Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.



Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.

Предмет и методы политической социологии. В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической социологии являются действия индивидов и социальных групп, осуществляемые ими в процессе создания, использования и изменения политических институтов. Согласно другой точке зрения, основным предметом политической социологии является поведение индивидов, социальных групп, этно-конфессиональных общностей и их организаций преимущественно в сфере властных отношений. Политическая социология использует теоретические подходы и методы, выработанные в рамках общей социологии, в том числе включенное наблюдение, массовые опросы, фокус-группы, экспертные опросы и углубленные интервью, контент-анализ, а для обработки данных - методы прикладной статистики.

Предмет политической социологии как науки и научной дисциплины является темой незавершенных дискуссий. Это связано с тем, что политическая социология сформировалась как результат синтеза социологических и политических знаний, социологизации политической науки, развиваясь в рамках каждой из этих наук. Поэтому она определяется иногда как дочерняя дисциплина социологии и политологии.

Как рассматривают предмет этой науки современные исследователи, какие точки зрения наиболее часто встречаются в этой связи, какие тут возможны подходы?

1. Политическая социология определяется как социологическое объяснение проявления власти, как такая интерпретация общей социологической теории, которая проблеме власти отводит центральное место11 (Ежи Вятр).

2. Как наука, занимающаяся общественными основами власти во всех институционализированных секторах общества12 (Моррис Яновиц).

3. Как дисциплина, изучающая взаимоотношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами13 (Сеймур Mapтин Липсет).

4. Как приложение общей системы отсчета переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных видов политической деятельности и политического сознания (по аналогии с подходом Дж. Н. Смелзера к определению экономической социологии).

5. Как ветвь социологической науки, раскрывающая отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и политического поведения. <Политическая социология, - отмечают Ж. Т. Тощенко г и В. Э. Бойков, - призвана ответить на вопрос: как осознаются индивидом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, система властных отношений, их политические права и свободы. Это дает основание представить, как гражданское общество взаимодействует с политическими институтами, структурами>14.

6. Как <наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияниеостальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее огромное воздействие на свою окружающую среду>15.

Как бы ни отличались подходы к предмету политической социологии, ясно, что речь идет об изучении влияния социальных отношений (социальной сферы) на политические (политическую) и политических на социальные, иначе говоря, о диалектике их взаимодействия и взаимовлияния. Последнее проявляется в политической деятельности и политическом поведении людей, составляющих те или иные социальные общности и имеющих свои специфические интересы, содержание которых предполагает создание и функционирование специальных политических и общественных структур, институтов, организаций.

Политические социологи должны сосредоточиваться на рассмотрении того, как общество воздействует на государство, изучая <силовое поведение> во всех его проявлениях и во всей совокупности инструментов, с помощью которых оно реализуется. Это практически делает политическую социологию тождественной всей социологии. На практике, однако, политические социологи пытаются концентрировать внимание на <силовом поведении> в той степени, в какой это позволяет понимать специфику и способ работы политической системы.

Мы исходим из того, что политическая социология - это отрасль социологии, концентрирующаяся главным образом на анализе взаимодействия политики и общества. При этом политика определяется в терминах класса действий, а не в понятиях совокупности институтов или организаций. Мы рассматриваем политику как особую совокупность социальных действий, отраженных или формируемых в многочисленных и разнообразных организационных контекстах.

Как таковая политика связана с проблемами организаций, правил, обязательных между членами этих организаций, с процессом выработки правил. Политическая социология рассматривает эти проблемы с точки зрения процессов, подчеркивающих факт выработки правил. Она необходимо предполагает решение проблемы социального порядка, поскольку принимаемые правила в любом случае должны быть обязательными.

 

Основные направления политической социологии. (по лекциям)

Среди ключевых направлений политической социологии можно выделить следующие.

1. Исследование сущности и функций государства, политической системы и ее подсистем. (Ж. Т. Тощенко, например, изучаю человеческий фактор. Впоследствии в 1987 г. вышел труд «Человеческий фактор производства»).

2. Исследование политический партий и общественных движений, а также негосударственных организаций. (Истон и Алмонд в 50-60-ые года ХХ в. ввели понятие «политическая система», а уже с 1976 г. Батлер и Стоукс изучали партийную идентификацию, а именно предпочтения той или иной партии людьми).

3. Исследование групп интересов, групп давления и лобби.

4. Исследование индивидуального политического участия и политического поведения политических деятелей и конкретных людей. (Курт Левин изучал лидерство и выделил 3 основных стиля: авторитарный, демократический и стиль невмешательства. Кэтрин Брикс и Изабель Маерс разработали методику психологического анализа лидеров, что в дальнейшем привело к построению портретов политических Либеров по 4 основным качествам).

5. Исследование политической апатии и абсентеизма.

6. Сравнительные исследования типов политических систем, их эффективности/неэффективности, стабильности/нестабильности, в частности исследования партийной системы.

7. Анализ отношений между государствами (положительное и отрицательное), их сотрудничество, интеграция, международные конфликты, войны, то есть социология международных отношений.

8. Изучение политических элит и правящего класса в современных обществах, то есть элитология. (Основатели Г. Моска и В. Парето, в дальнейшем развивали науку Р. Михельс, а также Крыштановская, но уже в отечественной социологии).

9. Исследование политической культуры. (Г. Алмонд и Верба ввели понятие «политической культуры» в 1956 г., в дальнейшем развивали это направление также и Бурлатский, Галкин и Назаров.).

10. Исследование процесса принятия политических решений, а также функционирования власти (в частности decision-making process).

11.Исследование политических выборов, то есть электоральная социология.

12. Исследование роли, а также влияния СМИ (печатные и электронные источники).

13. Изучение политических институтов в традиционных обществах, а именно ранее существовавших элементов и сохранившихся до сих пор, то есть политическая антропология.

 

Государственные институты, входящие в политическую систему современного общества. Проблемы социологического исследования отношений государственных институтов: между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса.

Политическая система общества - сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества.

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. Основными элементами государства являются:

территория, население, власть.

В современной политологии настойчиво подчеркивается институциональный

аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство — это

совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую

систему управления основными сферами общественной жизни.

К таким учреждениям и организациям относятся: 1) представительные

учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) органы охраны

общественного порядка; 4) вооруженные силы.

Также к государственным институтам, скорее всего, можно отнести институт президентства.

Президентство – принципиально новый государственный институт в России,

который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения

прежнюю советскую форму организации власти.

Проблема социологических исследований государственных институтов заключатся, в первую очередь, в их закрытости.

 

Билет 30 Основные типы субъектов Российской Федерации (республики, области, края, города, автономные округа, национально-культурные автономии). Социологические исследования состояния межнациональных отношений в различных типах субъектов Российской Федерации

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

* Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

* Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

* Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

* В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

* Преимущественный приоритет прав личности над государственными.[источник не указан 379 дней]

* Источником власти признается народ.

* Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий.

 

Область – административно-территориальная единица россии. Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 46 из которых называются областями.

Край — административно-территориальная единица. В Российской Федерации из 83 субъектов 9 имеют статус края. Термин "край" потерял своё значение ещё во времена СССР. Первоначально в состав края могли входить автономные области. В РФ осталась одна - Еврейская АО в Хабаровском крае.

Город — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.

Автономный Округ - национально-территориальное образование, субъект РФ. Одновременно входит в состав другого субъекта РФ - края или области (напр., Агинский Бурятский А. о. входит в состав Читинской области).

4 автономных округа:

1. Ненецкий автономный округ

2. Ханты-Мансийский автономный округ

3. Чукотский автономный округ

4. Ямало-Ненецкий автономный округ

Национально - культурная автономия существующим Законом определяется как общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям. Действуя на основе добровольной самоорганизации, такое объединение призвано участвовать в решении вопросов развития языка, образования и национальной культуры.

Органы государственной власти проводят работу, направленную на поддержание в обществе межнационального согласия, с учетом интереса всех национальных групп населяющих Российскую Федерацию. Для этого проводятся многочисленные социологические исследования направленные на изучение межнациональных взаимоотношений с целью снижения уровня конфликтности. Министерством регионального развития России совместно с комиссиями и комитетами Федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами организована и проводится работа с общественными, национальными и религиозными объединениями, с целью учета мнения представляемых ими групп населения в процессе выработки, правовых актов, управленческих решений. Так, при их непосредственном участии подготовлены предложения о мерах по борьбе с этническим и религиозным экстремизмом, предупреждению межнациональных конфликтов, сохранению культурного, материального и нематериального наследия народов России, совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере межнациональных отношений. Исследования показывают, что несмотря на принимаемые меры, в обществе продолжает сохранятся высокий уровень межнациональной конфликтности. Отмечается существенный рост числа межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Они дестабилизируют политические процессы в обществе, ведут к нарастанию социальной напряженности и конфронтации, угрожают безопасности, как отдельных граждан, так и государства. В большей степени эти негативные тенденции проявляются в регионах, испытывающих активный приток легальных и нелегальных мигрантов. В частности, специфика складывающейся в России и регионах ситуации такова, что население видит в беженцах и переселенцах виновников своего ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентов на рынках жилья и труда, на которых они сами испытывают немалые трудности. Раздражающими факторами, особенно в отношении к жителям республик Закавказья, являются и этнокультурные различия - манера вести себя в общественных местах, неуважение к обычаям, традициям местного населения.

 

Теория черт

Cуть ее состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личными качествами. (Э. Богардус). Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные выдающиеся способности, умение нравиться людям и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность. А также фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способности и др.

Ситуационная теория

Ее представители - В. Дилл, Т. Хилтон, А. Голднер и др. - обосновывают зависимость лидерства от определенных социальных условий. Лидер - функция определенной ситуации. Именно сложившаяся конкретная ситуация и определяет отбор лидера, его поведение и принимаемые им решения.

Психологическая теория

Ее основоположник З. Фрейд считает, что в основе лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. ("В мире ясно только то, что миром правит либидо"). И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

<из лекций> Политическое лидерство:

- формальное (гос-во, партии, движения)

- неформальное (не занимает официальной должности)

- отношение людей

Политический лидер - это авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяем ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях.

Типы лидеров:

1. лидеры, ориентированные на постановку задач и решение проблем (творчество)

2. лидеры, выполняющие представительные функции (внешность, коммуникация)

Стили лидерства:

1. операциональный (функциональный) – лидер сохраняет свое положение в силу выполняемых функций

2. харизматичный - лидер удерживает власть из-за доверия, уважения, преданности.

3. авторитарный – лидер дает указания, распределяет роли, но решения принимает единолично (Б.Н. Ельцин)

4. демократичный – лидер привлекает к принятию решений членов команды и оппозицию (Д.А. Медведев…wtf?!)

5. невмешательство – принятие решений выполняет не лидер, а он только одобряет/утверждает эти решения. Таким образом он не берет на себя ответственность.

В РФ на политического лидера большое влияние оказывает механизм рекрутирования.

 

 

Вопрос 1 Предмет политической социологии, ее место в системе социологического знания.

Предмет и методы политической социологии. В настоящее время существуют различные точки зрения на предмет политической социологии. Согласно одной из них, предметом политической социологии являются действия индивидов и социальных групп, осуществляемые ими в процессе создания, использования и изменения политических институтов. Согласно другой точке зрения, основным предметом политической социологии является поведение индивидов, социальных групп, этно-конфессиональных общностей и их организаций преимущественно в сфере властных отношений. Политическая социология использует теоретические подходы и методы, выработанные в рамках общей социологии, в том числе включенное наблюдение, массовые опросы, фокус-группы, экспертные опросы и углубленные интервью, контент-анализ, а для обработки данных - методы прикладной статистики.

Предмет политической социологии как науки и научной дисциплины является темой незавершенных дискуссий. Это связано с тем, что политическая социология сформировалась как результат синтеза социологических и политических знаний, социологизации политической науки, развиваясь в рамках каждой из этих наук. Поэтому она определяется иногда как дочерняя дисциплина социологии и политологии.

Как рассматривают предмет этой науки современные исследователи, какие точки зрения наиболее часто встречаются в этой связи, какие тут возможны подходы?

1. Политическая социология определяется как социологическое объяснение проявления власти, как такая интерпретация общей социологической теории, которая проблеме власти отводит центральное место11 (Ежи Вятр).

2. Как наука, занимающаяся общественными основами власти во всех институционализированных секторах общества12 (Моррис Яновиц).

3. Как дисциплина, изучающая взаимоотношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами13 (Сеймур Mapтин Липсет).

4. Как приложение общей системы отсчета переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных видов политической деятельности и политического сознания (по аналогии с подходом Дж. Н. Смелзера к определению экономической социологии).

5. Как ветвь социологической науки, раскрывающая отношение общества к государству и институтам распределения и формирования власти, которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и политического поведения. <Политическая социология, - отмечают Ж. Т. Тощенко г и В. Э. Бойков, - призвана ответить на вопрос: как осознаются индивидом, социальными группами и слоями, партиями и общественными организациями существующая политическая реальность, система властных отношений, их политические права и свободы. Это дает основание представить, как гражданское общество взаимодействует с политическими институтами, структурами>14.

6. Как <наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияниеостальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее огромное воздействие на свою окружающую среду>15.

Как бы ни отличались подходы к предмету политической социологии, ясно, что речь идет об изучении влияния социальных отношений (социальной сферы) на политические (политическую) и политических на социальные, иначе говоря, о диалектике их взаимодействия и взаимовлияния. Последнее проявляется в политической деятельности и политическом поведении людей, составляющих те или иные социальные общности и имеющих свои специфические интересы, содержание которых предполагает создание и функционирование специальных политических и общественных структур, институтов, организаций.

Политические социологи должны сосредоточиваться на рассмотрении того, как общество воздействует на государство, изучая <силовое поведение> во всех его проявлениях и во всей совокупности инструментов, с помощью которых оно реализуется. Это практически делает политическую социологию тождественной всей социологии. На практике, однако, политические социологи пытаются концентрировать внимание на <силовом поведении> в той степени, в какой это позволяет понимать специфику и способ работы политической системы.

Мы исходим из того, что политическая социология - это отрасль социологии, концентрирующаяся главным образом на анализе взаимодействия политики и общества. При этом политика определяется в терминах класса действий, а не в понятиях совокупности институтов или организаций. Мы рассматриваем политику как особую совокупность социальных действий, отраженных или формируемых в многочисленных и разнообразных организационных контекстах.

Как таковая политика связана с проблемами организаций, правил, обязательных между членами этих организаций, с процессом выработки правил. Политическая социология рассматривает эти проблемы с точки зрения процессов, подчеркивающих факт выработки правил. Она необходимо предполагает решение проблемы социального порядка, поскольку принимаемые правила в любом случае должны быть обязательными.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.017 с.)