Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение музыкального формата↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чтобы не просчитаться в выборе формата, нужно владеть двумя первыми законами маркетинга. Первый закон просто звучит и сложно достигается: «Будь лидером». Всегда хорошо быть лидером, потому что «лидер» — это первый брэнд, который всплывает в сознании человека, когда ему произносят категорию товара. Ему говорят: «Газированный прохладительный напиток». Он отвечает: «Coca-Cola». В нашей стране есть первая радиостанция. Это — «Европа Плюс». Она появилась в 1990 году. Есть также самая большая сеть в России — у «Русского Радио». И это будет на века впечатано в мозг потребителя. Вопрос: «Как быть первым, если многие места заняты?» Здесь вступает в силу второй закон маркетинга, который, фактически, является поправкой к первому: «Стань лидером, но в своей катего- Рчи. Если этой категории нет — создай ее для себя». prnr, °0здать свою категорию? Надо понять, в чем успех лидера и где его слабое место. Потом можно сыграть на этих слабостях и стать лидером в своей категории. Общеизвестный пример: «Coca-Cola» была лидером среди газированных напитков. Что сделала «Pepsi»? Ударила по самому уязвимому месту «Coca-Cola» - по молодежи. «Coca-Cola» не фокусировалась на молодежи и была рассчитана на всех. «Pepsi» создала «поколение «Pepsi», отвоевав серьезный процент потребителей. Пример из радиовещания: «Европа Плюс» всегда была первой и самой рейтинговой радиостанцией. Перед радио «Максимум», которое появилось на российском рынке в 1991 г. после «Европы Плюс», «Носталь-жи» и «Эха Москвы», стояла задача создать свою категорию, чтобы в ней стать первым. На «Максимум» решили: «Мы будем лучшей молодежной радиостанцией». Тогда эта категория была, фактически, свободна. «М-радио» и радио «SNC» были неконкурентоспособны. «Максимум» стал лучшим молодежным проектом и долго удерживала это место. Но в один прекрасный день к ним «в лоб» вышли конкуренты. Это была «Станция 106.8». Они сказали: «Мы будем не просто «лучшим молодежным проектом», а «лучшим танцевальным проектом». К тому времени сформировалась танцевальная культура, и появилась свободная ниша. И они ее заняли. И так далее. После того, как ты занимаешь в какой-то позиции лидерство, конкурентам становится сложно тебя атаковать. Образ того, что ты лидер в данной категории, откладывается у аудитории. Вообще людские умы крайне консервативны, и преодолеть какой-то стереотип, который у них сложился, очень сложно. Если спросить: «На какой станции лучшие новости?», любой человек моментально ответит: «На «Эхе Москвы». Потому что «Эхо Москвы» — признанный лидер в области новостей. И сколько бы «Русское Радио» ни проводило слоган: «Русская служба новостей. Мы делаем новости», сознание того, что ради новостей нужно слушать «Эхо Москвы», останется на долгие годы. «Наше Радио» тестировало возможность выйти с новостями «в лоб» «Эху Москвы». И мы поняли, что для этого нужно такое количество денег и усилий, что оно того не стоит. Пройдет много лет, прежде чем можно будет выбить «Эхо Москвы» из этой ниши. Итак, выбирая формат для новой радиостанции, мы столкнулись с тем, что много первых мест занято, непонятно, в какой категории быть первым, но радио надо делать. Поэтому мы сделали краткий анализ музыкальных форматов, работавших на московском рынке в то время. На любом рынке есть станции, которые в чистом виде воплощают музыкальные жанры и стили, и есть те, которые играют смесь из того и другого. Мы нарисовали треугольник, поместив в каждый из углов по музыкальному стилю (см. рис. 1). Танцевальную музыку в один край, рок-музыку в другой, и в третий поставили мягкую музыку для взрослых, которая на радио составляет формат «AC» (Adult Contemporary). Примеры типичной музыки этого формата — Марайа Кэри, Уитни Хьюстон, Брайан Адаме. В центре этого треугольника оказался стиль музыки под названием «поп». Это универсальная категория.' Как только представители какого-то музыкального направления становятся популярными, они автоматически зачисляются в эту категорию. Любая танцевальная, «АС» или рок-музыка, становясь массовой, становится «поп». В этой схеме мы и расположили радиостанции, которые играли соответствующую указанным категориям музыку в момент нашего анализа. Это был 1998 год. Мы поставили в танцевальный угол радиостанцию «Станция 106.8» — классическое воплощение танцевального радио. В рок-угол — «Радио 101», которое, несмотря на то, что часто изменяло формату, имело четкое отношение к рок-музыке. «Радио-7 На Семи Холмах», как самая мягкая и наиболее чисто воплощающая этот стиль радиостанция, попала в угол «АС». Эта была относительно простая задача. Далее задача усложнилась, потому что нужно было квалифицировать станции, которые в эфире мешают музыкальные стили, жанры и направления. А это было не просто. В самый центр нашего треугольника попала радиостанция «Европа Плюс», которая после тяжелого кризиса 1996—1998 годов сумела вернуть себе рейтинг и стала поп-станцией, играющей композиции любых стилей. Также внутрь треугольника попали: радиостанция «Максимум» — она играла рок-музыку и немного «АС»; «РДВ» и «Хит-FM», у которых в эфире было много поп-музыки, они не являлись чисто танцевальными, почти не играли рок и серьезно конкурировали с «Европой Плюс». Схема, которая получилась в итоге, показалась нам неполной. Поэтому мы выстроили еще одну, и уже по анализу этих двух схем смогли сделать вывод — куда идти с новым форматом. Мы построили график (см. рис. 2). Отложили по вертикали возраст аудитории (категории «молодая», «старая»), а по горизонтали — тип музыки (категории «западная», «русская»). Мы не стали детально градуировать возрастную шкалу на 15, 20, 25, 30 и выше лет. Схема тогда бы сильно усложнилась, а нам нужна была просто общая картина происходящего на рынке. В этом графике нашлось место для «Русского Радио». На схеме мы обозначили эту станцию справа (над отметкой «русская музыка») большим прямоугольником, захватывающим разный возраст аудитории. Особенность и основная идея «Русского Радио» в том, что оно играет только русскую музыку всех направлений и форматов и ориентировано на очень широкую аудиторию. Поэтому в первую схему (в треугольник) вписывалось с трудом. Соответственно, радиостанции, которые играют только западную музыку (и здесь мы тоже начинали с крайностей), легли левее и разместились одна над другой. «Станция 106.8» попала в нижний левый угол кой русской музыки, в основном танцевальные стили и явная ориентация только на молодежь. «Радио-7 На Семи Холмах» оказалось над «Станцией 106.8». Аудиторию «Семерки» составляли в основном люди взрослые и небольшой процент молодежи. И в 1998 году эта станция практически не играла русской музыки. Верхнюю позицию заняла «Ностальжи». Они в то время играли западную, в основном, европейскую музыку, и были ориентированы на пожилых людей. Дальше пришел черед тех станций, которые попадали в середину схемы. Они во многом накладывались одна на другую. Мы их расположили тоже, фактически, посередине, но с небольшим сдвигом влево, потому что у них было больше западной музыки, чем русской. Здесь оказались: «Европа Плюс» — они играли как западную, так и русскую музыку, ориентировались на людей до 25 лет и старше; «Максимум» — 25% русской музыки, 75% — западной, возрастной ориентир — 25 лет; «Авторадио» — в эфире 50 на 50 русской и западной музыки, аудитория старше 25 лет; «Хит-FM» — тоже принцип «50 на 50» (две западные песни, две русские), но эта радиостанция попадала в середину с небольшим смещением вниз, так как ее аудитория моложе 25. Добавим сюда еще «Радио 101» — небольшое количество русской музыки, ориентация в основном на людей старше 25 лет, невысокий рейтинг. Плюс радиостанция «РДВ» — много поп-танцевальной музыки, смесь западной и русской музыки — примерно 50 на 50, ориентация, в основном, на молодежь. Напомню, что наша схема была достаточно условна и описываемая ситуация была характерна для московского рынка 1998 года. Одного взгляда на эту картинку оказалось достаточно, чтобы понять: в этой схеме есть незаполненные ниши. Конечно, можно пойти туда, где уже есть четыре-пять станций, но нужно предложить какой-то уникальный продукт, который «перебьет» аудиторию уже существующего. Можно пойти и туда, где никого нет, но все равно нужно делать что-то особенное. Например, если мы решаем делать станцию, которая играет только русскоязычную музыку, и нашим конкурентом становится «Русское Радио», то возникает резонный вопрос: «Какое слабое место у конкурента? Куда можно ударить? Полностью ли удовлетворяет это радио потребности людей в русскоязычной музыке?» Ответ лежал на поверхности — есть целый пласт музыки, которая на «Русском Радио» не звучит. Дальше появлялся второй вопрос: «Есть ли люди, которые любят эту музыку больше, чем какую-либо другую?» И на это интуитивно мы знали ответ. В этой стране есть поколение, которое выросло на группах «Кино», «Аквариум», «ДДТ» и других, но не имело станции, которая бы полностью удовлетворяла его потребности в этой музыке. Эта догадка появилась на третьем фестивале «Максидром», который наша команда проводила в составе радиостанции «Максимум» в 1998 году. Мы видели стадион из 20 тысяч человек, которые поют наизусть песни группы «ЧайФ», «Чижа и компании», и наблюдали весь фанатизм вокруг этого пласта музыки. Но только на интуитивной догадке отправиться в плавание мы не рискнули. Догадку нужно было подтвердить чем-то более серьезным. Вместе с социологической группой «Comcon-2» мы провели сложное исследование, включавшее телефонные опросы, тестирование музыкальных пристрастий, фокус-группы. Цель этого исследования была определить, действительно ли есть подобная брешь на российском радиорынке и, если она есть, потребности каких людей мы будем удовлетворять. Мы тестировали три различных формата. Из них первым, самым востребованным оказался формат русскоязычной музыки, отличной от той, которую играет «Русское Радио». Его ориентация на уровень среднего потребителя сильно раздражала большую группу людей. На вопрос: «Что вас не устраивает в «Русском Радио?», — следовал ответ: «Надоела попса». Это мы и решили использовать, выходя к ним «в лоб», создавая новую станцию. Мы руководствовались следующим: если «Русское Радио» вызывает у аудитории ощущение не очень высокого уровня культуры, то мы должны сделать станцию, которая не вызывает таких эмоций, ориентируется на людей с музыкальным вкусом и не играет попсу. Качество музыки мы возвели в абсолют и позиционировали себя не просто как «станцию, играющую русскоязычную музыку», но как «станцию, которая играет качественную музыку». Мы даже ввели термин: «настоящая музыка». Есть как бы «пластиковая музыка», которая звучит на других радиостанциях, и есть «настоящая», которая у нас. И целое поколение с нами согласилось. Нижняя граница аудитории, тестируемой при социологическом исследовании, была 20 лет, верхняя — 35. Мы решили, что если мы захватим какой-то существенный процент аудитории от 20 до 30 лет, то это будет ядро станции. Потом наша задача будет растянуть его выше 30 лет или опустить планку ниже, до 15. Здесь был еще и коммерческий расчет. Какую аудиторию «продавать» выгодней — с 15 до 20 или с 30 до 35? Конечно, вторую. Поэтому основной удар должен был прийтись на аудиторию от 20 до 35 лет. Причем, мы предвидели, что среди потенциальных слушателей 70% будут мужчины, 30% — женщины. Потому что рок — это в основном мужская музыка. В итоге так и оказалось. Свою потребность в таком радио четко обозначили люди от 20 до 30 лет, в основном мужчины. Так мы выбрали формат. День второй. Как назвать станцию, как выбрать «слоган» Главный вопрос: «С какой фразой будет ассоциироваться радиостанция?» Здесь вступает третий закон маркетинга, который гласит: «Владей словом». Это значит, что, когда звучит это слово, на ум любому потребителю приходит название вашей станции или вашего товара. Какое из моющих средств владеет словом «чистота»? Ответ — «Тайд». «Тайд» потратил много денег, чтобы овладеть словом «чистота». Какая жевательная резинка владеет термином «без сахара»? Ответ — «Орбит». И так далее. Это использовать очень выгодно. Когда радиостанция получает слово, оно исчезает из эфира конкурентов, так как рождает однозначную ассоциацию. Классический пример — радиостанция «Хит-FM». Когда она появилась, слово «хит» исчезло из эфира других. Все поняли: как только ты его произносишь, в умах возникает четкая ассоциация с «Хит-FM». И нам надо было найти такое слово. Причем, исходя из того, что нашим основным конкурентом было «Русское Радио», нужно было слово, которое было бы ближе сердцу потенциальной аудитории, чем слово «русский». А такое слово было найти не просто. Сначала мы решили взять слово «престиж». У нас появилась идея назвать станцию «Русский престиж». Слово «русский» заимствовать у «Русского Радио», «престиж» — у радиостанции «Престиж», на частоте которой мы собирались вещать. И в итоге сохранить ту небольшую аудиторию, которая уже была на «Престиже», а также привлечь новых слушателей на идею престижности. Эта идея нам казалась гениальной до первой фокус-группы. Четче всех мысль сформулировала одна женщина, которая на вопрос: «А чем вам не нравится название «Русский престиж»?», — сказала: «Ну, это звучит, как «колхозный «Мерседес». И все точки над «i» были расставлены. Слово «престиж» сейчас настолько скомпрометировано и связано с какими-то новорусскими понятиями, что в сочетании со словом «русский» вызывало бы у аудитории совсем не те ассоциации, которые требовались. И мы оказались 22 в тупике. Однажды, во время анализа того, что говорят люди на фокус-группах, мы заметили, что положительнее всего они реагируют на слоган «Наша музыка». Он появился в самом начале. «Наше» означало не только «отечественную музыку», но и «объединяющую некий круг людей». Этот слоган всем нравился. И когда модератор спрашивал: «А чем он вам нравится?», — ему отвечали: «Ну, как, это же наше все». И мы подумали, что понятие «наше» может быть ближе, чем понятие «русское», если наполнить его определенным содержанием. Слово «наше» дает некое ощущение общности независимо от языка и страны. Это атрибут целого поколения людей, выросших в одном культурном пространстве, любящих одну и ту же музыку. Так появилось название — «Наше Радио». Дальше нужно было сформулировать самое главное: придумать ту основную фразу, которая бы характеризовала станцию, и с которой нас ассоциировали бы слушатели — то, что станет ее брэндом. Мы попытались ответить на вопрос: «Что будет самым главным в нашем формате? Что максимально идентифицирует нас в эфире?» Четвертый закон маркетинга, которым мы руководствовались далее, гласит: «Побеждают не продукты, а образы». Это значит, что по большому счету человеку все равно, какая «Cola» имеет лучший вкус. Потому что он изначально знает, что «Coca-Cola» всегда лучше. Как я уже говорил, у человека в сознании откладывается какое-то понятие, и оно неискоренимо. Даже если со временем эта характеристика не совсем будет соответствовать действительности. Кому какое дело, создана ли машина круче, чем «Мерседес»? «Мерседес» автоматически круче. Мы решили, что нас должны ассоциировать с понятием «русский рок». И это должно стать нашей главной характеристикой. Поэтому первое время наш плей-лист состоял только из известных рок-композиций. И слоган «Самая богатая коллекция рок-н-ролла» звучал в эфире в начале каждого часа. Так мы вложили в сознание аудитории, что мы — станция, которая играет рок-музыку. Но на одной рок-музыке нам было бы сложно выстроить популяр И это, фактически, отвечает действительности. Сегодня мы играем больше русского рока, чем любое другое радио. Естественно, мы строим наш формат на хитах этого направления. И, например, «котельные» записи Виктора Цоя звучат после полуночи и никогда не будут звучать в прайм-тайм. Их мало знают, они очень плохо записаны, и вообще архивные записи мы включаем в эфир для того, чтобы не потерять самых истовых фанатов этой музыки. В прайм-тайм будут звучать песни «Что такое осень?» группы «ДДТ», «Под небом голубым есть город золотой» Бориса Гребенщикова, которые являются высокорейтинговыми. Но аудитория знает, что на «Нашем Радио» можно услышать полную коллекцию русского рока — и в современных, и в архивных записях. И это главное про нас. Я всегда привожу один пример. Тебе нужно произвести впечатление на девушку. Ты должен рассказать ей о своих достоинствах. Причем их набор очень широкий. Не стоит все вываливать на нее на первом свидании. Надо донести, например, что ты остроумный, честный и внимательный парень. Это главное. Если ты попытаешься объяснить ей, что ты еще футболист и быстро загораешь, то станет непонятно, почему ты на этом сразу акцентируешь внимание. И ты не достигнешь цели. Так же и с радио. Мы играем много разной музыки, но каждый час мы должны дать в эфир самое главное о себе. Это «ДЦТ», «Аквариум», «ЧайФ» и т.д. Здесь нам пригодится и пятый закон маркетинга — «Определи направление главного удара». Неважно, из чего состоит твое радио. Нужно выбрать одно, самое главное понятие и постоянно вдалбливать его в умы аудитории. И к нему потом можно добавлять оттенки смысла, которые будут действовать на подсознательном уровне. Нам недостаточно было сказать, что мы просто играем рок-н-ролл. Мы сказали, что это «наша музыка — настоящая музыка». Смысл термина «настоящее» — противопоставление поп-культуре. Он был сформулирован для тех людей, которые этим живут, которым это близко. Мы запустили слоган «Самая богатая коллекция рок-н-ролла. Наша музыка — настоящая музыка». Не знаю, сознательно или нет, но «Русское Радио» никогда не использовало слоган «Сделано в России». Это был настоящий подарок. Мы быстро выпустили его в эфир. И каждые два часа добавляли: «Самая богатая коллекция рок-н-ролла. Сделано в России». Затем появился слоган «Самая богатая коллекция рок-н-ролла и все модное в нашей музыке», так как нам нужно было создать мнение, что это модно сейчас слушать. Но основная ключевая фраза оставалась прежней: «Самая богатая коллекция рок-н-ролла». Мне не нравятся абстрактные слоганы типа «Наслаждайся». Они ничего не говорят о продукте, никак его не характеризуют. Слоган «Наслаждайся» может относиться к любой станции, к любому формату. Десять лет назад эти слоганы работали, сейчас, на мой взгляд, уже нет. Старый слоган «Европы Плюс» «Настройся на лучшее!» уже не достаточен сегодня. Много станций пытаются играть лучшую музыку. Поэтому «Европа Плюс» перепозиционировалась и ввела слоган: «Музыка, которая заводит». И это говорит о ней намного больше, чем слоган «Настройся на лучшее!». «Европа Плюс» серьезно ориентируется на молодежную аудиторию и старается программироваться так, чтобы музыка заводила. «Русское Радио» не говорит: «Лучшая русская музыка». Оно говорит: «Музыка для души» и «Все будет хорошо». Это хорошие идеи. Первая — тем, что близка своей душевностью. Вторая возникла после финансового кризиса 1998 года и внушала надежду. Пример из практики радиостанции «Авторадио». Станция находилась в тяжелейшем состоянии пару лет назад. Она приглашает Алексея Булдакова (актера из фильма «Особенности национальной охоты») и записывает его голосом слоган: «Авторадио». Народная марка». Еще один удар по «Русскому Радио». Ведь, по идее, что может быть народнее, чем «Русское Радио»? В зависимости от задач радиостанции, главный удар может быть направлен не только на поддержание или формирование ее имиджа, но и на донесение конкретной информации до аудитории. Когда в эфир вышла радиостанция «Серебряный Дождь», ей нужно было позиционироваться так, чтобы слушатель знал, где они находятся в диапазоне, а также привлечь к себе внимание. У них было преимущество. Они находились в крайней левой позиции на шкале настройки радиоприемника. Частота 100.1 FM. Первый их слоган был: «Первые в диапазоне — лучшие в эфире». В чем особенность этого слогана? «Первые в диапазоне» значит, что они крайние слева. Это сразу указывает, где расположена станция. Первая задача выполнена. Но слоган не только указывал на то, где находится продукт, но и заявлял что он — лучший, что сразу возбуждало любопытство его попробовать. И решалась вторая задача. Срок жизни слогана зависит от ситуации на рынке, количества конкурентов, возраста станции и прочего. Как понять, что слоган перестает работать? Нужно очень внимательно следить за конкурентами. Например, на радио «Максимум» долгое время был слоган «Ритмы большого города», потому что в то время «Максимум» была самой ритмичной станцией в Москве. Но потом появилась еще более ритмичная «Станция 106.8», и этот слоган «Максимум» перестал работать. Есть еще одна причина, почему важно заложить в сознание потребителя ряд образов через слоганы. Раз в три месяца социологи проводят замеры аудитории. Так, по крайней мере, происходит в Москве. Типовые вопросы, которые они задают вне зависимости от методик, звучат так: «Какая ваша любимая радиостанция?», «Какую станцию вы слушали неделю назад, вчера?». Что, как правило, ответит человек? Назовет ли он ту станцию, которую слушал? Или ту, которая впечатана в его мозг так, что ее оттуда не выбить? А слоганы всплывают моментально: «Я слушаю «Русское Радио» или «Наше Радио» — наша музыка». И высока вероятность, что если в голове что-то засело, то это вспомнится быстрее, чем то, что действительно слушали. И это, в конечном счете, скажется на качестве всего исследования, когда по результатам получится, что объемы твоей аудитории меньше, чем на самом деле. Итак, мы закончили второй день сотворения радиостанции. День третий. Разработка звукового оформления радиостанции По большому счету, все начинается с порядка в вашей голове. Когда вы четко решите, что вы делаете, ради чего собрались вместе, что у вас будет в эфире, что есть спинной хребет вашей радиостанции — с этого момента вы можете думать о том, какой звук должен там быть. Создание звукового образа начинается с базовой идеи, с музыкального формата. Например, если радиостанция работает в формате «АС», то и звуковое оформление должно быть создано с учетом звучания этой музыки. Я бы хотел обратить ваше внимание на четыре функции звукового оформления эфира. Первая функция — это «цементирование» эфира. Звуковое оформление — это раствор, который все может склеить воедино. Все ваши кирпичики — песни и программы — сядут на свои места и крепко сцепятся за счет этого раствора. Вторая функция — правильно расставить акценты по сетке вещания, подчеркнуть то, что не получается подчеркнуть с помощью ди-джеев или песен. Третья задача звукового оформления — помочь соответствовать духу времени. Например, мы делали программу по презентации альбома «Альта-виста» группы «Сплин». Для этой программы мы записали короткий, сорокасекундный ролик, который я привожу в качестве примера того, как звуковое оформление помогает соответствовать духу времени. Заставка: «Ультра Продакшн» представляет... Голос Саши Васильева (лидера группы «Сплин»): «Иногда важно удивить себя самого». Компьютер: «Введите, пожалуйста, ваше имя». Мужской голос: «Сплин». Компьютер: «Введите пароль». Мужской голос: «Альтависта». Компьютер: «Добро пожаловать». Мужской голос: «Молоко и мед». Звучит отрывок из песни «Молоко и мед». Мужской голос: «Добрых дел мастер». Звучит отрывок из песни «Добрых дел мастер». Отбивка: «Радиопремьера. Новый альбом группы «Сплин». «Альта-виста». Все песни с новой пластинки. Эксклюзивное интервью группы. Не отключайтесь». Вся программа про «Сплин» была построена на компьютерной эстетике и выдержана в одном стиле. Все звуки в этом ролике — стук клавиш, звуки компьютера — знакомы любому человеку. Он знает, как звучит модем, неправильно нажатая клавиша. Эти звуки моментально укладываются в какую-то картинку. Человек находится как бы в интернете: «Введите пароль», «Подтвердите», «Users stay on line». To есть было создано абсолютное соответствие сегодняшнему дню, тому, чем сейчас живет все больше людей, сконструировалась эстетика, которая моментально, на подсознательном уровне считывалась нашей аудиторией. И четвертая функция звукового оформления — оно может сгладить острые углы формата. Это, пожалуй, самое главное. Основная проблема, с которой столкнулось «Наше Радио» почти сразу после выхода в эфир, заключалась в том, что музыка, которую мы заложили в формат — однообразна. Русский рок, составляющий 80% эфира «Нашего Радио», достаточно уныл. Более того, чистый рок отталкивает большое количество аудитории. И это в то время как мы уже точно доказали необходимость станции, которая играет непопсовую русскую музыку. Что делать с этим однообразием? При том, что основной наш противник по рынку — «Русское Радио». А у «Русского Радио» есть броне- бойный персонаж Николай Фоменко с его шуточками, против которого, казалось бы, уже не работает ничего. Нам надо было ввести какой-то элемент юмора, что-то сделать, чтобы станция не слушалась так уныло. С самого начала было понятно, что Николая Фоменко просто так не «перебьешь», и нужна личность, которую можно ему противопоставить. Первый наш эксперимент был с Андреем Кнышевым. Он чудный человек и очень остроумный. Но он не смог поставить создание шуток «на поток». Каждая острота вымучивалась неделями. Нас, конечно, это не устраивало. Тогда был сделан следующий шаг: мы вышли на «Квартет «И». Актеры, которые составляют комическую труппу театра, дают веселые постановки в Москве. Они — выпускники ГИТИСа, все одесситы, то есть чувство юмора в крови. Они оказались блестящим добавлением к эфиру и сейчас берут на себя колоссальную часть того, что в эфире называется развлечением. Если у вас в городе есть бывшие КВН-щики, сатирики в местной газете, попробуйте с ними что-то подобное. Есть «противоядие» и против Коли Фоменко. Примеры, которые я вам буду приводить дальше, показывают, как продакшн, оформление, элементы программирования выполняют глобальную задачу по изменению имиджа радиостанции от унылой к более заводной. Г" Для начала мы решили, что можно посмеяться над самими собой. Так как у нас было преимущество личного знакомства с большинством музыкантов, песни которых звучат в нашем эфире, мы рискнули запустить такие лайнеры: «Самая богатая коллекция безысходных песен. «Наше Радио». (Песни типа «Ой-ё» группы «ЧайФ», казалось бы, слезу вышибают, а тут такая шутка.) «В нашей стране есть много сиротских песен. «Наше Радио». (Это ди-джеи особенно любят давать перед «Несчастным случаем», перед песней «Генералы песчаных карьеров»). Кульминации это все достигло на следующем примере: «Этот стон у нас песней зовется. «Наше Радио». (Перед Константином Никольским.) Было записано несколько таких заставок. Выбор заставки перед песней отдавался на откуп ди-джям. Это еще один способ решить проблему их креатива в эфире. Другое дело, что в самом начале их чувство юмора сразу начало зашкаливать, и теперь такие отбивки идут не чаще одного раза в час. Следующий момент. Нужно было «развеселить» утренний эфир, создать программу и расцветить ее не просто созданием обычного ролика, который промоутирует утренний сегмент, а сделать его живым, юмористическим. Появление «шЫзгара-шоу» и разработка его оформления стало решением проблемы. Пример 1. «Каждый будний день с семи утра слушайте на «Нашем Радио» «шЫыз-гара-шоу», и вы узнаете: — бывал ли Махатма Ганди в Бурунди, и что по этому поводу думают в Уганде; — метал ли бисер Киров перед свиньями; — чем отличается Пирамида Хеопса от «Эффералгана Упса». Пример 2. «Каждый будний день с семи утра слушайте на «Нашем Радио» «шЫыз-гара-шоу», и вы узнаете: — любят ли трансвеститы трансвистеть; — знают ли коряки, что их так называют; — плавают ли кролики кролем, и кто в таком случае плавает брассом. «шЫызгара-шоу». Оля МакСимова. Коля МакЛауд». Пример 3. «Каждый будний день с семи утра слушайте на «Нашем Радио» «шЫз-гара-шоу», и вы узнаете: — есть ли в Нальчике девочки; — как приготовить рождественского индейца; — и кто же все-таки придумал слово «выхухоль»? «шЫзгара-шоу». Оля МакСимова. Коля МакЛауд». Создание этих шуток было поставлено «Квартетом «И» на поток. Аудитория была в восторге. Дальше мы стали развивать эфирные образы. По вечерам работал Юрий Сапрыкин, которому был придуман псевдоним «Юрий Близорукий». Эта фамилия предполагает какой-то эффект звука. От этого мы оттолкнулись и запустили в эфир серию джинглов с вариантами обыгрывания фамилий в эфире. Никто ничего не поет. Все сделано достаточно просто. И все джинглы очень хорошо ложатся на любую песню, потому что нигде нет тональных звуков, мелодий. Везде атональные сочетания. Голос—эффект—голос. Сразу передается настроение. Далее нам показалось, что надо еще что-то добавить в эфир, и не просто привязав это к персоналиям, а придумав какие-то заставки, которые бы обыгрывали наши песни, и делали бы это с юмором. Ведь русский рок сильно завязан на слове. Мы придумали серию «Наше прошлое — наше будущее». Пример 1. Мужской голос: «Наше прошлое». Строчка из песни: «Две звезды...» (В. Кузьмин, А. Пугачева). Мужской голос: «Наше будущее». Строчка из песни: «Значит, я сегодня не звезда» (И. Лагутенко). Голос из интервью: «Надо ребятам работать, работать и еще раз работать». Мужской голос: «Наше Радио». Сделано в России». Пример 2. Мужской голос: «Наше прошлое». Строчка из песни: «Сегодня позвонила тебе домой» (Ж. Агузарова). Мужской голос: «Наше будущее». Строчка из песни: «Здорово, Кострома. Здоровенько» (группа «Иван Купала»). Голос из интервью: «Музыка, музыка... Знаете ли, я больше смотрю футбол». Мужской голос: «Наше Радио». Сделано в России». Пример 3. Мужской голос: «Наше прошлое». Строчка из песни: «Закрой за мной дверь, я ухожу» (В. Цой). Мужской голос: «Наше будущее». Строчка из песни: «Зачем уходишь ты, мне без тебя не удержаться на лету» (В. Кузьмин). Голос из интервью: «Тяжелый рок, больше ничего». Мужской голос: «Наше Радио». Сделано в России». Последняя фраза заставки воспринималась иллюстрацией к двум предыдущим. Как это все делается? Мы даем корреспонденту в руки диктофон и говорим: «Иди на улицу и принеси нам любые акценты». При этом составляем простые базовые вопросы типа: «Какую вы любите музыку»? А что-нибудь помните? Напойте, пожалуйста». И чем интереснее персонаж появится, тем лучше. На нас потом вылился шквал предложений от слушателей по'интернету. Две трети заставок, которые сейчас идут в эфире — это то, что предлагает аудитория. Они сразу вовлеклись в эту игру. Потом мы сделали, наверное, самую провокационную вещь, за которую нас очень долго ругали. Приятель подкинул мне диск, где популярные песни перепевались на татарском языке. Так в эфире появилась серия наших музыкальных пародий. Пример 1. Голос: «На земле так много э... э... Непонятного». Фрагмент песни «Крошка моя, я по тебе скучаю» группы «Руки вверх» на татарском языке. Голос: «Наше Радио». Мы помогаем людям». Пример 2. Голос: «На земле так много э... э... Непонятного». Фрагмент песни «Электричка» Алены Апиной на татарском языке. Голос: «Наше Радио». Мы помогаем людям». Сразу после пародии идет какой-то очень популярный роковый хит. Это либо «Что такое осень?», либо «Этот поезд в огне», либо «Поплачь о нем». Такие мощнейшие массово-любимые гимны по контрасту с пародией вызывают комический эффект. Самая большая претензия, которая была нам предъявлена — мол, мы смеемся над татарским языком. И мы ответили: «Да». Мне кажется, что, по большому счету, абсолютно ничего страшного в этом нет, потому что смеемся-то мы не над татарским языком, а над попсовой музыкой и культурой. И если мы поставили себе как краеугольный камень задачу от этой культуры уходить, то все происходящее — в рамках правил игры, которые мы установили. Потом пошли предложения со стороны слушателей. Кто-то съездил в Чехословакию, купил пародийный диск, в котором перепевается вся западная попса. Если уж смеяться над своей попсой, то почему бы не посмеяться над западной тоже. И, естественно, аудитория это восприняла «на ура». Нас не смущает, что таким образом в эфире звучит неформат Постепенно этот «соус» начал пропитывать унылый климат русского рока. И станцию стало весело слушать. Мы двигались дальше в этом направлении и придумали рубрику «Недостоверные новости» с «Квартетом «И», в которой они могли говорить о чем угодно. Пример 1. «Наши недостоверные новости. В студии «Квартет «И». Суперзвезда Голливуда Брюс Уиллис рассматривает сейчас несколько предложенных ему киносценариев. В них герой Уиллиса спасает мир: от ядерной катастрофы, от гигантских роботов-гомосексуалистов, от пузырящихся инопланетян-извращенцев с дурным запахом изо рта, от длиннохвостых павианов с ущербным мировоззрением и комплексом вины и, наконец, от эпидемии кариеса. Уиллис еще не принял окончательного решения, пока он снимается в фильме, где спасает человечество от бульонных кубиков на курьих ножках. Минувшей ночью страшный ураган, бушевавший над Океанией, прибил Новую Зеландию к берегам Австралии и выбросил ее на сушу. Удивительный случай произошел на Филиппинах. У одной филиппинки родилось двое детей от трех отцов. «Наши недостоверные новости». Режим работы с «новостями» такой: в полторы недели — 10 «новостей». Мы ежедневно гоняем их пять раз в эфире по три новости в блоке, но тройки всегда разные. То есть внутри выпуска они всегда в разных комбинациях. Более того, ус
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.216 (0.021 с.) |