Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ особенностей фундаментального и прикладного исследования.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с классификацией, которую Е.В. Бережнова называет «традиционной», в методологии педагогики, как и в общей методологии, принято подразделять исследования на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования раскрывают закономерности педагогического процесса, выстраивают общетеоретические концепции, методологию, анализируют историю образования и педагогики. Они направлены на расширение научных знаний, указывают пути научного поиска, создают базу для прикладных исследований и разработок. Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами школоведения, подготовки учителей. Фундаментальная и прикладная науки - два совершенно разных типа деятельности. Вначале, а это происходило в античные времена, расстояние между ними было незначительным и почти все, что открывалось в сфере фундаментальной науки сразу же или в короткие сроки находило применение на практике. Архимед открыл закон рычага, который немедленно был использован в военном и инженерном деле. А древние египтяне открывали геометрические аксиомы, в буквальном смысле не отрываясь от земли, поскольку геометрическая наука возникла из нужд земледелия. Постепенно расстояние увеличивалось и сегодня достигло максимума. На практике воплощает менее 1% открытий, сделанных в чистой науке. В 1980-е годы американцы провели оценочное исследование (цель таких исследование - оценка практической значимости научных разработок, их эффективности). Результаты ошеломили публику: у 91% изобретений в качестве источника значится предшествующая прикладная технология, и только у 9% - достижения в сфере науки. Причем из них лишь у 0,3% источник лежит в области чистых (фундаментальных) исследований. Предмет прикладных исследований более ограничен и направлен на практический результат. Они в большинстве случаев продолжают фундаментальные, но могут и предшествовать им, быть промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и разработки. Фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная — только приложением апробированного знания. Добывание нового знания — это авангард науки, апробация нового знания— ее арьергард, т.е. обоснование и проверка однажды добытых знаний, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки. Практическое приложение — это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к реальным жизненным проблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах. Цель фундаментальной науки - создание теоретических концепций и моделей, а цель прикладной - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и практических проблем. Многие ученые рассматривают такой не мало важный вопрос, как соотношении фундаментального и прикладного в науке. Анализ литературы, посвященной этой проблеме, позволил выделить четыре позиции. Я позиция Фундаментальные и прикладные исследования развиваются самостоятельно, не касаясь друг друга. Такая позиция, по мнению Б. И. Пружинина, может быть приемлема, если учесть, что любая система знания содержит в себе ряд допущений, имеющих хотя бы в потенции прикладной, то есть исторически обусловленный относительный смысл. Я позиция Эта позиция довольно часто и наиболее глубоко обсуждается. Фундаментальные и прикладные исследования связаны между собой. Сторонники указанной позиции считают, что прикладная и фундаментальная науки связаны как нити двойной спирали ДНК. Прикладная наука сегодня - это фундаментальная наука вчерашнего дня. Но вместе с тем сегодняшняя фундаментальная наука пользуется результатами прикладной науки, прежде всего через экспериментальную технику. Без развития фундаментальной науки невозможна и прикладная. Именно фундаментальная наука втягивает прикладное исследование в процесс совершенствования (обобщения) знания и именно она оказывается действительным фундаментом и для прикладной науки, и опосредованно для самой себя (В.С. Степин, Б.И. Пружинин, Н.В. Карлов). Я позиция М.В. Рац обосновал другой подход, рассматривая связь фундаментального и прикладного в науке. Отстаивая свою позицию, он писал: «...что именно мы считаем фундаментальным (замкнутым на себя, самоценным, самодостаточным), а что прикладным, - зависит от принимаемых нами методологических установок...». Для него в основании - практика (мышление и деятельность), которая редко когда осуществляется гладко, чаще всего порождает множество затруднений, противоречий. Для их решения приходится придумывать специальные методы и средства, строить и исследовать особые идеальные объекты. Над прикладной наукой надстраивается следующий этаж, содержащий, по принятой терминологии, фундаментальные исследования. Я позиция Сторонники этой позиции считают, что нельзя делить исследования на чисто фундаментальные и чисто прикладные. В педагогике это отчасти обусловлено характером объекта исследования, которым является особый вид деятельности. Поэтому можно говорить о том, что в педагогических исследованиях (в большинстве случаев) есть и фундаментальное и прикладное. Тема 5 И 3 вопрос
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.109.232 (0.006 с.) |