Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ и самоанализ урока информатикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важной составляющей методической подготовки учителя является умение анализировать уроки. В учебной литературе по дидактике и методике обучения содержится немало различных вариантов психологического, психолого-педагогического и педагогического анализа и самоанализа урока, рекомендаций, предложений [8, 26, 109]. Вместе с тем во всех схемах педагогического анализа выделяются следующие инвариантные элементы [26]: - правильность и полнота постановки целей и задач урока; место урока в системе занятий по теме; - обоснованность отбора содержания; - обоснованность структуры урока; - эффективность решения задач на каждом из этапов урока на основе выбранных методов и средств обучения; - характер деятельности учащихся на уроке и ее продуктивность; - способы педагогического руководства и характер отношений (микроклимат) в процессе совместной работы педагогов и учащихся; - выявление факторов и условий, способствовавших достижению целей или препятствовавших успешному обучению, воспитанию и развитию; - резервы улучшения урока в будущем. - освоение универсальных элементов педагогической технологии проведения уроков путем изучения образца действий учителя; - знакомство с особенностями преподавания информатики в данном классе (школе), действующей программой курса, средствами обучения; - развитие способности к анализу педагогической деятельности и ее результатов; - умение применять принципы дидактики для преподавания информатики; - умение сопоставлять методики преподавания различных предметов и переносить свои знания из методики преподавания одной дисциплины в другую; распознавать, оценивать и творчески воспринимать педагогические приемы и методы конкретного учителя. Сопоставляя различные варианты в соотнесении с требованиями к уроку информатики, приходим к следующей схеме анализа урока. 1. Общие сведения об уроке Дата, школа, класс, предмет, Ф.И.O. учителя, тема учебной программы, тема урока, цель и тип урока. Организация урока 1. Готовность учителя и учащихся к уроку. 2. Обзор средств обучения и учебной среды. Оборудование кабинета, его удобство для 3. Мобилизующее начало урока. 4. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при работе с ком 3. Структура урока 1. Этапы урока, распределение времени. 2. Четкость этапов, выделение главного. 3. Соответствие структуры урока целям и его содержанию. 4. Насыщенность урока и темы. 5. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. 6. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными, бескомпьютерных с компьютерными. Нагрузка в течение урока. 4. Содержание урока 1. Объем фактического материала, соответствие программе, используемому учебнику и уровню знаний учащихся. 2. Правильность и полнота определения содержания образовательных, развивающих и воспитательных задач урока, а именно: овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации, привитие навыков сознательного и рационального использования компьютерных технологий. 3. Этапы повторения и закрепления материала, способы. Соответствие теории и упражнений. 4. Повторение пройденного, опорные знания. 5. Внутрипредметные и межпредметные связи, связь с жизнью. 5. Методы, приемы и средства обучения 1. Целесообразность методов обучения. 2. Соответствие содержания урока общедидактическим принципам научности, наглядности, последовательности, доступности, связи с практикой. 3. Степень интереса учащихся к изучаемому материалу, познавательная активность и самостоятельность учащихся на уроке. Сознательность усвоения. Организованность и дисциплинированность. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала компьютера, учебника. 4. Наличие обратной связи «учитель - ученик». Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). 5. Развитие логического мышления у учащихся и самостоятельность в обучении. 6. Работа со слабоуспевающими учащимися. Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. 7. Методы проверки и оценки знаний учащихся. Система контроля знаний. Использование компьютера для проверки знаний. Объективность оценки знаний. 8. Средства достижения и поддержания внимания учащихся на уроке и интереса к предмету. Приемы удержания внимания, действий при обнаружении ошибок. 9. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащегося. 10.Соответствие используемых средств обучения теме урока; моменты использования. Содержание программного обеспечения, раздаточного материала, инструкций и т.д. 11.Методы деятельности учителя на уроке. Известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке. Использование разнообразных источников знаний (применение обучающих и контролирующих программных средств, ресурсов Интернет и т.п.). 12.Оценка трудоемкости домашнего задания (выполните сами и замерьте время). 13.Итог урока, его воспитательная ценность. 14.Цели, которые намечал учитель на уроке, их достижение. 6. Учитель как личность 1. Знания и методическая грамотность учителя. 2. Культура речи и педагогический такт. 3. Доброта и требовательность к учащимся. 4. Контакт учителя с учащимися, взаимоотношения (авторитарные, либеральные, сотрудничество). 5. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы. 7. Заключение по уроку 1. Эффективность обучения — насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора программных средств. Воспитательный эффект урока. 2. Ценные стороны урока и недостатки. 3. Предложения учителю. Приведенная выше схема (или аналогичная) позволяет осуществить качественный анализ урока. Существуют методики, позволяющие проводить и количественный анализ (Табл. 13.1-13.2). Таблица 13.1 Схема количественной оценки эффективности урока
Баллы: 2 — высокий уровень; 1 — средний уровень; 0 — низкий уровень. Методика системного анализа урока (В.П. Симонов)1. Предлагается пять показателей — компонентов учебных занятий как системы: преподаватель (субъект деятельности); учащиеся, которые являются активными субъектами учебно-познавательной деятельности; содержание деятельности преподавателя и учащихся; способы деятельности преподавателя и учащихся, которые включают в себя принципы организации и методы учебной деятельности (методы обучения и учения); главная дидактическая цель в соотношении с результатом. Все приведенные показатели при необходимости можно выразить через условные баллы (проценты), то есть применить формализованный язык математики. Всего по пяти направлениям системного анализа проведенного занятия двадцать пять основных показателей (по личности педагога — пять, по учащимся — четыре, по содержанию деятельности — четыре, по способам деятельности — семь и по цели-результату деятельности — пять). Если сумму этих показателей принять за 100%, то условное соответствие каждого из них — 4% (можно в баллах, тогда 100 и 4 балла соответственно). После посещения урока математическая оценка эффективности оформляется в следующую карту: Таблица 13.2. Методика системного анализа и оценка эффективности урока
Математическая оценка эффективности учебных занятий основана на рейтинге (методе компетентных судей). Определены следующие критерии оценок: если при оценке получено 85% (или баллов) и выше, то проведенное занятие оценивается на «отлично», 65-84% — на «хорошо», 45—64% — на «удовлетворительно». Качество каждого урока и всей системы преподавания и обучения во многом определяется стремлением и умением учителя осуществлять педагогическую рефлексию (размышления о проделанном), анализировать и адекватно оценивать свою деятельность. Учитель, анализируя проведенный урок, выявляет то, что удалось, и то, что не удалось, ищет возможности дальнейшего совершенствования учебного процесса. Схема самоанализа урока Класс____ Тема урока_____ Тип урока и его структура_ 1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Особенности учащихся, которые были учтены при планировании урока. 3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный аспект), дать оценку успешности ее достижения. 4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала? 5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап? 6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями. 7. Использование групповых, коллективных и иных форм обучения. Дифференцированный подход в обучении. 8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся? 9. Психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке; стиль общения учителя и учащихся. 10.Уровень подачи домашнего задания. 11.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? 12. Наметить перспективы своей деятельности. 4.4. Научная организация труда учителя информатики1 В условиях практически неограниченного доступа к информации, приводящего к изменению методической системы обучения информатике, становится актуальным вопрос о научной организации труда (НОТ) учителя. Современный учитель должен осуществлять методически обоснованную разработку учебных курсов и учебных программ, участвовать в профессиональном сообществе педагогов, обмениваясь опытом, что возможно только на основе современных достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда. Один из методов НОТ учителя информатики — технологизация своей деятельности: организационно-методической, педагогической, исследовательской и т.д. Картотека учителя Огромное количество интересных фактов из телепередач и газет, касающихся информатики и ее преподавания, мы, к сожалению, не можем при необходимости восстановить в памяти. Многие учителя собирают интересные материалы, записывая интересные факты, конспектируя книги, собирая вырезки из газет, записывая интересные телепередачи на видео и т.д. Для эффективного использования накопленной информации традиционно учителя ведут картотеку материалов по своему предмету. Учитель информатики имеет уникальную возможность автоматизировать свой труд по накоплению информационно-методических материалов. Во-первых, вместо традиционного конспектирования, выписывания и вырезания учитель информатики может отсканировать необходимые материалы и хранить их в электронном виде, что намного удобнее. Во-вторых, Интернет предоставляет учителю огромные информационные ресурсы. В сети представлены многие журналы компьютерной тематики, электронные версии книг, ресурсы, посвященные различным разделам информатики и методике преподавания информатики, которые можно скопировать и использовать в практической работе. В-третьих, многие информационные ресурсы продаются или свободно распространяются на CD, выступают в качестве электронных приложений к печатным изданиям — книгам и журналам. Однако, как известно каждому владельцу компьютера, наступает момент, когда разобраться в содержимом гибких, жестких и лазерных дисков совершенно не представляется возможным. А.А. Гин предлагает технологию создания картотеки, однако в нашем случае речь должна идти, вероятно, об организации соответствующих каталогов и записи дисков (CD-R и CD-RW) для систематизации и хранения собранной информации. Пример такой структуры дерева каталогов приведен на рис. 6. Каталог ARHIV содержит два основных подкаталога: BOOK (электронные версии книг) и INF-SREDA, в котором содержится все необходимое программно-методическое обеспечение для преподавания курса информатики. Рассмотрим каталог INF-SREDA более подробно. В нем содержатся подкаталоги: - IKT с информацией по использованию информационных и коммуникационных техно - INF(SOD), в котором содержатся учебно-методические материалы по содержательным - ORG-MET - материалы по организационно-методической работе учителя информатики: - PS-DID AKT — материалы по технологиям обучения, в том числе поурочные разработки - TECH(SOFT) - программное обеспечение, используемое в учебной, учебно- и другие. Дополнительно к этому целесообразно создание базы данных с информацией о содержимом жестких дисков компьютера и компакт-дисков. Иногда одни и те же ресурсы имеет смысл классифицировать по разным основаниям. Например, одно основание — информатика в начальных классах (ps-didakt), а другое — программное обеспечение для начальных классов, например, Роботландия (tech-soft). В таком случае в каталог информационных ресурсов (в приведенном примере — ARHIV) имеет смысл поместить HTML-файл со ссылками на соответствующие ресурсы. Дублировать информацию не придется. Рис. 6. Фрагмент дерева каталогов с учебно-методической информацией Заметим, что существуют программные средства, предназначенные для каталогизации и оптимизации хранения информации. Подготовка темы Уже говорилось, что планирование проходит в два этапа — сначала тематическое, затем поурочное. При этом подчеркивалось, что тематический план лучше составлять на полугодие или сразу на весь год. Поурочное планирование лучше выполнять также крупными блоками, планируя не отдельные уроки, а тему целиком. В этом случае значительно экономится время на подготовку и улучшается ее качество. Полезно выделять резерв времени (5-10%), который выручает учителя в случае незапланированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал. Технология планирования 0. Приготовьте столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Вначале, не вдаваясь в подробности, рассмотрите всю тему целиком и распределите, что и на каком уроке будет изучаться. Фактически все уроки темы планируются сначала не последовательно, а одновременно и параллельно. Вот примерная последовательность действий: 1. Готовится базовый лист контроля. В выпускном классе вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы. 2. Планируются средства обучения: наглядность, книги, ПО и т. п. 3. Планируется и прогнозируется деятельность учащихся. 4. Организация повторения: на каких уроках и в какой форме. 5. Проектируется контроль: на каких уроках и в какой форме. В результате тема в целом запланирована, на листах с соответствующими уроками появились записи. Теперь очередь за подробным планированием отдельных уроков. И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель, например, опробовать какой-то новый прием. Это главный способ профессионального роста. Конструктор урока Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные. Первый персональный компьютер был собран из набора деталей. Аналогично и для урока можно создать конструктор Известны основные разделы урока (последовательность пока не столь важна): А. Начало урока. Б. Объяснение нового материала. В. Закрепление, тренировка, отработка умений. Г. Повторение. Д. Контроль. Е. Домашнее задание. Ж. Конец урока. Любой из разделов (блоков) урока может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. Эти приемы1 и будут элементами нашего конструктора. Пользуясь таблицей «Конструктор урока» (Табл. 14) как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. Например: А2; Б6; В4; Г1; Д6; Д10; Ж4. Что означает: начинаем с игры «Да-нетка»; изучение нового материала проходит по приему «Вопрос к тексту»; закрепление в виде игры-тренинга; на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой; домашнее задание не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога. Теперь остается определить время на каждый из элементов, и проект урока готов.
Обобщение опыта Один из важнейших аспектов деятельности успешного педагога — активная научно-методическая деятельность. В первую очередь, эта деятельность касается обобщения и систематизации собственного опыта, проводимых с разными целями: для аттестации, самореализации и самоутверждения, выполнения научного исследования, проведения педагогического эксперимента и т.д. Рекомендации по обобщению собственного опыта учителя. 1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующим вопросам. 2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи. 3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и работе коллег. Возьмите тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее. 4. Определите форму обобщения (реферат, доклад, статья). Возможны и другие варианты, например, приведите в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы, таблицы, программно-методические комплексы, педагогические программные средства и т.д.), сопровождая их краткими разъяснениями. 5. Составьте краткий план (3-4 основных вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы. 6. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия. 7. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты. 8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.). 9. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей. Таблица 14 Конструктор урока
Кабинет информатики Информатизация общества и образования выступает в качестве средства интенсификации процесса обучения, совершенствования его форм и методов, перехода к новым технологиям обучения, ориентированным на овладение умением самостоятельно приобретать новые знания. В связи с реализацией государственных программ компьютеризации сельских (2001 г.) и городских и поселковых общеобразовательных учреждений (2002 г.), практически все школы страны оснащены компьютерной техникой. Эксплуатация компьютерной техники, как правило, осуществляется в кабинете информатики. В этой связи особое значение приобретает кабинет информатики, в котором должны проводиться занятия как по информатике и информационным технологиям, так, очевидно, и по другим школьным предметам. Несомненно, что при определенных условиях кабинет информатики может стать также центром внеклассной и внешкольной работы, профессиональной подготовки, наконец, средством финансовой поддержки школы и учителя информатики. 5.1. Организационно-методические условия функционирования кабинета информатики Кабинет информатики - учебно-воспитательное подразделение современного образовательного учреждения, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу информатики и других общеобразовательных предметов с использованием информационных технологий. Кабинет информатики может использоваться также для организации общественно полезного и производительного труда учащихся, автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного заведения и организационного управления учебно-воспитательным процессом [37, 67, 86, 96]. При определенных условиях кабинет информатики может стать также центром внеклассной и внешкольной работы, профессиональной подготовки. Кабинет информатики предназначен для решения следующих задач: - формирование у учащихся знаний об устройстве, функционировании и областях применения современной вычислительной техники; умений и навыков решения задач с помощью ЭВМ, использования программного обеспечения современных ЭВМ и работы с информационными ресурсами; - ознакомление учащихся с применением вычислительной техники на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении; - совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении [5, 22, 37, 67, 78, 86]. В кабинете информатики могут проводиться: - занятия по информатике и другим учебным предметам с использованием средств новых информационных технологий (СНИТ); - составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства школы для удовлетворения потребностей школы и базовых предприятий; - внеклассные и факультативные занятия с использованием средств НИТ [37, 67, 78, 96]. Важной предпосылкой успешного обучения в кабинете информатики является создание специальных условий учебно-воспитательного процесса, в состав которых входит комплекс взаимосвязанных составляющих [22]: а) материальные (помещение, в котором проходят учебные занятия; рабочие места учителя и учащихся; учебно-наглядные пособия и учебное оборудование; технические средства обучения); б) гигиенические (санитарные условия; температурный, световой и воздушный режимы); в) эстетические (оформление кабинета); г) эргономические; д) техника безопасности. По нашему мнению, данный комплекс условий должен быть дополнен: е) организационно-методические (организация работы в кабинете, количество компьютеров и учебных подгрупп, виды используемых информационных средств и т.п.). В целом кабинет должен представлять психологически, гигиенически и эргономически комфортную среду, организованную в целях максимального содействия успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся. При условии эффективной работы кабинета информатики в соответствии с современными требованиями можно ожидать следующие результаты: переход школьной системы образования на новый, более качественный уровень; интенсификация учебного процесса; широкое использование новых технологий в обучении; более эффективное управление учебным процессом школы; участие в телекоммуникационных образовательных проектах; обобщение и тиражирование педагогического опыта учителей школы; создание механизма подготовки дидактических и методических материалов по заказу учителей; формирование информационной культуры у учащихся и педагогов. Организация работы в кабинете информатики Развитие информатизации приводит к тому, что в ряде школ функционирует 2 и более кабинетов информатики. Внедрение информатики в начальные классы требует создания отдельного кабинета информатики, поскольку для данной возрастной группы учащихся необходимо особое решение эстетических, эргономических, гигиенических и психолого-педагогических проблем. Письмом Министерства образования РФ № 01-51-088 ИН от 13.08.02 г. государственным и муниципальным органам управления образования рекомендовано «рассмотреть вопрос о введении в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности заместителя директора по информатизации образовательного процесса в целях координации работ, связанных с использованием информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях» [78; с. 29]. В ряде школ такая должность уже введена. Именно заместитель директора по информатизации образовательного процесса организует и координирует работу нескольких кабинетов, медиатеки и т.д., обеспечивает внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебную, учебно-методическую и организационно-административную деятельность школы. Эффективное применение вычислительной техники в образовании возможно лишь при наличии целостного комплекса оборудования, программного обеспечения, методическогообеспечения, документации, организационных мер по внедрению, поддержке и ремонту вычислительной техники, подготовке преподавателей [37; с. 14]. Кабинет информатики оснащается материальными средствами согласно «Перечня средств вычислительной техники
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.011 с.) |