ТОП 10:

Глава 2. Европейский вектор внешней политики Финляндии



Переориентация на Европу

 

Договор о дружбе сотрудничестве и взаимной помощи с СССР управлял внешней политикой Финляндии почти 43 года, в большей степени способствуя стабилизации и улучшению отношений страны с восточным соседом. Однако в конце весны 1992 года Финляндия не имела ни времени на анализ этого обстоятельства, ни интереса к нему [8]. 7 февраля 1992 года, в день подписания Маастрихтского договора, президент Койвисто заявил, что настало время для вступления Финляндии в ЕЭС. Через месяц с небольшим заявка финского правительства была передана в Комиссию ЕЭС. Подготовка шла на многих фронтах одновременно. Тактичная ликвидация Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сочеталась с неофициальным зондированием почвы в Комиссии ЕЭС, которая с пониманием отнеслась к доселе весьма осторожному отношению Финляндии к интеграции с Западной Европой в сфере политики и безопасности. В то же время парламент активно лоббировал идею интеграции, причем подавляющее большинство одобряло предложение правительства о подаче заявления в ЕЭС. Государственное руководство сознательно избегало обсуждения связанных с политикой безопасности соображений, по которым Финляндия стремилась в ЕЭС/ ЕС, а также последствий возможного членства. Положение в России оставалось нестабильным. Поэтому выгоднее было не слишком афишировать этот аспект западной ориентации Финляндии – особенно потому, что членство в ЕС стране отнюдь не гарантировалось. Сначала нужно достичь результата на переговорах с Комиссией ЕЭС/ЕС, затем договор о вступлении в союз должен стать предметом национального референдума. Таким образом, официальные дебаты велись, прежде всего, относительно экономических последствий членства в ЕС. Больше всего дискуссий вызвали финские национальные субсидии в сельское хозяйство: опасались, что в результате вступления страны в ЕС они исчезнут. Это было на руку правительству, которое сознательно уводило дебаты в сторону менее важных вопросов, чтобы не обозначать свою позицию в вопросе политических последствий западной ориентации.

Стоит отметить, что главнейшие рынки сбыта Финляндии находились всегда в Западной Европе. Этим обусловливалось активное участие Финляндии в процессе интеграции. Осенью 1990 г. стало ясно, что нейтральные страны ЕАСТ – Австрия и Швеция – стремятся к полноценному членству в Евросоюзе. Это увеличивало давление на Финляндию, которая шла по тому же пути. Дело осложнялось тем, что членство в ЕС не сочеталось с обязательствами в сфере безопасности, которые Финляндия имела согласно Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР. Поэтому той же осенью финское правительство объявило, что в результате воссоединения Германии и процесса интеграции в Европе статьи Договора, касающиеся обязательств Финляндии отразить собственно германскую агрессию, утратили свою силу. Учитывая это, Финляндии также перестала считать себя связанной ограничениями, касающимися численности финских вооруженных сил в мирное время и технологии вооружений в соответствии с постановлениями мирного договора 1947 года.

Если говорить в целом, за несколько десятилетий политика нейтралитета стала самым важным элементом внешней политики страны. Теперь Финляндия декларировала, что она полностью принимает цели и политику ЕС, включая формулирование общей внешней политики и политики безопасности. Председательство в Европейском Совете в 1999 г. также подключало Финляндию к формулированию общей политики ЕС и, кроме того, обязывало ее быть представителем союза на разных международных мероприятиях. Однако в своей собственной политике безопасности она хотела оставаться вне военных блоков. Ее доктрина национальной безопасности зиждилась на политике неприсоединения и на обеспечении обороноспособности страны.

Во второй половине 1990-х гг. подход Финляндии к ЕС отражал наличие двух идентичностей: во-первых, как страны со скандинавскими политическими и культурными традициями и, во-вторых, как небольшой страны на окраине ЕС. Первая идентичность объясняет, почему Финляндия стремилась к наиболее эффективной и прозрачной евроадминистрации, а вторая - почему она неизменно подчеркивает равенство между малыми и большими странами-членами ЕС и стремится к признанию концепции «Северное измерение». Амстердамский договор 1997 г. уже учел такие приоритеты финнов, как вопросы занятости, социального измерения и.т.д., которые нужно рассматривать в качестве аспектов скандинавской культурной идентичности. Программа «Северное измерение» получила формальное одобрение в 1997 г.

Финляндия с самого начала активно участвовала в развитии деятельности ЕС по управлению кризисами. В период председательствования Финляндии в ЕС на саммите в Хельсинки в декабре 1999 г. было принято решение о создании до конца 2003 года общего контингента для управления кризисами. А в 2001 году началось создание специальных военно-штабных и других структур в области управления кризисами. Стоит отметить, что первым председателем одного из важнейших органов – Военного комитета, в 2001 году стал финский генерал Густав Хэгглунд. Немаловажно также отметить, что еще на симпозиуме в Порвоо 19 мая 1999 г., посвященном 190-й годовщине созыва в этом городе сословного Сейма, премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен поделился мыслями о роли Финляндии в современном мире. Он заявил: «Финляндия сегодня живет в самую значительную эру с точки зрения своих международных связей. Присоединившись к ЕС и Европейскому монетарному союзу, мы пользуемся всеми возможностями, которые открылись для нас.» Липпонен указал также на участие президента Мартти Ахтисаари в международных миссиях по урегулированию кризиса в Косово: «Финляндия сделала четкий выбор в пользу проведения такой политики, которая направлена на активное участие в структурах европейского и международного сотрудничества.

В ноябре 1994 года парламент Финляндии учел результаты консультативного референдума и одобрил вступление страны в ЕС. Это было наиболее важное политическое решение Финляндии за 1990-е гг. Следующий ответственный шаг предпринял парламент, избранный в марте 1995 г. Он тоже касался ЕС: речь шла о вступлении в Европейский монетарный союз (далее ЕМС). В апреле 1998 г. парламент одобрил доклад правительства о монетарном союзе и тем самым сделал возможным участие Финляндии в ЕМС с начала 1999 г. В результате а 2002 г. на смену финской марке пришла единая европейская валюта (далее евро). Важно также и то, как Финляндия представлена в структурах ЕС. Из 14 избранных в 2004 году финляндских европарламентариев четверо представляли Национальную коалиционную партию, четверо – Партию Центра, трое – по спискам социал-демократов, по одному кандидату провели в Европарламент «зеленые», Левый союз, Шведская народная партия. В органах ЕС занято более 25 тыс. человек, а осенью 2005 г. среди сотрудников ЕС было около 640 финских граждан. Наиболее активно проявил себя Якоб Сёдерман, занимавший пост омбудсмена ЕС в 1995-2003 гг.

Стоит отметить, что помимо сугубо экономических вопросов между Финляндией и ЕС существуют и заметные договоренности в военной сфере. Летом 2006 г. финский батальон из состава сил быстрого реагирования ЕС, совместно с частями из Германии и Голландии, провел тренировочный сбор, который проходил на Западе Финляндии, в местечке Сякуля. В 2007-2008 гг. батальон принимал участие в боевом дежурстве на Ближнем Востоке и Африке. В состав финского батальона входит 160 человек.

Одной из важнейших вех для внешней политики Финляндии было её председательствование в ЕС в 2006 г. В качестве основных приоритетов, выдвинутых Финляндией, были: будущее ЕС, отношения с Россией, расширение ЕС [9]. Более того, в июне 2008 года Парламент Финляндии одобрил Лиссабонский договор, о реформах в ЕС, и тем самым Финляндия стала 16 членом-участником Союза, еще раз подтвердив, что европейское направление в сфере интересов внешней политики Финляндии является существенно важным для государства [10].Таким образом, Финляндия вначале стала одной из стран-членов ЕС, а затем единственной северной страной, вошедшей в ядро Евросоюза. Желание занять признанное место в ядре ЕС соответствовало стремлению Финляндии подчеркнуть свою западную идентичность и упрочить национальную безопасность в системе отношений, сложившейся после «холодной войны».

Рассматривая вопрос о взаимоотношениях Финляндии и ЕС, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, после распада СССР Финляндия практически полностью переориентировала свой курс на европейское направление. Здесь также стоит отметить, что главнейшие рынки сбыта Финляндии находились всегда в Западной Европе, что ускорило процесс интеграции. В 1995 г. Финляндия вступила в ЕС. В апреле 1998 г. парламент одобрил доклад правительства о монетарном союзе и тем самым сделал возможным участие Финляндии в ЕМС с начала 1999 г. В результате а 2002 г. на смену финской марке пришла единая европейская валюта. Помимо экономических вопросов между Финляндией и ЕС существуют и заметные договоренности в военной сфере. Одной из важнейших вех для внешней политики Финляндии было её председательствование в ЕС в 2006 г. В качестве основных приоритетов, выдвинутых Финляндией, были: будущее ЕС, отношения с Россией, расширение ЕС

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.004 с.)