Глава 3. Финляндия – Россия: внешняя политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Финляндия – Россия: внешняя политика



 

Общий курс внешней политики Финляндии в отношении

России

 

Цепные реакции после распада СССР управляли всецело развитием Финляндии. Финляндско – советский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи утратил силу. Весной 1992 г. финское правительство начало ускоренную переориентацию. Сразу же после неудавшейся попытки переворота в Москве в августе 1991 г., правительство Финляндии выступило с инициативой переговоров о новом соглашении с Советским Союзом – соглашении, по которому Финляндия не имела бы обязательств в сфере военного сотрудничества. Результат переговоров был вскоре достигнут. К осени 1991 года договаривающиеся стороны выработали текст договора, согласно которому у Финляндии отныне отсутствовали препятствия для заключения политических или военных альянсов с третьей стороной. Распад СССР помешал ратификации этого договора в декабре 1991 года., но через месяц его смогли в торжественной форме подписать в Хельсинки правительство Финляндии и России.

10 – 11 июля 1992 года состоялся визит президента России Б.Н. Ельцина. В результате данного визита был произведен обмен ратификационными грамотами к договору об основах отношений между Россией и Финляндией. Стороны официально уведомили друг друга о выполнении конституционных процедур, необходимых для вступления в силу двух основополагающих соглашений о торговле и экономическом сотрудничестве. Важным шагом в контексте развития дальнейших добрососедских российско-финляндских отношений явился визит в Россию 4-5 марта 1993 года Президента Финляндской республики М. Койвисто. Президенты обеих держав констатировали отсутствие сложностей политического характера в отношениях между Россией и Финляндией. Кроме того, было выражено взаимовыгодное стремление стран к интенсификации деятельности структур регионального сотрудничества в Североевропейском регионе – Совета государств Балтийского моря и Баренцева Совета. Поэтому можно отметить, что сразу после распада СССР Финляндия и Россия смогли вывести свои отношения на уровень нормальной корректности и уважительности на основе Договора об основах отношений 1992 года. В 2001 году действие договора было автоматически продлено до 2007 года.

К началу нового тысячелетия между Финляндией и Россией действовало около 80 межгосударственных и межправительственных документов, большая часть из которых была заключена в середине и конце последнего десятилетия прошлого века. В этот период сложились устойчивые традиции активного политического диалога на самых высоких уровнях. Президенты М. Ахтисаари и Т. Халонен посещали Россию с официальными визитами в самом начале сроков своих полномочий (в мае 1994 г. и в июне 2000 г.). В 1995 г. состоялся визит в Финляндию А. Козырева, а в 1999 г. страну посетил тогда ещё премьер-министр В.В. Путин в рамках участия в саммите ЕС-Россия. Были налажены активные межпарламентские связи, и, кроме того, регулярно поддерживались контакты между руководителями министерств иностранных и внутренних дел.

Несомненно, определенной спецификой российско-финляндского взаимодействия является вхождение Финляндии с января 1995 г. в ЕС. В связи с этим в январе 1995 г. в Хельсинки был проведен международный семинар «Россия – Хельсинки – ЕС», где было выработано общее направление развития российско-финляндского взаимодействия. Основной акцент был сделан на необходимости приумножения накопленного потенциала сотрудничества и налаживания связей России с ЕС. Финляндия выдвинула тезис об использовании «евроизмерения» российско-финляндских отношений для развития двухсторонних контактов и диалога России - ЕС. Позднее была разработана концепция «Северного измерения». Таким образом, российско-финляндское сотрудничество, претерпев перестройку начала 1990-х гг., вступило в новую стадию своего развития, кардинально отличающуюся от эпохи существования Советского Союза. Однако определяющим компонентом взаимодействия России и Финляндии стали именно экономические отношения.

Обмен делегациями на правительственном уровне и на уровне государственного руководства также является весьма интенсивным. В 2007 г. президенты России и Финляндии встречались дважды, в дальнейшем эти визиты повторялись ежегодно (2008-2012 гг.). 20 августа Финляндию с рабочим визитом посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров [15]. В ходе встреч Лаврова с главой МИД Финляндии Эркки Туомиойей, президентом Саули Ниинистё и премьер-министром Юрки Катайненом обсуждались перспективы развития российско-финляндских отношений по многим актуальным вопросам международной повестки дня. Стоит также отметить, что на уровне государственных чиновников у всех финских министерств имеются прямые контакты с российской администрацией. Защитой финских интересов в России занимаются финское посольство в Москве и генеральное консульство в Санкт-Петербурге. Активны межпарламентские связи. В парламенте Финляндии действует группа дружбы с Россией, в Государственной Думе, в свою очередь, образована Группа по связям с Парламентом Финляндии [16].

Как заявил Юрки Катайнен, премьер-министр Финляндии, В. Путину, тогда еще пребывающему в должности Председателя Правительства РФ: «В Финляндии новое правительство, оно преследует три основные цели и принципы своей деятельности: первое- это преемственность, второе – это активность и третье- это тесная интеграция между людьми и официальными структурами.

Одним из примеров сотрудничества России и Финляндии может служить их совместная деятельность в рамках основанного в 1993 г. Совета Баренцева Евроарктического региона (далее СБЕР), задача которого состоит в развитии регионального сотрудничества на севере Европы. Поочерёдно через каждые два года в Совете председательствует Финляндия, Норвегия, Россия и Швеция. В 2006-2007 гг. организацию возглавила Финляндия, а с ноября 2007 по ноябрь 2009 в Совете председательствовала Россия. 17 марта 2006 г. В Москве состоялся представительный международный симпозиум «Линия Паасикиви – Кекконена» в отношениях Финляндии и России», на котором подчеркивалась актуальность наследия Кекконена для двусторонних и общеевропейских отношений, потребность избавиться от элементов русофобии, важность отношений доверия и личной дружбы руководителей сотрудничающих стран, которые после Кекконена взяли на вооружение руководители многих стран Запада [17].

Правда, во внешнеполитических отношениях Финляндии и России есть некоторые проблемы. Во-первых, это связано с нарушением внешней безопасности государств, а в частности, нарушением воздушного пространства обеих стран. В мае 2005 г. МИД Финляндии официально обвинил Военно-Воздушные силы России в неоднократных нарушениях воздушного пространства Финляндии при полетах в Калининград [18]. МИД Финляндии пошёл на нарушение сложившейся практики не обнародовать сведения о подобных инцидентах, что, несомненно, в определенной мере усложнило российско-финские отношения во внешнеполитической линии обеих стран. В сентябре 2007 года аналогичный эпизод повторился. Более того, в середине 2009 г. министр безопасности Финляндии Юри Хякямиес заявил, что продолжает считать Россию угрозой для своей страны. За два года до этого он заявлял, что Российская Федерация возвращается к роли региональной супердержавы. Три главные угрозы, по мнению министра, являются «Россия, Россия и ещё раз Россия. Более того, руководство Финляндии озабочено укрупнением военных округов России, которое прошло в рамках военной реформы в стране: отметим здесь только, что Западный военный округ РФ заметно усилился и переместился на северо-запад, в сторону Финляндии. В такой ситуации говорить о том, что внешнеполитический курс Финляндии направлен на добрососедские отношения с Россией, практически не приходится. Финляндия проводит скорее в жизнь внешнеполитический курс дружественного прагматика по отношению к России, что выражается в определенном интересе Финляндии в налаживании экономических мостов с Россией, хотя в плане других сфер, например, социальной, оборонной, Финляндия в большей степени опирается на прямые связи с Брюсселем и Вашингтоном [19].

Однако несмотря на это, официальные круги Финляндии постоянно заявляют о том, что отношение финнов к России является очень важным вопросом, ведь Финляндия – соседка России, в Финляндии очень много туристов из России, а экономические отношения между двумя странами носят взаимовыгодный характер. По мнению нынешнего президента Финляндии Саули Ниинисте, отношения между Россией и Финляндией должны развиваться также гладко, как и раньше. Но в то же время ухудшению внешних связей между двумя странами может способствовать вступление Финляндии в НАТО, о чем было указано в предыдущих главах. «Участие любой страны в военных блоках в известной степени лишает ее части суверенитета, и эта часть суверенитета отдается на уровень международной организации,» - неоднократно заявлял президент РФ В.В. Путин по вопросу о возможном членстве Финляндии в НАТО. К тому же в случае гипотетического присоединения к НАТО Финляндии будет происходить «натоизация» Арктики, что вряд ли будет соответствовать интересам России [20].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.005 с.)