ТОП 10:

Арктическое направление внешней политики Финляндии



Прежде чем мы рассмотрим следующее внешнеполитическое направление Финляндии, а именно, арктическое, хотелось бы привести довольно любопытный факт: «Всего 20–50 км норвежской территории отделяют финнов от полноценного членства в «арктическом клубе». То есть по сути Финляндия не является полноценным арктическим государством, хотя определяющим фактором является то, что Финляндия позиционирует себя как «арктическое государство» и, соответственно, считает себя полноправным игроком, ведь «изменения, происходящие в арктическом регионе, оказывают серьезное влияние на финское общество. Это связано, в первую очередь с тем, что в последние годы интерес к арктическому региону значительно вырос. В течение 2001 – 2011 гг. все восемь стран, входящих в Арктический Совет [21] разработали и приняли национальные стратегии в отношении Арктики [22]. В основных документах, определяющих арктическую стратегию Финляндии, а официальная арктическая стратегия Финляндии появилась лишь в 2010 г., особо отмечается потенциал сотрудничества с Россией в Арктике. Обозначены возможные сферы сотрудничества и области конкуренции. В течение нескольких лет обсуждаются варианты участия финского бизнеса в российских арктических проектах в области транспорта и освоения ресурсов. То есть как и в других сферах сотрудничества Финляндии с Россией определяющую роль играют экономические факторы.

Тема освоения Арктики и ее природных богатств приобретает все большую актуальность как на международном и государственном уровнях, так и в различных сферах экономики. У Финляндии нет арктической береговой линии и энергетических ресурсов, но, как следует из официальных документов и направлений деятельности, у финнов очень большой интерес к освоению Арктики. В Финляндии создана специальная группа по поддержке и координации деятельности страны в Арктике. В г. Рованиеми открыт Арктический информационный центр Европейского Союза. Арктическое направление внешней политики активно развивалось при Александре Стуббе, министре иностранных дел Финляндии в 2008–2011 гг., и продолжает развиваться в настоящее время уже под руководством нового министра иностранных дел Эркки Туомиоя. Свою арктическую политику Финляндия реализует через участие в международных организациях и двустороннее сотрудничество с другими членами «арктического клуба» (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция).

Как было отмечено выше, в 2010 г. была принята Государственная Стратегия Финляндии в Арктике. В Стратегии очерчен круг актуальных вопросов (обеспечение безопасности и поддержание суверенитета в регионе, защита окружающей среды, развитие экономики и инфраструктуры, защита интересов местного населения, деятельность международных организаций, в первую очередь, Арктического совета) и сформулированы предложения по модернизации арктической политики ЕС, улучшению транспортного сообщения, развитию и интенсификации арктических исследований и некоторым другим направлениям деятельности, по большей части связанные с промышленностью и судостроением [23]. Главной экономической целью Финляндии в арктическом регионе является подтверждение статуса страны как арктического международного эксперта.

Если мы говорим о месте и роли России в решении насущных внешнеполитических задач Финляндии, то Россия для финнов – это выход в Арктику, а Финляндия для российского правительства – традиционный бизнес – партнер. В соответствии с Государственной Программой в 2009 г. был принят План действий в отношении России. Он включает рекомендации по налаживанию сотрудничества с Россией в различных секторах экономики («Финляндия активно содействует развитию двусторонних отношений с Россией на разных уровнях и работает над политическим курсом ЕС по отношению к России»). Финляндия продвигает свои интересы в арктическом регионе в целом и в приграничных российских регионах в частности. Российское правительство, со своей стороны, имеет возможность использовать сотрудничество с Финляндией для реализации своих интересов, например, для развития связей с ЕС и Арктическим советом (к примеру, с Финляндией в роли медиатора), совместного освоения ресурсов арктического региона.

Стоит отметить еще один документ – «Сотрудничество в Балтийском море, Баренцевом море и Арктике на период 2013–2015 гг.», который направлен на усиление кооперации в Балтийском регионе и ускоренную реализацию Государственной Стратегии Финляндии в Арктике. Как в Стратегии, так и в плане BBA четко прописано, что для Финляндии как для арктического члена ЕС особое значение имеют сотрудничество в Баренцевоморском регионе и укрепление позиций в северных регионах России. Финансовая политика плана BBA направлена на реализацию Плана действий в отношении России, в частности, на продвижение и финансирование различных форм сотрудничества. В официальных финских документах Россия выступает скорее как объект проводимой политики. Однако развитие международного сотрудничества и более тесная интеграция с ЕС и конкретно с Финляндией, а также налаживание связей на государственном уровне по различным направлениям (например, модернизация, совместная деятельность в Арктике и др.) не менее привлекательны и для российской стороны. Взаимодействие в рамках региональных проектов (региональное сотрудничество между Россией и Финляндией продолжается уже на протяжении двадцати лет) также выгодно обеим сторонам. Подобный опыт взаимодействия – плодотворная площадка для дальнейшего развития экономических отношений и перехода на новый уровень сотрудничества в Арктике.

Прежде всего, приоритетными направлениями сотрудничества, по мнению финского президента Саули Ниинисте, являются защита окружающей среды и развитие морского транспорта. Другие перспективные области взаимодействия включают разработку, оформление и техническое обеспечение арктических проектов, выработку алгоритмов ведения работ в экстремальных арктических условиях, «зеленые» технологии и туризм. Здесь Финляндия готова предложить свой «уникальный опыт работы за Полярным кругом», что явно выгодно России, разворачивающей активную деятельность в Арктике. В финской Стратегии особо отмечается значение нефтегазовых ресурсов Арктики для энергообеспечения Европы. Углеводородные запасы Баренцева моря, которые делят между собой Норвегия и Россия, и процесс их освоения представляют огромный интерес для финских компаний. Их цель – участие в больших проектах, таких, например, как Штокмановский, в качестве субподрядчиков и выход на международный уровень освоения месторождений за Полярным кругом. На двустороннее российско-финское сотрудничество в совместном освоении запасов углеводородов немалое влияние оказало соглашение по разделу «серой зоны» в Баренцевом море. Финны рассчитывают получить от участия в освоении этой зоны весомые экономические и финансовые результаты.

Цели финского правительства и компаний в Арктике подкрепляются конкретными предложениями: работа на шельфе, судостроение, развитие инфраструктуры, создание оборудования и техники, логистика, разработка новейших технологий по защите окружающей среды и т.д. Одним из самых перспективных направлений российско-финского сотрудничества считается судостроение. Потребность России в новых судах огромна – около 1800 единиц различных категорий, а российские верфи не в состоянии сами обеспечить их производство. Между тем финские верфи готовы принять заказы на строительство судов, в том числе для нефтегазовой промышленности. Знания и опыт финнов в судостроении, в строительстве и организации работы портов заслуживают высокую оценку, на верфях Финляндии построено более половины действующего в мире ледокольного флота. Финляндия считается мировым лидером в этих областях, поэтому у нее хорошие перспективы участия в крупных проектах на базе консорциумов или в качестве субподрядчика. В будущем при увеличении трафика по Северному морскому пути финны готовы предложить сотрудничество в сфере телекоммуникаций и навигации, т.е. там, где Россия в настоящее время не имеет технологических и конкурентных преимуществ.

Развитию межгосударственных отношений способствует множество двусторонних и многосторонних правовых актов, а также форумов и дискуссионных площадок, которые объединяют Россию и Финляндию в силу географического соседства исторически тесного экономического взаимодействия. На государственном уровне регулярно проходят встречи и официальные визиты (как минимум два раза в год), в том числе и по арктическим вопросам. Таким образом, между Россией и Финляндией налажена система взаимосвязей на различных уровнях власти и бизнеса. В официальных финских документах это сотрудничество расценивается как далекое от оптимального, но имеющее хорошие перспективы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Финляндия рассматривает арктическое направление в своей внешней политике в качестве совершенно нового вектора развития. В основных документах, определяющих арктическую стратегию Финляндии, а официальная арктическая стратегия Финляндии появилась лишь в 2010 г., особо отмечается потенциал сотрудничества с Россией в Арктике. Обозначены возможные сферы сотрудничества и области конкуренции. Существует также еще один документ – «Сотрудничество в Балтийском море, Баренцевом море и Арктике на период 2013–2015 гг.», который направлен на усиление кооперации в Балтийском регионе и ускоренную реализацию Государственной Стратегии Финляндии в Арктике. Поэтому сотрудничество Финляндии с Россией предлагает многие перспективы, в реализации которых заинтересована как Финляндия, так и Россия.

 

Заключение

 

По результатам данного курсового исследования можно сделать следующие выводы. В ходе выполнения исследования были решены все поставленные задачи: рассмотрены основные направления внешней политики Финляндии на современном этапе; дана характеристика каждому отдельному направлению; выявлены сильные и слабые стороны конкретной внешнеполитической линии Финляндии.

В настоящее время по мнению многих политических деятелей Финляндия занимает прочное, стабильное положение как в Европе, так и на мировой арене. В официальных кругах дальнейшая интернационализация экономической и политической жизни считается главной предпосылкой упрочнения международного статуса Финляндии, укрепления ее позиций в мировой экономике и политике. Согласно Основному закону Финляндии (от 11 июня 1999 г.): «Финляндия участвует в международном сотрудничестве с целью обеспечения свобод и прав человека, а также развития общества» [24]. Однако современный этап построения новой внешнеполитической линии Финляндии начался сразу после развала Советского Союза.

Стоит отметить, что цепные реакции после распада СССР всецело управляли развитием Финляндии. Финляндско – советский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи теперь утратил свою силу. Весной 1992 г. финское правительство начало ускоренную переориентацию на западное направление, при этом отмечалось, что прежний внешнеполитический курс страны не является «неудачным», просто он не мог больше удовлетворять потребности Финляндии. В 1991 г. Финляндия установила тесные отношения с НАТО: с этого периода стороны вышли на качественно новый уровень общения. В своем европейском направлении все чаще декларировалось, что страна принимает цели и политику ЕС, включая формулирование общей внешней политики и политики безопасности. Еще осенью 1990 г. Руководству Финляндии стало ясно, что нейтральные страны ЕАСТ – Австрия и Швеция – стремятся к полноценному членству в Евросоюзе. Это увеличивало давление на Финляндию, которая шла по тому же пути. Что касается России, то в отношении страны Финляндия продолжила преемственность в своем политическом курсе, но динамика взаимоотношений оказалась совершенно на другом уровне.

Если рассматривать вопросы сотрудничества Финляндии и НАТО, то можно прийти к следующим выводам. Во-первых, Финляндия хоть формально и не связывает себя с Североатлантическим альянсом, все равно в большой степени рассматривает партнерство с военно-политическим блоком выгодным с точки зрения обеспечения безопасности граждан страны. В 1992 г. в правительственном докладе по политике безо­пасности и обороны была принята формулировка военного неприсоедине­ния и самостоятельной обороны, а в 1995 г. правительство вообще исключило понятие «нейтралитет» из доклада по оборонной политике. В докладе, представленном парламенту в 1997 г., содержится пункт о возможности по­лучения военной помощи извне. Во-вторых, основным компонентом сотрудничества между Финляндией и НАТО является именно развитие контактов со странами-членами блока по военной линии, в том числе по линии Северного Совета, в состав которого, наряду с Финляндией и Швецией входят Норвегия, Дания и Исландия, являющиеся активными членами НАТО. В рамках Северного Совета регулярно проводятся встречи премьер-министров, министров обороны и других представителей североевропейских стран. В-третьих, по изученному в данной курсовой работе вопросу о возможном членстве страны в НАТО, можно утверждать следующее. Финляндия и НАТО хоть и являются очень близкими партнерами, все-таки руководство страны пока еще не поднимает вопрос о подаче заявки на вступление в НАТО, даже несмотря на то, что к 2010 г. Финляндия целенаправленно реформировала свои Вооруженные Силы под стандарты НАТО. Главным камнем преткновения по вопросу о вступлении страны в НАТО является общественное мнение финнов, к которому прислушивается высшее руководство страны. Согласно последнему опросу Института Гэллапа, проведенному по заказу ведущей финской газеты Helsingin Sanomat в декабре 2010 года, количество противников членства Финляндии в Североатлантическом альянсе сейчас составляет 56% (в 2003 году – 68%). К тому же стоит отметить также и тот факт, что несмотря на наличие в высших политических кругах страны сторонников пребывания в НАТО (А. Стубб, Ю. Катайнен, С.Ниинистё), есть и существенная оппозиция, представленная как в парламентских кругах страны, так и отдельными представителями политических элит, занимающими высшие должностные посты на определенном этапе развития Финляндии (Мауно Койвисто, Тарья Халонен)

Рассматривая европейское направление во внешней политике Финляндии, можно также сделать определенные выводы. Во-первых, с точки зрения Финляндии самая важная мультинациональная организация - Евросоюз. Именно ЕС представляет собой наиболее центральное поле действий внешней политики страны. В дополнение к вышесказанному необходимо указать, что главнейшие рынки сбыта Финляндии находились всегда в Западной Европе. Этим обусловливалось активное участие Финляндии в процессе интеграции.

Хотя Финляндия связала себя с политикой ЕС, она преследует и другие внешние интересы, как в двусторонних отношениях, так и через международные организации. Страна, как малое государство, продолжает следовать своим подходам во внешней политике, учитывая определенные региональные акценты. В Евросоюзе Финляндия подчеркивает значимость Северного измерения – регион Балтийского и Баренцева морей – и общей политики в отношении России, а также роль и положение малых государств, членов Союза, в структурных реформах ЕС. Она продолжает активно работать в ООН и предоставляет подразделения для участия в операциях по подержанию мира. Другие формы активного сотрудничества связаны с деятельностью в таких организациях, как Северный Совет, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский Совет, Организация экономического сотрудничества и развития и Всемирная торговая организация.

Однако несмотря на конструктивный диалог между Финляндией и ЕС в отношениях данных акторов международных отношений существуют также некоторые затруднения. Следует начать с того, что финны не поддержали и не поддерживают идею перехода к созданию общей обороны ЕС, хотя, по словам Тарьи Халонен, бывшего президента Республики, это может стать альтернативой в будущем. Серьезные разногласия возникли в Финляндии и в связи с вопросом о принятии Европейской конституции (ЕК). Обосновывалось это, прежде всего, тем, что Европейская конституция фактически лишает народ права принятия решений по важнейшим вопросам и передает это право Евросоюзу. Не лишено проблем и отношение страны к развитию ЕС, который в 2005 г. переживал не самые лучшие времена. Наибольшие споры вызывают федералистские тенденции в ЕС и роль в нем малых стран. Более того, в связи с новыми экономическими потрясениями, которые испытывает на себе на сегодняшний день ЕС, обострились дискуссии о возможном выходе Финляндии не только из зоны евро, в частности, но и из Евросоюза в целом. Однако несмотря на множество проблем, возникающих в отношениях Финляндии и ЕС, Финляндия продолжает считать европейское направление своей внешней политики основополагающим.

Рассматривая российское направление во внешней политике Финляндии, стоит отметить, что российско-финляндское сотрудничество, претерпев перестройку начала 1990-х гг., хоть и не достигло аналогичных темпов взаимоотношений, как во времена СССР, всё же вступило в новую стадию своего развития, кардинально отличающуюся от эпохи существования Советского Союза. Однако определяющим компонентом взаимодействия России и Финляндии стали именно экономические отношения. Развитию межгосударственных отношений способствует множество двусторонних и многосторонних правовых актов, а также форумов и дискуссионных площадок, которые объединяют Россию и Финляндию в силу географического соседства исторически тесного экономического взаимодействия. На государственном уровне регулярно проходят встречи и официальные визиты (как минимум два раза в год), в том числе и по арктическим вопросам. Таким образом, между Россией и Финляндией налажена система взаимосвязей на различных уровнях власти и бизнеса.

Несомненно, определенной спецификой российско-финляндского взаимодействия является вхождение Финляндии с января 1995 г. в ЕС. В связи с этим в январе 1995 г. в Хельсинки был проведен международный семинар «Россия – Хельсинки – ЕС», где было выработано общее направление развития российско-финляндского взаимодействия – «Северное измерение». Если мы говорим о месте и роли России в решении насущных внешнеполитических задач Финляндии, то Россия для финнов – это выход в Арктику, а Финляндия для российского правительства – традиционный бизнес – партнер. То есть помимо традиционных экономических и политических связей Финляндии и России появляется новое направление внешней политики Финляндии – арктическое, которое не только активно развивается согласно Государственной Стратегии Финляндии в Арктике, но требует улучшения внешнеполитических связей с Россией. Несмотря на вышеизложенные положительные моменты, во внешнеполитических отношениях Финляндии и России есть некоторые проблемы. Во-первых, это связано с нарушением внешней безопасности государств, особенно это касается вопроса о нарушении воздушного пространства двух стран. Имеются и элементы русофобии по многим дискуссионным вопросам. К тому же Финляндия поддерживает тесные связи с НАТО, что не может сказываться на двусторонних отношениях стран. Однако, если рассматривать вопросы внешнеполитической линии Финляндии по отношению к России, то здесь наблюдается положительная динамика

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.005 с.)