Теоретические и методологические основания качественной социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методологические основания качественной социологии.



1.«Понимающая социология» Макса Вебера, исследующая субъективные значения поведения людей для объяснения причин социальных действий.

2.Символический интереакционизм Дж. Мида и Г. Блюмера, согласно им, человеческое действие не может быть понято только на основе фиксации внешних проявлений, но для этого также необходимо познание значений, символов, используемых в общении.

Символ – это особый знак, представляющий собой материальную и духовную реальность в обобщённом виде.

Интереакционизм – взаимодействие людей, основанное на символах.

Символический интереакционизм – это социологическая парадигма, основывающаяся на том, что социальное взаимодействие подразумевает общение, базирующееся на определённых символах, таких как язык, жесты, культура.

3.Феноменологическая социология А.Шюца, П.Бергера и Н.Лукшана, которая указывает, что понять мотивы поведения человека можно только из его биографической истории, социальной мерой является продукт деятельности человека и в нём существующая диалектическая взаимосвязь индивида и общества.

Феноменология – это социологическая парадигма, согласно которой индивид воспринимает окружающий мир по средствам субъективных значений, приобретённых в процессе социализации. Это наука о феноменах.

Эдмунд Гуссерль (1859-1938) – основоположенник феноменологической социологии.

Феномен – есть то, что проявляется, поскольку оно проявляется. Поскольку феномен проявляется в сознании только по средствам фактов сознания, то субъективное сознание определяет положение вещей в реальности.

С точки зрения социологии, человек приобретает знакомство с феноменами, а затем, благодаря ним, начинает изменять реальность.

4.Этнометодология, исследует смыслы (значения) поведения людей путём эмпирического наблюдения за их рутинной каждодневной практикой.

С точки зрения методологии, качественная (гуманистическая) социология является по своей сути микросоциологией. Исследователь концентрирует внимание на субъекте действий и обращается прежде всего к личному повседневному опыту и взаимодействию с другими людьми, выраженным в словах, высказываниях, рассказах о собственной жизни. Анализируя интерактивную информацию (слова, жесты, коммуникативные символы), социолог осмысливает и интерпретирует особые формы локального существования людей. Он обобщает свои наблюдения и переводит их на язык научных терминов. Для теоретической интерпретации скрытого смысла или механизмов функционирования данного аспекта социальной реальности.

 

44.Предметы и характерные особенности качественного исследования. Предмет исследования – социологические исследования.

Характерные особенности качественного исследования:

• длительный, непосредственный контакт с объектом исследования

• исследование объекта с помощью неструктурированных устных и письменных текстов, которые содержат информацию о субъективных смыслах объекта

• использование различных источников информации (интервью, письма, дневники, мемуары и т.д.)

• всестороннее описание и интерпретация объекта исследования

Стратегии исследования при качественном и количественном подходах

Количественный метод Качественный метод

Теоретико-методологическая база

Реализм; достоверные объективные знания, описание логических связей между отдельными параметрами Феноменология, релятивизм (относительность)

Фокус анализа

Общая генеральная классификация путём отождествления событий, случаев. В центре внимания структура: внешняя, объективная Особенная, частичная, описание событий, случаев. В центре внимания человек, внутр. субъективное

Исследовательские цели, задачи

Дать причинные объяснения, измерить взаимосвязи Интерпретировать, понять наблюдаемое, консептуализировать

Единицы анализы

Факты, события Субъективные значения, чувства

Валидность (надёжность)

Достоверное повторение установленных связей Реальное насыщение информации

Логика анализа

Дедуктивная (от логики к фактам, путём операционализации понятий) Индуктивная (от фактов к концепции, от частного к общему)

Стиль

Жёсткий, холодный, систематизация Мягкий, тёплый, воображение, фантазия, интуиция

46.Типы и этапы социологического исследования. Цель социологического исследования - получение точных данных об изучаемом социальном явлении. В зависимости от цели, социологическое исследование делится на два типа: 1) теоретико-прикладные исследования, цель которых содействие в решении социальных проблем, путём разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему чем ранее; 2) прикладные исследования, направленные на практической решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действия в определённые срок. Этапы социологического исследования:1) подготовительный этап (разработка программного исследования); 2) основной этап (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций)

47.Формулирование проблемы социологического исследования. Исходным пунктом социологического исследования является постановка социальных проблемы. Проблема (с гр. PROBLEMA - трудность, преграда) - это противоречие с социальностью и её теоретическим представлением; в прикладном значении - противоречие между необходимостью в решении каких-либо задач, в совершении каких-либо результативных действий и незнанием путей, средств, способов, методов их решений и реализацией. Формулирование проблемы влечёт за собой выбор объекта исследования. Им может быть социальная группа, или социальный процесс, или какие-либо социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию.

Объект и предмет социологического исследования. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания (им может быть социальная группа, или социальный процесс, или какие-либо социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию). Предмет социологического исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту, которые подлежат непосредственному исследованию.

49.Гипотеза социологического исследования. Гипотеза социологического исследования – это научное предположение, выдвинутое для объяснения социального явления. В ходе исследования гипотеза подтверждается или опровергается. Как правило, в эмпирическом исследовании гипотеза содержит в себе предполагаемое утверждение о связи между зависимыми и независимыми переменными. Например, между образованием и производительностью труда; между уровнем дохода и продолжительностью жизни. Таким образом, гипотеза направлена на установление причинно-следственной (каузальной) связи и представляет собой условно-категорическое заключение «если … то». Требования гипотезе:

1.гипотеза не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирической проверки.

2.гипотеза не должна содержать противоречия фактам

3.гипотеза должна быть достаточно простой и применимой к широкому кругу явлений

4.гипотеза должна быть направлена на приращение научного знания.

Поиск эмпирических понятий называется эмпирической интерпретацией. Эмпирическая проверка гипотезы предполагает эмпирическую интерпретацию понятий, т. е. выработку индикаторов, доступных учёту и регистрации.

Индикатор и индекс в социологическом исследовании. Индикатор – доступная наблюдению или измерению характеристика объекта, позволяющая судить о других характеристиках, недоступных непосредственно наблюдению. Индекс – это система индикаторов, позволяющая судить об определённом социальном явлении. Примером использования индекса при рассмотрении социальных процессов является индекс человеческого развития (ИЧР).

Программа социологического исследования. Программа социологического исследования – изложение концепции (основных теоретических положений) исследования, в соответствии с основными целями работы, задачами и гипотезами исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операции для их проверки. Программа имеет два раздела: методологический и процедурный (методический).

52.Методологический раздел программы социологического исследования. Методологический раздел программы – формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования; определение цели и постановка задач исследования; уточнение и интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; развёртывание рабочих гипотез. Предварительный системный анализ объекта направлен на всестороннее изучение объекта, прежде всего на выявление факторов и условий, воздействующих на объект, что позволяет формулировать гипотезу.

53.Процедурный раздел программы социологического исследования. Процедурный (методический) раздел программы: •принципиальный (стратегический) план исследований; •обоснование системы выборки единиц наблюдения; •набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

54.План стратегии социологического исследования и его виды. В зависимости от состояния знаний к моменту сбора возможны четыре варианта стратегий исследования: - разведывательный план (выяснение проблемы и формирование гипотез); - описательный (дискрептивный) план (описание объекта и его свойств); - аналитико-экспериментальный (установление функциональных связей объекта); -эксперементально-практический (поиск управленческих решений на основе эксперимента).

55.Этапы разработки программы социологического исследования. Практические советы российского социолога Владимира Ядова по разработке программы социологического исследования:

•уяснить, в чём состоит проблема исследования, её познавательный и практический смысл

•посмотреть, имеются ли решения аналогичных проблем

•определить, будет ли исследование теоретико-практическим или практически-прикладным

•определить объект и предмет исследования

•построить цепочки задач, необходимых для достижения цели

•составить список вопросов выяснения особенностей предмета и объекта изучения

•изучать литературу и проводить консультации со специалистами

•сформулировать гипотезы, которые содержат основные понятия исследования

•составить таблицу эмпирической интерпретации ключевых понятий, входящих в гипотезу

•составить план выборки

•оформить программу исследования

Измерение. Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект связывается с эталоном и получает числовое выражение в определённом масштабе или шкале. В итоге формируется числовая модель измеряемого объекта, а точнее некоторых выделенных в качественном анализе его сторон.

57.Квантификация. Квантификация (от лат. quantum — сколько) — измерение качества в количественных, числовых величинах, например в баллах. Процедуры измерения и количественного выражения свойств и отношений соц. объектов

Количественные и качественные свойства объектов. Объект социологического исследования – общество. Его количественная характеристика – количество изучаемых людей. Качественная характеристика – кто эти люди. В зависимости от количества и качества общества, ему присущи различные свойства.

Классификация шкал. - Номинальная шкала, шкала наименований. Используется для измерения объектов, обозначенных наименованием - пол, регион проживания, принадлежность к политической партии. - Порядковая шкала. Измеряет уровень согласия с утверждением, степень удовлетворенности. - Интервальная шкала. Измеряет в интервальных значениях возраст, доход. - Шкала отношений. Измеряет стаж работы, возраст, доход. - Также существуют полуупорядоченная шкала, абсолютная шкала.

60.Надёжность измерения. Надежность социологической информации - это характеристика, которая свидетельствует о том, что этой информации можно доверять. Надежность измерения и надежность отбора - два аспекта надежности социологической информации. В психологии принято, что результаты измерения имеют устойчивый характер. Также необходимо условие валидности информации, наличия соответствия между тем, что надо измерить и тем, что измерили. В социологии, надежность измерения имеет три аспекта:

•Правильность измерения. Соответствие результата измерения какой-либо величины ее истинному значению. В социологии правильность определяется как наличие каких-то систематических ошибок, смещений, прежде всего, смещений в шкале. Таким образом достижение правильности - это устранение явных нарушений в шкале измерения. x=T+e, где T - истинная величина, x - результат измерения, а e - ошибка.

•Степень сходства результатов при повторных измерениях. Апробируется какая-либо шкала на определенной группе респондентов, а через 2-3 недели та же группа респондентов оценивается по той же анкете. После проведения повторного опроса по каждому респонденту проводится сравнение результатов. Анонимность в анкетах отсутствует, но респонденты не беспокоятся об этом. Смотрят на повторяемость результатов, таким образом учитывается устойчивость.

•Степень соответствия между тем, что измерили и тем, что хотят измерить. Эта проблема имеет и методический и теоретический аспект. Она связана с правильностью переведения теоретических понятий в операциональные, а затем, в эмпирические индикаторы.

Предполагается, что если исследователь убедился во всех трех аспектах, то он может говорить о том, что измерение является надежным. Прежде всего проверяется надежность измерения при использовании порядковых оценочных шкал. Больше всего показателей - при проверке правильности измерения.

 

61. Критерии надежности шкал. Под шкалой понимается тот алгоритм, с помощью которого устанавливается соответствие между свойствами социального объекта и свойствами сопоставляемых чисел

Надежность шкалы - ее устойчивость по отношению к измерению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.

Проверка надежности и обоснованности шкалы проводится двумя способами: повторным исследованием через определенный промежуток времени на одной и той же группе (проверка стабильности) и "расщеплением" текста на две части с параллельной их проверкой в группе.

Основными индикаторами качества шкалы могут выступать две основных характеристики:

• Надежность - воспроизводимость получаемых результатов измерение, вне зависимости от случайных факторов.

Проверка надежности:

1. Инструмент измерения

a. Метод альтернативной формы (Один объект, одно время, 2 разных человека в одно время измеряют одну аудиторию.)

b. Метод расщепления шкалы (1 шкала, проводим измерение, а потом делим пополам и обрабатываем отдельно, разделение должно быть случайным.)

c. Анализ шкалы на внутреннюю консистентность () (N - число пунктов шкалы, у в числителе - сумма дисперсий по каждому пункту шкалы, у в знаменателе общая дисперсия.)

2. Время измерения

a. Тест-ретест (Повторное измерение с тем же инструментарием в другое время (предполагается, что через короткое время ценностные установки.))

3. Объект измерения

a. Метод подвыборок (Один инструментарий, несколько разных объектов. Объекты должны относиться к одной социальной группе.)

4. Регистратор измерений

a. Альтернативный регистратор (Смена наблюдателя.)

b. Альтернативная процедура сбора данных (Определение эффективности инструментария.)

Генеральная и выборочная совокупность. Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. От того, насколько широкой будет тема исследования, напрямую зависит, насколько широка будет генеральная совокупность. Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности, те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто представляет собой объект социологического исследования. Множество людей, которых социолог опрашивает.

Репрезентативность. Ошибки выборки. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности – мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Иными словами, ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога и представление о свойствах которой он хочет получить в конечном итоге, и выборочной, на которую направлен практический интерес социолога, которая выступает одновременно как объект исследования и средство получить информацию о генеральной совокупности. Ошибки: случайные, систематические.

64. Типы выборки. Механическая выборка заключается в отборе единиц из генераль­ной совокупности через равные промежутки из определенного рас­положения их в генеральной совокупности (по алфавиту, в прост­ранстве, последовательности появления во времени). Выборка целевая - выборка, в которой исследователь отбирает людей для опроса из заданных целями исследования групп. Серийная выборка - выборка, в которой единицы отбора представляют собой статистические серии: семьи, бригады и другие совокупности статистически различимых единиц Выборка гнездовая вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или гнезда (кластеры) более мелких единиц. Раньше понятие гнезда распространялось только на двухступенчатую выборку, отобранные на первой ступени объекты рассматривались как серии элементарных единиц, которые подвергались сплошному обследованию.

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.044 с.)