заканчиваем мы историей «С днем рождения». В принципе, это развлекательный кусок. Это наш штрих к жизни города и к тому, как люди относятся ко всему, что происходит вокруг них. С одной сторо­ны, мы сказали, что у Путина был день рождения, а с другой — пока­зали и отношение людей к этому.

Как расставить выпуски в эфире? Сколько они должны длиться? В каких жанрах должны быть выполнены материалы? То, как соот­носятся между собой все элементы эфира — наверное, самая слож­ная тема.

Структура выпуска новостей

В выпуске у нас в среднем около трех-четырех новостей. И его структура зависит от того, тематический он или нет.

Мы начинаем «основные новости» с курса доллара в обменных пун­ктах. Причем даем средний курс, не углубляясь, какой конкретно, где, в каком банке, потому что их миллион. Средний курс можно найти в интернете. Можно, в конце концов, послать корреспондента пройтись по десяти обменным пунктам, вычислить средний курс и выпустить его в эфир как можно раньше. В Москве средний курс можно дать уже в 10-часовом выпуске новостей. Что касается курса Центробанка, то обычно в 11:30 он уже появляется на электронных торгах СЭЛТ ММВБ и совпадает с тем, что будет объявлено как официальный курс Центробанка на завтра. То есть в 12:30 дня мы уже имеем курс, кото­рый сообщаем в течение дня на завтра, напоминая также сегодняш­ний курс.

Первой новостью в выпуске чаще всего идет российская. Но если на сегодняшний день сенсация и главная новость — зарубежная (допу­стим, выборы в Югославии или Ближний Восток), то, в зависимости от важности ее для аудитории, мы можем начать с нее.


Важность новостей, их «тяжесть» уменьшается ближе к концу вы­пуска. А развлекательность, соответственно, увеличивается. У нас при­нято заканчивать какими-то легкими новостями: новостями шоу-биз­неса, автомобильными и так далее.

Часто последней новостью мы ставим репортаж.

Мы убеждены, что на радио без погоды и валюты не обойтись.

У нас погода вынесена за рамки выпуска, так как мы говорим о погоде во время каждого выхода ди-джея. Люди слушают радио утром в среднем 15—20 минут, и во время прослушивания человек обязатель­но должен попасть на выпуск прогноза погоды. Если мы оставим про­гноз погоды только в рамках выпуска новостей, который идет один-два раза в час, то есть риск, что человек не услышит погоду и захочет послушать ее на другой станции. Поэтому мы вынесли прогноз погоды за рамки новостей. Но это тоже не аксиома. Возможны самые разные варианты.

Наполнение выпуска новостей

Есть станции, которые обходятся без политики. Например, радио «Максимум». Мы же считаем, что наша задача — объяснить, почему те или иные события, скажем, в Думе или в мире в целом касаются каж­дого из наших слушателей. Если сегодня вводят новый Администра­тивный кодекс, и выясняется, что неправильно припаркованные ма­шины на улицах не будут эвакуировать — мы непременно должны на­чать с этого и с информации о Думе, потому что этот вопрос решается там. Но если для объяснения сути вопроса требуется две минуты, то мы об этом не говорим.

В конечном счете, критерием отбора информации для выпуска яв­ляются потребности и интересы нашей аудитории.

Нашего слушателя интересует его будущее, но не в исполнении Павла Глобы. Наш слушатель — молодой человек, активный мужчина, который привык оперировать фактами и верить не астрологам, а курсу Центробанка. Его интересуют деньги. И для нас важен денежный ас­пект любой темы. Текст должен дать понять слушателю, что он на этом экономит или сколько он на этом теряет. Его интересует соб­ственное здоровье и здоровье его близких, образование, автомобили, а также то, что происходит в Москве: спорт, секс, компьютеры, техноло­гии, развлечения, сплетни. Его не интересует неудачный старт Шатла. Там нет ни одного российского космонавта, они не взорвались и даже не упали. Зачем об этом рассказывать, когда у нас на все — про все три минуты? Его не интересует благотворительность компании «Макдо-налдс», потому что он подозревает, что эта компания ничего не делает


просто так. Его не интересует количество сбитых вчера прохожих и количество конфискованной милицией соломки мака (такая информа­ция приходит каждый день, и милиция с радостью ее предоставляет). Но если вчера зафиксировано рекордное количество сбитых прохожих или, наоборот, день обошелся без жертв (а обычно сбивают по сто человек), то об этом стоит рассказать. Нашего слушателя не интересует также концерт артиста, не входящего в формат нашей радиостанции. Другое дело, если в вашем городе приезд любого артиста — это собы­тие и тем более, если на концерт пришло рекордное количество народа или не пришел никто — об этом захотят услышать. Но, имея дело с московской аудиторией, мы знаем, что мы не будем рассказывать о музыке, которая не входит в наш формат. Только если приедет Пол Маккартни, наверное, мы об этом расскажем. Обычно же мы говорим об артистах и шоу-бизнесе только нашего формата.

Степень присутствия «тяжелых», официальных новостей в выпус­ке — это уже вопрос профессионализма журналиста и того, насколько это важно вашей аудитории. Каждая новость рассматривается отдель­но. Но мы зачастую даем «тяжелые» новости первыми. Мы осознаем, что львиная доля нашей аудитории — это Москва, поэтому если убий­ство случилось в Москве и убит предприниматель, тем более, если уже ясно, что он связан с какой-то известной структурой — мы даем это первой новостью. Если новость неопределенная или незначительная, в эфир она не идет.

Отдельная тема — спорт. Вообще, спорт, это то, что интересует очень большое количество людей. Поэтому его можно давать отдельно от основного выпуска новостей. Спортивные выпуски у нас звучат только в утреннем шоу, один раз в час.

Есть основные темы, которые интересуют нашу публику: футбол, хоккей, теннис, «Формула-1». Интерес к прочим видам спорта зависит от мастерства спортивного комментатора. Например, скандал с допин­гом в легкой атлетике — это интересно. Но какие-то более специфи­ческие детали — для этого в Москве существует станция, которая рас­сказывает только о спорте. Человек, который захочет слушать о спорте более детально, переключится туда.

Подача новостей

Мы используем традиционные агентства — ИТАР-ТАСС, Интер­факс, РИА «Новости». Сейчас быстро развиваются бесплатные ин­формационные ленты в интернете, где информация выходит уже в виде дайджеста — это и «Газета.Ру», и «Лента.Ру», и РосБизнесКонсал­тинг.


Если это скучные, хотя и очень важные строки из сообщения ин­формационного агентства, я считаю, что при выпуске в две-три мину­ты давать их нужно крайне аккуратно и осторожно. А уж тем более аккуратность нужна с новостями про «министр поехал», «министр приехал», «второй день моратория», «третий день перемирия»...

Для нас важен взгляд на проблему, а не сухие формулировки ин­формационных агентств. Например, рассказывать о событиях на Ближнем Востоке стоит так, чтобы человек не почувствовал, что мы пересказываем то, о чем трубят все. Необходимо, чтобы он непремен­но понял, что это имеет прямое отношение к нему.

Вчера Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заявил, что наша церковь поддерживает Палестину. Мы должны об этом сказать, потому что среди наших слушателей много верующих, православных людей, они соотносят свою жизнь в том числе и с действиями Пред­стоятеля. С другой стороны у многих там, на земле обетованной, есть родственники, друзья. Эти люди служат в армии или могут пойти слу­жить в армию, этот конфликт их касается. Можно апеллировать к этим чувствам, к этой части проблемы. Если вы придумали, как это сделать, например, позвонили кому-то в Израиль (пусть это будет троюродный брат друга, пусть он плохо говорит, и в обычное время вы бы не под­пустили его и на километр к микрофону), но если он может сей­час сказать: «Я вижу, из моего окна, как расстреливают...» или «Я вижу из моего окна, как взрывают...», если он может это сказать, а вы мо­жете это качественно записать по телефону — отлично. Можно это давать.

Подавать новость надо очень конкретно: приняли решение, догово­рились о перемирии, или, наоборот, война — так война, мы об этом рассказываем.

Мы считаем, что самое важное в нашей работе — это оперативность новостей, польза, лаконичность, здоровый субъективизм и юмор.

Немотивированная ирония и издевка — неприемлемы. Ирония хо­роша, но она должна сопровождать четко обоснованную точку зрения.

Мы не допускаем «желтизны» в любых проявлениях. Даже если не ссылаемся на источник после каждой сказанной фразы, теоретически мы должны быть готовы это сделать. Если тема спорная, стараемся дать разные точки зрения.

Мы стараемся помнить, что письменная и устная речь воспринима­ются по-разному, поэтому требуем от корреспондентов, чтобы они адаптировали свои тексты под ведущего. В радиорепортаже сложно передать голосом прямую речь, кавычки, скобки, тире, вопроситель­ные, восклицательные предложения, вставные конструкции и так да-


лее. Корреспондент должен думать о том, как другой человек будет читать его текст в эфире.

Что касается стилистики, мы требуем аккуратного обращения с эпитетами «лучшие», «знаменитые», «известные», «гениальные» — не нам об этом судить. Стараемся избегать штампов и уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Новости в сетке вещания

Сколько должен длиться выпуск новостей на музыкальной стан­ции? Мы исходим из того, что ни один из элементов эфира — рубри­ка, рекламный блок, выпуск новостей — не должен звучать дольше средней песни, то есть, три-три с половиной минуты, поэтому же­лательно укладываться в это время, а то и меньше. Длинные выпус­ки — «смерти подобны», тем более что, чем лучше идут дела у стан­ции, тем длиннее рекламные блоки и тем дольше слушатель остается без музыки.

А вот делать ли выпуск меньше этого хронометража — зависит от того, как вы расставляете новости в эфире.

Можно позволить себе в часе два выпуска по две-три минуты и выпускать их в эфир в 15 и 45 минут часа.

Можно после первой песни часа сделать один короткий выпуск новостей, состоящий только из так называемых «хедлайнз» (от англ. headlines — заголовки), и, скажем, через 15 минут дать в эфир какой-нибудь тематический выпуск.

Можно вообще давать по минуте новостей каждые 15 минут часа, это тоже, в принципе, воспринимается. Но здесь могут возникнуть проблемы с отделом продаж, у которого есть рекламные блоки и необ­ходимость расставить их в эфире.

Универсального рецепта нет, все зависит от того, как реагирует аудитория на ту или иную форму, и как вы себе представляете, что нужно вашему слушателю.

Все определяется форматом. На «Русском Радио» новости, напри­мер, выходят каждый час круглосуточно.

У нас первый выпуск в 7 утра. Это анонсы — «что несет день сегод­няшний». Могут быть свежие и актуальные зарубежные новости.

На некоторых радиостанциях есть информационные блоки, выхо­дящие рано утром и характеризующие день вчерашний. Но рассказы­вать о том, что было вчера в 3 часа дня не стоит. А вот рассказ о том, что стало известно вчера в 9 вечера, будет интересен. Если же у нас есть репортаж со вчерашнего вечера или появилась новая информация о вчерашних событиях — она тоже дается утром.


Если у радиостанции есть на это средства, можно содержать маши­ну с корреспондентом. Пусть корреспондент ездит по городу и смот­рит, что было ночью, отслеживает события, как это делала телекомпа­ния НТВ, и утром выдает их в эфир. Но это дорого.

Поэтому утром все-таки лучше начинать с анонсов и максимально использовать в утренних выпусках слово «сегодня».

У нас существует итоговый выпуск. Он может быть на 30 секунд длиннее обычного выпуска. Само понятие «Итоги дня» привлекает слушателя. Человек понимает: сейчас он услышит все, что не услышал в течение дня.

В выходные дни мы даем новости от 3 до 6 выпусков в течение дня, то есть в два-три раза меньше, чем в обычный день. Эти новости носят характер развлекательный: какие-то репортажи с презентаций, вечери­нок, спорт и так далее. В выходные дни обычно ничего серьезного не происходит. Но все равно в редакции сидит человек, у него включен телевизор, компьютер. Мы не можем пропустить что-то важное и от­стать от конкурентов. До последнего времени у нас не было новостей в выходные дни. Мы полагали, что в этом нет необходимости. Но после ряда событий в Москве, которые произошли именно в выходные (в частности, пожар на Останкинской башне), мы решили, что лучше пусть будет на станции дежурный редактор, который при случае смо­жет вывести важную новость в эфир. И мы все не будем в выходные находиться в напряжении и ждать, когда что-нибудь в очередной раз взорвется, рухнет, чтобы стремглав нестись с дачи на работу.

Если субботняя или воскресная смена закончилась и дежурный ре­дактор-ведущий в 7 часов вечера ушел домой, а в 9 часов вечера заго­релась башня, то у нас есть инженер, который знает, как пользоваться интернетом. Он берет там сухую сводку, сообщение информационного агентства или ленту из факса, относит ди-джею, и пока новостник до­бирается до рабочего места (кто-то едет обязательно), ди-джей произ­носит новость в эфире.

Жанры в выпусках новостей

Жанров, которые можно использовать на музыкальной станции в новостях не много: сводка, репортаж, прямое включение, vox pop, ре­цензия, реплика.

В сводке новостей рассказывается об основных событиях. Это обычно одна-полторы минуты, вмещающие в себя погоду, курс валют и «заголовочное» изложение главных тем дня.

Что такое репортаж — объяснять не надо. Репортаж у нас обычно длится полторы минуты — это максимум. В это время должен войти


кусок чьего-то голоса или «стрит-ток» (репортаж без звука, естествен­но, не репортаж). Фрагмент интервью с голосом героя длится не более двадцати-тридцати секунд, при этом он должен содержать ясную мысль, раскрывающую сказанное ведущим. Речь героя должна быть яркой, эмоционально окрашенной, не монотонной, иногда даже при­ветствуется акцент или легкий дефект речи, потому что это привлекает внимание слушателя.

Смысл включения такого фрагмента — создание эффекта присут­ствия в центре событий и передача колорита места действия. Мы включали в выпуски речь Ельцина и Жириновского именно потому, что они очень характерны по звуку, не только по содержанию.

Обычно с репортажем мы работаем так: корреспондент пишет текст, монтирует какой-то звуковой кусок, а потом ведущий новостей читает готовый текст и в какой-то момент включает речь собеседника.

У нас есть правила работы с текстами, которые, возможно, совпада­ют с правилами других радиостанций. Первая фраза должна содержать ответы на вопросы: «Что? Где? Когда?»

Первое предложение должно сразу привлечь внимание и поэтому строится по принципу рекламного слогана. Например, первая фраза текста про день рождения Президента начинается вопросом: «Что хо­тят россияне подарить Путину на день рождения?» Человек, услышав эту фразу, заинтересованно ждет, что же хотят подарить Президенту. Стало быть, первая фраза зацепила слушателя.

Текст должен состоять преимущественно из простых коротких по­вествовательных предложений, не содержащих незнакомой для целе­вой аудитории лексики.

Предмет репортажа — событие, а не мнение (конечно, если речь не идет о суперзначимой фигуре уровня президента, генерального секре­таря ООН и так далее).

Для мнения той или иной значимой фигуры существуют спецпрог­раммы, которые на музыкальных станциях появляются весьма редко. Однако, если в регионах нет специальной информационной станции, то спецпрограмма, посвященная тому или иному событию, указу, мне­нию, может появиться на музыкальной станции. Спецпрограмм, где возможны дискуссии, обмен мнениями, у нас нет. Мы говорим о со­бытиях, а не том, что думает Иван Иванович по тому или иному поводу.

Написав текст, корреспондент всегда оценивает его с точки зрения целевой аудитории: все ли ей понятно и важна ли для нее информация, о которой сообщается.

Интервью в рамках выпуска новостей тоже можно пускать в эфир, но оно должно вписываться в маленькие выпуски новостей музыкаль-


ных станций. Желательно, чтобы задающий вопросы укладывался в минуту.

Можно записать интервью со знаменитостью для архива, придумать такие вопросы, ответы на которые могут быть использованы позже. И через полгода, когда выйдет альбом, о котором говорил полгода назад артист, дать кусок из этого интервью.

Прямые включения хороши на музыкальных станциях только в эк­стренных случаях. События уровня пожара на Останкинской башне или взрыва в подземном переходе в центре города достойны того, что­бы допустить голос корреспондента в прямом эфире. Только подобные события оправдают неизбежные запинки и оговорки репортера и по­мехи связи.

Опрос на улице — универсальный способ «оживления» выпуска но­востей. Только он должен вызывать доверие у слушателя. Например, опрос зрителей на выходе из кинотеатра после премьеры фильма со­мнений не вызывает. В принципе, неплох опрос на любую тему в са­мом бойком месте города (на главной площади города, в общеприз­нанном «тусовочном» месте или местном «Гайд-парке»), но абстракт­ную формулировку «мы спросили у москвичей и гостей столицы...» мы не приемлем категорически.

Существуют еще обзоры прессы. Информацию из газет мы стара­емся не давать в форме обзоров прессы. Есть полезная информация в газете — мы ее даем и ссылаемся на газету. Когда идет обзор прессы — это, во-первых, реклама газеты, во-вторых, это все-таки достаточно монотонный кусок и скучно слушается.

Использование прочих жанров — на ваше усмотрение. Только все­гда надо помнить, что любые голоса, кроме дикторского, оживляют эфир и создают образ продукта, над которым трудится большое коли­чество специалистов.

Пролюсирование новостей

Мы считаем, что на музыкальной станции важны обработка и про-дюсирование новостей.

В свое время мы выбирали между удачным продюсированием, воз­можностью избавить себя от каких-то запинок, повторений и опера­тивностью. В итоге решили, что качество звука в нашем эфире важнее, чем те 15 минут, на которые мы можем отстать от кого-то, пока запи­сываем выпуск.

Помимо звукового ряда (джинглов, музыкального фона и так далее) можно еще придумывать какие-то ходы. Например, можно развивать определенную тему на протяжении всего «новостного» дня, то есть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.105 с.)