Проблема индивидуального и дифференцированного обучения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема индивидуального и дифференцированного обучения



Все виды обучения, особенно программированное и компьютерное, позволяют эффективно использовать дифференцированное обучение, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп. Цель такого обучения в школе – уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, возбудить интерес к учению и, путем регулирования трудностей, времени выполнения отдельных заданий, методической поддержки учета их возможностей и подготовленности к обучению, облегчить усвоение нового.

Осуществляя дифференцированное обучение, учитель будет:

• иметь четкое представление о том, с какой целью, на каких уроках и как конкретно он будет его использовать;

• изучать готовность детей к учебной деятельности, к восприятию конкретного учебного материала;

• предвидеть затруднения, которые могут возникнуть во время усвоения нового материала и выполнения дифференцированных заданий;

• использовать в системе уроков индивидуальные и групповые задания;

• постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения;

• иметь четкое представление о том, как продолжать начатую работу на следующих уроках;

• использовать дифференцированное обучение не эпизодически, а системно, т.е. практиковать его на всем протяжении обучения.

Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, оно становится индивидуальным. Практическая реализация его начинается с выяснения того, кому оно необходимо. А необходимо оно, прежде всего детям, не готовым или не совсем готовым к началу и продолжению школьного обучения. Известно, что отличия между детьми, начинающими учебу в школе, очень значительные – от полного незнания и неумения до вполне сформированных знаний и умений по отдельным направлениям. Педагог будет внимательно присматриваться к поведению учеников, тестировать их, чтобы, определив уровень возможностей, выбрать способ работы с каждым. Необходим и совет родителей.

Особого внимания требуют те, кому трудно учиться. Есть дети, страдающие инфантилизмом, т.е. задержкой темпов формирования эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Хотя по возрасту они должны идти в школу, по уровню развития они для нее не готовы и, как правило, отстают в этом от ровесников на 1,5–2 года. Учитель совместно с родителями будет решать вопрос, как преодолеть этот недостаток.

Есть дети с недостаточным уровнем сформированности двигательных умений, что также затрудняет процесс учения. Они плохо овладевают навыками письма, рисования, практическими действиями. Занятия физкультурой, рисованием, лепкой и трудом для них настоящее мучение. Нередко им приходится переделывать свои неудачные работы, что усугубляет нарастание отсталости. Ведь причина не в лености или нежелании, а в неразвитости движений. Здесь крайне необходим индивидуальный подход, в частности, специальными упражнениями можно устранить и первопричину – потренировать соответствующие мышцы.

У некоторых детей недостаточно развиты пространственные представления. Это интеллектуально полноценные дети, но им трудно научиться считать, особенно с переходом через десяток, они не могут представить геометрические фигуры, не способны к конструированию. Индивидуальной работой с ними – составлением узоров, геометрической мозаики, рисованием по памяти, составлением сооружений из конструкторов и т.д. можно преодолеть и этот недостаток. К этой работе привлекаются и родители.

Индивидуальный подход необходим и детям с нарушениями памяти. Случается, что ребенок не в состоянии повторить материал, заучить простой стих, а таблица умножения и вовсе непреодолимый барьер. В таких случаях целесообразно составить индивидуальную программу совершенствования качества, где должно быть предусмотрено все – от наглядности до специальных приемов тренировки памяти.

У некоторых младших школьников ощущаются проблемы с письмом и чтением. Это так называемая дисграфия – неумение соотносить звуки с их графическим изображением, правильно размещать слова, писать буквы. Если специалисты считают, что это не заболевание, а лишь временное расстройство функции, то индивидуальный подход поможет решить и эту проблему.

Он необходим и в случае дислексии – еще одного вида нарушений, когда ребенок не может понять, какой буквой изображается звук. Это явление обычно наблюдается у детей, которые поздно начали говорить. Мы знаем, что когда сензитивный период формирования речи упущен, то будут проблемы с речью, произношением.

Недостаточное общее развитие тоже может быть причиной отставания в учебе. Оно обычно сочетается с недостаточным физическим развитием, повышенной утомляемостью, низкой работоспособностью. Больные дети очень чувствительны к различного рода перегрузкам. И если они учатся в обычной школе, им необходим специальный распорядок дня, сокращенный график работы.

В связи с тем, что количество детей с различными отклонениями увеличивается, в некоторых регионах решается вопрос о создании в школах специальных классов с повышенной индивидуализацией обучения. Этой же цели служат и так называемые классы выравнивания, группы коррекции. Обычно реабилитационное обучение, осуществляемое в них, положительно сказывается на развитии школьника, и через некоторое время он уже может продолжать обучение в обычном классе.

Индивидуальное обучение учитель может проводить только с небольшим числом учащихся. Если же в классе 20–30 человек, то в соответствии с возможностями детей выделяется 4–5 дифференцированных подгрупп. Дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания. Способы дифференциации оправдывают себя, когда:

• содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;

• содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;

• задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);

• на одном этапе урока используются задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

• ученикам предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления изученного материала.

Дифференцированное обучение предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их условное распределение по типологическим группам и особую организацию этих групп с учетом выделенных особенностей.

Обучающихся можно поделить на условно типологические группы:

1. по уровню обучаемости;

2. группа, в основе деления которой лежит познавательная самостоятельность;

3. по уровню знаний и учебным возможностям.

Проблема дифференцированного подхода в обучении требует исследования и решения ряда вопросов, в частности способа организации такой работы, ее место в учебном процессе, видов дифференцированных заданий, методики их проведения.

Система работы преподавателя по подготовке и организации

дифференцированного обучения

1. Методика выявления уровней развития обучаемости обучающихся

2. Логико-диагностический анализ содержания

3. Разработка систем дифференцированных заданий

4. Выбор организационных форм учебной деятельности

5. Оценивание знаний

Дифференцированное обучение не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. Деление детей по уровню развития негуманно.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Высвечивается социально-экономическое неравенство.
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Повышается уровень мотивации учения в сильных группах. Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. Перекомплектование разрушает классные коллективы.

Что необходимо для проведения успешной работы:

· Разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения.

· Постоянное внимание к систематическому анализу и оценке способов проработки учеником программного материала. Создание условий для самостоятельного выбора способов работы, типов заданий, вида и форм учебного материала.

· Использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, тренинг, личностно значимые для каждого ученика "тематические поля", решение субъектно значимых для него задач).

· Специальная подготовка учителя, включающая помимо знания своего предмета, и умение гибко (с учетом развития каждого ученика) выбирать любые методические приемы и средства, в том числе элементы проблемного, программированного обучения.

· Особые требования к личности педагога. От него требуется доброжелательное отношение к ученикам, независимо от их успехов и реальных достижений, стремление к поощрению индивидуальных сдвигов в развитии каждого.

Таким образом, дифференцированное обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения. Осуществляется оно путем изменения содержания, регулирования трудности и длительности выполнения отдельных заданий, применения специальных средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

 

Тема 8

Региональный компонент начального образования

 

1. Роль и место регионального компонента в современной системе начального образования

 

2. Особенности регионализации начального образования в Белгородской области

 

– 1 –

Региональный ком­понент - вариативная часть учебного плана; перечень учебных предметов в составе данного компонента определяется региональными органами управления образования с учетом на­циональных и региональных традиций, особенностей экономического и со­циокультурного развития, потребностей и интересов граждан, проживающих на данной территории. Национально-региональный компонент в полном объеме, либо в какой-то своей части выступает как инвариантная часть учеб­ного плана по отношению к школьному компоненту.

Из истории…

Понятие РК ГОС было введено в Федеральном законе РФ «Об образовании» (1992 г.). В статье 7 констатируется, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. В редакции Федерального закона «Об образовании» № 71-Ф3 от 25.06.2002 г. были введены понятия региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

В Законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) Статья 9. «Образовательные программы» и в инструктивных материалах Министерства образования РФ говорится о «защите и развитии системой образования национальных культур… в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру».

Решая эти задачи, надо опираться в своей практике на национально-региональный компонент (НРК), целью которого является воспитание любви школьников к «малой родине», патриотических чувств, обеспечивающих становление подлинной гражданственности.

Рассмотрим Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Функции РК ГОС…

В педагогической теории вопрос о роли Р(НР)К ГОС можно считать относительно разработанным. В самом общем виде основными функциями национально-регионального компонента стандарта могут быть (академик РАО М. В. Рыжаков):

• формирование и закрепление «регионального содержания» как компонента государственной политики и практики работы системы образования и образовательных учреждений региона;
• определение оптимального объема содержания, подлежащего обязательному усвоению учащимися региона;
• установление единых научно-методических подходов к наполнению регионального компонента стандарта и создание, таким образом, базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов и др.
• обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений региона и преемственности обучения на различных ступенях и др.

 

– 2 –

Рассмотрим регионализацию образования в Белгородской области.

Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Белгородской области, утвержденному приказом департамента, культуры и молодежной политики Белгородской области от 25 февраля 2011 года № 507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом управления образования и науки Белгородской области от 26 апреля 2006 года № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» в примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области в качестве регионального компонента базисною учебного плана Белгородской области со 2 по 11 классы включен учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 1 часа в неделю В 2006-2007 учебном году на преподавание учебного предмета «Физическая культура» отведен дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента для 2-4 классов а также веден предмет «Православная культура»

С 2004г. предусмотрено изучение таких но­вых для начальной школы предметов, как иностранный язык и информатика .

Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изуче­ние иностранного языка со 2 по 4-й класс в начальной школе при 2 часах в неделю. Курс иностранного языка в начальной школе является развивающим и ориентированным на подготовку к обучению в основной школе.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (
Художественный труд)».

Для школ, работающих с 2010-2011 учебного года по ФГОС второго поколения, в качестве самостоятельного учебного предмета «Информатика и ИКТ» в объеме 1 часа в неделю может преподаваться в образовательной области «Математика и информатика» или как учебный модуль в рамках предмета «Технология», при условии наличия авторских программ.

Возможно машинное и безмашинное изучение информатики, но наибольший образовательный эффект дает их сочетание.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование пер­воначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют пиниям основной школы, но ревизуются на пропедевтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении: «Основные понятия информатики. Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях. Информация в жизни общества и человека».

Содержательные линии реализации регионального компонента начального образования:

- Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир», а также изучения предмета из регионального компонента «Православная культура»

- Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России. Особое внимание уделяется воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности. Реализация данной цели обеспечивается в процессе изучения русского языка, литературного чтения, постижения основ духовно-нравственной культуры народов России. Вклад в решение этих задач осуществляет изучение предмета регионального компонента «Основы православной культуры».

 

- Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни. Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; ежедневные спортивные часы в ГПД, проходящие на улице; а также правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления учащихся — проведение игр, физминуткок, упражнений для укрепления зрения. В рамках внеурочной деятельности возможен спецкурс.

 

Итак, региональный компонент государственных образовательных стандартов начального образования в Белгородской области определяет дополнительные к федеральным требования к обязательному минимуму содержания основных общеобразовательных программ, к максимальному объему нагрузки обучающихся, к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений Белгородской области, воспитанию патриотизма, способствует развитию в духовно-нравственному становлению личности обучающихся, приобщению ее к историческому и культурному наследию Белгородской области, формированию навыков жизненного самоопределения, действий в чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера.

 

 

Список источников

 

1. Проект ФГОСТа: Российская газета. – Режим доступа: http://search.rg.ru

2. ФГОС Базисный учебный план. – М.: «Просвещение». Режим доступа: http://standart.edu.ru

3. Новое в законодательстве Белгородской области: Интернет-версия системы КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw4042011-11-24.html

4. Постановление о внесении изменения в статью 8.1 закона Белгородской области "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области". – Режим доступа:

http://www.belduma.ru/laws/detail.php?soz=5&god=2011

Тема 9

Тема 10



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.015 с.)