Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Финляндия – Россия: внешняя политикаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общий курс внешней политики Финляндии в отношении России
Цепные реакции после распада СССР управляли всецело развитием Финляндии. Финляндско – советский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи утратил силу. Весной 1992 г. финское правительство начало ускоренную переориентацию. Сразу же после неудавшейся попытки переворота в Москве в августе 1991 г., правительство Финляндии выступило с инициативой переговоров о новом соглашении с Советским Союзом – соглашении, по которому Финляндия не имела бы обязательств в сфере военного сотрудничества. Результат переговоров был вскоре достигнут. К осени 1991 года договаривающиеся стороны выработали текст договора, согласно которому у Финляндии отныне отсутствовали препятствия для заключения политических или военных альянсов с третьей стороной. Распад СССР помешал ратификации этого договора в декабре 1991 года., но через месяц его смогли в торжественной форме подписать в Хельсинки правительство Финляндии и России. 10 – 11 июля 1992 года состоялся визит президента России Б.Н. Ельцина. В результате данного визита был произведен обмен ратификационными грамотами к договору об основах отношений между Россией и Финляндией. Стороны официально уведомили друг друга о выполнении конституционных процедур, необходимых для вступления в силу двух основополагающих соглашений о торговле и экономическом сотрудничестве. Важным шагом в контексте развития дальнейших добрососедских российско-финляндских отношений явился визит в Россию 4-5 марта 1993 года Президента Финляндской республики М. Койвисто. Президенты обеих держав констатировали отсутствие сложностей политического характера в отношениях между Россией и Финляндией. Кроме того, было выражено взаимовыгодное стремление стран к интенсификации деятельности структур регионального сотрудничества в Североевропейском регионе – Совета государств Балтийского моря и Баренцева Совета. Поэтому можно отметить, что сразу после распада СССР Финляндия и Россия смогли вывести свои отношения на уровень нормальной корректности и уважительности на основе Договора об основах отношений 1992 года. В 2001 году действие договора было автоматически продлено до 2007 года. К началу нового тысячелетия между Финляндией и Россией действовало около 80 межгосударственных и межправительственных документов, большая часть из которых была заключена в середине и конце последнего десятилетия прошлого века. В этот период сложились устойчивые традиции активного политического диалога на самых высоких уровнях. Президенты М. Ахтисаари и Т. Халонен посещали Россию с официальными визитами в самом начале сроков своих полномочий (в мае 1994 г. и в июне 2000 г.). В 1995 г. состоялся визит в Финляндию А. Козырева, а в 1999 г. страну посетил тогда ещё премьер-министр В.В. Путин в рамках участия в саммите ЕС-Россия. Были налажены активные межпарламентские связи, и, кроме того, регулярно поддерживались контакты между руководителями министерств иностранных и внутренних дел. Несомненно, определенной спецификой российско-финляндского взаимодействия является вхождение Финляндии с января 1995 г. в ЕС. В связи с этим в январе 1995 г. в Хельсинки был проведен международный семинар «Россия – Хельсинки – ЕС», где было выработано общее направление развития российско-финляндского взаимодействия. Основной акцент был сделан на необходимости приумножения накопленного потенциала сотрудничества и налаживания связей России с ЕС. Финляндия выдвинула тезис об использовании «евроизмерения» российско-финляндских отношений для развития двухсторонних контактов и диалога России - ЕС. Позднее была разработана концепция «Северного измерения». Таким образом, российско-финляндское сотрудничество, претерпев перестройку начала 1990-х гг., вступило в новую стадию своего развития, кардинально отличающуюся от эпохи существования Советского Союза. Однако определяющим компонентом взаимодействия России и Финляндии стали именно экономические отношения. Обмен делегациями на правительственном уровне и на уровне государственного руководства также является весьма интенсивным. В 2007 г. президенты России и Финляндии встречались дважды, в дальнейшем эти визиты повторялись ежегодно (2008-2012 гг.). 20 августа Финляндию с рабочим визитом посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров [15]. В ходе встреч Лаврова с главой МИД Финляндии Эркки Туомиойей, президентом Саули Ниинистё и премьер-министром Юрки Катайненом обсуждались перспективы развития российско-финляндских отношений по многим актуальным вопросам международной повестки дня. Стоит также отметить, что на уровне государственных чиновников у всех финских министерств имеются прямые контакты с российской администрацией. Защитой финских интересов в России занимаются финское посольство в Москве и генеральное консульство в Санкт-Петербурге. Активны межпарламентские связи. В парламенте Финляндии действует группа дружбы с Россией, в Государственной Думе, в свою очередь, образована Группа по связям с Парламентом Финляндии [16]. Как заявил Юрки Катайнен, премьер-министр Финляндии, В. Путину, тогда еще пребывающему в должности Председателя Правительства РФ: «В Финляндии новое правительство, оно преследует три основные цели и принципы своей деятельности: первое- это преемственность, второе – это активность и третье- это тесная интеграция между людьми и официальными структурами. Одним из примеров сотрудничества России и Финляндии может служить их совместная деятельность в рамках основанного в 1993 г. Совета Баренцева Евроарктического региона (далее СБЕР), задача которого состоит в развитии регионального сотрудничества на севере Европы. Поочерёдно через каждые два года в Совете председательствует Финляндия, Норвегия, Россия и Швеция. В 2006-2007 гг. организацию возглавила Финляндия, а с ноября 2007 по ноябрь 2009 в Совете председательствовала Россия. 17 марта 2006 г. В Москве состоялся представительный международный симпозиум «Линия Паасикиви – Кекконена» в отношениях Финляндии и России», на котором подчеркивалась актуальность наследия Кекконена для двусторонних и общеевропейских отношений, потребность избавиться от элементов русофобии, важность отношений доверия и личной дружбы руководителей сотрудничающих стран, которые после Кекконена взяли на вооружение руководители многих стран Запада [17]. Правда, во внешнеполитических отношениях Финляндии и России есть некоторые проблемы. Во-первых, это связано с нарушением внешней безопасности государств, а в частности, нарушением воздушного пространства обеих стран. В мае 2005 г. МИД Финляндии официально обвинил Военно-Воздушные силы России в неоднократных нарушениях воздушного пространства Финляндии при полетах в Калининград [18]. МИД Финляндии пошёл на нарушение сложившейся практики не обнародовать сведения о подобных инцидентах, что, несомненно, в определенной мере усложнило российско-финские отношения во внешнеполитической линии обеих стран. В сентябре 2007 года аналогичный эпизод повторился. Более того, в середине 2009 г. министр безопасности Финляндии Юри Хякямиес заявил, что продолжает считать Россию угрозой для своей страны. За два года до этого он заявлял, что Российская Федерация возвращается к роли региональной супердержавы. Три главные угрозы, по мнению министра, являются «Россия, Россия и ещё раз Россия. Более того, руководство Финляндии озабочено укрупнением военных округов России, которое прошло в рамках военной реформы в стране: отметим здесь только, что Западный военный округ РФ заметно усилился и переместился на северо-запад, в сторону Финляндии. В такой ситуации говорить о том, что внешнеполитический курс Финляндии направлен на добрососедские отношения с Россией, практически не приходится. Финляндия проводит скорее в жизнь внешнеполитический курс дружественного прагматика по отношению к России, что выражается в определенном интересе Финляндии в налаживании экономических мостов с Россией, хотя в плане других сфер, например, социальной, оборонной, Финляндия в большей степени опирается на прямые связи с Брюсселем и Вашингтоном [19]. Однако несмотря на это, официальные круги Финляндии постоянно заявляют о том, что отношение финнов к России является очень важным вопросом, ведь Финляндия – соседка России, в Финляндии очень много туристов из России, а экономические отношения между двумя странами носят взаимовыгодный характер. По мнению нынешнего президента Финляндии Саули Ниинисте, отношения между Россией и Финляндией должны развиваться также гладко, как и раньше. Но в то же время ухудшению внешних связей между двумя странами может способствовать вступление Финляндии в НАТО, о чем было указано в предыдущих главах. «Участие любой страны в военных блоках в известной степени лишает ее части суверенитета, и эта часть суверенитета отдается на уровень международной организации,» - неоднократно заявлял президент РФ В.В. Путин по вопросу о возможном членстве Финляндии в НАТО. К тому же в случае гипотетического присоединения к НАТО Финляндии будет происходить «натоизация» Арктики, что вряд ли будет соответствовать интересам России [20].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.007 с.) |