Диагностика знаний по информатике



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика знаний по информатике



Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является кон­троль (проверка результатов обучения). Введение Государственного образовательного стандар­та (ГОС) по информатике ([68, 98]) вносит значительные изменения в методику проверки и оценки знаний и умений учащихся, которые направлены на повышение качества обучения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», в ГОС «...нормируется лишь минималь­но необходимый уровень образованности ,. тот, без которого невозможно развитие личности, продолжение образования». В нем реализуются как бы четыре ступени, постепенно прибли­жающие к тем результатам обучения, которыми должен овладеть учащийся [51]: общая харак­теристика образовательной области или учебной дисциплины; описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала школьнику; описание самих требований к мини­мально необходимому уровню учебной подготовки школьников; «измерители» уровня обяза­тельной подготовки учащихся, то есть проверочные работы и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходимого уровня требований.

На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций (проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, а также выставление отметок), входящих в состав диагностики процесса и результатов обучения [26].

Проверка - процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и раз­витии, степени достижения целей обучения.

Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталон­ными требованиями и стандартами.

Учет - фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения зна­ниями и развития обучаемых.

Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учеб­ной работы учащихся.

Выставление отметки - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Необходимо отметить, что в педагогической и методической литературе термин «контроль» часто используется в трактовке, включающей все перечисленные выше виды диагностики.

Диагностика знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компо­нентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательно­сти и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Все это обусловливает необходимость включения в систему проверки и контроля разнообразных спо­собов контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий [90]:

• индивидуальный характер контроля;

• систематичность, регулярность контроля на всех этапах обучения;

• разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;

• всесторонность: контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

• объективность;

• дифференцированный подход;

• единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе.

Функции контроля

Цель контроля — обеспечение обратной связи: выявление уровня усвоения знаний уча­щимися, который должен соответствовать образовательному стандарту (обязательному мини­муму) по учебной дисциплине, и его коррекция. В.И. Загвязинский отмечает, что основные функции проверки и оценки результатов обучения — образовательная, стимулирующая, аналитико-корректирующая, воспитывающая и развивающая, контрольная [26].

Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются ор­ганическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, помочь в дальнейшем продвижении.

Стимулирующая функция как логическое продолжение и дополнение образовательной функции призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность ученика, а вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития.

Аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция каса­ется коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, накопления информа­ции о динамике качества знаний, выработки мер по устранению типичных ошибок, преодоле­ния трудностей при усвоении материала.

Воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной само­оценки, ответственности, устремленности, творческого отношения к предмету, волевого само­регулирования, стремления развивать свои способности, своевременно выявлять пробелы в знаниях и других социально ценных способностях и чертах характера.

Контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Все функции педагогического контроля взаимосвязаны, но выделяются такие формы, в которых превалирует одна, ведущая функция. Например, семинар характеризуется, в первую очередь, образовательной функцией, а зачет, экзамен, коллоквиум — контрольной.

В целом функция контроля состоит во всесторонней проверке результатов обучения в когнитивной (овладение знаниями и способами их применения), психологической (развитие личности) и социальной (социальная адаптация) сферах [26]. Именно поэтому многими совре­менными педагогами принято положение о том, что цели обучения обязательно должны быть диагностичны.

Таким образом, диагностика знаний (в том числе и по информатике) выполняет двуеди­ную задачу: позволяет осуществить сопоставление наличных знаний с требованиями государ­ственного стандарта и способствует личностному росту субъекта учебной деятельности.

Заметим, что в условиях единого государственного экзамена (ЕГЭ) возрастает роль кон­трольно-оценочной составляющей педагогической диагностики. Вместе с этим возможна де­формация и целей педагогической системы, и средств педагогической коммуникации, следст­вием чего может стать стремление учеников и учителей к достижению высоких показателей путем тренажа и натаскивания.

Формы контроля

В современной системе контроля используются различные виды проверки и оценки (ди­агностики) знаний.

С точки зрения выполняемых функций можно выделить следующие формы контроля [136]:

- констатирующий, целью которого является мониторинг фактического усвоения мате­
риала;

- формирующий, направленный на отслеживание изменений, анализ соответствия полу­
ченных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат;

- корректирующий, нацеленный на исправление выявленных пробелов в знаниях.

А.И. Бочкин различает контроль учителем, товарищем, компьютером, самоконтроль, отмечая особое значение контроля товарищем. Контролирующий учится понимать ход чужой мысли, объяснять то, что знает сам, переводит свое знание во внешнюю речь.

Контроль компьютером «обостряет» ошибки и привлекает к ним внимание, подводя к следующему этапу — самоконтролю. Это высшая и сложная форма контроля. Человек вообще склонен себе доверять, а заодно сохранять самооценку. Умение выполнить самоконтроль, пусть и с помощью компьютера, говорит о высокой степени самостоятельности мышления, рефлек­сии, самокритичности.

Важно также сознавать, что именно контролируется - результат или способ действия. Проще контролируется результат, но за правильным результатом может скрываться ошибка в способе действия. Контроль последнего, конечно, важнее.

С точки зрения временного фактора различают следующие формы контроля: пред­варяющий (входной, исходный, предварительный), текущий, периодический (тематический, этапный, рубежный) и итоговый (экзаменационный).

Предваряющий контроль предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков, а также развития учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы (раздела). Он используется также для вновь прибывших в класс учащихся.

Текущий контроль - систематическая проверка знаний, умений и практических навыков учащихся, осуществляемая, как правило, по ходу обучения и являющаяся элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков, практических действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения те­кущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществ­ляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы

Периодический контроль — проверка и оценка знаний, осуществляемая после изучения крупных разделов программы или продолжительного времени обучения, учитывающая оценки текущего контроля. Осуществляется в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тести­рования.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения, зафиксировать необходимый минимум подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение. Проводится по­сле изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание уровня образования). Его виды - зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, переводные и выпускные экзамены.

Методы контроля

Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие своевре­менно осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффек­тивности учебного процесса.

Методы контроля результатов обучения по информатике, в первую очередь, можно раз­делить на компьютерные и бескомпьютерные.

Кабинет информатики предоставляет широкие средства и возможности индивидуализа­ции обучения и контроля его результатов. Наравне с общеизвестными, традиционными мето­дами учитель имеет возможность использовать средства, реализуемые с помощью ЭВМ, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру.

В современной дидактике выделяются следующие методы контроля:

1. Методы устного контроля: беседа; рассказ ученика; объяснение; комментированное чтение текста учебника; чтение технологической карты, схемы; сообщение; зачет; экзамен и т.д.

Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущ­ность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения.

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося и вопросно-ответная форма собеседования. Устный контроль проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Такая форма работы получила название опроса. Опытные учителя владеют разнообразными технологиями опроса, применяют дидактические карточки, развивающие познавательные игры и т.д. Возможна запись на магнитофон ответа учащихся с последующим прослушиванием и оценкой учителем (В.Ф. Шаталов). Наиболее полной формой проверки является экзамен.

Проблемы начинающих учителей при организации устного опроса: отсутствие техники опроса, позволяющей в сжатые сроки мобильно опросить значительное количество учащихся; неточность формулировок вопросов; отсутствие учета индивидуальных и возрастных особен­ностей учащихся.

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Устный опрос (беседа) может сочетаться с выполнением учениками письменных упражнений.

Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно про­верить знания не более 3—4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода, в частности, фронтальный и уплотненный опросы, а также «поурочный балл».

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый мате­риал на сравнительно мелкие части, с тем, чтобы таким путем проверить знания большего чис­ла учащихся. При таком способе опроса не всегда легко выставлять учащимся отметки, так как ответ на 1—2 мелких вопроса не дает возможности определить объем и глубину усвоения мате­риала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а 4—5 учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготов­ленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется пото­му, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них отметки, тем самым «уплотняя», экономя время на про­верку знаний, умений и навыков.

Известной модификацией устного опроса является выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углуб­лять ответы своих товарищей, приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обна­руживая, таким образом, хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся на уроке.

2. Методы письменного контроля: классные и домашние письменные работы, кон­трольные и самостоятельные работы, диктант, реферат и т.д. В письменной работе перед уче­ником стоит задача не только показать теоретические знания, но и проявить умение их приме­нить на практике для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Умелое примене­ние методов письменного контроля позволяет выявить такие умения и навыки как степень вла­дения письменной речью, умение логично и адекватно выстраивать и излагать текст, давать собственную оценку проблеме и т.д.

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной провер­ки знаний в виде предметного (информатического) диктанта. Учитель зачитывает короткие во­просы или раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы (задачи и примеры), на которые они в течение 10—12 минут дают письменные ответы. Пись­менный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Диктант может быть проведен и в форме теста.

Контрольные работы - весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Суть метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

При проведении проверочных (самостоятельных, контрольных) работ необходимо учи­тывать следующие моменты.

1) Контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися;

2) Когнитивная психология рекомендует контрольные работы по теме проводить уже после того, как начата новая. Зачастую взгляд на пройденную тему «со стороны» (а школьные темы взаимосвязаны) помогает усвоить, переосмыслить уже, казалось бы, изученный материал

Необходимо за 1-2 недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе
и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Полезно проводить предварительные
проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся.

3) Важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изу­
ченного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от уча­
щихся проявления сообразительности и творчества. При этом активизируется развивающая
функция контроля.

4) При проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное вы­
полнение учащимися предлагаемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом
смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и
того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.

5) Правила выполнения проверочной работы (оформление, где находится текст задания,
куда помещать выполненное на компьютере задание) надо объяснить до раздачи условий зада­
ний, иначе во время выполнения задания ученики будут задавать похожие вопросы много раз.

6) Хождение учителя по классу во время выполнения проверочной работы провоцирует
учеников на вопросы.

7) Контрольные работы, если это возможно, должны проводиться в первой половине не­
дели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец неде­
ли или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повы­
шенное утомление, что может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По
этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.

8) Учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы,
проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки
и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях.

Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Это позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, оценивать качество усвоения изучаемого мате­риала, степень самостоятельности выполнения заданий. Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.

При проверке домашних заданий по информатике целесообразно придерживаться прави­
ла «одна неделя задержки - минус один балл». Выполнение каждого задания должно быть рас­
считано на определенное время, как правило, 1-2 недели. Если ученик сдает задание в срок, то
он получает ту отметку, которую заслуживает. Если ученик по каким-либо причинам (кроме
болезни) не сдает свою работу в срок, то отрицательная отметка не выставляется. Но

ученик знает, что если через неделю он сдает работу на «отлично», то получает только «хоро­шо», через две недели отметку выше «тройки» он не получит. Такой подход позволяет при не­обходимости увеличить время выполнения домашнего задания и предупреждает накапливание несданных работ. Кроме того, такой принцип приучает школьников планировать свою учебную деятельность и нести ответственность за принятые решения. Если учебная ситуация сложилась так, что к определенному дню учащийся должен и написать сочинение по литературе, и выпол­нить большое задание по информатике, то он сам принимает решение: может ли он пожертво­вать одним баллом по информатике, чтобы написать качественное сочинение.

. Выполнение практических (лабораторных) работ широко используется в информатике.

Лабораторная работа служит для формирования умений и навыков на базе изученного теоретического материала. Описание лабораторной работы включает в себя: цель работы; зада­чи; используемое оборудование (ЭВМ с дополнительными устройствами, программное обеспе­чение); описание математической, физической или информационной модели задачи; алгоритм решения задачи; программа, документ, программный продукт или другой результат; исходные данные и полученные результаты; выводы.

Возможна организация ситуационной ролевой или деловой игры, имитации, составление и решение учебных кроссвордов и т.д.

4. Наблюдение за работой учащихся в практике опытных учителей проводится посто­
янно. Оно позволяет своевременно оказать учащемуся помощь в правильной организации сво­
его рабочего места и учебного труда, налаживании порядка домашней учебной работы и т.д. В
конечном итоге этот метод ориентирован на формирование у учащихся таких качеств, как са­
мостоятельность, трудолюбие, работоспособность.

Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практиче­ских умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.

5. В отдельную группу методов контроля выделяются дидактические тесты, которые
определяются как набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанав­
ливающий степень усвоения его учащимися. Это серия вопросов, к каждому из которых надо
выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов. Задача ученика - выбрать правильный от­
вет. В другом варианте это могут быть утверждения, в которые необходимо вставить пропу­
щенные слова или незаконченные предложения, которые необходимо закончить. Тесты могут
проводиться в бланковом (бланочном) и компьютерном виде.

Положительным в тестовой методике является возможность контроля знаний, умений и навыков большого количества учащихся или студентов.

Тестирование как вид контроля получает особое значение в связи с введением в стране технологии ЕГЭ — Единого государственного экзамена.

Тестирование используется при текущей, рубежной и итоговой проверке знаний, на всту­пительных экзаменах в вузы и даже нередко при приеме на работу. Поэтому очень важно со школьной скамьи приучить учащихся к технологии тестирования, научить их свободно опери­ровать своими знаниями и умениями при тестовой форме предъявления заданий.

Важное преимущество тестирования состоит в том, что оно позволяет быстро и опера­тивно устанавливать обратную связь «ученик — учитель», дает возможность проверить знания и умения учащихся как на обязательном, так и на повышенном уровне. Однако при тестовой форме проверки не исключена возможность случайного выбора правильного ответа, не видны ход и способы решения, используемые учеником. Всей полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет

При всей кажущейся простоте тестирования этот метод достаточно сложен для реализа­ции.

1) Учитель должен выразить интересующий его вопрос в сжатом виде так, чтобы ответом
было короткое утверждение, одно слово или число. Далеко не любой вопрос можно свести к
требуемому виду.

2) Вопрос должен заставлять учащегося думать, то есть он не должен относиться к ре­
продуктивному типу. Вопросы репродуктивного типа желательно выделять в информатический
диктант.

3) Сложная часть составления вопросов теста — подбор вариантов выбора. Учитель дол­
жен придумать несколько неверных, но правдоподобных ответов. Только в этом случае ученик
вынужден будет прорешивать задачу, а не выбраковывать неверные ответы.

4) Важный этап в тестировании связан с обсуждением полученных результатов. Кроме
сообщения объективного результата, учитель фиксирует внимание на динамике обучения, для
этого данные проводимого тестирования должны отражаться в базе данных для получения ка­
чественной и количественной информации о достижениях как отдельных учеников, так и цело­
го класса.

5) Проведение компьютерного тестирования требует специальных программных оболо­
чек, которые приспособлены для того, чтобы их мог заполнять преподаватель, не являющийся
специалистом в области программирования.

6) В тесты могут включаться вопросы на проверку умений учащихся. На всех уровнях ус­
воения знаний можно выделить четыре вида умений:

 

- умение узнавать объекты, понятие, факты, законы, модели;

- умение действовать по образцу, по известному алгоритму, правилу;

- умение проводить анализ ситуации, вычленять главное и строить из освоенных опера­
ций процедуры, позволяющие получить решение тестового задания;

- умение и способность находить оригинальные решения.

В особую подгруппу выделяются тесты типа эссе (свободного высказывания, сочинения), не поддающиеся стандартизированной процедуре жесткой оценки, поскольку основываются не на заданном алгоритме, а на полете свободной фантазии учащегося.

6. Портфолио

Как отмечает И.Р. Калмыкова, задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения [40]. Одним из таких средств может стать портфолио (в переводе с итальянского - «папка с документами», «папка специалиста»). И.Р. Калмыкова выделяет четыре типа портфолио:

- первый тип портфолио — «папка достижений», направленная на повышение собственной
значимости ученика и отражающая его успехи (грамоты и дипломы за учебу, достижения в
спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости,
значки, медали и т.п.);

- второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития
ученика, помогающее отследить результативность его деятельности в количественном и каче­
ственном плане. В эту папку собираются контрольные и творческие работы ученика - сочине­
ния, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, дискеты и CD с работами в электронном виде, результаты медицинских и психологических обследований и т.д., т.е. все, что делалось в течение определенного срока;

- третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием рефе­
рата, научной работы, подготовкой к выступлению на семинаре, конференции и т.д. Он пред­
ставляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например: варианты названий
реферата (доклада, статьи); список литературы для изучения; микротемы, проблемные области,
план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афориз­
мы; интеграция с другими предметными областями; результаты исследования; выводы по ре­
зультатам исследования; методы исследования; прогнозы и перспективы.

- четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо
большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель
сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней: защиту своего
портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале
предъявляются задания разной степени сложности, отражающие различные уровни мышления
и познания.

По иерархии целей эти задания располагаются следующим образом:

• на воспроизведение нового материала (терминов, фактов, понятий, правил). Цель счи­
тается достигнутой, если ученик правильно воспроизводит и использует термины, знает кон­
кретные факты, понятия, правила;

• на узнавание изученного, его интерпретацию и преобразование;

• на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных
условиях;

• на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики
их взаимосвязи. Цель считается достигнутой, если ученик выделяет части целого и взаимосвязи
между ними, видит упущения в логике рассуждения, проводит различия между причинами и
следствиями;

• на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое.
Цель достигнута, если учащиеся пишут творческие работы, используют знания из разных об­
ластей при работе над проблемой, например, при создании обзорного реферата, разрабатывают
план эксперимента и т.п.;

• на оценку каких-либо явлений по определенным критериям. Цель считается достигну­
той, если ученик может выделить критерии и следовать им, видит многообразие критериев,
оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия между фактами и
оценочными суждениями.

После проверки портфолио преподавателем необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Ученики выступают перед классом или параллелью классов, раскрывают содержание своих портфолио, а другие учащиеся задают вопросы, обсуждают, а затем выстав­ляют свои оценки презентируемому портфолио по собственным критериям. Одним из способов оценивания является модель «ИТОГ»: интересные моменты портфолио; темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже); оценка портфолио на основании собст­венных критериев; главный вывод по всему портфолио

После публичной защиты портфолио ученик и учитель (наставник, тьютор, научный ру­ководитель) проводят анализ качества портфолио и успешности его защиты, результатом которого может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса ученика или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса.

Достоинства портфолио несомненны: это средство углубления и оформления познава­тельных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, ком­плексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциа­ции обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха.

По виду деятельности учащихся можно выделить следующие методы контроля:

- урочные традиционные: контрольные работы; практические и лабораторные работы; тесты; самостоятельные задания; зачеты; самостоятельные работы (обучающие и контролирующие); рефераты и т.д.

- урочные нетрадиционные: круглые столы; дидактические многофункциональные игры; конкурсы; викторины и т.д.

- внеурочные: конкурсные проекты; защита проектов и рефератов и т.д.

Кроме рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний, учителя находят и при­меняют авторские методы контроля качества обучения. Так, в младших и средних классах для проверки знаний по информатике часто применяют игровые, соревновательные формы прове­дения контроля (викторина, КВН, решение кроссвордов и т.п.), диктанты, в старших классах используется такая форма контроля знаний, как доклад с тремя участниками - докладчик, со­докладчик и оппонент. Система докладов с тремя участниками позволяет не только оценить знания учеников, но и формирует культуру спора. Каждый из участников оценивается по не­скольким критериям: фактическое изложение материала, умение работать с литературой, оформление выступления.

Таксономия учебных задач

Основу контроля как дидактического процесса составляет определение и обоснование системы задач и зданий, предъявляемых учащимся.

Широкую известность получила таксономия (классификация и систематизация) учебных задач Б. Блума. Данная классификация включает в себя 5 категорий учебных целей и задач:

• знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);

• понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);

• применение, анализ (взаимосвязей, принципов построения);

• синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);

• оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

Главный недостаток представленной таксономии в том, что учебные цели представлены в терминах, отличных от того, что должен уметь учащийся к концу обучения.

Интересную попытку классификации учебных задач по их «когнитивному составу» предприняла Д. С. Толлингерова [122], объединив также в 5 групп все разновидности задач:

• задачи на воспроизведение знаний;

• задачи, требующие простых мыслительных операций (определение, анализ, синтез,
сравнение);

• задачи, требующие сложных мыслительных операций (интерпретация, аргументация);

• задачи, требующие для своего решения продуктивного мышления;

• • задачи на продуктивное мышление с порождением на его основе письменного или уст­ного высказывания.

В соответствии с концепцией Н.Ф. Талызиной, язык учебных задач описывает и цели, и содержание обучения. При этом знания понимаются как момент движения деятельности, ее от­правная точка и результат. В процессе решения задач, с одной стороны, обнаруживаются дос­тоинства и недостатки имеющихся знаний, умений, навыков, с другой — обогащаются знания, формируются новые умения и навыки. В итоге задача выступает одновременно как инструмент диагностики и инструмент формирования нового знания.

Включение конкретной задачи в проверочную работу должно преследовать определен­ную цель: что будет проверяться той или иной задачей. При этом одна учебная задача может преследовать несколько целей.

Как отмечает А.И. Бочкин, специфика контроля в информатике состоит в том, что невер­ный результат может отчуждаться учащимся, который говорит, что не он ошибся, а «так ма­шина посчитала». Кроме того, компьютер в той или иной форме предъявляет результат, чем помогает учащимся осознать процесс своей деятельности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.012 с.)