Утреннее шоу на музыкальном радио 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Утреннее шоу на музыкальном радио



Значение утреннего шоу

Утреннее шоу очень важно для радиостанции. Опыт американских коллег показывает, что ни одна солидная, уважающая себя радиостан­ция не может без него обойтись. И российская практика сегодня это подтверждает. Очевидно, что накал конкурентной борьбы во многом зависит от наполнения утреннего сегмента.

Во-первых, утро — это время, когда радио выигрывает у других СМИ, потому что оно не отвлекает «картинкой», на которую надо смотреть (как телевидение), позволяет слушателю заниматься своими делами, получать информацию и музыку в фоновом режиме. Утренний сегмент на радио по популярности и рейтингам превосходит аналогич­ный сегмент на телевидении, что обеспечивает интерес рекламодате­лей и становится источником финансовой прибыли компании. Утром (в так называемый «prime time» — рейтинговое время) самые высокие расценки на рекламу, и если шоу наполнить рубриками, играми, кон­курсами, специальными выпусками новостей, то их можно выгодно продавать рекламодателю.

Во-вторых, утром радио слушает самая обширная и разнообразная по социальному статусу и возрастным характеристикам аудитория. И глупо ее упускать.

В-третьих, как показывают исследования, если утреннее шоу нра­вится, то достаточно большая часть аудитории остается на выбранной утром частоте и в течение дня. Что, в свою очередь, увеличивает про-

' Ольга Максимова окончила Московский государственный университет им. М. В. Ло­моносова (филологический факультет). На радио с 1992 года. Работала на радиостанции «Авторадио» директором службы информации. С 1993 года ведущая первого утреннего шоу на русском языке «Взлетная полоса» на радио «Максимум». С 1998 года ведущая 48 утренней программы «шЫзгара-шоу» на «Нашем Радио».


должительность прослушивания радиостанции (есть такой раздел в рейтингах), и, соответственно, вес компании в глазах рекламодателя.

В-четвертых, успешное утреннее шоу может «увести» аудиторию у конкурентов. И пусть она по окончании утренней программы вернется обратно. Но в самое рейтинговое время эти слушатели были «прода­ны» рекламодателю как аудитория нашей радиостанции.

К тому же утреннее время — лучшее для эфирного промоушна про­грамм, которые будут выходить на протяжении дня или в выходные, новых спецрубрик, концертов или акций, которые проводит радио­станция.

Кто слушает утреннее шоу

Для того, чтобы выстроить успешное шоу, нужно хорошо предста­вить себе, кто он, утренний слушатель, попытаться почувствовать себя в его «шкуре», посмотреть на происходящие события его глазами.

Во многом это определит манеру ведения эфира, образ ведущего, употребляемый им сленг, темы, которые он будет затрагивать в про­грамме и т.д. Так, например, делая утреннее шоу «Взлетная полоса» на радио «Максимум», мы ориентировались, в основном, на подростко­вую аудиторию, поэтому те утренние эфиры сильно отличались от ны­нешних эфиров «шЫзгары». Аудитория «Нашего Радио» — это слуша­тели 20—35 лет, в большинстве своем мужчины. И это не может не сказываться на том, каким образом мы производим свой продукт.

Прежде чем приступить к подготовке утреннего шоу, надо попы­таться создать психографический портрет вашей аудитории: пол, воз­раст, манера поведения, даже стиль одежды, социальный статус и про­чее. На многих западных радиостанциях фигура с таким среднестатис­тическим портретом вырезается из картона и ставится в студии. Это позволяет ведущему более ясно представлять себе человека, к которо­му он обращается. Часто опытные ведущие советуют ставить на пульт фотографию любимого человека или даже любимую игрушку и об­щаться непосредственно с ней. Таким образом достигается эффект ис­кренности, симпатии, интимности, близости, дружеского расположе­ния: ведущий обращается к слушателю уже не как к составной части аудитории, а как к личности.

Следующее, что стоит сделать после того, как стало ясно, кто будет
слушать ваше утреннее шоу, — смоделировать утренний подъем своей
аудитории, спрогнозировать какие-то универсальные реакции, чтобы
более точно соответствовать ее потребностям. Это определяет то, ка­
ким будет шоу — супербодрым, элегически приятным, классическим,
провоцирующим и так далее. 49


Готовя «шЫзгара шоу», мы пытались представить себе нашу целе­вую аудиторию с утра и исходили из следующего.

Первое — утром человек просыпается во враждебный мир и чувствует себя предельно дискомфортно. У него может быть похмелье, гаймо­рит, мигрень, он не выспался, ему не хочется вставать с постели и мчаться на холодную улицу, если на то, конечно, нет крайней необхо­димости, а крайняя необходимость — это работа.

Поэтому мы решили, что с утра радио не должно вызывать негатив­ных эмоций. Наоборот, нужно нежно и аккуратно вернуть человека в комфортное состояние. Включив приемник, он должен в эфире услы­шать знакомую музыку, приятных, неглупых и интересных ведущих, лаконичные выпуски понятных и действительно главных новостей. Утренняя спешка вызывает у слушателя раздражение, поэтому надо заставить сонного человека улыбнуться. Исследованиями доказано, что заряд юмора, который слушатель получает утром из радиоприем­ника, воспринимается с огромной благодарностью.

Второес утра люди живут не по своим часам, а подстраиваются под свое начальство, которое заставляет их быть на работе в опреде­ленное время. Этим обусловлен и утренний дискомфорт — людей зас­тавляют жить по навязанному им графику.

Поэтому нужно спрограммировать утреннюю программу так, чтобы облегчить слушателям подстраивание под чужой ритм. Нужно выстро­ить эфир, максимально вписываясь в график слушателя. Сетка часа должна быть неизменна. Ключевые блоки — новости, игровые рубри­ки, реклама — должны выходить в эфир в одно и то же строго отведен­ное им время. В итоге слушатель привыкает к структуре утреннего шоу и начинает ориентироваться не только по часам, но и по тому, что происходит в эфире. Допустим: «Сейчас идут новости, значит, мне пора выходить». Или: «А вот сейчас пошла следующая игра, значит, у меня не осталось времени на кофе, успею только почистить ботинки».

Третье — у слушателя с утра очень велика сила привычки, и он доволь­но редко меняет свое расписание. Он знает: во сколько нужно встать, сколько времени уходит на душ, на завтрак. А так как утренний режим человека рваный, состоящий из четко запрограммированных, предель­но хронометрированных рутинных действий, то и шоу должно состо­ять из коротких отрезков, которые заполняются музыкой, сводкой по­годы, рекламой, новостями и т.д. Большие, растянутые по времени программы не для утреннего шоу.

Итак, мы поняли, кто наш слушатель и что ему нужно.

После этого прогнозируется типовой распорядок дня потенциальной аудитории.


Американские радиостанции проводят специальные исследования для выяснения того, что их целевая аудитория делает в утреннее время. Такое расписание есть у всех утренних ди-джеев.

Вот типовой образец подобного расписания.

5:30 — первый раз включается будильник;

5:45 — будильник включается повторно;

5:50 — подъем;

5:51 — поход в туалет, где американец почему-то задерживается на четыре минуты.

От выхода из туалета до кормления собаки у него тоже почему-то проходит пять минут;

6:02 — отправляется в душ;

6:08 — утренние процедуры: бреется, чистит зубы, сушит волосы;

6:20 — завтракает, читает газетные заголовки;

6:21 — начинает по радио ловить сводку погоды и ловит ее до 6:32 (отрадно, что у слушателя «Нашего Радио» на это уходит значи­тельно меньше времени);

6:32 — будит детей;

6:35 — умывает и одевает их;

6:58 — кормит завтраком;

7:15 — готовит завтрак;

7:20 — обсуждает планы детей на день;

7:25 — корректирует собственные планы и целых десять минут ищет потерянный детский носок;

7:35 — осматривает дом перед выходом, одевается, проверяет бу­мажник, ключи, закрывает дверь, выходит наружу;

7:40 — отъезжает на работу.

Использование таких сеток способствует налаживанию контакта с аудиторией. Это те необходимые детали, которые помогают прибли­зиться к ее образу жизни и не сделать ошибку при программировании шоу. Хотя эта сетка тоже вещь достаточно относительная, потому как огромная аудитория — не пионерский лагерь и не может жить по еди­ному расписанию. Другой вопрос, как ее использовать. Конечно, мож­но, сверившись с сеткой, выйти в эфир в 5:51 и сказать: «Я знаю, что сейчас вы все поголовно сидите в туалете и поэтому не услышите этой чудесной песни. Она как раз будет играть ровно четыре минуты». Со­гласитесь, звучать это будет, по меньшей мере, странно. Но если вы знаете, что, к примеру, с 7:30 до 8:00 большинство слушателей уже выходят из дома, то проявите свою осведомленность: «Тому, кто уже выбегает на работу, еще раз напомним захватить с собой зонт. С утра идет дождь».


Усвоив и осмыслив всю эту информацию, можно приступать к вы­бору концепции программы, подбору элементов шоу, к наполнению его рубриками, а также думать над тем, по какому принципу должны «строиться» и «разводиться» образы ведущих и как они должны взаи­модействовать.

Этапы построения шоу

Прежде чем выйти в эфир, каждое шоу проходит несколько этапов. Сначала придумывается концепция программы, потом определяется время ее выхода в эфир, затем ищутся ведущие и устраивается совмес­тный «мозговой штурм».

Придумываются название программы, псевдонимы ведущих, в чер­
новом варианте расписываются «клоки» (от англ. clock — час). Если
без жаргонизма, то создается обычное расписание часа, определяется,
с чего он будет начинаться (с отбивки точного времени, звукового ло­
готипа радиостанции, выпуска новостей или песни), прикидывается,
какими должны быть джинглы и рубрики. Последние записываются в
«пилотном» варианте, обкатываются, шлифуются. Стоит попытаться
предположить, будет ли придуманная рубрика популярна и почему.
Насколько она может быть долговечна? Где искать для нее материал?
Много ли таких источников, и не превысят ли материальные, физичес­
кие и временные затраты на создание этой рубрики некий реальный
предел? Сколько будет проходить времени от ее начала до подведе­
ния итогов? Какой будет номер у пейджера? Легко ли его будет запом­
нить? Если это будет интерактивная рубрика, то конкретно кто, где и
как долго будет принимать телефонные звонки, фильтровать их и пе­
реводить в эфирную студию или записывать и монтировать? Или кто,
где и как будет собирать пейджинговые сообщения и их обрабаты­
вать? Ведь чем больше аудитория, тем больше поток сообщений и тем
сложнее отследить их поступление, прочитать, запомнить и переписать
хотя бы одно из них. (Мы, например, пользуемся специальной про­
граммой, позволяющей получать сообщения прямо на компьютер.)
Если рубрика кажется вам удачной, то возьмите черновики своих кло­
ков и прикиньте, в каком из них и в какое время лучше ее распо­
ложить. '

Во время таких мозговых штурмов обычно обсуждаются все детали программы. Но, разработав какой-либо элемент вашего утреннего шоу, подумайте и о том, кто ваш слушатель и будет ли ему в принципе интересно то, что вы придумали. Конкурс на лучший рецепт пиро­жных — это, конечно, круто, но вспомните, что ваша радиостанция играет жесткую альтернативную музыку.


Организационная структура утреннего шоу

Почти на всех крупных радиостанциях команда утренней программы примерно одинаковая. Это один-два ведущих, продюсер, звукорежиссер, саунд-продюсер, дежурный инженер, ведущий(ие) новостей, корреспон­денты, водители, телефонисты. У нас в утреннем шоу, к сожалению, телефониста нет. Его обязанности по мере возможности выполняет про­дюсер. Но, тем не менее, это очень важная должность, потому что теле­фонист — проводник между ведущими, эфиром и слушателями. Во мно­гом успех шоу и отношение к станции в целом зависит от того, насколь­ко бережно и тщательно телефонист отвечает на утренние звонки.

В команде американских утренних шоу есть даже человек, который следит за тем, чтобы все структурные элементы программы, включая рекламу, вовремя выходили в эфир, а ведущие уделяли креативной работе максимальное внимание.

В зависимости от организационной структуры радиостанции участ­ники утреннего шоу могут быть закреплены за разными отделами: ве­дущие и продюсер — за программным, водители и телефонисты — за административным, инженеры — за техническим, новостные ведущие и корреспонденты — за информационным отделом. В последнее время на многих, российских в том числе, радиостанциях организуются про-дюсерские отделы, потому что для эфира готовятся разные шоу, требу­ющие специальной серьезной работы по их созданию, и логично эту работу систематизировать.

Структура и наполнение шоу

Главный элемент утреннего шоу на музыкальной радиостанции — это музыка. Персоналии ведущих, безусловно, очень важны, но все же вторичны, не говоря уже о новостях, рубриках, играх, джинглах и т.д.

Время старта программы зависит от того, когда просыпается ваша целевая аудитория. Если вы определились с тем, какого слушателя хо­тите привлечь, тогда проведите исследование, узнайте, во сколько он встает.

В разных городах, в зависимости от портрета и стиля жизни целе­вой аудитории, эти данные разнятся. Например, в рабочем районе вре­мя подъема одно. Если вы хотите получить эту аудиторию, то глупо начинать шоу в 8 или 9. Вы опоздаете, рейтинги уже разберут конкурен­ты, потому что гудок в рабочей слободе звучит в 6. А если вы гонитесь за очень узким, но весьма денежным кругом удачливых предпринима­телей и богемы, не стоит начинать утреннюю программу в 6 утра — это слишком рано, многие только легли спать. В Америке стандартное ут­реннее шоу начинается около 5:30 утра и длится до 9. (Очень многие


живут в пригородах мегаполисов и издалека ездят на работу). В Моск­ве люди встают позже. Поэтому «шЫзгара-шоу» начинается в 7 утра и длится до 11.

Утреннее шоу лучше и удобнее разбить по часам. И внутри каждого часа строить еще одно утреннее шоу. Потому что, если сравнивать аудиторию, слушающую вас в 7 утра, с той, которая слушает в 10, то выяснится, что она полностью поменялась. Каждую секунду кто-то включается в шоу, потому что проснулся, и кто-то отключается, пото­му что уже добрался до офиса, дома, школы, института. Безусловно, найдутся и те, кто слушает вас «от и до», но процент этих людей на фоне общей аудитории ничтожно мал. Ваша же задача — обслужить большинство, постараться заставить каждого максимально долго оста­ваться с вашей радиостанцией и продолжить слушать ее в течение все­го дня, впоследствии сознаться в этом на социологических опросах и поднять вашей программе и вашей компании рейтинг.

У нас (помимо почасового деления) четырехчасовое утреннее шоу разбивается на два примерно одинаковых блока: с 7 до 9 и с 9 до 11. По наполнению (в том числе и музыкальному) и темпу сегменты с 7 до 9 и с 9 до 11 значительно отличаются друг от друга. Хотя все часы разбива­ются на четыре четверти. Рубрики идут в одно и то же время, плюс-минус одна минута.

Час открывает единый и главный джингл/лайнер радиостанции (о них ниже), так называемое «лого», то есть звуковой логотип. Он может состоять из разных элементов, но главное — он должен содер­жать в себе четкое название радиостанции и, если станция не сетевая (то есть работает только на один город), частоту вещания.

После лого мы обычно даем песню. Затем выходим в эфир, привет­ствуем слушателей, делаем анонсы выпусков новостей, рубрик, музы­ки, которая будет звучать в течение ближайшего часа. Также даем ин­формацию о точном времени, погоде фактической и на день (отлично, если есть прогноз на несколько дней вперед), напоминаем о дне неде­ли, сегодняшнем числе и о том, как с нами можно связаться, т.е. теле­фон, номер пейджера, электронный адрес, адрес сайта в интернете. Все это, вместе с анонсом новостей, занимает приблизительно 2-3 ми­нуты. До ближайшего рекламного блока (в четверть часа) мы ставим музыку, комментируем ее, рассказываем о погоде и точном времени. Когда в восьмичасовом клоке появляется первый выпуск новостей, он идет тоже в этом сегменте — до рекламы. После рекламы (от 2 до 5 минут) традиционно идет рубрика. Потом — до половины часа и руб­рики «Небесная канцелярия» — две-три песни. Затем, через песню, рубрика-игра, далее снова песня, спортивные новости, рекламный


блок, песня, подведение итогов игры и в конце часа рекламный блок. Мы постоянно идентифицируем «Наше Радио», обязательно между песнями в «шЫзгаре» звучат лайнеры с названием радиостанции. (Слушатель не должен забывать, какую волну он слушает!)

В утреннем шоу ведущие должны присутствовать постоянно. Осо­бенно в первые два часа работы. Буквально каждый элемент должен быть связан с голосом эфирной персоналии. Это не значит, что каж­дый выход в эфир должен сопровождаться непременно искрометным юмором. Достаточно ограничиться информацией о точном времени и погоде на день.

Структуру клока каждая радиостанция выстраивает под свою ауди­торию и в зависимости от того, как строят свои клоки основные кон­куренты. Например, можно отследить время выхода новостей и рекла­мы (тех блоков, которые обычно раздражают некоторую часть аудито­рии) на конкурирующей радиостанции и выдавать в это время какой-нибудь яркий хит на собственной волне.

Оптимальный вещательный шаг — 15 минут — четыре четверти. Для многих станций половина часа и четверти являются неким струк­турирующим фактором, обозначенным рекламой, которая тоже обра­зует костяк программы. Ведь рекламодатель должен быть уверен, что купленное им время будет с минимальными погрешностями соответ­ствовать реальному.

Еще один важный момент, который следует учитывать при создании клока: он должен быть выстроен так, чтобы у слушателя не возникало ощущение перегруженности программы тем, что он называет «болтов­ней». «Болтовня» должна максимально равномерно разбавляться музы­кой. Если вам предстоит прерваться на значительный отрезок «болтов­ни» (например, новости, затем реклама), то ведущему очень важно при­ложить максимальные усилия, чтобы заинтриговать слушателя, удержать от желания переключиться за это время на другую волну или хотя бы заставить его потом вернуться обратно. Для этого и существуют анонсы, именуемые на профессиональном жаргоне «крючками» (англ. hooks). Для ведущего, в том числе и информационного, обучиться умению заки­дывать правильный «крючок» — уже половина успеха. Любопытство — большая человеческая слабость. Тому пример — заголовки бульварной прессы, на которые каждый из нас когда-нибудь покупался.

Сегмент с 7 ло 9 утра

С 7 до 9 утра — самый высокий темп сбора слушателя на работу, его внимание максимально сконцентрировано на том, чтобы не опоздать, ничего дома не забыть и, соответственно, ему не до особых развлече-


ний, если, конечно, он не завтракает. Понятное дело, что в это время нет никакой необходимости в длинных комментариях, монологах ве­дущих на пять минут, в пространных интервью и т.д. Мы стараемся это учитывать, и, как нам кажется, этот сегмент у нас построен более же­стко, лаконично и сухо, чем все остальные. В него заложено меньше рубрик, больше музыки, информации о погоде и точном времени. Манера ведения, соответственно, тоже более сдержанная, лаконичная. Мы пытаемся настроить слушателей на хороший лад скорее тембром голоса, доброжелательными интонациями.

Музыка — самая энергичная и хитовая. Эдакий «эфир-будильник».

С 7 до 8 утра общественно-политические новости в их традиционной форме не выходят. Это, в основном, анонсы грядущих выпусков, так называемые «хедлайнз» (англ. headlines, дословный перевод — «газетные заголовки», на радиосленге «новость одной строкой»), информация об истории сегодняшнего дня, именинах, юбилеях, знаменательных да­тах. В конкурсах, которые проходят в семичасовом клоке, между зада­нием и объявлением имени победителя проходит не более 12 минут. (Хотя я считаю, что это все равно много: слушатели в это время осо­бенно спешат и не могут долго задерживаться у приемников.)

В часе с 8 до 9 утра уже появляются полноценные выпуски ново­стей. И промежуток между объявлением конкурса и подведением ито­гов увеличивается до 20—25 минут, поскольку многие находятся по дороге на работу и располагают временем для прослушивания.

Сегмент с 9 ло 11 утра

После 9 часов темп утреннего шоу меняется, становится более мед­ленным, расслабленным, плавным. Безусловно, в это время наступает спад, объем аудитории любой радиостанции значительно уменьшается. Это — неизбежность, привычная, объяснимая и потому не трагичная. Очередной всплеск теперь наступит только через несколько часов, по окончании рабочего дня и с наступлением вечернего «prime time». Но наша задача — забрать к себе максимальную аудиторию из тех, кто в данное время готов слушать радио. Кто этот человек? Он либо в дороге в наземном городском транспорте, либо стоит в пробке в автомобиле, либо в офисе, где радио слушают в фоновом режиме, но все же отвле­каются на любимые рубрики. Ведь трудовой день только начался, и многие не успели включиться в рабочий ритм. Да и потом, почему не «почесать языком» с коллегами на тему, которую только что предло­жили обсудить по радио. Кроме того, в это время радио слушают до­мохозяйки, которые располагают массой свободного времени, запол­ненного рутинными повседневными делами. Так или иначе, но утрен-


няя гонка закончилась, поэтому и мы замедляем темп и получаем воз­можность говорить о чем-то более подробно, даже порассуждать.

С 9 до 11 часов в интерактивных рубриках между стартом и итогом, мы позволяем себе паузы уже по часу. У людей есть время, чтобы дозвониться и принять участие в дискуссии.

Меняется и музыкальное наполнение. Некоторые особенно агрес­сивные песни в этот промежуток времени уже Не звучат. Более того, музыкальные новинки, прежде чем попасть в утренний сегмент, снача­ла обкатываются вне эфира утреннего шоу, дабы слушатель к ним ус­пел привыкнуть. Практика показывает, что утром слушатель предпо­читает уже хорошо знакомую ему музыку.

В остальном структура часа остается в целом неизменной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 4035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.58.143 (0.038 с.)