Проектирование обучения информатике



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование обучения информатике



Подготовка к уроку и преподаванию в целом, как и всякая иная разумная деятельность, начинается с планирования. Как отмечает В.И. Загвязинский, эту работу учителя можно услов­но разделить на опосредованную и непосредственную [26].

Опосредованная подготовка связана с накоплением учителем знаний, впечатлений, опы­та, погружением в культуру, развитием способностей и личностных качеств в целом. Эти про­цессы происходят намеренно или непроизвольно при чтении литературы, просмотра телепере­дач, кинофильмов, посещения театров и музеев, общении. К опосредованной подготовке можно отнести изучение фундаментальных основ и новейших достижений базовой для педагога-предметника науки, а также смежных с ней областей знания.

Непосредственная подготовка к преподаванию курса или раздела курса включает изу­чение программ, учебников, пособий, научной и методической литературы, а также передового педагогического опыта.

Обязательный элемент непосредственной подготовки — планирование обучения, которое является одним из важнейших этапов организации образовательного процесса. Различают че­тыре вида планирования, результатом каждого из которых является соответствующий план: учебный план образовательного учреждения и учебная программа (см. Часть I, § 2.3), темати­ческий (календарно-тематический) и поурочный планы. Два последних являются основными типами планов учителя.

4.2.1. Тематическое планирование

Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса. В общем виде годовой тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них вре­мени.

Тематический план содержит следующие разделы: 1) наименование тем и цели всех уро­ков; 2) типы уроков; 3) число часов, отводимых на их изучение; 4) опорные знания и умения; 5) темы для предваряющего и итогового повторения; 6) перечень наглядных пособий и учебно­го оборудования; 7) учебно-методические пособия; 8) межпредметные связи; 9) типы уроков (фиксируются обобщающие и зачетные занятия, намечаются темы и виды самостоятельных работ). По каждой теме часто выделяются основные понятия, способы деятельности, источники информации.

Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реали­зации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного про­цесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. Оно позволяет выстроить уроки в определенную систему, увидеть перспективу в работе, помо­гает заранее готовить оборудование к уроку, продумать для учащихся предварительные зада­ния, направленные на актуализацию необходимых для изучения нового материла знаний и умений. Но самое главное, появляется возможность провести через все темы ведущие положе­ния, сформировать у учащихся целостные представления и относительно завершенные способы деятельности. Тематический план — плод серьезных размышлений педагога, осознания целей изучения темы, урока (занятия), ведущих средств их достижения.

В современной дидактике и методике обучения процедура планирования учебного про­цесса доведена до уровня технологии [109, 127 и др.]:

1. Изучение рабочей программы по курсу или ее самостоятельная разработка в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Расчет реального количества отводимых на учебный курс часов (за вычетом праздничных дней). Выделение главных тематических блоков (разделов) курса и приоритетных видов деятельности учеников.Деление учебного материала темы на логически законченные части.

2. Распределение общего количества годовых часов по основным разделам курса с учетом тематических и деятельностных компонентов (например, выделение в конце года времени на повторение или практикум по всем темам курса). Выделение времени на внеклассные занятия (занятия по индивидуальным планам, защита творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экзамены и т.п. 1).

3. Расчет учебного времени для разделов тематического плана, учитывая различные факторы (например, крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами).

4. Планирование занятий внутри каждого из разделов:

- ознакомление с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделение основных научных и воспитательных идей, понятий, законов, умений, навыков, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными задачами; определение тематики каждого урока, отбор наиболее рационального содержания обучения на данном уроке;

- выбор оптимальной технологической структуры занятий по разделу;

- уточнение форм предполагаемых занятий, методического инструментария и других особенностей обучения (в том числе обоснование логики раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, дидактическими принципами, определение тематики каждого урока, формулировка основных задач, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы).

Тематический или деятельностный блок курса расписывается в виде входящих в него за­нятий с указанием следующих данных:

• номер занятия в данном блоке и с начала года, например: урок 2/53, то есть второй урок по данной теме, пятьдесят третий — с начала занятий;

• тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в образовательных стандартах, программах и учебниках);

• тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т.п.);

• цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию приращения учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы). Обозначить дидактическую и воспитательную цель каждой части;

• дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы
и т. п.);

• контроль и обратная связь на конкретном уроке, их формы;

• домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным программам и т.д.).

Учитель может включить и другие элементы, например методы обучения, ключевые про­блемы, виды деятельности учеников и т.п.

5. Окончательная компоновка годового тематического плана, при необходимости кор­ректировка последовательности разделов и предварительно распределенного на них времени.

Таблица 11.1 Тематическое планирование (по М.И. Махмутову)

 

Номера уроков 1-й час 2-й час 3-й час
I. Название темы 1. Цель (общая дидактическая) урока или системы уроков. 2. Тип урока (уроков). 3. Общие методы обучения. 4. Оборудования и основные источники информации. 5. Виды контрольных работ по системе уроков      
II. Актуализация 1. Опорные знания (понятия и факты) и способы действий. 2. Типы самостоятельных работ      
III. Формирование новых понятий и способов действия 1. Новые понятия и способы действия. 2. Основные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ      
IV. Применение (формирование умений и навыков) 1. Типы самостоятельных работ. 2. Межпредметные связи      
V. Домашнее задание 1. Повторение (объем учебного материала). 2. Типы самостоятельных работ      

Таблица 11.2 Тематическое планирование (по Ю.Б. Зотову)

 

Общие вопросы плана Номер урока по теме с начала года
Тема урока
Цель урока
Тип урока
Методы обучения на уроке
Повторение на уроке с целью актуализации опорных знаний
Виды контроля знаний и обратной связи
Планируемое приращение знаний, умений и навыков
Содержание урока в процессе обучения Воспитательная работа на уроке. Профориентация и связь материала с жизнью
Дидактические средства урока
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Закрепление пройденного на уроке
Домашнее задание:
а) повторение материала на уроке
б) творческая часть задания

Таблица 11.3 Образец календарно-тематического планирования

Календарно-тематическое планирование по информатике на I (II) полугодие 200_/200_у.г.

Классы:____________________

Учитель:___________________

Количество часов:

всего___________ _____час.; в неделю

час.

Плановых контрольных уроков____, зачетов____, тестов
Планирование составлено на основе_________________

указать документ

Учебник__________________________________________________

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература________________________________

название, автор, издательство, год издания

Пояснительная записка

(Обоснование выбора, изменений, дополнений и т.п.)

 

  Содержание Общее кол-во часов по разде­лу Кол-во часов по теме Примечания
         
         

Таблица 11.4

Календарно-тематический план учебно-воспитательной работы по информатике на__полугодие 200_/200_ учебного года

 

№ п/п Темы уроков Тип урок К-во часов Материал для повторения Наглядные пособия Вид контроля на уроке Д/З Внеклассная работа
1.                
2.                

Тематический план удобно оформлять в виде таблицы на компьютере или на больших листах. На каждый раздел курса может выделяться отдельный лист. Столбцами таблицы слу­жат данные по каждому занятию. В этом случае каждый элемент занятия будет просматривать­ся по вертикали.

М.И. Махмутов считает, что учителей необходимо обеспечивать тематическим планом, составленным высококвалифицированными специалистами. Он предложил единую дидактиче­скую схему тематического планирования, которая обеспечила бы оптимальное усвоение про­граммы, интеллектуальное развитие учащихся и их всестороннее воспитание. Эта схема явля­ется примерной и подлежит корректировке учителем в зависимости от конкретных условий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс (таблица 11.1).

Календарно-тематический план может быть составлен различными способами. Примеры структуры таких планов представлены в таблицах 11.1-11.4.

4.2.2. Поурочное планирование

Заключительный этап подготовки учителя к уроку — поурочное планирование, результа­том которого является план (или конспект) урока.

Начинающему учителю полезно составлять как можно более подробный конспект или развернутый план урока, более опытный педагог может ограничиться менее детальным планом. Но план как рабочий документ необходим каждому педагогу: он позволяет последовательно и полно воплотить задуманное, ориентироваться во времени, может служить основой для после­дующей работы [26].

План урока — это методический вариант организации работы учащихся над материалом урока. В нем обычно указываются тема и цель урока (образовательная, развивающая, воспиты­вающая), распределение времени по этапам (проверка задания, объяснение нового, упражнения и т.д.), кратко поясняется содержание работы. В последнем разделе фиксируются основные элементы содержания проверяемого или нового материала и соответствующие методические приемы и способы изучения: беседа (тогда намечаются вопросы), упражнения (задачи должны быть решены), методы изложения, демонстрации, иллюстрации, содержание и виды самостоя­тельной работы, домашнее задание.

Полезно иметь запасные варианты на случай несовпадения реального хода урока с запла­нированным и подготовить дополнительный материал для тех, кто раньше других справится с заданиями, или на случай, если запланированное удалось выполнить в более сжатое, чем пред­полагалось, время. На уроке информатики возможны случаи, когда невозможна работа за ком­пьютером (поломка ряда компьютеров, не работает локальная сеть или модем, отключено элек­тричество и т.д.), для таких случаев должны быть предусмотрены другие виды работы, в том числе работа в безмашинном варианте.

Учитель должен прогнозировать желаемые результаты обучения: усвоение понятий и действий, формирование представлений, получение опыта и т.д. В плане должны получить от­ражение средства, обеспечивающие достижение результатов, и критерии, позволяющие вы­явить степень реального продвижения учащихся в овладении материалом, уровень общего раз­вития личности, гражданского и нравственного становления воспитанников.

При этом план не должен превращаться в догму, поведение учителя и учащихся не долж­но быть сковано слишком жесткой схемой и настойчивым стремлением сделать все «по плану». «Вдохновение учителя, реакция учеников на его домашние заготовки вселяют душу в урок. Урок оживает и порой довольно часто идет совсем по другому руслу. Тогда после занятия бро­саешься к конспекту и быстро, пока не забылись самые драгоценные его моменты, записыва­ешь тот урок, который на самом деле получился» (Окунев А.А. Подготовка к уроку // Матема­тика в школе. — 1991. —№ 1. — С. 12).

Для подготовки плана (конспекта) урока необходимо придерживаться следующих реко­мендаций [25, 55].

1. Начало подготовки к уроку:

- четко определить и сформулировать его тему;

- определить место темы в учебном курсе;

- изучить программы, методические пособия, школьный учебник; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, межпредметные связи;

- выделить опорный материал, который каждый ученик должен понять и запомнить.

- Определить и четко сформулировать для себя и для учащихся целевую установку урока: определить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

2. Спланировать учебный материал, для чего:

- подобрать литературу по теме (учебник, энциклопедическое издание, научно-популярное издание, периодика, ресурсы Интернет и т.д.), отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач;

- подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.

- упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному», составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

 

4. Продумать «изюминку» урока — то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Продумать последовательность работы с отобранным материалом, смену видов деятельности учащихся. Найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие.

6. Спланировать объем и формы самостоятельной работы учащихся на уроке; контроль деятельности учащихся: продумать содержание и виды контроля, как будут использованы его результаты. Составить список учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

7. Продумать индивидуальный подход к разным ученикам: как ликвидировать пробелы в их знаниях, предупредить ошибки и т.д.

8. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта, а также работу учащихся на доске и в тетрадях.

9. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, способа его преподнесения учащимся, рекомендации по выполнению.

Цели домашнего задания могут быть различны: повторение ранее изученного материала; создание проблемной ситуации; ознакомление с новым материалом (новый материал возникает как обобщение домашнего задания, изучение нового материала на уроке проходит в постоян­ном обращении к домашнему заданию); обобщающее повторение; закрепление материала, изу­ченного на уроке.

При этом домашние задания могут быть устные и письменные; репродуктивные, конструктивные и творческие; обязательные и по желанию; общие, дифференцированные и индивидуальные; регламентированные и без установленного срока выполнения; комбиниро­ванные.

10. Продумать форму подведения итогов урока.

В реальной практике обучения домашнее задание, как правило, дается в конце урока. Од­нако такая ситуация не всегда оправдана. Окончание урока полезно разнообразить подведением итогов, ознакомлением учащихся с обобщающими выводами и идеями; использованием эффекта «незавершенного действия»; привлечением исторических сведений; выполнением игровых упражнений, решением головоломок, кроссвордов, анаграмм, ребусов по информатике; приме­нением в концовке неожиданного хода, шутки и т.д.

11. Составление конспекта, который должен содержать три основные части: формальную, содержательную и аналитическую.

Как отмечает Г.И. Саранцев, существуют разные формы написания конспекта урока: произвольный, с выделением деятельности учителя и учащихся, с выделением вопросов и отве­тов на них, раскрывающих содержание урока. Для начинающего учителя наиболее полезен конспект с выделением деятельности учителя и учащихся, причем, как можно более полный. Такая работа освободит его от часто совершаемой ошибки, заключающейся в том, что на уроке работает лишь учитель.

I. Формальная часть:

Дата__________

Урок № I

Тема:___________________________

Цели:

образовательные________________________________________

развивающие___________________________________________

воспитательные_________________________________________

Тип урока:__________________________

Оборудование (ТСО, наглядные пособия, программное обеспечение, мультимедиа, ре­сурсы Интернет и т.д.).

Последовательность отдельных этапов урока с указанием последовательности приемов, форм и методов обучения; ориентировочное время, отводимое на каждый этап.

II. Содержательная часть:

1. Планируемые знания, умения и навыки. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2. Таблица, в которой зафиксировано: что, на каком этапе урока делают учитель и ученики (См. Табл. 12.1-12.3).

Начинающему учителю рекомендуется излагать подробный ход урока:

а) проверка домашнего задания;

б) кто и по каким вопросам будет опрошен;

в) фронтальная работа с классом;

г) повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся;

д) сообщение нового материала: введение; что будет изложено самим учителем, что должны выполнить учащиеся; вопросы учителя и ожидаемые на них ответы; время
и вид используемых средств обучения; выводы.

е) закрепление пройденного материала на уроке, выявление понимания учениками нового материала и связи его с ранее пройденным;

ж) самостоятельная работа, ее содержание, указания по проведению, методы проверки;

з) виды контроля знаний и обратной связи;
и) домашнее задание, пояснения к нему;

к) подведение итогов урока (что нового узнали на уроке, характеристика работы класса и отдельных учащихся).К конспекту желательно приложить «вид доски» то есть содержание и расположение всех записей на доске при проведении урока с указанием того, что, когда и как должно быть записа­но в тетрадях; виды проекционного или телевизионного экрана и экранов ученических компь­ютеров.

III. Аналитическая часть — самоанализ урока (см. § 4.3).

Таблица 12.1 План-конспект урока (вариант 1)

 

Деятельность Этап урока Учителя Учеников
     

Таблица 12.2 План-конспект урока (вариант 2)

 

Время Действия учителя Действия учащихся Доска/ Экран/ Компьютер
       
       

Таблица 12.3 План-конспект урока (вариант 3, по Г.И. Саранцеву)

 

 

Основное содержание учебного материала Деятельность
учителя учащихся
I. Постановка цели урока Формулирует: сформулировать понятие.. усвоить ...  
II. Актуализация знаний и умений: 1. Выполнение упражнения: Предъявляет упражнение Фиксируют упражнение в своих тетрадях
2. Вопросы для обсуждения: Управляет посредством вопросов деятельностью учащихся. Наблюдает за работой учащихся. Осуществляет мотивацию Отвечают на вопросы учите­ля, обсуждают ответы това­рищей, оформляют результа­ты упражнения, фиксируют новые понятия и суждения
III. Формирование понятия.. 1. Выполнение упражнений ... 2.... Предъявляет учащимся условия упражнений. Наблюдает за работой учащихся. Самостоятельно выполняют упражнения. Обсуждают результаты вы­полнения упражнения и т. д.

В заключение хочется отметить, что тщательное научно обоснованное планирование учебного процесса является необходимым условием успешного преподавания.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.013 с.)