Теоретический этап исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический этап исследования



Теория - учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.

Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение в объекте устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей его функционирования и развития. В процессе теоретического исследования ученый, используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире, проникает в сущность явления.

Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.

Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:

"Изучать" - значит:

- не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;

- измерять все, что подлежит измерению;

- определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

- находить закон;

- составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

- проверять гипотезы опытом;

- составлять теорию изучаемого".

Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их. К теоретическому этапу исследования относятся:

-составление библиографического списка;

-сбор, анализ, обобщение теоретического материала по теме исследования;

-обоснование актуальности проблемы исследования;

- определение основных рабочих понятий, центральных теоретических положений, формулировка гипотезы исследования.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит:

- определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

- сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки;

- наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя - выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство - следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.

Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве - его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

* получение и описание фактов - постановка научных проблем;

* выдвижение гипотез новых идей и положений;

* формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.

Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.

 

Тема 6

Тема 7

Вопрос

Проблема преемственности между звеньями общего образования

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

· Состояние здоровья и физическое развитие детей.

· Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

· Умственные и нравственные способности учащихся.

· Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

· Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.005 с.)