Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка истребителей ввс ркка и финляндии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже указывалось ранее, к июню 1941 года парк финской авиации на 80% состоял из иностранных самолётов. Лицензионное производство Fokker D.XXI уже завершили, но выпуск бомбардировщиков “Blenheim” Mk.I\Mk.IV и Fokker C.X продолжался. “Я приступил к полетам на Брюстере в начале апреля 1940 года, занимаясь высшим пилотажем, испытаниям в пикировании и на критических скоростях. Я был счастлив в Брюстере. Он был маневренным, мог летать 4,5 часа, имел хорошее вооружение – один 7,62 мм пулемет и три 12,7 мм пулемета – и бронированное сиденье пилота. Он был настолько лучше Фоккера, что словно был в другой категории. Если бы Брюстеры были у нас во время Зимней войны, русские не смогли бы летать над Финляндией. В тоже время это был “самолет для путешествующего джентльмена”, поскольку у него была просторная кабина и отсек в фюзеляже, как мы говорили, для игры в покер”.
Между тем, 12,7-мм пулеметы часто отказывали. Заменить их было особо нечем, поскольку немцы тогда не поставляли свои 13,2-мм пулеметы, а с трофейными УБС у финнов видимо что-то не сложилось. Вообще, попытка организовать серийный выпуск собственного варианта В-239 под обозначением “Humu”, сразу же выдается за несомненное преимущество “брюстера” над советскими истребителями. А так ли это на самом деле? BW-351 – разрушился в воздухе 17 июня 1943 г.; Подобная статистика несколько отличается от того, что излагается в монографии о LeLv24. Если подвести общий итог, то получится такая картина: 15 – безвозвратно потеряны в боях, 3 – уничтожены на аэродроме, 3 – разбиты в лётных происшествиях, 2 – сбиты ПВО и ещё не менее 3 самолётов восстанавливались после жестких посадок. Даже с учетом неполноты приведенных данных около 70% “брюстеров” были выведены из строя полностью или на время. Если сопоставить эти цифры с рапортами советских пилотов, то не исключено, что часть “приписанных” побед найдет своё подтверждение, поскольку самолёт упавший на своей территории финны старались эвакуировать и как можно скорее вернуть в строй. Заметьте, что за 1941 год финны отрицают потери среди В-239, хотя один самолёт был сбил зенитной артиллерией и быстро введен в строй вновь. Вторыми по боевым заслугам стали пилоты истребителей Curtiss H-75A, претендовавшие в общей сложности на 190 побед, за которыми шли Morane-Saulnier MS.406 и FIAT G.50 со 118 и 99 победами соответственно. Несколько особняком стоят истребители Fokker D.XXI, на счету которых 162 победы, но большая часть из них была одержана во время Зимней войны. К началу новой войны сами финны считали этот истребитель морально устаревшим, хотя на нем можно было на равных сражаться с И-16 и И-153. В июне 1941 года в составе финской авиации "фоккеры" ещё занимали первое место по количеству, но перерости в качество этот показатель не смог. Эсадрилья LeLv30 на тот момент формально располагавшей 5 "Hurricane" Mk.I и 18 Fokker D.XXI, была направлена в район полуострова Ханко, с целью блокирования действий авиации КБФ. Что из этого получилось все мы хорошо знаем - ни одного самолёт в 1941 году пилоты "фоккеров" так и не сбили. По свидетельству защитников Ханко до ноября включительно сми финны потеряли здесь 12 самолётов этого типа, что на самом деле не соответствует действительности.Финские данные утверждают обратное - на 2 июля 1941 года имелось 4 и 22 самолёта соответственно, а к 21 октября эскадрилья располагала 25 "фоккерами". Правда, количество потерянных самолётов в этой статистике не приводится. Далее численность "фоккеров" продолжала варьироваться. В марте 1942 года в эскадрильи LeLv30 боеспособноыми считались 16 самолётов, а всего (учитывая разведчики из LeLv12 и LeLv14, а также учебвные истреьители) их насчитывалось 53 штуки. Воздушных боёв в этот период стало намного меньше,поскольку "фоккеры" больше привлекались к разведывательным полётам и штурмовкам наземных целей. По завершению войны с СССР пилоты LeLv39 отчитались о 39 победах (36 на "фоккерах") при потере 24 самолётов из которыхх только 9 были поетряны в бою: шесть D.XXI, один И-153 и два Bf.109G. Сбивались "фоккеры" при следующих обстоятельствах: 5 февраля 1942 года - групповой бой между советскими и финскими истребителями завершился потерей одного "фоккера"; В дополнение к этому приведу такие сведения по "фоккерам" из других экадрилий, потерянным во время Продолжительной войны (указаны только самолёты оснащенные двигателями Bristol "Mercury"): FR-82 - LeLv14, потерян в бою 21 июля 1941 года; Согласно финским отчетам LeLv14 в период с 17 июля 1941 по 14 августа 1942 года потеряла 8 "фоккеров" от истребителей и ПВО противника (погибло семь пилотов). Эскадрилья LeLv12 также оказалась не самой везучей - с 25 июня 1941 по 8 августа 1944 года в боях было потеряно семь самолётов, два разбиты в лётных просшествиях, погибло пять лётчиков. Меньше всех воевали финские Hawker “Hurricane” Mk.I, одержавшие всего 6 побед при потере одного собственного самолёта. Истребители Gloster “Gladiator” в Континентальной войне участвовали только в качестве ближних разведчиков, а Bristol “Billdog” Mk.IV были переведены в летные школы. Иногда встречаются упоминания, что на стороне финнов воевали французские Caudron CR.714C1. Даже приводятся эпизоды, когда финские “кодроны” атаковали советские самолёты и выходили из боя пикированием… Готов расстроить самых доверчивых читателей – семь таких самолётов действительно были доставлены в 1940 году, причем до Зимней войны вполне серьёзно обсуждался вопрос о постройке сразу 70 самолётов по финскому заказу. Предполагалось, что деревянная конструкция будет быстро освоена техническим персоналом, а высокие скоростные характеристики позволят хоть как-то компеировать численное преимущество истребителей ВВС РККА. В реальности всё произошло совсем иначе - после прибытия первой партии один из С.714 сразу разбили, а остальные признали непригодными к боевому использованию. Ставшие ненужными С.714 передали в учебную эскадрилью, но после очередной аварии полёты на них признали опасными и самолёты отправили на хранение, а через два года их разобрали на металлолом. В судьбе С.714 интересен другой момент. Финский кредит на постройку истребителей Франция не вернула, что позволило собрать 90 самолётов, оказавшихся ненужными ВВС. Чтобы техника не простаивала "кодроны" отдали польским пилотам из эскадрильи GC1/145 - в июне 1940 года низкая боевая ценность С.714 лишний раз подтвердилась вбоях с немецкими "мессершмиттами". Вот такой поворот судьбы. Совсем другой разговор про французские "мораны". Заказывать их собирались одновременно с "кодронами" в количестве не менее 50 штук, но в силу понятных причин доставить удалось только 30. Оставаясь по основным ТТХ на уровне советского И-16 и немного превосходя его в скорости, "моран" оказался довольно удачной машиной. Очень кстати пришелся на нем двигатель Hispano-Suiza 12, который без проблем заменяли на советские М-105П. Только вот нерасторопности финской промышленности не позволила модернизированным MS.406 в полной мере быть задейтсвованными в боях. Как и в случае с итальянскими FIAT G.50 финские лётчики показали на "моранах" лучшую результативность, чем сами французы, хотя последние в мае-июне 1940 года дрались на них просто отчаянно. Про советские “ишаки” (И-16), “чайки” (И-153) и истребителях Яковлева (Як-1, Як-7, Як-9) написано немало статей и монографий, так что подробно останавливаться на них не будем. Более интересной будет их применение на фтороне Финляндии. "Поддерживая высадку десанта наших моряков на один из островов, летчики встретили два истребителя типа "чайка". Самолеты прошли стороной и сигнала ведущего, приказывавшего пристроиться к группе, не выполнили. Второй раз финские "чайки" встретились пилотам 13-го ИАП только 24-го октбяря, о чем было рассказано ранее. Данный эпизод несколько приукрашен, хотя в целом он соответствует действительности. На момент встречи из разведывательного вылета возвращалось два И-16, а на перехват противника подняло ещё два "ишака" под командованием В.Ф.Голубева: "...Навстречу, чуть мористее, летели две "чайки". Вражеские? Очевидно... Наша пара на аэродроме. Все же в лобовую атаку я не пошел. Сделал боевой разворот, присмотрелся - и сомнения рассеялись, на самолетах чужие опознавательные знаки. "Чайки" бой не приняли - уходили на восток под защиту своих зениток. Сближение шло медленно. Еще две-три минуты - и они в зоне своего заградительного огня с земли. На самом деле финская "чайка" была подбита. Пилот попытался вытянуть горящую машину к своему аэродрому, но скорости и высоты явно не хватило. Поврежденный И-153 пошел вынужденную посадку и врезался в сарай, но финский пилот не пострадал. Далее бой сложился для Голубева не очень удачно - вторая "чайка" зашла ему в хвост и едва ни сбила. После этого встреч с финскими И-153 лётчиками из 13-го ИАП не отмечалось. Теперь расскажем о более скромных тружениках, которыми являлись МиГ-3 и “Hurricane”. В современных опусах на тему начального периода войны МиГи выдаются за “сырые” и “ненужные” самолёты из-за их большой высотности. Дескать, раз максимальную скорость истребитель развивает только на высотах более 5 км, то на “нижних ярусах” его ТТХ никуда не годятся. Отнюдь. Серийные образцы МиГ-3 действительно разгонялись до 640 км\ч на высоте порядка 7000 метров, но в то же время скорость у земли составила 470 км\ч – больше чем у Bf.109E и немногим ниже чем у Bf.109F (а “франков” летом 1941 года на Восточном фронте было не так уж много). Советский истребитель мог вести маневренный бой с “мессером” при любых условиях, проигрывая ему только в вертикальном маневре. Более того, именно МиГ-3 оказались самыми освоенными из самолётов новых типов, в отличии от Як-1 или ЛаГГ-3, и как перехватчики они применялись весьма эффективно. Достаточно вспомнить действия 7-го ИАП, участвовавшем в обороне Ленинграда. Кстати о ЛаГГ-3. Истребитель, конечно, далеко не самый идеальный, но по части лётных данных он был не хуже финских “брюстеров” и “фиатов”, порядочно обгоняя их в скорости (550-570 км\ч против 480-490 км\ч). Однако ЛаГГ-3 почему-то к “самолётам новых типов с которыми было трудно воевать”, не относят. Полагаю, что появись, скажем, Ла-5 или Як-9 летом 1941 года, их постигла бы та же оценка.
Немного подробнее остановимся на британских Hawker “Hurricane” Mk.I, так как на них воевали лётчики обеих сторон. В рамках оказания военной помощи жертве агрессии Великобритания поставила (в том числе и безвозмездно) более 30 истребитлей. В течении 1940 года финская сторона получила 12 “Hurricane” Mk.I, но при перелете один самолёт был полностью разбит. Лётчики, осваивавшие этот тип истребителя, первое время были рады любой современной техники, но со временем их отношение сильно изменилось. Советские пилоты тоже были далеко не в восторге от появления “Hurricane”, но выбирать в 1941-1942 гг. было особо не из чего. Разумеется, при должном уровне подготовке пилота “ураган” был грозным противником не только для “брюстеров”, но и для более скоростных “мессеров”, а её большинству лётного состава ВВС РККА очень нехватало. Собственно, именно в этом и заключалась основная проблема высоких потерь этих истребителей в 1941-1942 гг. Нередкими бывали случаи, когда пилоты “ураганов”, вместо того, чтобы вступить в бой с атаковавшими их “мессерами”, выстраивались в оборонительный круг. В целом, оценка этого самолёта, даже среди опытных советских лётчиков, была невысокой, хотя сказать, что от “ураганов” старались избавиться при первой же возможности нельзя. Этот истребитель мог с успехом использоваться в качестве ударного самолёта, благо ремонтные мастерские и заводы справлялись с оснащением этих машин ракетно-бомбовой подвеской. К этому выводу пришли уже в конце 1941 года и спустя полгода “ураганы” начали передавать на оснащение штурмовых полков, где они проявили себя с большей пользой. Примером тому может служить боевая работа знакомого нам 65-го ШАП. Финские “мессершмитты” – это тоже отдельная история. Почему финны не заказали их раньше, так и осталось загадкой, ведь в 1942 году Германия была вполне способна поставить несколько десятков таких истребителей, пусть даже не самых последних модификаций. Тем не менее, соглашение с немецкой стороной было подписано только годом позже и до сентября 1944 года в Финляндию прибыло 162 Bf.109 вариантов G-2, G-6 и G-8. Самолёты поступали несколькими партиями и не все из них успели принять участие в боях. Так, за всё время эксплуатации, “мессеры” состояли на оснащении только четырех истребительных эскадрилий. Причем, именно на этом типе самолёта финские пилоты добились наивысших достижений, в сумме заявив об уничтожении 667 советских самолётов. По каждой эскадрильи статистика выглядит так: HLeLv24 – с весны 1944 г., 304 победы и 14 потерянных Bf.109G-2\G-6: Такая результативность была не у всех немецких истребительных эскадр – есть чему завидовать Luftwaffe! Тот факт, что далеко не все заявленные победы нашли подтверждение с обеих сторон зарубежных исследователей нисколько не смущает. Не сложилась судьба у единственного серийного истребителя финской постройки. Самолёт с названием “Myrsky” проектировался с 1939 года и поначалу имел неплохой потенциал – им заинтересовались шведские ВВС, рассчитывавшие на богатый опыт финнов в боевом применении истребительной авиации. Но вместо разработки новой конструкции финские инженеры решили применить конструктивные решения, опробованные ещё на Fokker D.XXI. Эффект экономии времени и средств был налицо, но в итоге “Myrsky” не смог показать требуемых характеристик и всё ограничилось постройкой 4 опытных и 19 серийных самолётов. Осенью 1944 года на них выполнили несколько боевых вылетов, после чего все боеспособные истребители свели в состав HLeLv13 и в 1947 году пустили на слом. Надо признать, что как бы ни было больно и обидно, потери ВВС РККА в июне-сентябре 1941 года были действительно очень высокими. Вплоть до середины войны, когда немцы ещё имели превосходство в воздухе, гибли целые эскадрильи и группы по 6-9 самолётов, но боевую задачу большая часть экипажей всё же выполняла ценой собственных жизней. Особенно это касается первого года войны. В книге М.Зефирова есть ещё такой абзац. “…Надо сказать, что финское население очень хорошо относилось к пилотам Люфтваффе, поскольку понимало, что из маленькой стране в одиночку не удастся устоять против Советского Союза… Лично я не испытываю никакого уважения к финским и немецким лётчикам только по одной причине – они воевали за нацизм. Как бы финны не прикрывались формулировкой “совместно воюющей страны” и не строили из себя жутко обиженных на большевиков представителей “истинной демократии” смысл их действий совершенно не меняется. Блокаду Ленинграда и установление своего порядка на оккупированных территориях (со всеми вытекающими отсюда последствиями) финны проводили ровно так же, как и немцы. Поэтому Юутилайнена и Туоминена, как впрочем Хартмана и Новотны, героями войны считают только на Западе и открытие памятника нацистским пилотам превращается в торжество справедливости и демократии. Это сейчас принято считать, что немецкие пилоты просто выполняли свой долг перед родиной и не разделяли взгляды Гитлера на войну. Тогда что заставляло их бомбить советские города и колонны беженцев? Или немецкие “эксперты”, сопровождая бомбардировщики, рассчитывали на то, что бомбы поразят только самых “неверных’, а дружественных товарищей не тронут? Похоже, что нет, и финны в этом отношении от немцев ничем не отличались. Впрочем, в наше время, когда из поколения фронтовиков почти никого не осталось, всё это воспринимается совсем иначе…
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.4 (0.012 с.) |