Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект и предмет социологии как науки, ее основные функции.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Объект и предмет социологии как науки, ее основные функции. Объект науки - поле исследовательской деятельности (область). 2) включает в себя общесоциологическую теорию, которая служит теорией и мето-дологией всех других общественных и гуманитарных наук;
Структура социологического знания, его связь с другими науками. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется, прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Также социология служит фундаментом для специальных общественных наук. Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история, и социология имеют объектом изучения общество. Тесно связана социология и с политологией. Социология изучает гражданское общество, политология — политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук — социологии и политологии породило новую отрасль науки — политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические ре жимы.
Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п.
Особенности метода социологического изучения общества.
4. Значение социологии для подготовки современного специалиста.
Становление социологии как науки (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер). Огюст Конт – французский мыслитель 1 половины 19 века - если не отец социологической науки, то ее бесспорный «крестный отец» (именно он дал название науки об обществе). Конт отрицательно относился ко всему негативному, разрушительному, критическому (какова была постреволюционная французская действительность). Категория позитивного, созидательного становится главной в его мировоззрении. Контовский позитивизм включает 5 элементов: реальность, полезность, достоверность, точность, созидательность. Одно из главных открытий Конта – закон «трех стадий». Согласно этому закону, человек, общество и человечество в своем развитии неизбежно проходят три стадии: 1) теологическая или фиктивная стадия: человеческий разум стремится к абсолютному знанию; 2) метафизическая или абстрактная стадия: человеческий разум объясняет явление не посредством сверхъестественных факторов, а посредством абстракций; 3) позитивная или научная стадия: действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Именно на этой, высшей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой – познание не фактов, а вытекающих из них законов. Законы эти неизменны и естественны, для их познания необходимо привлекать достижения естественных наук. Первоначально для обозначения науки Контом был применен термин «социальная физика», однако увидев, что такой подход к сущности науки может вызвать сведение ее к простой статистике, Конт применил термин «социология». Одним из виднейших представителей английской социологии является Герберт Спенсер, Герберт Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель биологического направле-ния, стремился развить социологию как естественную науку. По его мнению, в природе, а значит и в обществе, господствует всеобщий закон эволюции - закон сохранения энергии, ко-торая в своем движении меняет формы. В концепции Спенсера общество трактуется как организм, для которого характерны следующие особенности:
Образование как социальный институт, его основные функции и тенденции развития. Социология образования − раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.). Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем. Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством Функции образования 1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям). 2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. 3. Социальная селекция − одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся: 4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Выборочный метод – это такой метод исследования, который позволяет делать заключения о характере распределения изучаемых признаков всего объекта исследования на основании рассмотрения некоторой его части. Выборочный метод – это определенная разновидность системы сбора данных, которая предусматривает возможность обследовать не весь объект изучения, а только некоторую его часть.
Сущность выборочного метода видна в повседневной жизни: чтобы сделать заключение о качестве (вкусе) меда достаточно попробовать ложку. То есть, когда материал однороден, то для того, чтобы сделать заключение о целом достаточно взять лишь часть этого целого. Содержание выборочного метода составляет строгая система правил, приемов, способов отбора обследуемой совокупности из всего объекта исследования. Эта обследуемая совокупность получила название – выборка. Существует большое разнообразие способов, правил, методов отбора выборочной совокупности (некоторой части) из генеральной (объекта изучения). Все множество этих способов, методов принято называть типы выборки. То есть типы выборок основаны на различиях в способах отбора единиц наблюдения из объекта исследования. Принято подразделять все типы выборок на два больших класса: случайный (вероятностный) отбор и целенаправленный (неслучайный) отбор. 1. Случайная выборка основана на принципах теории вероятности, суть данного отбора заключается в том, что все единицам объекта исследования (каждому жителю города, каждому работнику организации) должны быть обеспечены равные шансы попадания в выборочную совокупность. Механизм попадания каждого элемента генеральной совокупности в выборку обеспечивается за счет так называемой основы выборки. При составлении основы выборки социолог должен руководствоваться следующими критериями: а) полнотой информации – то есть в список должны быть включены все единицы объекта изучения (жители города, работники предприятия и т.д.) с указанием фамилии, имени и отчества, а также их года рождения и адреса проживания; б) точностью – информация обо всех единицах должна соответствовать действительности; в) адекватностью – список не просто должен быть полным, а составлен в соответствии с целями и задачами данного исследования; г) удобством – то есть простотой работы с данным списком, он должен быть пронумерован и фамилии зарегистрированы по алфавиту. Относятся: чисто случайная выборка, Гнездовая, Районированная, Типическая. 2). Целенаправленные или неслучайныевыборки характеризуются тем, что к ним не применимы правила теории вероятности, выбор основан на типичных элементах объекта изучения и производится по усмотрению исследователя. К целенаправленным выборкам следует относить стихийную, квотную, маршрутную выборки и метод основного массива. Стихийная выборка заключается в том, что исследователь готов иметь дело с максимально доступными единицами наблюдения. Используется подобный отбор из-за ограниченности ресурсов исследователя или в разведывательных целях.
Метод основного массива используется на небольших объектах исследования, когда стоит задача выявить (очертить) границы объекта, определить его основные характеристики. Квотная выборка – наиболее применяемый метод отбора и строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде пропорций (квот) распределения признаков объекта изучения. Данный метод используют тогда, когда до начала исследования социолог имеет статистические данные (так называемые параметры) по тем признакам объекта (например, пол, возраст, образование), которые будут выступать в качестве квот.
Объект и предмет социологии как науки, ее основные функции. Объект науки - поле исследовательской деятельности (область). 2) включает в себя общесоциологическую теорию, которая служит теорией и мето-дологией всех других общественных и гуманитарных наук;
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.025 с.) |