ТОП 10:

Специфика взаимоотношений Финляндии и Евросоюза



 

Несмотря на важность различных международных организаций, таких как Совет министров северных стран (далее СМСС) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее ОБСЕ), с точки зрения Финляндии самая важная мультинациональная организация - Евросоюз [11]. «ЕС представляет собой наиболее центральное поле действий нашей внешней политики», - так определил свое отношение к европейской интеграции министр иностранных дел Эркки Туомиоя. А в годовом докладе его министерства констатируется: «ЕС – краеугольный камень международной деятельности Финляндии, страна хочет развивать Союз, чтобы тот стал якорем безопасности Европы».

Глобализация и расширение ЕС оставляют пространство для регионального взаимодействия, такого, как «Северное измерение». Стратегия Финляндии в отношении соседей фокусируется в целом на северо-западной России, Эстонии, Латвии, Литве, Калининграде. В этом регионе Финляндия оказывает финансовую поддержку, главным образом, экологическим проектам, обеспечению атомной безопасности, энергетике, лесному хозяйству. Финляндия также поддерживала усилия трех государств Балтии в отношении получения членства в ЕС и развивает тесные двусторонние отношения с ними.

Однако несмотря на конструктивный диалог между Финляндией и ЕС в отношениях данных акторов международных отношений существуют также некоторые затруднения. Следует начать с того, что финны не поддержали и не поддерживают идею перехода к созданию общей обороны ЕС, хотя, по словам Тарьи Халонен, бывшего президента Республики, это может стать альтернативой в будущем. В отличие от линии внешней политики во время «холодной войны», Финляндия признала применение силовых методов в обход ООН, но только в исключительных случаях. Основываясь на полномочиях ООН, страна оказала поддержку военным операциям в Персидском заливе, операции по бомбардировке Ирака. Что касается косовского кризиса, то здесь выбор Финляндии был трудным, но в итоге руководство страны признало, что меры с применением боевого оружия были «вынужденными».

Сразу же после вступления в ЕС Финляндия дала четко понять, что ее внешняя политика нейтралитета не будет налагать каких-либо ограничений на ее участие в ОВПБ. Тем не менее, высшим руководством страны была осознана необходимость проводить более «гибкую» внешнюю политику, чем во времена «холодной войны». После 1996 года Финляндия большое внимание уделяет проведению миротворческих операций. Если выражать в количестве человек, которые участвовали в миротворческих операциях, то эта цифра превысит 40 тысяч человек. В качестве примера подобных операций можно привести 2007 год, когда финские миротворцы содействовали нормализации обстановки в Центрально-Африканской Республике.

В связи активным участием государства в миротворческих операциях и решением ЕС о создании совместных военных контингентов для операций по управлению кризисами подразделений быстрого реагирования в Финляндии возникла оживленная дискуссия по вопросу того, кто должен принимать решение об их применении. До сих пор национальное законодательство предусматривало, что миротворческие операции могут быть осуществлены только по мандату Совета Безопасности ООН (далее СБ ООН) или ОБСЕ. Однако в 2005 году Тарья Халонен внесла существенные коррективы в этой вопрос, отметив, что Финляндия готова участвовать в подобных мероприятиях, даже если эти решения не будут одобрены СБ ООН. Здесь Тарья Халонен ссылалась на разногласия, которые могут возникнуть в СБ ООН по поводу получения мандата на проведение операции.

Серьезные разногласия возникли в Финляндии в связи с вопросом о принятии Европейской конституции (ЕК). Обосновывалось это, прежде всего, тем, что Европейская конституция фактически лишает народ права принятия решений по важнейшим вопросам и передает это право Евросоюзу. При обсуждении проекта ЕК в части, касающейся гарантий безопасности, Финляндия выступила за более мягкую формулировку солидарности и была поддержана новыми членами ЕС, которые не хотели брать на себя новых обязательств сверх того, что на них накладывает членство в НАТО [12].

Позиция Финляндии в отношении возможного создания полномасштабного оперативного штаба командования является также сдержанной. Финляндия не считает, что создание постоянного оперативного командования пока является желательным, поскольку это станет сигналом к большему углублению интеграции в области обороны, а Финляндия придерживается того принципа в своей внешней политике, что развитие различных подобных институтов не должно привести к милитаризации ЕС. На заключительной стадии переговоров в декабре 2003 г. Финляндия не согласилась с формулировкой о взаимных оборонительных гарантиях, выдвинутой Италией, и выдвинула свою формулировку, требующую активной помощи и содействия со стороны стран-участниц союза, если один из его членов подвергся агрессии.

Не лишено проблем и отношение страны к развитию ЕС, который в 2005 г. переживал не самые лучшие времена. Наибольшие споры вызывают федералистские тенденции в ЕС и роль в нем малых стран. Беспокоит и то, что крупнейшие члены ЕС, такие как Великобритания, Германия, Франция усиливают свое взаимодействие, не особенно учитывая при этом интересы малых стран. Попытку же принять конституцию ЕС многие интерпретируют как стремление к федерализму. Даже и без дискуссии об европейской конституции политическая элита как в Финляндии, так и в других странах, должна учитывать мнения граждан относительно того, что в действительности дает членство в ЕС людям, почему принимаются непопулярные директивы и почему институты ЕС функционируют таким образом, а не иначе.

Присутствие Финляндии в ЕС еще не гарантирует социально-экономического процветания страны. «Элитарный клуб» ЕС после вступления в него большой группы малых стран из Центрально-Восточной Европы (далее ЦВЕ) и стран Балтии со слабыми проблемными экономиками утратил свой высокий статус, а антагонистический разрыв по ряду ключевых параметров между «старой» и «новой» Европой только усилился. Доминирующее влияние в ЕС занимают, еще раз повторюсь, только страны «большой европейской четверки»: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия [13]. Естественно, нельзя забывать о важности сотрудничества с Северными странами, которые традиционно являются значимой референтной группой в формировании межправительственной политики Финляндии. Премьер-министры трех Северных стран-членов ЕС встречаются также для обсуждения координации своей политики в ЕС. Особенно тесным является сотрудничество со Швецией, имеющее практический характер. В связи с новыми экономическими потрясениями, которые испытывает на себе на сегодняшний день ЕС, обострились дискуссии о возможном выходе Финляндии не только из зоны евро, в частности, но и из Евросоюза в целом. На последних парламентских выборах наибольшего успеха добилась популистская националистическая партия «Истинные финны», которая заняла третье место среди всех представленных партий и получила 19% голосов [14]. Согласно программе данной политической партии членство в ЕС рассматривается как угрожающее внешней политике Финляндии, и партия приложит все усилия по выходу Финляндии из данного интеграционного объединения. Соображения по поводу выхода страны из ЕС вполне обоснованные: Финляндия сегодня является одной из наиболее стареющих стран среди развитых экономик, поэтому финскому правительству предстоит скорее думать о том, как содержать своих граждан, а не кормить слабые экономики Союза.

Однако на сегодняшний день Финляндия все еще видит в Евросоюзе надежного партнера в различных сферах своей деятельности, и не собирается предпринимать коренных шагов по изменению текущей ситуации. Более того, нынешний президент страны Саули Ниинисте считается поборником европейской интеграции. Он категорически возражает против выхода Финляндии из зоны евро, но прием в нее Греции новый президент Страны тысячи озер открыто назвал ошибкой. В дополнение к проблемным вопросам, возникающих между Финляндией и ЕС, также необходимо упомянуть и то, что, находясь в рамках Союз, финское руководство также не желает быть втянутым во всякого рода антироссийские демарши и старается дис­танцироваться от политики «приграничных государств», которую прово­дят Прибалтийские страны и Польша, и которую по некоторым причинам поддерживает Швеция. Для Финляндии очень важен ее имидж в ЕС как граничащей с Россией неконфликтной страны. Такой имидж позволил бы Финляндии решить одну из самых главных внешнеполитических задач на ближайшие годы – занять в 2013–2014 гг. место непостоянного члена Со­вета Безопасности ООН.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам по вопросам специфики взаимоотношений Финляндии и ЕС. Серьезные разногласия возникли в Финляндии в связи с вопросом о принятии Европейской конституции (ЕК). Обосновывалось это, прежде всего, тем, что Европейская конституция фактически лишает народ права принятия решений по важнейшим вопросам и передает это право Евросоюзу. Также финны не поддержали и не поддерживают идею перехода к созданию общей обороны ЕС, хотя, по словам Тарьи Халонен, бывшего президента Республики, это может стать альтернативой в будущем. Не лишено проблем и отношение страны к развитию ЕС, который в 2005 г. переживал не самые лучшие времена. Наибольшие споры вызывают федералистские тенденции в ЕС и роль в нем малых стран. В дополнение к вышеуказанному в связи с экономическими потрясениями в ЕС постоянно возникают дискуссии по вопросу выхода Финляндии из ЕС. Однако в реальности Финляндия продолжает видеть в ЕС своего основного стратегического партнера.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.003 с.)