Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика знаний по информатикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения). Введение Государственного образовательного стандарта (ГОС) по информатике ([68, 98]) вносит значительные изменения в методику проверки и оценки знаний и умений учащихся, которые направлены на повышение качества обучения. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», в ГОС «...нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности,. тот, без которого невозможно развитие личности, продолжение образования». В нем реализуются как бы четыре ступени, постепенно приближающие к тем результатам обучения, которыми должен овладеть учащийся [51]: общая характеристика образовательной области или учебной дисциплины; описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала школьнику; описание самих требований к минимально необходимому уровню учебной подготовки школьников; «измерители» уровня обязательной подготовки учащихся, то есть проверочные работы и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходимого уровня требований. На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций (проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, а также выставление отметок), входящих в состав диагностики процесса и результатов обучения [26]. Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения. Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. Учет - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых. Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся. Выставление отметки - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности. Необходимо отметить, что в педагогической и методической литературе термин «контроль» часто используется в трактовке, включающей все перечисленные выше виды диагностики. Диагностика знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Все это обусловливает необходимость включения в систему проверки и контроля разнообразных способов контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий [90]: • индивидуальный характер контроля; • систематичность, регулярность контроля на всех этапах обучения; • разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам; • всесторонность: контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; • объективность; • дифференцированный подход; • единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе. Функции контроля Цель контроля — обеспечение обратной связи: выявление уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту (обязательному минимуму) по учебной дисциплине, и его коррекция. В.И. Загвязинский отмечает, что основные функции проверки и оценки результатов обучения — образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая, воспитывающая и развивающая, контрольная [26]. Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, помочь в дальнейшем продвижении. Стимулирующая функция как логическое продолжение и дополнение образовательной функции призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность ученика, а вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития. Аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, накопления информации о динамике качества знаний, выработки мер по устранению типичных ошибок, преодоления трудностей при усвоении материала. Воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, творческого отношения к предмету, волевого саморегулирования, стремления развивать свои способности, своевременно выявлять пробелы в знаниях и других социально ценных способностях и чертах характера. Контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития. Все функции педагогического контроля взаимосвязаны, но выделяются такие формы, в которых превалирует одна, ведущая функция. Например, семинар характеризуется, в первую очередь, образовательной функцией, а зачет, экзамен, коллоквиум — контрольной. В целом функция контроля состоит во всесторонней проверке результатов обучения в когнитивной (овладение знаниями и способами их применения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация) сферах [26]. Именно поэтому многими современными педагогами принято положение о том, что цели обучения обязательно должны быть диагностичны. Таким образом, диагностика знаний (в том числе и по информатике) выполняет двуединую задачу: позволяет осуществить сопоставление наличных знаний с требованиями государственного стандарта и способствует личностному росту субъекта учебной деятельности. Заметим, что в условиях единого государственного экзамена (ЕГЭ) возрастает роль контрольно-оценочной составляющей педагогической диагностики. Вместе с этим возможна деформация и целей педагогической системы, и средств педагогической коммуникации, следствием чего может стать стремление учеников и учителей к достижению высоких показателей путем тренажа и натаскивания. Формы контроля В современной системе контроля используются различные виды проверки и оценки (диагностики) знаний. С точки зрения выполняемых функций можно выделить следующие формы контроля [136]: - констатирующий, целью которого является мониторинг фактического усвоения мате - формирующий, направленный на отслеживание изменений, анализ соответствия полу - корректирующий, нацеленный на исправление выявленных пробелов в знаниях. А.И. Бочкин различает контроль учителем, товарищем, компьютером, самоконтроль, отмечая особое значение контроля товарищем. Контролирующий учится понимать ход чужой мысли, объяснять то, что знает сам, переводит свое знание во внешнюю речь. Контроль компьютером «обостряет» ошибки и привлекает к ним внимание, подводя к следующему этапу — самоконтролю. Это высшая и сложная форма контроля. Человек вообще склонен себе доверять, а заодно сохранять самооценку. Умение выполнить самоконтроль, пусть и с помощью компьютера, говорит о высокой степени самостоятельности мышления, рефлексии, самокритичности. Важно также сознавать, что именно контролируется - результат или способ действия. Проще контролируется результат, но за правильным результатом может скрываться ошибка в способе действия. Контроль последнего, конечно, важнее. С точки зрения временного фактора различают следующие формы контроля: предваряющий (входной, исходный, предварительный), текущий, периодический (тематический, этапный, рубежный) и итоговый (экзаменационный). Предваряющий контроль предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков, а также развития учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы (раздела). Он используется также для вновь прибывших в класс учащихся. Текущий контроль - систематическая проверка знаний, умений и практических навыков учащихся, осуществляемая, как правило, по ходу обучения и являющаяся элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков, практических действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы Периодический контроль — проверка и оценка знаний, осуществляемая после изучения крупных разделов программы или продолжительного времени обучения, учитывающая оценки текущего контроля. Осуществляется в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования. Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения, зафиксировать необходимый минимум подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение. Проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание уровня образования). Его виды - зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, переводные и выпускные экзамены. Методы контроля Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие своевременно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса. Методы контроля результатов обучения по информатике, в первую очередь, можно разделить на компьютерные и бескомпьютерные. Кабинет информатики предоставляет широкие средства и возможности индивидуализации обучения и контроля его результатов. Наравне с общеизвестными, традиционными методами учитель имеет возможность использовать средства, реализуемые с помощью ЭВМ, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру. В современной дидактике выделяются следующие методы контроля: 1. Методы устного контроля: беседа; рассказ ученика; объяснение; комментированное чтение текста учебника; чтение технологической карты, схемы; сообщение; зачет; экзамен и т.д. Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося и вопросно-ответная форма собеседования. Устный контроль проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Такая форма работы получила название опроса. Опытные учителя владеют разнообразными технологиями опроса, применяют дидактические карточки, развивающие познавательные игры и т.д. Возможна запись на магнитофон ответа учащихся с последующим прослушиванием и оценкой учителем (В.Ф. Шаталов). Наиболее полной формой проверки является экзамен. Проблемы начинающих учителей при организации устного опроса: отсутствие техники опроса, позволяющей в сжатые сроки мобильно опросить значительное количество учащихся; неточность формулировок вопросов; отсутствие учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Устный опрос (беседа) может сочетаться с выполнением учениками письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3—4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода, в частности, фронтальный и уплотненный опросы, а также «поурочный балл». Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части, с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При таком способе опроса не всегда легко выставлять учащимся отметки, так как ответ на 1—2 мелких вопроса не дает возможности определить объем и глубину усвоения материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а 4—5 учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них отметки, тем самым «уплотняя», экономя время на проверку знаний, умений и навыков. Известной модификацией устного опроса является выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся на уроке. 2. Методы письменного контроля: классные и домашние письменные работы, контрольные и самостоятельные работы, диктант, реферат и т.д. В письменной работе перед учеником стоит задача не только показать теоретические знания, но и проявить умение их применить на практике для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Умелое применение методов письменного контроля позволяет выявить такие умения и навыки как степень владения письменной речью, умение логично и адекватно выстраивать и излагать текст, давать собственную оценку проблеме и т.д. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний в виде предметного (информатического) диктанта. Учитель зачитывает короткие вопросы или раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы (задачи и примеры), на которые они в течение 10—12 минут дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Диктант может быть проведен и в форме теста. Контрольные работы - весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Суть метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении проверочных (самостоятельных, контрольных) работ необходимо учитывать следующие моменты. 1) Контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися; 2) Когнитивная психология рекомендует контрольные работы по теме проводить уже после того, как начата новая. Зачастую взгляд на пройденную тему «со стороны» (а школьные темы взаимосвязаны) помогает усвоить, переосмыслить уже, казалось бы, изученный материал Необходимо за 1-2 недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе 3) Важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изу 4) При проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное вы 5) Правила выполнения проверочной работы (оформление, где находится текст задания, 6) Хождение учителя по классу во время выполнения проверочной работы провоцирует 7) Контрольные работы, если это возможно, должны проводиться в первой половине не 8) Учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Это позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, оценивать качество усвоения изучаемого материала, степень самостоятельности выполнения заданий. Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы. При проверке домашних заданий по информатике целесообразно придерживаться прави ученик знает, что если через неделю он сдает работу на «отлично», то получает только «хорошо», через две недели отметку выше «тройки» он не получит. Такой подход позволяет при необходимости увеличить время выполнения домашнего задания и предупреждает накапливание несданных работ. Кроме того, такой принцип приучает школьников планировать свою учебную деятельность и нести ответственность за принятые решения. Если учебная ситуация сложилась так, что к определенному дню учащийся должен и написать сочинение по литературе, и выполнить большое задание по информатике, то он сам принимает решение: может ли он пожертвовать одним баллом по информатике, чтобы написать качественное сочинение. . Выполнение практических (лабораторных) работ широко используется в информатике. Лабораторная работа служит для формирования умений и навыков на базе изученного теоретического материала. Описание лабораторной работы включает в себя: цель работы; задачи; используемое оборудование (ЭВМ с дополнительными устройствами, программное обеспечение); описание математической, физической или информационной модели задачи; алгоритм решения задачи; программа, документ, программный продукт или другой результат; исходные данные и полученные результаты; выводы. Возможна организация ситуационной ролевой или деловой игры, имитации, составление и решение учебных кроссвордов и т.д. 4. Наблюдение за работой учащихся в практике опытных учителей проводится посто Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости. 5. В отдельную группу методов контроля выделяются дидактические тесты, которые Положительным в тестовой методике является возможность контроля знаний, умений и навыков большого количества учащихся или студентов. Тестирование как вид контроля получает особое значение в связи с введением в стране технологии ЕГЭ — Единого государственного экзамена. Тестирование используется при текущей, рубежной и итоговой проверке знаний, на вступительных экзаменах в вузы и даже нередко при приеме на работу. Поэтому очень важно со школьной скамьи приучить учащихся к технологии тестирования, научить их свободно оперировать своими знаниями и умениями при тестовой форме предъявления заданий. Важное преимущество тестирования состоит в том, что оно позволяет быстро и оперативно устанавливать обратную связь «ученик — учитель», дает возможность проверить знания и умения учащихся как на обязательном, так и на повышенном уровне. Однако при тестовой форме проверки не исключена возможность случайного выбора правильного ответа, не видны ход и способы решения, используемые учеником. Всей полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет При всей кажущейся простоте тестирования этот метод достаточно сложен для реализации. 1) Учитель должен выразить интересующий его вопрос в сжатом виде так, чтобы ответом 2) Вопрос должен заставлять учащегося думать, то есть он не должен относиться к ре 3) Сложная часть составления вопросов теста — подбор вариантов выбора. Учитель дол 4) Важный этап в тестировании связан с обсуждением полученных результатов. Кроме 5) Проведение компьютерного тестирования требует специальных программных оболо 6) В тесты могут включаться вопросы на проверку умений учащихся. На всех уровнях ус
- умение узнавать объекты, понятие, факты, законы, модели; - умение действовать по образцу, по известному алгоритму, правилу; - умение проводить анализ ситуации, вычленять главное и строить из освоенных опера - умение и способность находить оригинальные решения. В особую подгруппу выделяются тесты типа эссе (свободного высказывания, сочинения), не поддающиеся стандартизированной процедуре жесткой оценки, поскольку основываются не на заданном алгоритме, а на полете свободной фантазии учащегося. 6. Портфолио Как отмечает И.Р. Калмыкова, задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения [40]. Одним из таких средств может стать портфолио (в переводе с итальянского - «папка с документами», «папка специалиста»). И.Р. Калмыкова выделяет четыре типа портфолио: - первый тип портфолио — «папка достижений», направленная на повышение собственной - второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития - третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием рефе - четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо По иерархии целей эти задания располагаются следующим образом: • на воспроизведение нового материала (терминов, фактов, понятий, правил). Цель счи • на узнавание изученного, его интерпретацию и преобразование; • на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных • на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики • на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое. • на оценку каких-либо явлений по определенным критериям. Цель считается достигну После проверки портфолио преподавателем необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Ученики выступают перед классом или параллелью классов, раскрывают содержание своих портфолио, а другие учащиеся задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки презентируемому портфолио по собственным критериям. Одним из способов оценивания является модель «ИТОГ»: интересные моменты портфолио; темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже); оценка портфолио на основании собственных критериев; главный вывод по всему портфолио После публичной защиты портфолио ученик и учитель (наставник, тьютор, научный руководитель) проводят анализ качества портфолио и успешности его защиты, результатом которого может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса ученика или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса. Достоинства портфолио несомненны: это средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. По виду деятельности учащихся можно выделить следующие методы контроля: - урочные традиционные: контрольные работы; практические и лабораторные работы; тесты; самостоятельные задания; зачеты; самостоятельные работы (обучающие и контролирующие); рефераты и т.д. - урочные нетрадиционные: круглые столы; дидактические многофункциональные игры; конкурсы; викторины и т.д. - внеурочные: конкурсные проекты; защита проектов и рефератов и т.д. Кроме рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний, учителя находят и применяют авторские методы контроля качества обучения. Так, в младших и средних классах для проверки знаний по информатике часто применяют игровые, соревновательные формы проведения контроля (викторина, КВН, решение кроссвордов и т.п.), диктанты, в старших классах используется такая форма контроля знаний, как доклад с тремя участниками - докладчик, содокладчик и оппонент. Система докладов с тремя участниками позволяет не только оценить знания учеников, но и формирует культуру спора. Каждый из участников оценивается по нескольким критериям: фактическое изложение материала, умение работать с литературой, оформление выступления. Таксономия учебных задач Основу контроля как дидактического процесса составляет определение и обоснование системы задач и зданий, предъявляемых учащимся. Широкую известность получила таксономия (классификация и систематизация) учебных задач Б. Блума. Данная классификация включает в себя 5 категорий учебных целей и задач: • знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.); • понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция); • применение, анализ (взаимосвязей, принципов построения); • синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений); • оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев). Главный недостаток представленной таксономии в том, что учебные цели представлены в терминах, отличных от того, что должен уметь учащийся к концу обучения. Интересную попытку классификации учебных задач по их «когнитивному составу» предприняла Д. С. Толлингерова [122], объединив также в 5 групп все разновидности задач: • задачи на воспроизведение знаний; • задачи, требующие простых мыслительных операций (определение, анализ, синтез, • задачи, требующие сложных мыслительных операций (интерпретация, аргументация); • задачи, требующие для своего решения продуктивного мышления; • • задачи на продуктивное мышление с порождением на его основе письменного или устного высказывания. В соответствии с концепцией Н.Ф. Талызиной, язык учебных задач описывает и цели, и содержание обучения. При этом знания понимаются как момент движения деятельности, ее отправная точка и результат. В процессе решения задач, с одной стороны, обнаруживаются достоинства и недостатки имеющихся знаний, умений, навыков, с другой — обогащаются знания, формируются новые умения и навыки. В итоге задача выступает одновременно как инструмент диагностики и инструмент формирования нового знания. Включение конкретной задачи в проверочную работу должно преследовать определенную цель: что будет проверяться той или иной задачей. При этом одна учебная задача может преследовать несколько целей. Как отмечает А.И. Бочкин, специфика контроля в информатике состоит в том, что неверный результат может отчуждаться учащимся, который говорит, что не он ошибся, а «так машина посчитала». Кроме того, компьютер в той или иной форме предъявляет результат, чем помогает учащимся осознать процесс своей деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.013 с.) |