Практикум по методике преподавания информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум по методике преподавания информатики



Практикум по методике преподавания информатики

Малева А.А., Малев В.В. Практикум по методике преподавания информатики. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - 148 с.

 

Издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности "Информатика" и Государственным стандартом общего образования по информатике и информационным технологиям. Предназначено для студентов физико-математического факультета, также может быть полезно начинающим учителям информатики


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.. 3

Глава I. Общая методика преподавания информатики.. 3

Общие указания по выполнению работ. 3

Семинар № 1 «Методическая система обучения информатике». 3

Лабораторная работа № 1 «Нормативные документы по курсу информатики». 3

Лабораторная работа 2 «Анализ учебных и учебно-методических пособий». 4

Лабораторная работа № 3 «Школьный кабинет информатики». 5

Семинар № 2 «Средства обучения информатике». 6

Семинар № 3 «Программное обеспечение курса информатики». 6

Семинар № 4 «Формы и методы обучения информатике. Система организационных форм обучения». 6

Лабораторная работа № 4 «Диагностика знаний учащихся». 7

Лабораторная работа № 5 «Планирование учебного процесса по информатике». 8

Лабораторная работа № 6 Поурочное планирование по информатике. 9

Лабораторная работа № 7 «Внеклассная работа по информатике в школе». 10

Семинар № 5 «Современные проблемы курса информатики». 11

Глава II. Частная методика преподавания информатики.. 12

Раздел II.1: «Методика изучения содержательно-структурных компонентов курса информатики». 12

Общие указания по выполнению работ. 12

Лабораторная работа № 8 «Информация и информационные процессы». 12

Лабораторная работа № 9 «Представление информации». 13

Лабораторная работа № 10 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». 15

Лабораторная работа № 11 «Социальная информатика». 17

Семинар № 6 «Информационные технологии». 19

Лабораторная работа № 12 «Обработка текстовой информации». 19

Лабораторная работа № 13 «Обработка графической информации». 20

Лабораторная работа № 14 «Обработка числовой информации». 21

Лабораторная работа № 15 «Хранение информации». 22

Лабораторная работа № 16 «Мультимедийные технологии». 24

Лабораторная работа № 17 «Коммуникационные технологии». 24

Лабораторная работа № 18 «Алгоритмы и исполнители». 25

Семинар № 7 «Обучение программированию». 27

Лабораторная работа № 19 «Формализация и моделирование». 27

Раздел II.2: «Этапы и уровни обучения информатике». 30

Семинар № 8 «Пропедевтический курс информатики». 30

Семинар № 9 «Информатика в основной школе». 30

Семинар № 10 «Информатика в старшей школе». 30

Научно-практическая конференция «Этапы и уровни обучения информатике». 30

Раздел II.3: «Методика преподавания пропедевтического курса информатики (МППКИ)» 32

Семинар МППКИ-1: 32

Семинар МППКИ-2: 32

Семинар МППКИ-3: 32

Лабораторная работа МППКИ-1: 32

Лабораторная работа МППКИ-2: «Урок информатики в начальной школе». 33


Введение

Настоящий практикум разработан в поддержку ряда курсов, изучаемых на физико-математическом факультете Воронежского государственного педагогического университета: «Теория и методика обучения информатике», «Методика преподавания информатики», «Научно-практические основы преподавания информатики», «Методика преподавания пропедевтического курса информатики», и является одним из средств методической подготовки будущих учителей информатики.

Объем практикума заведомо избыточен, поэтому, в зависимости от специальности («Информатика» или «Математика-Информатика») и формы обучения (дневная или заочная), последовательность и количество выполняемых работ может варьироваться.

Принятие в 2004 г. федерального компонента государственных образовательных стандартов означает временную фиксацию все еще формирующегося содержания обучения информатике в общеобразовательной школе. Эту тенденцию поддерживает и проектирование элективных и профильных курсов по информатике и ИКТ. В этой связи значительное внимание уделяется формированию общеметодических компетентностей, инвариантных относительно конкретного содержания учебного материала.

При разработке содержания практикума авторы исходили из необходимости сформировать у студентов собственную методическую систему обучения информатике, интегрирующую признанные педагогическим сообществом теоретические и практические подходы с их личностным пониманием и представлением.

Надеемся, что пособие будет полезно как студентам физико-математического факультета, так и учителям информатики

Глава I. Общая методика преподавания информатики

Общие указания по выполнению работ

¨ Для практических занятий по МПИ должна быть заведена отдельная общая тетрадь.

¨ Все ответы на вопросы и задания лабораторных работ выполняются в тетради.

¨ Если задания выполняются на компьютере, они должны быть распечатаны на листах формата А5 и вклеены в тетрадь, при этом преподавателю сдаются также в электронном виде.

¨ Документы, необходимые для выполнения лабораторных и семинарских работ, содержатся на научно-методическом сайте Малева В.В. (www.vspu.ac.ru/~mvv).

¨ Выполнение всех предусмотренных учебным планом работ является допуском к зачету (экзамену).

Семинар № 1 «Методическая система обучения информатике»

Цели: 1) знакомство с предметом и задачами курса МПИ;

2) изучение структуры, целей и задач школьного курса информатики и ИКТ;

3) изучение истории развития информатики как науки.

Вопросы для обсуждения:

1. Методика преподавания информатики как раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя.

2. Современный учитель информатики: каким он должен быть?

3. Исторические предпосылки и становление школьной информатики. Динамика содержания и целей обучения информатике.

4. Информатика как учебный предмет средней общеобразовательной школы. Структура курса информатики в школе.

5. Цели и задачи обучения информатике в средней школе.

6. Влияние информатики на содержание и методы преподавания школьных дисциплин.

7. Можно ли сделать вывод о системности школьного образования по информатике и ИКТ?

Литература:

1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. – Минск: Вышэйшая школа, 1998. – 431 с.

2. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики. – М.: Академия, 2001. – 624 с.

3. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 с

Лабораторная работа № 1 «Нормативные документы по курсу информатики»

Цели:

1) знакомство с нормативными документами по изучению курса информатики и ИКТ;

2) формирование навыков работы с нормативными документами и их анализа.

1. Рассмотрите БУП-1998 и БУП-2004 и выпишите распределение часов, отводимых на изучение информатики и ИКТ.

2. Изучите ГОСО по информатике и выпишите в тетрадь содержательные линии и содержательно-структурные компоненты каждой ступени.

3. Сравните «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по информатике» 1999 г. и «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», представленный в ГОС. Сравните уровни, выделенные в стандарте и «Обязательном минимуме…».

4. Используя примерную программу, заполните таблицу для каждой ступени обучения по приведенной ниже схеме:

Таблица 1. Содержательные линии курса информатики.

 

Содержательная линия (содержательно-структурный компонент) Кол-во часов Основные понятия Требования к уровню подготовки учащихся Практические задания
         

 

Предложите еще несколько видов работы с текстом.

Лабораторная работа № 5 «Планирование учебного процесса по информатике»

Цель: на основе анализа учебных программ по информатике и ИКТ сформировать умение составления календарного плана учебной работы; выделения основных знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися, при изучении каждой темы.

1 Составьте календарный план учебно-воспитательной работы по информатике.

1. Выберите учебник (учебно-методический комплект), раздел курса информатики.

2. Составьте примерный календарный план учебно-воспитательной работы по информатике на одно полугодие учебного года, включающий выбранный Вами раздел, в соответствии с Таблицей 3

(примерная структура курса информатики представлена в Таблице 4).

 

2 Составьте тематическое планирование учебной деятельности учителя информатики на текущее полугодие (для любого класса) в соответствии с Таблицей 5.

3 Составьте ожидаемые результаты обучения (по предыдущему планированию) по следующему плану:

Тема: «Элементы логики»

Учащиеся должны знать:

суть понятий высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения, логического выражения;

таблицы истинности основных логических операций: конъюнкции, дизъюнкции, отрицания;

правило построения таблиц истинности сложных логических выражений;

основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используемые в логических схемах компьютера.

Учащиеся должны уметь:

написать таблицу истинности для типовых логических опера-ций;

построить таблицу истинности для нетипового логического выражения.

Таблица 3.

Календарный план учебно-воспитательной работы

по информатике на ___полугодие 200__/200__ уч.г.

№ п/п Темы уроков Тип урока К-во часов Материал для повторения Наглядные пособия Вид контроля на уроке Домашнее задание Внеклассная работа
1.                
2.                

Таблица 4.

Примерная структура базового курса информатики РК

  Информационные процессы Информационные технологии
Общее число часов: 102 (Резерв 10 ч. отведены на уроки по ТБ и итоговые контрольные)   Информация и информационные процессы Представление информации Компьютер как универсальное устройство обработки информации Алгоритмизация и основы программирования Формализация и моделирование Операционные системы Обработка текста Обработка графики Обработка числовой информации Коммуникационные технологии Базы данных. СУБД
Учебные часы из примерной программы. Итого: 92                      

 

Таблица 5.

Тематический план учебно-воспитательной работы

в 8 классе по информатике на 1 полугодие 200__/200__ уч.г.

№ урока Тема урока Дата проведения
1 тема: «Техника безопасности и правила поведения в кабинете ВТ»  
1 урок Техника безопасности и правила поведения в кабинете ВТ. 3 сентября 2008 г.
2 тема: «Информация. Информационные процессы. Свойства информации. Информатика как наука.  
2 урок Повторение изученного в 7 классе. Информационные процессы. Свойства информации. Единицы информации. Кодирование информации. Информатика как наука. 10 сентября 2008 г.
3 тема:«Арифметические основы компьютера»  
3 урок Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. 17 сентября 2008 г.
4 урок Типы систем счисления используемых в компьютере. Кодирование информации в компьютере 24 сентября 2008 г.
4 тема:«Логические основы компьютера»  
5 урок Логика как предмет. Понятие, суждение, умозаключение, высказывание. Элементарные логические операции. 1 октября 2008 г.
6 урок  
 
     
9 урок Четвертная контрольная работа 29 октября 2008 г.
 

Таблица 6.

План-конспект урока по информатике в __ классе на тему «_________»

Цели урока:

1) …..

2) …

3) …

Оборудование урока: …

Время Действия учителя Действия учащихся Доска/ Экран/ Компьютер
830-835      
835-…      
 

Лабораторная работа № 6 Поурочное планирование по информатике

Цели:

1) выявить основные требования, предъявляемые к конспекту урока;

2) на основе изученного материала и школьных учебников по информатике составить конспект урока.

Составьте конспект урока по одному из выбранных учебников. При составлении конспекта необходимо включить следующие элементы урока:

- система подготовительных упражнений к изучению новой темы;

- объяснение нового материала с использованием исторических сведений или проблемной ситуации;

- первичное закрепление материала на уроке, проведение самостоятельной работы любого вида;

- учебная ролевая игра на любом этапе урока;

- домашнее задание и инструктаж к нему;

- список литературы для подготовки к уроку.

Таблица 7.

План внекласной работы

по информатике в __ классе на _ полугодие 200__/200__ уч.г.

Тип внеклассной работы Тема занятия Дата проведения
факультатив Решение занимательных логических задач 26 сентября 2008г.
факультатив
факультатив
факультатив
Неделя информатики  
сообщение Открытие недели информатики Сообщения в младших классах о применении ЭВМ в быту Пн. 2 февраля 2008г.
олимпиада Школьная олимпиада по информатике (9 класс) Вт. 3 февраля 2008г.
турнир Турнир компьютерных игр. Завершение недели информатики Сб. 10 февраля 2008г.
   
факультатив
факультатив

 

Таблица 9.

Кодирование цветов

 

 

Название цвета Интенсивность
Красный Зеленый Синий
Черный      
Красный      
Зеленый      
Синий      
Белый      
Желтый      

15. Какой объем памяти требуется для хранения звуковой ин­формации высокого качества при условии, что время звучания составляет 3 минуты?

16. Одна минута записи звуковой информации занимает на дис­ке 1,3 Мбайта, глубина кодирования равна 16. С какой частотой дис­кретизации записан звук?

17. Определить истинность составного высказывания: «(2 х 2 = 4 или 3 х 3 = 10) и (2 х 2 = 5 или 3 х 3 = 9)».

18. Построить таблицу истинности логической функции F=A*B.

19. Упростить логическое выражение: (A л B) v (A л B).

20. Составьте структурную формулу по заданной функциональной схеме (рис. 10):

 
 

Постройте отрицания следующих высказываний: «Я знаю испанский язык», «Эта функция - четная», «Экзамен состоится завтра».

21. По заданной структурной формуле составьте функциональную схему:

5 Составьте конспект одного из уроков по теме.

6 Приведите пример проверочной работы по теме «Систе­мы счисления». Укажите, на каком этапе обучения будет приме­няться данная работа.

7 Придумайте рассказ или сказку с использованием закоди­рованных фрагментов текста.

8 Подготовьте материал по темам:

«Кодирование текстовой информации»;

«Кодирование числовой информации»;

«Кодирование графической информации»;

«Кодирование звуковой информации».

Вопросы для обсуждения

1. Становление методики преподавания пропедевтического курса информатики (ПКИ).

2. Цели и содержание пропедевтического курса информатики.

3. Нормативные документы по преподаванию пропедевтического курса информатики.

4. Информатизация дошкольного образования. Психологические последствия.

5. Психологические, физиологические особенности учащихся начальной школы.

6. Особенности организации работы с учащимися начальных классов в кабинете информатики.

Литература:

1. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория зна-ний, 2004.

2. Челак Е.Н. Развивающая информатика: Методическое пособие / Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001.

3. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д.и др. Новые информационные тех-нологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998

Семинар МППКИ-2:

«Частные методики преподавания пропедевтического курса информатики»

Вопросы для обсуждения:

1. Методические системы преподавания в начальной школе.

2. Действующие, авторские и экспериментальные программы пропедевтического курса, их учебно-методическая поддержка.

3. Обзор программ и методик преподавания ПКИ.

4. Методика организации развивающего обучения: формирование логического и алгоритмического мышления; творческая деятельность; развитие воображения, памяти и т.п. (Горячев, Матвеева, Пер-вин и др.).

5. Методика формирования первоначальных навыков работы на компьютере (Первин, Макарова и др.).

6. Методика организации предметного обучения: приобретение и закрепление предметных знаний; углубленное изучение (Тур, Бокучава, Босова и др.).

Литература:

1. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория зна-ний, 2004. – 256 с.

2. Челак Е.Н. Развивающая информатика: Методическое пособие / Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2001. – 208 с.

3. Тур С. Н. Первые шаги в мир информатики: Методическое пособие / С. Н. Тур, Т. П. Бокучава. – СПб.: БХВ-Петербург, 2001.

4. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2007.

5. Первин Ю.А. Информатика дома и в школе. Книга для учите-ля. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

Семинар МППКИ-3:

«Методические системы преподавания пропедевтического курса информатики»

Вопросы для обсуждения

1. Технологии обучения.

2. Содержательные компоненты пропедевтического курса информатики.

3. Особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников (игра, сюрпризные моменты, активизация анализаторов).

4. Особенности форм и методов контроля знаний учащихся.

5. Средства обучения (учебники, электронные пособия и тетра-ди на печатной основе).

Литература:

1. Рекомендованные учебники по информатике и ИКТ для уровня начального образования (список текущего года размещен на сайте www.vspu.ac.ru/~mvv);

2. Журнал «Информатика и образование». Веб-сайт: http://www.infojournal.ru.

3. Газета «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»). Веб-сайт: http://inf.1september.ru.

4. «Информатика в начальной школе» (приложение к журналу «Информатика и образование»).

Лабораторная работа МППКИ-1:

«Средства обучения пропедевтическому курсу информатики ”

Выполните в тетради:

Вопросы для обсуждения

1. Структура урока информатики в начальных классах.

2. Методические приемы в начальной школе («пластилин», «найди ошибку» и т.д.)

3. Работа с тетрадями на печатной основе.

4. Проведение физкультминуток.

5. Рекомендации по ведению урока с использованием ПК.

6. Игровые компоненты на уроке (конкретные примеры).

Практикум по методике преподавания информатики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.096 с.)