Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация обучения информатикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3.1 Методика и технология обучения Среди главных задач современного образования — адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения (в отличие от традиционно выделяемых педагогической, методической и дидактической систем). Термин «педагогическая технология» появился за рубежом в начале 60-х гг. прошлого века. С тех пор в разных странах издаются журналы «Педагогическая технология» (США, Япония), «Педагогическая технология и процесс обучения» (Англия), в бюллетенях международного бюро по образованию ЮНЕСКО выпускает серию «Педагогические технологии» и т.д. Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников. В настоящее время оно прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. «Педагогическая технология — это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т. Лихачев). «Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса» (В.П. Беспалько). «Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П. Волков). «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов). «Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО). «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» (М.В. Кларин). Однако в литературе встречаются и такие словосочетания, как «методика введения понятия массива», «методика обучения программированию», «методика изучения информационных технологий» и т.д. Очевидно, что в них понятие «методика» имеет совершенно иной смысл, близкий к понятиям «алгоритм», «прием», «технология». Как отмечает И.Н. Фалина, в педагогической практике встречается применение терминов-ярлыков, закрепившихся за некоторыми технологиями (коллективный способ обучения, метод Шаталова, вальдорфская педагогика и др.), не совсем корректные с точки зрения науки. Однако избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается [125]. В этой связи возникает проблема разделения понятий «методика» и «технология». Как отмечает А.В. Хуторской, «различают теорию обучения „всех всему" (общая дидактика) и теорию обучения отдельным учебным предметам или в определенных типах учебных заведений (частные дидактики)... Частные дидактики... рассматривают вопросы обучения применительно к соответствующим учебным предметам, причем на разных уровнях - от детского сада до средней и высшей школы... Частные дидактики называют еще методиками обучения... Их цель — исследовать закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения соответствующей учебной дисциплины или группы дисциплин» [127, с. 19—21]. Г.К. Селевко выделяет три иерархических уровня понятия педагогической технологии [110]: - общепедагогический или общедидактический уровень, характеризующий целостный образовательный процесс (в регионе, учебном заведении, на ступени обучения), синоним - «педагогическая система»; - частнометодический или предметный уровень, характеризующий образовательный процесс в рамках одного предмета, класса, учителя и т.п., синоним - «частная методика»; - локальный или модульный уровень, то есть технология отдельных элементов учебно-воспитательного процесса (формирование понятий, организация контроля, усвоение новых знаний и т.д.). Таким образом, примем следующее исходное положение: Теория и методика обучения информатике (методика преподавания информатики) -педагогическая наука, объектом которой является обучение информатике на любых возрастных уровнях и при любых организационно-методических формах обучения. Как отмечает В.И. Загвязинский, проблема различения технологии и методики достаточно дискуссионна: «одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие технологии шире, чем методика» [26, с. 95]. Мы исходим из того, что отдельные методики и технологии, разрабатываемые и применяемые в обучении информатике, являются предметом исследования педагогической науки и объектом изучения учебной дисциплины «Теория и методика обучения информатике» («Методика преподавания информатики»). Говоря о методической системе обучения информатике ([47; 59, с. 21]), мы рассматривали ее как совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения, которые «выступают в качестве предмета деятельности педагога, организующего учебный или учебно-воспитательный процесс...» [7, с. 31]. Однако как педагог, так и обучаемые фактически остаются вне системы, что вызывает справедливую критику многих исследователей. При этом отмечается, что «любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией» [26, с. 95]. «Предмет педагогической технологии в самом общем виде определяется как область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого це л е пол агания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения» [26, с. 96]. Само слово «технология» происходит от греческих techne - искусство, мастерство и logos - наука, закон. Следовательно, дословно «технология» - наука о мастерстве. Основные характерные признаки любой технологии: является процессуальной категорией; может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов. Таким образом, технологию от методики можно отличать по наличию таких характеристик, как инструментальность, то есть наличие жестко определенной системы предписаний, гарантированно ведущих к цели; воспроизводимость технологии; измеримость и гарантиро-ванность результата. Аналогичная трактовка технологического подхода в обучении представлена в работах М.Е. Бершадского, И.П. Волкова, В.В. Гузеева, М.В. Кларина, В.Ю. Питюкова, В.П. Тихомирова, П.М. Эрдниева и других. Анализ работы отечественных и зарубежных авторов (Б.П. Беспалько, Б.С. Блум, М.В. Кларин, И. Марев, Г.К. Селевко и др.) по проблемам педагогических технологий позволил выделить специфические признаки, присущие именно педагогической технологии [66, с3]: Концептуальность (научная база): каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, научное обоснование достижения образовательных целей. Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса; взаимосвязью всех его частей; целостностью. Диагностическое целеобразование и результативность - гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения. Управляемость: возможность диагностичного целеполагания; планирования; проектирования процесса обучения; поэтапной диагностики; варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность по результатам и оптимальность по затратам, гарантирован-ность достижения запланированных результатов обучения в сжатые сроки. Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемостъ, целостность, управляемость) — возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Корректируемостъ — возможность постоянной оперативной обратной связи. Принципиально иной подход использует В.П. Беспалько, отмечая, что «любые процессы, протекающие в определенных условиях, в совокупности с этими условиями называются системами... Системы, в которых осуществляются педагогические процессы, называются педагогическими системами» [3, с. 25]. При этом структура педагогической системы представляется им как две взаимосвязанные между собой группы: группа элементов, формулирующих педагогическую задачу (учащиеся, цели образования, содержание образования), и группа элементов, образующих педагогическую технологию (процессы обучения, организация обучения, учитель и/или средства обучения) [2, с. 21-22] (см. рис. 4). Глубинный смысл педагогической технологии В.П. Беспалько видит в следующем:отход от экспромтов и переход к предварительному проектированию; 1) разработка структуры и содержания учебно-познавательной деятельности учащегося; 2) диагностичное целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащи 3) реализация принципа целостности структуры и содержательности компонентов учеб В современной педагогике утвердилось представление о единстве компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Содержание образования, являясь сущностной частью образовательной технологии, во многом определяет и ее процессуальную часть (совокупность методов и средств). При изменении содержания образования в конкретной предметной области, как правило, изменяются цели обучения, а изменение целей обучения влечет за собой изменение методик, технологий обучения.
Рис. 4. Структура педагогической системы (по В.П. Беспалько). Классификация педагогических технологий Педагогические технологии можно классифицировать по разным критериям (Табл. 6). Таблица 6 Критерии классификации педагогических технологий
Из наиболее распространенных в российской педагогической практике можно выделить следующие технологии I. Современное традиционное обучение. II. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: - педагогика сотрудничества; - гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; - система Е.Н. Ильина преподавания литературы как предмета, формирующего человека. III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: - игровые технологии; - проблемное обучение; - школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской; - технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова. IV. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: - технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой; - дифференцированное обучение; - уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова; - культуровоспитываюшая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой; - технология индивидуализации обучения (У. Инге, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков); - технология программированного обучения; - групповое и коллективное обучение (В.К. Дьяченко); - компьютерные (новые информационные) технологии обучения. V. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала: - реализация теории поэтапного формирования умственных действий; - «экология и диалектика» (Л.В. Тарасов); - «диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов); - укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев). VI. Технологии развивающего обучения: - система развивающего обучения Л.В. Занкова; - развивающее обучение Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова; - технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко). VII. Частнопредметные педагогические технологии: - технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев); - задачная технология обучения математике (Р.Г. Хазанкин); - педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев); - система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев); - методика выравнивающего и развивающего обучения информатике (Е.В. Андреева,
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.231 (0.008 с.) |