Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проектирование обучения информатикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Подготовка к уроку и преподаванию в целом, как и всякая иная разумная деятельность, начинается с планирования. Как отмечает В.И. Загвязинский, эту работу учителя можно условно разделить на опосредованную и непосредственную [26]. Опосредованная подготовка связана с накоплением учителем знаний, впечатлений, опыта, погружением в культуру, развитием способностей и личностных качеств в целом. Эти процессы происходят намеренно или непроизвольно при чтении литературы, просмотра телепередач, кинофильмов, посещения театров и музеев, общении. К опосредованной подготовке можно отнести изучение фундаментальных основ и новейших достижений базовой для педагога-предметника науки, а также смежных с ней областей знания. Непосредственная подготовка к преподаванию курса или раздела курса включает изучение программ, учебников, пособий, научной и методической литературы, а также передового педагогического опыта. Обязательный элемент непосредственной подготовки — планирование обучения, которое является одним из важнейших этапов организации образовательного процесса. Различают четыре вида планирования, результатом каждого из которых является соответствующий план: учебный план образовательного учреждения и учебная программа (см. Часть I, § 2.3), тематический (календарно-тематический) и поурочный планы. Два последних являются основными типами планов учителя. 4.2.1. Тематическое планирование Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса. В общем виде годовой тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени. Тематический план содержит следующие разделы: 1) наименование тем и цели всех уроков; 2) типы уроков; 3) число часов, отводимых на их изучение; 4) опорные знания и умения; 5) темы для предваряющего и итогового повторения; 6) перечень наглядных пособий и учебного оборудования; 7) учебно-методические пособия; 8) межпредметные связи; 9) типы уроков (фиксируются обобщающие и зачетные занятия, намечаются темы и виды самостоятельных работ). По каждой теме часто выделяются основные понятия, способы деятельности, источники информации. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. Оно позволяет выстроить уроки в определенную систему, увидеть перспективу в работе, помогает заранее готовить оборудование к уроку, продумать для учащихся предварительные задания, направленные на актуализацию необходимых для изучения нового материла знаний и умений. Но самое главное, появляется возможность провести через все темы ведущие положения, сформировать у учащихся целостные представления и относительно завершенные способы деятельности. Тематический план — плод серьезных размышлений педагога, осознания целей изучения темы, урока (занятия), ведущих средств их достижения. В современной дидактике и методике обучения процедура планирования учебного процесса доведена до уровня технологии [109, 127 и др.]: 1. Изучение рабочей программы по курсу или ее самостоятельная разработка в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Расчет реального количества отводимых на учебный курс часов (за вычетом праздничных дней). Выделение главных тематических блоков (разделов) курса и приоритетных видов деятельности учеников.Деление учебного материала темы на логически законченные части. 2. Распределение общего количества годовых часов по основным разделам курса с учетом тематических и деятельностных компонентов (например, выделение в конце года времени на повторение или практикум по всем темам курса). Выделение времени на внеклассные занятия (занятия по индивидуальным планам, защита творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экзамены и т.п. 1). 3. Расчет учебного времени для разделов тематического плана, учитывая различные факторы (например, крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами). 4. Планирование занятий внутри каждого из разделов: - ознакомление с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделение основных научных и воспитательных идей, понятий, законов, умений, навыков, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными задачами; определение тематики каждого урока, отбор наиболее рационального содержания обучения на данном уроке; - выбор оптимальной технологической структуры занятий по разделу; - уточнение форм предполагаемых занятий, методического инструментария и других особенностей обучения (в том числе обоснование логики раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, дидактическими принципами, определение тематики каждого урока, формулировка основных задач, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы). Тематический или деятельностный блок курса расписывается в виде входящих в него занятий с указанием следующих данных: • номер занятия в данном блоке и с начала года, например: урок 2/53, то есть второй урок по данной теме, пятьдесят третий — с начала занятий; • тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в образовательных стандартах, программах и учебниках); • тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т.п.); • цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию приращения учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы). Обозначить дидактическую и воспитательную цель каждой части; • дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы • контроль и обратная связь на конкретном уроке, их формы; • домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным программам и т.д.). Учитель может включить и другие элементы, например методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т.п. 5. Окончательная компоновка годового тематического плана, при необходимости корректировка последовательности разделов и предварительно распределенного на них времени. Таблица 11.1 Тематическое планирование (по М.И. Махмутову)
Таблица 11.2 Тематическое планирование (по Ю.Б. Зотову)
Таблица 11.3 Образец календарно-тематического планирования Календарно-тематическое планирование по информатике на I (II) полугодие 200_/200_ у.г. Классы:____________________ Учитель:___________________ Количество часов: всего___________ _____час.; в неделю час. Плановых контрольных уроков ____, зачетов ____, тестов указать документ Учебник__________________________________________________ название, автор, издательство, год издания Дополнительная литература________________________________ название, автор, издательство, год издания Пояснительная записка (Обоснование выбора, изменений, дополнений и т.п.)
Таблица 11.4 Календарно-тематический план учебно-воспитательной работы по информатике на __ полугодие 200_/200_ учебного года
Тематический план удобно оформлять в виде таблицы на компьютере или на больших листах. На каждый раздел курса может выделяться отдельный лист. Столбцами таблицы служат данные по каждому занятию. В этом случае каждый элемент занятия будет просматриваться по вертикали. М.И. Махмутов считает, что учителей необходимо обеспечивать тематическим планом, составленным высококвалифицированными специалистами. Он предложил единую дидактическую схему тематического планирования, которая обеспечила бы оптимальное усвоение программы, интеллектуальное развитие учащихся и их всестороннее воспитание. Эта схема является примерной и подлежит корректировке учителем в зависимости от конкретных условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс (таблица 11.1). Календарно-тематический план может быть составлен различными способами. Примеры структуры таких планов представлены в таблицах 11.1-11.4. 4.2.2. Поурочное планирование Заключительный этап подготовки учителя к уроку — поурочное планирование, результатом которого является план (или конспект) урока. Начинающему учителю полезно составлять как можно более подробный конспект или развернутый план урока, более опытный педагог может ограничиться менее детальным планом. Но план как рабочий документ необходим каждому педагогу: он позволяет последовательно и полно воплотить задуманное, ориентироваться во времени, может служить основой для последующей работы [26]. План урока — это методический вариант организации работы учащихся над материалом урока. В нем обычно указываются тема и цель урока (образовательная, развивающая, воспитывающая), распределение времени по этапам (проверка задания, объяснение нового, упражнения и т.д.), кратко поясняется содержание работы. В последнем разделе фиксируются основные элементы содержания проверяемого или нового материала и соответствующие методические приемы и способы изучения: беседа (тогда намечаются вопросы), упражнения (задачи должны быть решены), методы изложения, демонстрации, иллюстрации, содержание и виды самостоятельной работы, домашнее задание. Полезно иметь запасные варианты на случай несовпадения реального хода урока с запланированным и подготовить дополнительный материал для тех, кто раньше других справится с заданиями, или на случай, если запланированное удалось выполнить в более сжатое, чем предполагалось, время. На уроке информатики возможны случаи, когда невозможна работа за компьютером (поломка ряда компьютеров, не работает локальная сеть или модем, отключено электричество и т.д.), для таких случаев должны быть предусмотрены другие виды работы, в том числе работа в безмашинном варианте. Учитель должен прогнозировать желаемые результаты обучения: усвоение понятий и действий, формирование представлений, получение опыта и т.д. В плане должны получить отражение средства, обеспечивающие достижение результатов, и критерии, позволяющие выявить степень реального продвижения учащихся в овладении материалом, уровень общего развития личности, гражданского и нравственного становления воспитанников. При этом план не должен превращаться в догму, поведение учителя и учащихся не должно быть сковано слишком жесткой схемой и настойчивым стремлением сделать все «по плану». «Вдохновение учителя, реакция учеников на его домашние заготовки вселяют душу в урок. Урок оживает и порой довольно часто идет совсем по другому руслу. Тогда после занятия бросаешься к конспекту и быстро, пока не забылись самые драгоценные его моменты, записываешь тот урок, который на самом деле получился» (Окунев А.А. Подготовка к уроку // Математика в школе. — 1991. —№ 1. — С. 12). Для подготовки плана (конспекта) урока необходимо придерживаться следующих рекомендаций [25, 55]. 1. Начало подготовки к уроку: - четко определить и сформулировать его тему; - определить место темы в учебном курсе; - изучить программы, методические пособия, школьный учебник; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, межпредметные связи; - выделить опорный материал, который каждый ученик должен понять и запомнить. - Определить и четко сформулировать для себя и для учащихся целевую установку урока: определить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. 2. Спланировать учебный материал, для чего: - подобрать литературу по теме (учебник, энциклопедическое издание, научно-популярное издание, периодика, ресурсы Интернет и т.д.), отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач; - подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. - упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному», составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать «изюминку» урока — то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Продумать последовательность работы с отобранным материалом, смену видов деятельности учащихся. Найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие. 6. Спланировать объем и формы самостоятельной работы учащихся на уроке; контроль деятельности учащихся: продумать содержание и виды контроля, как будут использованы его результаты. Составить список учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам. 7. Продумать индивидуальный подход к разным ученикам: как ликвидировать пробелы в их знаниях, предупредить ошибки и т.д. 8. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта, а также работу учащихся на доске и в тетрадях. 9. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, способа его преподнесения учащимся, рекомендации по выполнению. Цели домашнего задания могут быть различны: повторение ранее изученного материала; создание проблемной ситуации; ознакомление с новым материалом (новый материал возникает как обобщение домашнего задания, изучение нового материала на уроке проходит в постоянном обращении к домашнему заданию); обобщающее повторение; закрепление материала, изученного на уроке. При этом домашние задания могут быть устные и письменные; репродуктивные, конструктивные и творческие; обязательные и по желанию; общие, дифференцированные и индивидуальные; регламентированные и без установленного срока выполнения; комбинированные. 10. Продумать форму подведения итогов урока. В реальной практике обучения домашнее задание, как правило, дается в конце урока. Однако такая ситуация не всегда оправдана. Окончание урока полезно разнообразить подведением итогов, ознакомлением учащихся с обобщающими выводами и идеями; использованием эффекта «незавершенного действия»; привлечением исторических сведений; выполнением игровых упражнений, решением головоломок, кроссвордов, анаграмм, ребусов по информатике; применением в концовке неожиданного хода, шутки и т.д. 11. Составление конспекта, который должен содержать три основные части: формальную, содержательную и аналитическую. Как отмечает Г.И. Саранцев, существуют разные формы написания конспекта урока: произвольный, с выделением деятельности учителя и учащихся, с выделением вопросов и ответов на них, раскрывающих содержание урока. Для начинающего учителя наиболее полезен конспект с выделением деятельности учителя и учащихся, причем, как можно более полный. Такая работа освободит его от часто совершаемой ошибки, заключающейся в том, что на уроке работает лишь учитель. I. Формальная часть: Дата__________ Урок № I Тема:___________________________ Цели: образовательные________________________________________ развивающие___________________________________________ воспитательные_________________________________________ Тип урока:__________________________ Оборудование (ТСО, наглядные пособия, программное обеспечение, мультимедиа, ресурсы Интернет и т.д.). Последовательность отдельных этапов урока с указанием последовательности приемов, форм и методов обучения; ориентировочное время, отводимое на каждый этап. II. Содержательная часть: 1. Планируемые знания, умения и навыки. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. 2. Таблица, в которой зафиксировано: что, на каком этапе урока делают учитель и ученики (См. Табл. 12.1-12.3). Начинающему учителю рекомендуется излагать подробный ход урока: а) проверка домашнего задания; б) кто и по каким вопросам будет опрошен; в) фронтальная работа с классом; г) повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; д) сообщение нового материала: введение; что будет изложено самим учителем, что должны выполнить учащиеся; вопросы учителя и ожидаемые на них ответы; время е) закрепление пройденного материала на уроке, выявление понимания учениками нового материала и связи его с ранее пройденным; ж) самостоятельная работа, ее содержание, указания по проведению, методы проверки; з) виды контроля знаний и обратной связи; к) подведение итогов урока (что нового узнали на уроке, характеристика работы класса и отдельных учащихся).К конспекту желательно приложить «вид доски» то есть содержание и расположение всех записей на доске при проведении урока с указанием того, что, когда и как должно быть записано в тетрадях; виды проекционного или телевизионного экрана и экранов ученических компьютеров. III. Аналитическая часть — самоанализ урока (см. § 4.3). Таблица 12.1 План-конспект урока (вариант 1)
Таблица 12.2 План-конспект урока (вариант 2)
Таблица 12.3 План-конспект урока (вариант 3, по Г.И. Саранцеву)
В заключение хочется отметить, что тщательное научно обоснованное планирование учебного процесса является необходимым условием успешного преподавания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.32 (0.013 с.) |