Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления политической социологии. (по лекциям)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Среди ключевых направлений политической социологии можно выделить следующие. 1. Исследование сущности и функций государства, политической системы и ее подсистем. (Ж. Т. Тощенко, например, изучаю человеческий фактор. Впоследствии в 1987 г. вышел труд «Человеческий фактор производства»). 2. Исследование политический партий и общественных движений, а также негосударственных организаций. (Истон и Алмонд в 50-60-ые года ХХ в. ввели понятие «политическая система», а уже с 1976 г. Батлер и Стоукс изучали партийную идентификацию, а именно предпочтения той или иной партии людьми). 3. Исследование групп интересов, групп давления и лобби. 4. Исследование индивидуального политического участия и политического поведения политических деятелей и конкретных людей. (Курт Левин изучал лидерство и выделил 3 основных стиля: авторитарный, демократический и стиль невмешательства. Кэтрин Брикс и Изабель Маерс разработали методику психологического анализа лидеров, что в дальнейшем привело к построению портретов политических Либеров по 4 основным качествам). 5. Исследование политической апатии и абсентеизма. 6. Сравнительные исследования типов политических систем, их эффективности/неэффективности, стабильности/нестабильности, в частности исследования партийной системы. 7. Анализ отношений между государствами (положительное и отрицательное), их сотрудничество, интеграция, международные конфликты, войны, то есть социология международных отношений. 8. Изучение политических элит и правящего класса в современных обществах, то есть элитология. (Основатели Г. Моска и В. Парето, в дальнейшем развивали науку Р. Михельс, а также Крыштановская, но уже в отечественной социологии). 9. Исследование политической культуры. (Г. Алмонд и Верба ввели понятие «политической культуры» в 1956 г., в дальнейшем развивали это направление также и Бурлатский, Галкин и Назаров.). 10. Исследование процесса принятия политических решений, а также функционирования власти (в частности decision-making process). 11.Исследование политических выборов, то есть электоральная социология. 12. Исследование роли, а также влияния СМИ (печатные и электронные источники). 13. Изучение политических институтов в традиционных обществах, а именно ранее существовавших элементов и сохранившихся до сих пор, то есть политическая антропология.
Определение политической системы. Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Первым наиболее систематическим изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, по мнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе. Идеи Д. Истона в дальнейшем широко использовались большинством ученых, изучавших проблемы политической системы общества. По вопросу о функциях власти в зарубежной политической науке доминирует мнение Д. Истона и Г. Алмонда, согласно которому выделяются регулирующая, экстакционная, дистрибутивная и реагирующая функции политической системы. Основными функциями политической системы как целого являются следующие: - определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными и конечными; экономическими, социальными, политическими, идеологическими.
- мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуществление целей и задач; - укрепление единства общества; - распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека; - урегулирование конфликтов. Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий. Основные подсистемы политической системы современного общества. Структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем. Первой из них является совокупность субъектов – носителей политической власти, в роли которых выступают многообразные политические сообщества людей. К ним относятся не только политические элиты, класс государственной бюрократии, но сообщества депутатов всех уровней, а также, конечно, народ всякой страны, который в условиях демократии является единственным источником государственной власти в обществе. Второе место принадлежит институциональной подсистеме, состоящей из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др. Третьей является нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны. Четвертое, особое, место занимает культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства. Об основных видах политической культуры и политической идеологии будет сказано ниже. Пятой подсистемой является коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной. Таким образом, политическая система общества не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции.
Государственные институты, входящие в политическую систему современного общества. Проблемы социологического исследования отношений государственных институтов: между собой, с населением, негосударственными участниками политического процесса. Политическая система общества - сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. Основными элементами государства являются: территория, население, власть. В современной политологии настойчиво подчеркивается институциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство — это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основными сферами общественной жизни. К таким учреждениям и организациям относятся: 1) представительные учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) органы охраны общественного порядка; 4) вооруженные силы. Также к государственным институтам, скорее всего, можно отнести институт президентства. Президентство – принципиально новый государственный институт в России, который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. Проблема социологических исследований государственных институтов заключатся, в первую очередь, в их закрытости.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.008 с.) |