Объект, предмет соц-ии, её место в системе наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет соц-ии, её место в системе наук.



Объект, предмет соц-ии, её место в системе наук.

Объектом социологии является социальная реальность::

-глобальное мировое общество;

-национальное общество;

-микросообщество (соц группы, социальные институты);

-отдельная личность в её социальном взаимодействии.

Предмет социологии включает:

1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека;
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются уровни организации общественной жизни.
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе,
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты):
5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).
6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение их знаний, интересов, закрепленных в коллективном сознании.

Социология – социальная философия, психология, история, культурология, политология, антропология.

3. Функции и методы социологии.Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная - социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, социальных механизмах, 2. Методологическая - социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе. 3. Информационная - это сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - это самый оперативный вид социальной информации. 4. Прогностическая - выдача социальных прогнозов, краткосрочных и долгосрочных. Прогноз опирается на открытую тенденцию развития социальных явлений. 5. Функции социального проектирования и социальной технологии - социология определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает приемы управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию. 6. Мировоззренческая - социология выступает основой формирования у человека целостной картины мира, основой его мировоззрения. Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Методы делятся на: 1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, 2. специальные (собственные, специфические): наблюдение; анализ документов; контент-анализ; эксперимент. По уровню знания: Теоретические, Эмпирические. По этапам исследования: Методы сбора, методы обработки, методы анализа.

Структура и уровни социологического знания.

Структура социологического знания – упорядоченная совокупность инф-ции, представлений и научных понятий об обществе, как динамично-функционирующей социальной системе. Выделяют три уровня социологии:

§ Общий или теоретический- акцент делается на исс-нии общества как целостной системы, изучаются наиболее общие связи между ее элементами и сферами. Применяются оп­ределенные, соответствующие данному уровню методы ис­следования.

§ Эмпирический- является системой конкретных социологических исследований, которые обращены на сбор и анализ социальных фактов, используя при этом специаль­ные методы.

§ Методологию - это учение о способах и при­емах социального познания. Она включает философские, исторические и естественно-научные принципы; методо­логия социологии объясняет и обосновывает пути и спо­собы получения достоверных знаний об обществе и его элементах.

Понятие «социальное» и его роль в социологическом познании.

Социальное – свойства, присущие личности и общностям, которые отражают содержание и характер взаимодействий между субъектами, индивидами, группами как результат выполнения человеком определённых социальных ролей, которые он берёт на себя, становясь членом общества. «Социальное» находит своё выражение в культуре, образе жизни людей.

Основные парадигмы в истории социологии.

Парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающие специфически-категориальным аппаратом, признающимся группой учёных. Социологические парадигмы по характеру методологических подходов, можно разделить на 3 группы:

· Образуют структуру парадигмы, которые рассматривают организацию общества, как единого целого и на макроуровне (марксизм);

· Интерпретативные, которые делают акцент на интерпретации человеческого поведения на микроуровне (либерализм);

· Объединительные(интегральные), которые выражают взаимосвязь соц-ой структуры и деятельность индивидов (социология Сорокина).

Социология Г. Спенсера: аналогии общества и организма.

Герберт Спенсер (1820 -1903)— английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализм. Главная работа «Основания социологии» (1886г.) Строение общества он сравнивал с биологическим организмом: отдельные части являются аналогом отдельных частей организма, каждая из которых выполняет свою функцию. Он выделил три системы органов (социальных институтов) – поддерживающую (производство), распределительную (коммуникация) и регулятивную (управленческая). Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окруж. среды – так происходит естественный отбор. В ходе такого приспособления происходит более сильная специализация отдельных частей общества. В результате, общество эволюционирует от более простых форм к более сложным. Он выделил два исторических типа общества: военный(функция обороны и наступления; принцип социальных отношений - принудительные кооперации; отношения государства – индивид для государства; все организации в рамках государства, структура государства жестоко-централизованная; у социальных слоёв фиксация статусов; тип экономики – регулируемость; личностные черты - патриотизм и покорность, вера во власть); промышленный(функция поощрения индивидуальной деятельности; принцип социальных отношений - добровольные кооперации; отношение государства – государство для человека, государство поощряет частные организации; структура государства – децентрализованная; социальные слои имеют подвижный статус; тип экономики – свободная торговля; личностные черты – независимость, уважение к другим гражданам, инициативность). Либерализм — социально-политическая ориентация, исходящая из того, что права и свободы индивида во всех сферах жизни являются условием развития общества. Либерализм в экономике – поддержка частного предпринимательства и конкуренций. Либерализм в политике – расширение гражданских прав, правовое государство.

Качественные методы. В качественном методе социологического исследования основное внимание исследователей направляется на выяснение субъективно-специфических факторов жизни микросоциумов, на понимание тех смыслов, которыми люди руководствуются в своей деятельности.Качественные методы позволяют увидеть в людях их индивидуальность, а в микросоциумах – то, что выходит за рамки общих характеристик социальных структур. Поэтому использование качественных методов в социологии оценивается как свидетельство ее гуманизации.

Стратегии исследования при качественном и количественном подходах

Количественный метод Качественный метод

Объект и предмет социологического исследования. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания (им может быть социальная группа, или социальный процесс, или какие-либо социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию). Предмет социологического исследования – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту, которые подлежат непосредственному исследованию.

49.Гипотеза социологического исследования. Гипотеза социологического исследования – это научное предположение, выдвинутое для объяснения социального явления. В ходе исследования гипотеза подтверждается или опровергается. Как правило, в эмпирическом исследовании гипотеза содержит в себе предполагаемое утверждение о связи между зависимыми и независимыми переменными. Например, между образованием и производительностью труда; между уровнем дохода и продолжительностью жизни. Таким образом, гипотеза направлена на установление причинно-следственной (каузальной) связи и представляет собой условно-категорическое заключение «если … то». Требования гипотезе:

1.гипотеза не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирической проверки.

2.гипотеза не должна содержать противоречия фактам

3.гипотеза должна быть достаточно простой и применимой к широкому кругу явлений

4.гипотеза должна быть направлена на приращение научного знания.

Поиск эмпирических понятий называется эмпирической интерпретацией. Эмпирическая проверка гипотезы предполагает эмпирическую интерпретацию понятий, т. е. выработку индикаторов, доступных учёту и регистрации.

Индикатор и индекс в социологическом исследовании. Индикатор – доступная наблюдению или измерению характеристика объекта, позволяющая судить о других характеристиках, недоступных непосредственно наблюдению. Индекс – это система индикаторов, позволяющая судить об определённом социальном явлении. Примером использования индекса при рассмотрении социальных процессов является индекс человеческого развития (ИЧР).

Программа социологического исследования. Программа социологического исследования – изложение концепции (основных теоретических положений) исследования, в соответствии с основными целями работы, задачами и гипотезами исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операции для их проверки. Программа имеет два раздела: методологический и процедурный (методический).

52.Методологический раздел программы социологического исследования. Методологический раздел программы – формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования; определение цели и постановка задач исследования; уточнение и интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; развёртывание рабочих гипотез. Предварительный системный анализ объекта направлен на всестороннее изучение объекта, прежде всего на выявление факторов и условий, воздействующих на объект, что позволяет формулировать гипотезу.

53.Процедурный раздел программы социологического исследования. Процедурный (методический) раздел программы: •принципиальный (стратегический) план исследований; •обоснование системы выборки единиц наблюдения; •набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.

54.План стратегии социологического исследования и его виды. В зависимости от состояния знаний к моменту сбора возможны четыре варианта стратегий исследования: - разведывательный план (выяснение проблемы и формирование гипотез); - описательный (дискрептивный) план (описание объекта и его свойств); - аналитико-экспериментальный (установление функциональных связей объекта); -эксперементально-практический (поиск управленческих решений на основе эксперимента).

55.Этапы разработки программы социологического исследования. Практические советы российского социолога Владимира Ядова по разработке программы социологического исследования:

•уяснить, в чём состоит проблема исследования, её познавательный и практический смысл

•посмотреть, имеются ли решения аналогичных проблем

•определить, будет ли исследование теоретико-практическим или практически-прикладным

•определить объект и предмет исследования

•построить цепочки задач, необходимых для достижения цели

•составить список вопросов выяснения особенностей предмета и объекта изучения

•изучать литературу и проводить консультации со специалистами

•сформулировать гипотезы, которые содержат основные понятия исследования

•составить таблицу эмпирической интерпретации ключевых понятий, входящих в гипотезу

•составить план выборки

•оформить программу исследования

Измерение. Измерение – это процедура, с помощью которой измеряемый объект связывается с эталоном и получает числовое выражение в определённом масштабе или шкале. В итоге формируется числовая модель измеряемого объекта, а точнее некоторых выделенных в качественном анализе его сторон.

57.Квантификация. Квантификация (от лат. quantum — сколько) — измерение качества в количественных, числовых величинах, например в баллах. Процедуры измерения и количественного выражения свойств и отношений соц. объектов

Количественные и качественные свойства объектов. Объект социологического исследования – общество. Его количественная характеристика – количество изучаемых людей. Качественная характеристика – кто эти люди. В зависимости от количества и качества общества, ему присущи различные свойства.

Классификация шкал. - Номинальная шкала, шкала наименований. Используется для измерения объектов, обозначенных наименованием - пол, регион проживания, принадлежность к политической партии. - Порядковая шкала. Измеряет уровень согласия с утверждением, степень удовлетворенности. - Интервальная шкала. Измеряет в интервальных значениях возраст, доход. - Шкала отношений. Измеряет стаж работы, возраст, доход. - Также существуют полуупорядоченная шкала, абсолютная шкала.

60.Надёжность измерения. Надежность социологической информации - это характеристика, которая свидетельствует о том, что этой информации можно доверять. Надежность измерения и надежность отбора - два аспекта надежности социологической информации. В психологии принято, что результаты измерения имеют устойчивый характер. Также необходимо условие валидности информации, наличия соответствия между тем, что надо измерить и тем, что измерили. В социологии, надежность измерения имеет три аспекта:

•Правильность измерения. Соответствие результата измерения какой-либо величины ее истинному значению. В социологии правильность определяется как наличие каких-то систематических ошибок, смещений, прежде всего, смещений в шкале. Таким образом достижение правильности - это устранение явных нарушений в шкале измерения. x=T+e, где T - истинная величина, x - результат измерения, а e - ошибка.

•Степень сходства результатов при повторных измерениях. Апробируется какая-либо шкала на определенной группе респондентов, а через 2-3 недели та же группа респондентов оценивается по той же анкете. После проведения повторного опроса по каждому респонденту проводится сравнение результатов. Анонимность в анкетах отсутствует, но респонденты не беспокоятся об этом. Смотрят на повторяемость результатов, таким образом учитывается устойчивость.

•Степень соответствия между тем, что измерили и тем, что хотят измерить. Эта проблема имеет и методический и теоретический аспект. Она связана с правильностью переведения теоретических понятий в операциональные, а затем, в эмпирические индикаторы.

Предполагается, что если исследователь убедился во всех трех аспектах, то он может говорить о том, что измерение является надежным. Прежде всего проверяется надежность измерения при использовании порядковых оценочных шкал. Больше всего показателей - при проверке правильности измерения.

 

61. Критерии надежности шкал. Под шкалой понимается тот алгоритм, с помощью которого устанавливается соответствие между свойствами социального объекта и свойствами сопоставляемых чисел

Надежность шкалы - ее устойчивость по отношению к измерению характеристик объекта исследования во времени. Она предполагает получение достаточно точных сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении.

Проверка надежности и обоснованности шкалы проводится двумя способами: повторным исследованием через определенный промежуток времени на одной и той же группе (проверка стабильности) и "расщеплением" текста на две части с параллельной их проверкой в группе.

Основными индикаторами качества шкалы могут выступать две основных характеристики:

• Надежность - воспроизводимость получаемых результатов измерение, вне зависимости от случайных факторов.

Проверка надежности:

1. Инструмент измерения

a. Метод альтернативной формы (Один объект, одно время, 2 разных человека в одно время измеряют одну аудиторию.)

b. Метод расщепления шкалы (1 шкала, проводим измерение, а потом делим пополам и обрабатываем отдельно, разделение должно быть случайным.)

c. Анализ шкалы на внутреннюю консистентность () (N - число пунктов шкалы, у в числителе - сумма дисперсий по каждому пункту шкалы, у в знаменателе общая дисперсия.)

2. Время измерения

a. Тест-ретест (Повторное измерение с тем же инструментарием в другое время (предполагается, что через короткое время ценностные установки.))

3. Объект измерения

a. Метод подвыборок (Один инструментарий, несколько разных объектов. Объекты должны относиться к одной социальной группе.)

4. Регистратор измерений

a. Альтернативный регистратор (Смена наблюдателя.)

b. Альтернативная процедура сбора данных (Определение эффективности инструментария.)

Генеральная и выборочная совокупность. Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своем исследовании. От того, насколько широкой будет тема исследования, напрямую зависит, насколько широка будет генеральная совокупность. Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности, те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто представляет собой объект социологического исследования. Множество людей, которых социолог опрашивает.

Репрезентативность. Ошибки выборки. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности – мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Иными словами, ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога и представление о свойствах которой он хочет получить в конечном итоге, и выборочной, на которую направлен практический интерес социолога, которая выступает одновременно как объект исследования и средство получить информацию о генеральной совокупности. Ошибки: случайные, систематические.

64. Типы выборки. Механическая выборка заключается в отборе единиц из генераль­ной совокупности через равные промежутки из определенного рас­положения их в генеральной совокупности (по алфавиту, в прост­ранстве, последовательности появления во времени). Выборка целевая - выборка, в которой исследователь отбирает людей для опроса из заданных целями исследования групп. Серийная выборка - выборка, в которой единицы отбора представляют собой статистические серии: семьи, бригады и другие совокупности статистически различимых единиц Выборка гнездовая вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или гнезда (кластеры) более мелких единиц. Раньше понятие гнезда распространялось только на двухступенчатую выборку, отобранные на первой ступени объекты рассматривались как серии элементарных единиц, которые подвергались сплошному обследованию.

 

 

 

 

 

 

 

Объект, предмет соц-ии, её место в системе наук.

Объектом социологии является социальная реальность::

-глобальное мировое общество;

-национальное общество;

-микросообщество (соц группы, социальные институты);

-отдельная личность в её социальном взаимодействии.

Предмет социологии включает:

1) человек, его сознание, его отношение к общественным изменениям; исследования человека;
2) Деятельность человека, посредством изучения которой раскрываются уровни организации общественной жизни.
3) Отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе,
4) Социальные структуры и структурные элементы (личности, социальные общности, социальные институты):
5) С точки зрения глобалистов современный мир описывается с геноэкономических, геополитических позиций; изучаются: исторические системы (цивилизации; культурно-исторические типы).
6) Реальное общественное сознание – деятельность и поведение людей, как воплощение их знаний, интересов, закрепленных в коллективном сознании.

Социология – социальная философия, психология, история, культурология, политология, антропология.

3. Функции и методы социологии.Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная - социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, социальных механизмах, 2. Методологическая - социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе. 3. Информационная - это сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - это самый оперативный вид социальной информации. 4. Прогностическая - выдача социальных прогнозов, краткосрочных и долгосрочных. Прогноз опирается на открытую тенденцию развития социальных явлений. 5. Функции социального проектирования и социальной технологии - социология определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает приемы управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию. 6. Мировоззренческая - социология выступает основой формирования у человека целостной картины мира, основой его мировоззрения. Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Методы делятся на: 1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, 2. специальные (собственные, специфические): наблюдение; анализ документов; контент-анализ; эксперимент. По уровню знания: Теоретические, Эмпирические. По этапам исследования: Методы сбора, методы обработки, методы анализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.04 с.)