ТОП 10:

Внешнеполитические союзники: Финляндия и НАТО



Введение

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что в конце 20 века после распада СССР внешнеполитический курс Финляндии претерпел существенные изменения, которые отразились в смене ориентации страны в международных отношениях. Отсюда возникает необходимость в рассмотрении основных аспектов внешней политики государства на современном этапе с точки зрения ориентации страны в международном пространстве.

Актуальность выбранной темы велика также потому, что внешняя политика Финляндии строится не только на определенных уникальных принципах, которые будут рассмотрены ниже, но является особенной в том плане, что она до сих пор не получила своего завершающего определения в современных условиях ввиду того, что государство находится в сфере интересов различных политических блоков, в целом, и отдельных стран, например, России, в частности.

Значимость данного исследования связана с тем, что Финляндия, имевшая тесные экономические и политические с Российской империй, позднее с СССР, в настоящее время находится на перепутье: продолжать ли развивать сотрудничество с современной Россией в различных сферах или же полностью переориентироваться на западное направление. Как известно, «Старая» политика Финляндии во время «холодной войны» и тесной связи с СССР не была объявлена неудачной, просто она во многом не отвечала новым реалиям. Поэтому, по моему мнению, рассмотрение процесса формирования внешней политики Финляндии в отношении России даст определенные результаты по данному вопросу.

Степень изученности данной темы в настоящее время невелика, так как в научных работах как российских, так и зарубежных авторов не представлена должным образом комплексная картина внешнеполитической линии Финляндии на современном этапе. Однако необходимо отметить научную монографию «Северная Европа. Регион нового развития» Ю.С. Дерябина, где наиболее конкретно рассмотрены все внешнеполитические ориентиры Финляндии; диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук В.А. Репневского, где, на мой взгляд, довольно содержательно отражена специфика внешнеполитического курса Финляндии в переходный период развития, то есть от окончания холодной войны до начала нового тысячелетия; также необходимо отметить научные работы Новиковой И.Н., Шлямина В.А., Титова И.А., Кочегаровой Т., Пискулова Ю.В. – то есть работы отечественных исследователей, посвященные изучению позиции Финляндии по вопросам присутствия страны в Североатлантическом альянсе, специфики взаимоотношений Финляндии и России в постсоветское время, а также места и роли Финляндии в ЕС. В курсовой работе также использованы материалы зарубежных исследователей: Х. Мейнандера, П.Песонена, О. Риихинена, Ж. Людвига,где внешняя политика Финляндии рассмотрена в ходе её эволюции в различных своих направлениях.

Цель исследования – на основе исторического анализа раскрыть основные направления внешней политики Финляндии на современном этапе, охарактеризовать дискуссии в высших кругах руководства страны по поводу выбора внешнеполитического курса государства.

Для достижения поставленной цели предлагается решение поставленных задач:

1. Рассмотреть евроатлантические тенденции в формировании внешнеполитической линии страны;

2. Выявить современное отношение Финляндии к НАТО путем рассмотрения дискуссий, возникающих в высших кругах руководства страны по данному вопросу;

3. Рассмотреть европейское направление во внешней политике Финляндии с точки зрения центральной площадки для решения интересов страны;

4. Выявить специфику взаимоотношений Финляндии и ЕС с позиции политических разногласий и охарактеризовать особый курс Финляндии в рамках ЕС;

5. Охарактеризовать внешнеполитические отношения Финляндии и России в постсоветский период;

6. Рассмотреть арктический вектор внешней политики Финляндии в рамках стратегического партнерства с Россией.

Объектом настоящего исследования является внешняя политика Финляндии на современном этапе: 1990-е – 2012 гг.

Предмет – основные направления внешнеполитической линии Финляндии на современном этапе: атлантическое, европейское, российское, арктическое; рассмотрение различных аспектов внешнеполитической линии государства, сильных и слабых сторон внешней политики.

Методологическая база исследования представлена несколькими составляющими. Основой является глобализационная парадигма. В соответствии с ней внешняя политика Финляндии рассматривается с точки зрения перехода от одной системы международных отношений – биполярной - к другой, предполагающей построение современных международных отношений на основе многополярного или монополярного мира. В работе были использованы как общенаучные, так и специальные исторические методы. Из числа общенаучных методов применялись анализ и синтез. Метод анализа дал возможность сделать определенные выводы о внешней политике Финляндии, основных направлений участия Финляндии в международном сообществе, проблемах в выборе внешнеполитических линий. Метод синтеза позволил обобщить изученный материал по теме и сделать самостоятельные выводы по исследованным вопросам. Также к числу общенаучных методов в ходе исследования было использовано прогнозирование, которое позволило на основе анализируемой информации дать представление о дальнейшем развитии внешнеполитической линии Финляндии в современных условиях.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1990-2012 гг. Нижняя граница исследования определена недостаточно четко, так как не удается проследить в должной мере процесс начала формирования современной внешней политики страны. Базовым годом является 1991 г., то есть год окончательного распада СССР. Однако наиболее активные подвижки во внешней политике Финляндии наблюдались еще в 1990 г., когда Финляндия, следуя за Швецией и Австрией поддерживала более европейское направление во внешней политике государства, чем сохраняла приверженность прежнему курсу. Верхняя рамка исследования определена текущим 2012 годом.

Источниковая база исследования включает в себя следующие виды источников: законодательные акты (Основной закон Финляндии, Государственная стратегия Финляндии в Арктике); материалы периодической печати; материалы научной литературы, представленной научными монографиями отечественных и зарубежных авторов и научными статьями; интернет-ресурсами. Анализ вышеприведенных групп источников позволил выделить основные направления внешней политики Финляндии, выявить способы участия страны в конкретных мероприятиях в рамках определенной внешнеполитической линии.

Теоретическая значимость и научная новизна работы состоят в том, что в ходе исследования был выявлен механизм формирования внешнеполитической линии государства, а также углублено представление о путях становления внешней политики Финляндии в современных условиях.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 развернутых глав, которые в свою очередь разделены на параграфы, заключения, списка источников и литературы.

 

 

Глава 1. Финляндия и НАТО

Глава 2. Европейский вектор внешней политики Финляндии

Переориентация на Европу

 

Договор о дружбе сотрудничестве и взаимной помощи с СССР управлял внешней политикой Финляндии почти 43 года, в большей степени способствуя стабилизации и улучшению отношений страны с восточным соседом. Однако в конце весны 1992 года Финляндия не имела ни времени на анализ этого обстоятельства, ни интереса к нему [8]. 7 февраля 1992 года, в день подписания Маастрихтского договора, президент Койвисто заявил, что настало время для вступления Финляндии в ЕЭС. Через месяц с небольшим заявка финского правительства была передана в Комиссию ЕЭС. Подготовка шла на многих фронтах одновременно. Тактичная ликвидация Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сочеталась с неофициальным зондированием почвы в Комиссии ЕЭС, которая с пониманием отнеслась к доселе весьма осторожному отношению Финляндии к интеграции с Западной Европой в сфере политики и безопасности. В то же время парламент активно лоббировал идею интеграции, причем подавляющее большинство одобряло предложение правительства о подаче заявления в ЕЭС. Государственное руководство сознательно избегало обсуждения связанных с политикой безопасности соображений, по которым Финляндия стремилась в ЕЭС/ ЕС, а также последствий возможного членства. Положение в России оставалось нестабильным. Поэтому выгоднее было не слишком афишировать этот аспект западной ориентации Финляндии – особенно потому, что членство в ЕС стране отнюдь не гарантировалось. Сначала нужно достичь результата на переговорах с Комиссией ЕЭС/ЕС, затем договор о вступлении в союз должен стать предметом национального референдума. Таким образом, официальные дебаты велись, прежде всего, относительно экономических последствий членства в ЕС. Больше всего дискуссий вызвали финские национальные субсидии в сельское хозяйство: опасались, что в результате вступления страны в ЕС они исчезнут. Это было на руку правительству, которое сознательно уводило дебаты в сторону менее важных вопросов, чтобы не обозначать свою позицию в вопросе политических последствий западной ориентации.

Стоит отметить, что главнейшие рынки сбыта Финляндии находились всегда в Западной Европе. Этим обусловливалось активное участие Финляндии в процессе интеграции. Осенью 1990 г. стало ясно, что нейтральные страны ЕАСТ – Австрия и Швеция – стремятся к полноценному членству в Евросоюзе. Это увеличивало давление на Финляндию, которая шла по тому же пути. Дело осложнялось тем, что членство в ЕС не сочеталось с обязательствами в сфере безопасности, которые Финляндия имела согласно Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР. Поэтому той же осенью финское правительство объявило, что в результате воссоединения Германии и процесса интеграции в Европе статьи Договора, касающиеся обязательств Финляндии отразить собственно германскую агрессию, утратили свою силу. Учитывая это, Финляндии также перестала считать себя связанной ограничениями, касающимися численности финских вооруженных сил в мирное время и технологии вооружений в соответствии с постановлениями мирного договора 1947 года.

Если говорить в целом, за несколько десятилетий политика нейтралитета стала самым важным элементом внешней политики страны. Теперь Финляндия декларировала, что она полностью принимает цели и политику ЕС, включая формулирование общей внешней политики и политики безопасности. Председательство в Европейском Совете в 1999 г. также подключало Финляндию к формулированию общей политики ЕС и, кроме того, обязывало ее быть представителем союза на разных международных мероприятиях. Однако в своей собственной политике безопасности она хотела оставаться вне военных блоков. Ее доктрина национальной безопасности зиждилась на политике неприсоединения и на обеспечении обороноспособности страны.

Во второй половине 1990-х гг. подход Финляндии к ЕС отражал наличие двух идентичностей: во-первых, как страны со скандинавскими политическими и культурными традициями и, во-вторых, как небольшой страны на окраине ЕС. Первая идентичность объясняет, почему Финляндия стремилась к наиболее эффективной и прозрачной евроадминистрации, а вторая - почему она неизменно подчеркивает равенство между малыми и большими странами-членами ЕС и стремится к признанию концепции «Северное измерение». Амстердамский договор 1997 г. уже учел такие приоритеты финнов, как вопросы занятости, социального измерения и.т.д., которые нужно рассматривать в качестве аспектов скандинавской культурной идентичности. Программа «Северное измерение» получила формальное одобрение в 1997 г.

Финляндия с самого начала активно участвовала в развитии деятельности ЕС по управлению кризисами. В период председательствования Финляндии в ЕС на саммите в Хельсинки в декабре 1999 г. было принято решение о создании до конца 2003 года общего контингента для управления кризисами. А в 2001 году началось создание специальных военно-штабных и других структур в области управления кризисами. Стоит отметить, что первым председателем одного из важнейших органов – Военного комитета, в 2001 году стал финский генерал Густав Хэгглунд. Немаловажно также отметить, что еще на симпозиуме в Порвоо 19 мая 1999 г., посвященном 190-й годовщине созыва в этом городе сословного Сейма, премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен поделился мыслями о роли Финляндии в современном мире. Он заявил: «Финляндия сегодня живет в самую значительную эру с точки зрения своих международных связей. Присоединившись к ЕС и Европейскому монетарному союзу, мы пользуемся всеми возможностями, которые открылись для нас.» Липпонен указал также на участие президента Мартти Ахтисаари в международных миссиях по урегулированию кризиса в Косово: «Финляндия сделала четкий выбор в пользу проведения такой политики, которая направлена на активное участие в структурах европейского и международного сотрудничества.

В ноябре 1994 года парламент Финляндии учел результаты консультативного референдума и одобрил вступление страны в ЕС. Это было наиболее важное политическое решение Финляндии за 1990-е гг. Следующий ответственный шаг предпринял парламент, избранный в марте 1995 г. Он тоже касался ЕС: речь шла о вступлении в Европейский монетарный союз (далее ЕМС). В апреле 1998 г. парламент одобрил доклад правительства о монетарном союзе и тем самым сделал возможным участие Финляндии в ЕМС с начала 1999 г. В результате а 2002 г. на смену финской марке пришла единая европейская валюта (далее евро). Важно также и то, как Финляндия представлена в структурах ЕС. Из 14 избранных в 2004 году финляндских европарламентариев четверо представляли Национальную коалиционную партию, четверо – Партию Центра, трое – по спискам социал-демократов, по одному кандидату провели в Европарламент «зеленые», Левый союз, Шведская народная партия. В органах ЕС занято более 25 тыс. человек, а осенью 2005 г. среди сотрудников ЕС было около 640 финских граждан. Наиболее активно проявил себя Якоб Сёдерман, занимавший пост омбудсмена ЕС в 1995-2003 гг.

Стоит отметить, что помимо сугубо экономических вопросов между Финляндией и ЕС существуют и заметные договоренности в военной сфере. Летом 2006 г. финский батальон из состава сил быстрого реагирования ЕС, совместно с частями из Германии и Голландии, провел тренировочный сбор, который проходил на Западе Финляндии, в местечке Сякуля. В 2007-2008 гг. батальон принимал участие в боевом дежурстве на Ближнем Востоке и Африке. В состав финского батальона входит 160 человек.

Одной из важнейших вех для внешней политики Финляндии было её председательствование в ЕС в 2006 г. В качестве основных приоритетов, выдвинутых Финляндией, были: будущее ЕС, отношения с Россией, расширение ЕС [9]. Более того, в июне 2008 года Парламент Финляндии одобрил Лиссабонский договор, о реформах в ЕС, и тем самым Финляндия стала 16 членом-участником Союза, еще раз подтвердив, что европейское направление в сфере интересов внешней политики Финляндии является существенно важным для государства [10].Таким образом, Финляндия вначале стала одной из стран-членов ЕС, а затем единственной северной страной, вошедшей в ядро Евросоюза. Желание занять признанное место в ядре ЕС соответствовало стремлению Финляндии подчеркнуть свою западную идентичность и упрочить национальную безопасность в системе отношений, сложившейся после «холодной войны».

Рассматривая вопрос о взаимоотношениях Финляндии и ЕС, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, после распада СССР Финляндия практически полностью переориентировала свой курс на европейское направление. Здесь также стоит отметить, что главнейшие рынки сбыта Финляндии находились всегда в Западной Европе, что ускорило процесс интеграции. В 1995 г. Финляндия вступила в ЕС. В апреле 1998 г. парламент одобрил доклад правительства о монетарном союзе и тем самым сделал возможным участие Финляндии в ЕМС с начала 1999 г. В результате а 2002 г. на смену финской марке пришла единая европейская валюта. Помимо экономических вопросов между Финляндией и ЕС существуют и заметные договоренности в военной сфере. Одной из важнейших вех для внешней политики Финляндии было её председательствование в ЕС в 2006 г. В качестве основных приоритетов, выдвинутых Финляндией, были: будущее ЕС, отношения с Россией, расширение ЕС

 

 

России

 

Цепные реакции после распада СССР управляли всецело развитием Финляндии. Финляндско – советский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи утратил силу. Весной 1992 г. финское правительство начало ускоренную переориентацию. Сразу же после неудавшейся попытки переворота в Москве в августе 1991 г., правительство Финляндии выступило с инициативой переговоров о новом соглашении с Советским Союзом – соглашении, по которому Финляндия не имела бы обязательств в сфере военного сотрудничества. Результат переговоров был вскоре достигнут. К осени 1991 года договаривающиеся стороны выработали текст договора, согласно которому у Финляндии отныне отсутствовали препятствия для заключения политических или военных альянсов с третьей стороной. Распад СССР помешал ратификации этого договора в декабре 1991 года., но через месяц его смогли в торжественной форме подписать в Хельсинки правительство Финляндии и России.

10 – 11 июля 1992 года состоялся визит президента России Б.Н. Ельцина. В результате данного визита был произведен обмен ратификационными грамотами к договору об основах отношений между Россией и Финляндией. Стороны официально уведомили друг друга о выполнении конституционных процедур, необходимых для вступления в силу двух основополагающих соглашений о торговле и экономическом сотрудничестве. Важным шагом в контексте развития дальнейших добрососедских российско-финляндских отношений явился визит в Россию 4-5 марта 1993 года Президента Финляндской республики М. Койвисто. Президенты обеих держав констатировали отсутствие сложностей политического характера в отношениях между Россией и Финляндией. Кроме того, было выражено взаимовыгодное стремление стран к интенсификации деятельности структур регионального сотрудничества в Североевропейском регионе – Совета государств Балтийского моря и Баренцева Совета. Поэтому можно отметить, что сразу после распада СССР Финляндия и Россия смогли вывести свои отношения на уровень нормальной корректности и уважительности на основе Договора об основах отношений 1992 года. В 2001 году действие договора было автоматически продлено до 2007 года.

К началу нового тысячелетия между Финляндией и Россией действовало около 80 межгосударственных и межправительственных документов, большая часть из которых была заключена в середине и конце последнего десятилетия прошлого века. В этот период сложились устойчивые традиции активного политического диалога на самых высоких уровнях. Президенты М. Ахтисаари и Т. Халонен посещали Россию с официальными визитами в самом начале сроков своих полномочий (в мае 1994 г. и в июне 2000 г.). В 1995 г. состоялся визит в Финляндию А. Козырева, а в 1999 г. страну посетил тогда ещё премьер-министр В.В. Путин в рамках участия в саммите ЕС-Россия. Были налажены активные межпарламентские связи, и, кроме того, регулярно поддерживались контакты между руководителями министерств иностранных и внутренних дел.

Несомненно, определенной спецификой российско-финляндского взаимодействия является вхождение Финляндии с января 1995 г. в ЕС. В связи с этим в январе 1995 г. в Хельсинки был проведен международный семинар «Россия – Хельсинки – ЕС», где было выработано общее направление развития российско-финляндского взаимодействия. Основной акцент был сделан на необходимости приумножения накопленного потенциала сотрудничества и налаживания связей России с ЕС. Финляндия выдвинула тезис об использовании «евроизмерения» российско-финляндских отношений для развития двухсторонних контактов и диалога России - ЕС. Позднее была разработана концепция «Северного измерения». Таким образом, российско-финляндское сотрудничество, претерпев перестройку начала 1990-х гг., вступило в новую стадию своего развития, кардинально отличающуюся от эпохи существования Советского Союза. Однако определяющим компонентом взаимодействия России и Финляндии стали именно экономические отношения.

Обмен делегациями на правительственном уровне и на уровне государственного руководства также является весьма интенсивным. В 2007 г. президенты России и Финляндии встречались дважды, в дальнейшем эти визиты повторялись ежегодно (2008-2012 гг.). 20 августа Финляндию с рабочим визитом посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров [15]. В ходе встреч Лаврова с главой МИД Финляндии Эркки Туомиойей, президентом Саули Ниинистё и премьер-министром Юрки Катайненом обсуждались перспективы развития российско-финляндских отношений по многим актуальным вопросам международной повестки дня. Стоит также отметить, что на уровне государственных чиновников у всех финских министерств имеются прямые контакты с российской администрацией. Защитой финских интересов в России занимаются финское посольство в Москве и генеральное консульство в Санкт-Петербурге. Активны межпарламентские связи. В парламенте Финляндии действует группа дружбы с Россией, в Государственной Думе, в свою очередь, образована Группа по связям с Парламентом Финляндии [16].

Как заявил Юрки Катайнен, премьер-министр Финляндии, В. Путину, тогда еще пребывающему в должности Председателя Правительства РФ: «В Финляндии новое правительство, оно преследует три основные цели и принципы своей деятельности: первое- это преемственность, второе – это активность и третье- это тесная интеграция между людьми и официальными структурами.

Одним из примеров сотрудничества России и Финляндии может служить их совместная деятельность в рамках основанного в 1993 г. Совета Баренцева Евроарктического региона (далее СБЕР), задача которого состоит в развитии регионального сотрудничества на севере Европы. Поочерёдно через каждые два года в Совете председательствует Финляндия, Норвегия, Россия и Швеция. В 2006-2007 гг. организацию возглавила Финляндия, а с ноября 2007 по ноябрь 2009 в Совете председательствовала Россия. 17 марта 2006 г. В Москве состоялся представительный международный симпозиум «Линия Паасикиви – Кекконена» в отношениях Финляндии и России», на котором подчеркивалась актуальность наследия Кекконена для двусторонних и общеевропейских отношений, потребность избавиться от элементов русофобии, важность отношений доверия и личной дружбы руководителей сотрудничающих стран, которые после Кекконена взяли на вооружение руководители многих стран Запада [17].

Правда, во внешнеполитических отношениях Финляндии и России есть некоторые проблемы. Во-первых, это связано с нарушением внешней безопасности государств, а в частности, нарушением воздушного пространства обеих стран. В мае 2005 г. МИД Финляндии официально обвинил Военно-Воздушные силы России в неоднократных нарушениях воздушного пространства Финляндии при полетах в Калининград [18]. МИД Финляндии пошёл на нарушение сложившейся практики не обнародовать сведения о подобных инцидентах, что, несомненно, в определенной мере усложнило российско-финские отношения во внешнеполитической линии обеих стран. В сентябре 2007 года аналогичный эпизод повторился. Более того, в середине 2009 г. министр безопасности Финляндии Юри Хякямиес заявил, что продолжает считать Россию угрозой для своей страны. За два года до этого он заявлял, что Российская Федерация возвращается к роли региональной супердержавы. Три главные угрозы, по мнению министра, являются «Россия, Россия и ещё раз Россия. Более того, руководство Финляндии озабочено укрупнением военных округов России, которое прошло в рамках военной реформы в стране: отметим здесь только, что Западный военный округ РФ заметно усилился и переместился на северо-запад, в сторону Финляндии. В такой ситуации говорить о том, что внешнеполитический курс Финляндии направлен на добрососедские отношения с Россией, практически не приходится. Финляндия проводит скорее в жизнь внешнеполитический курс дружественного прагматика по отношению к России, что выражается в определенном интересе Финляндии в налаживании экономических мостов с Россией, хотя в плане других сфер, например, социальной, оборонной, Финляндия в большей степени опирается на прямые связи с Брюсселем и Вашингтоном [19].

Однако несмотря на это, официальные круги Финляндии постоянно заявляют о том, что отношение финнов к России является очень важным вопросом, ведь Финляндия – соседка России, в Финляндии очень много туристов из России, а экономические отношения между двумя странами носят взаимовыгодный характер. По мнению нынешнего президента Финляндии Саули Ниинисте, отношения между Россией и Финляндией должны развиваться также гладко, как и раньше. Но в то же время ухудшению внешних связей между двумя странами может способствовать вступление Финляндии в НАТО, о чем было указано в предыдущих главах. «Участие любой страны в военных блоках в известной степени лишает ее части суверенитета, и эта часть суверенитета отдается на уровень международной организации,» - неоднократно заявлял президент РФ В.В. Путин по вопросу о возможном членстве Финляндии в НАТО. К тому же в случае гипотетического присоединения к НАТО Финляндии будет происходить «натоизация» Арктики, что вряд ли будет соответствовать интересам России [20].

 

 

Заключение

 

По результатам данного курсового исследования можно сделать следующие выводы. В ходе выполнения исследования были решены все поставленные задачи: рассмотрены основные направления внешней политики Финляндии на современном этапе; дана характеристика каждому отдельному направлению; выявлены сильные и слабые стороны конкретной внешнеполитической линии Финляндии.

В настоящее время по мнению многих политических деятелей Финляндия занимает прочное, стабильное положение как в Европе, так и на мировой арене. В официальных кругах дальнейшая интернационализация экономической и политической жизни считается главной предпосылкой упрочнения международного статуса Финляндии, укрепления ее позиций в мировой экономике и политике. Согласно Основному закону Финляндии (от 11 июня 1999 г.): «Финляндия участвует в международном сотрудничестве с целью обеспечения свобод и прав человека, а также развития общества» [24]. Однако современный этап построения новой внешнеполитической линии Финляндии начался сразу после развала Советского Союза.

Стоит отметить, что цепные реакции после распада СССР всецело управляли развитием Финляндии. Финляндско – советский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи теперь утратил свою силу. Весной 1992 г. финское правительство начало ускоренную переориентацию на западное направление, при этом отмечалось, что прежний внешнеполитический курс страны не является «неудачным», просто он не мог больше удовлетворять потребности Финляндии. В 1991 г. Финляндия установила тесные отношения с НАТО: с этого периода стороны вышли на качественно новый уровень общения. В своем европейском направлении все чаще декларировалось, что страна принимает цели и политику ЕС, включая формулирование общей внешней политики и политики безопасности. Еще осенью 1990 г. Руководству Финляндии стало ясно, что нейтральные страны ЕАСТ – Австрия и Швеция – стремятся к полноценному членству в Евросоюзе. Это увеличивало давление на Финляндию, которая шла по тому же пути. Что касается России, то в отношении страны Финляндия продолжила преемственность в своем политическом курсе, но динамика взаимоотношений оказалась совершенно на другом уровне.

Если рассматривать вопросы сотрудничества Финляндии и НАТО, то можно прийти к следующим выводам. Во-первых, Финляндия хоть формально и не связывает себя с Североатлантическим альянсом, все равно в большой степени рассматривает партнерство с военно-политическим блоком выгодным с точки зрения обеспечения безопасности граждан страны. В 1992 г. в правительственном докладе по политике безо­пасности и обороны была принята формулировка военного неприсоедине­ния и самостоятельной обороны, а в 1995 г. правительство вообще исключило понятие «нейтралитет» из доклада по оборонной политике. В докладе, представленном парламенту в 1997 г., содержится пункт о возможности по­лучения военной помощи извне. Во-вторых, основным компонентом сотрудничества между Финляндией и НАТО является именно развитие контактов со странами-членами блока по военной линии, в том числе по линии Северного Совета, в состав которого, наряду с Финляндией и Швецией входят Норвегия, Дания и Исландия, являющиеся активными членами НАТО. В рамках Северного Совета регулярно проводятся встречи премьер-министров, министров обороны и других представителей североевропейских стран. В-третьих, по изученному в данной курсовой работе вопросу о возможном членстве страны в НАТО, можно утверждать следующее. Финляндия и НАТО хоть и являются очень близкими партнерами, все-таки руководство страны пока еще не поднимает вопрос о подаче заявки на вступление в НАТО, даже несмотря на то, что к 2010 г. Финляндия целенаправленно реформировала свои Вооруженные Силы под стандарты НАТО. Главным камнем преткновения по вопросу о вступлении страны в НАТО является общественное мнение финнов, к которому прислушивается высшее руководство страны. Согласно последнему опросу Института Гэллапа, проведенному по заказу ведущей финской газеты Helsingin Sanomat в декабре 2010 года, количество противников членства Финляндии в Североатлантическом альянсе сейчас составляет 56% (в 2003 году – 68%). К тому же стоит отметить также и тот факт, что несмотря на наличие в высших политических кругах страны сторонников пребывания в НАТО (А. Стубб, Ю. Катайнен, С.Ниинистё), есть и существенная оппозиция, представленная как в парламентских кругах страны, так и отдельными представителями политических элит, занимающими высшие должностные посты на определенном этапе развития Финляндии (Мауно Койвисто, Тарья Халонен)

Рассматривая европейское направление во внешней политике Финляндии, можно также сделать определенные выводы. Во-первых, с точки зрения Финляндии самая важная мультинациональная организация - Евросоюз. Именно ЕС представляет собой наиболее центральное поле действий внешней политики страны. В дополнение к вышесказанному необходимо указать, что главнейшие рынки сбыта Финляндии находились всегда в Западной Европе. Этим обусловливалось активное участие Финляндии в процессе интеграции.

Хотя Финляндия связала себя с политикой ЕС, она преследует и другие внешние интересы, как в двусторонних отношениях, так и через международные организации. Страна, как малое государство, продолжает следовать своим подходам во внешней политике, учитывая определенные региональные акценты. В Евросоюзе Финляндия подчеркивает значимость Северного измерения – регион Балтийского и Баренцева морей – и общей политики в отношении России, а также роль и положение малых государств, членов Союза, в структурных реформах ЕС. Она продолжает активно работать в ООН и предоставляет подразделения для участия в операциях по подержанию мира. Другие формы активного сотрудничества связаны с деятельностью в таких организациях, как Северный Совет, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский Совет, Организация экономического сотрудничества и развития и Всемирная торговая организация.

Однако несмотря на конструктивный диалог между Финляндией и ЕС в отношениях данных акторов международных отношений существуют также некоторые затруднения. Следует начать с того, что финны не поддержали и не поддерживают идею перехода к созданию общей обороны ЕС, хотя, по словам Тарьи Халонен, бывшего президента Республики, это может стать альтернативой в будущем. Серьезные разногласия возникли в Финляндии и в связи с вопросом о принятии Европейской конституции (ЕК). Обосновывалось это, прежде всего, тем, что Европейская конституция фактически лишает народ права принятия решений по важнейшим вопросам и передает это право Евросоюзу. Не лишено проблем и отношение страны к развитию ЕС, который в 2005 г. переживал не самые лучшие времена. Наибольшие споры вызывают федералистские тенденции в ЕС и роль в нем малых стран. Более того, в связи с новыми экономическими потрясениями, которые испытывает на себе на сегодняшний день ЕС, обострились дискуссии о возможном выходе Финляндии не только из зоны евро, в частности, но и из Евросоюза в целом. Однако несмотря на множество проблем, возникающих в отношениях Финляндии и ЕС, Финляндия продолжает считать европейское направление своей внешней политики основополагающим.

Рассматривая российское направление во внешней политике Финляндии, стоит отметить, что российско-финляндское сотрудничество, претерпев перестройку начала 1990-х гг., хоть и не достигло аналогичных темпов взаимоотношений, как во времена СССР, всё же вступило в новую стадию своего развития, кардинально отличающуюся от эпохи существования Советского Союза. Однако определяющим компонентом взаимодействия России и Финляндии стали именно экономические отношения. Развитию межгосударственных отношений способствует множество двусторонних и многосторонних правовых актов, а также форумов и дискуссионных площадок, которые объединяют Россию и Финляндию в силу географического соседства исторически тесного экономического взаимодействия. На государственном уровне регулярно проходят встречи и официальные визиты (как минимум два раза в год), в том числе и по арктическим вопросам. Таким образом, между Россией и Финляндией налажена система взаимосвязей на различных уровнях власти и бизнеса.

Несомненно, определенной спецификой российско-финляндского взаимодействия является вхождение Финляндии с января 1995 г. в ЕС. В связи с этим в январе 1995 г. в Хельсинки был проведен международный семинар «Россия – Хельсинки – ЕС», где было выработано общее направление развития российско-финляндского взаимодействия – «Северное измерение». Если мы говорим о месте и роли России в решении насущных внешнеполитических задач Финляндии, то Россия для финнов – это выход в Арктику, а Финляндия для российского правительства – традиционный бизнес – партнер. То есть помимо традиционных экономических и политических связей Финляндии и России появляется новое направление внешней политики Финляндии – арктическое, которое не только активно развивается согласно Государственной Стратегии Финляндии в Арктике, но требует улучшения внешнеполитических связей с Россией. Несмотря на вышеизложенные положительные моменты, во внешнеполитических отношениях Финляндии и России есть некоторые проблемы. Во-первых, это связано с нарушением внешней безопасности государств, особенно это касается вопроса о нарушении воздушного пространства двух стран. Имеются и элементы русофобии по многим дискуссионным вопросам. К тому же Финляндия поддерживает тесные связи с НАТО, что не может сказываться на двусторонних отношениях стран. Однако, если рассматривать вопросы внешнеполитической линии Финляндии по отношению к России, то здесь наблюдается положительная динамика

 

I. Источники

 

1.1.Законодательные и нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Финляндии (От 11 июня 1999 года).

 

1.2. Периодическая печать

 

Газеты

 

2. Дерябин Ю.С. В Финляндии спорят о НАТО // Независимая газета. - 17.01. 2011.

 

I. Научная литература

3. Дерябин Ю.С. Северная Европа: регион нового развития. Под. Ред. Ю.С Дерябина, Антюшиной Н.М. Москва. 2008. с. 505.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.02 с.)