ТОП 10:

Действия финских истербителей в 1944 году



 

Конец 1943 года не отличался хорошей погодой и действия истребительной авиации были ограничены. В это время ВВС РККА готовились к массированным налётам на финские города, чтобы быстрее принудить Финляндию к подписанию перемирия. Однако этот простой, казалось бы, расчет привел к обратным последствиям.
Надо сказать, что несмотря на все накладки первый бомбовый удар по Хельсинки, проведенный в ночь с 6 на 7 января силами 9 авиакорпусов и одной авиадивизии, прошел более чем успешно. В общей сложности была сброшена 6991 бомба суммарной массой 92,65 тонны, в том числе четыре ФАБ-1000, шесть ФАБ-2000 и одна ФАБ-5000. До цели дошли 733 из 785 бомбардировщиков. Финская ПВО заявила об уничтожении 7 самолётов, хотя два Ил-4 всё же смогли дотянуть до своего аэродрома с сильными повреждениями. Оправдать бомбардировку финской столицы, с точки зрения человечности и гуманизма, невозможно. Но давайте вспомним, что финны тоже не сильно стесняли себя “гуманностью” и вместе со своими коллегами из Luftwaffe не брезговали бомбить советские города, в том чиле и блокадный Ленинград. И ничего, никого на Западе этот факт не смущает – дескать война есть война. В то же время, основной удар авиакорпусов пришелся на портовые сооружения и склады Хельсинки. Прямыми попаданиями бомб потоплены сторожевой катер и пароход. В городе сгорело более 400 строений, погибло 83 и ранено 322 человека. Думается, если бы штаб ВВС Ленинградского фронта задумал бы провести “ковровую бомбардировку”, на англо-американский манер, Хельсинки просто стерли с лица земли как Бремен или Кёльн.
Таким образом, финские истребители первый ночной налёт отсиделись на своих аэродромах и никто даже не рискнул броситься вдогонку и наказать “проклятых большевиков” за бомбардировку сове столицы. Это выглядит более чем странно и в западных источниках оправдывается тем, что финские пилоты не имели опыта ночных полётов. А ведь до этого истребители различных LeLv прекрасно вели воздушные бои. Видимо, тут что-то сломалось.
Второй налёт, проведенный в ночь с 16 на 17 февраля, также привел к неутешительным итогам. Хельсинки бомбил 381 бомбардировщик и ещё два специальных A-20G подавляли батареи ПВО. Куда смотрели финские посты ВНОС? Как они смогли не заметить “орду” советских самолётов? И всё же, на перехват поднялись в этот раз немецкие Bf.109G-2 из подразделения “Helsinki”. В воздушных боях они сбили три Ли-2, а также по одному Ил-4 и В-25. Где в это время были финские асы остается неясным.
Третий удар по Хельсинки, состоявшийся ночью 26-27 февраля, привел к потере 9 бомбардировщиков, но в этот раз экипажи штурмовых A-20G не отказали себе в удовольствии пострелять по взлетающим “мессерам”.
Дальнейшие действия финского командования выглядят несколько странно. Вместо того, чтобы проводить подготовку собственных пилотов к ночным полётам (весной 1944 года в Германии было приобретено несколько радаров FuG25a, но лишь один бомбардировщик Ju-88A был оснащен им) финны решили возложить обязанность патрулирования перехвата вражеских самолётов тёмное время суток на немцев. И те не оплошали, создав в феврале 1944 года на основе II./JG302 подразделение “Хельсинки”, полностью оснащенное Bf.109G-6 в количестве 12 штук. Немцы использовали тактику “Wilde Sau” (“Дикий кабан”), заключавшуюся в совместных действиях прожекторных подразделений и ночных истребителей, весьма неплохо зарекомендовавшую себе в ходе отражения налётов союзной авиации на Германию. Однако, пилоты Einsatzkommando “Helsinki” оказались менее удачливыми – в ходе отражения налётов 16-17 и 26-27 февраля 1944 года немцы претендовали на 2 и 4 сбитых самолётов соответственно. Советская сторона подтвердила потерю трех бомбардировщиков, включая один Ли-2, упавший в Финский залив.
В качестве расплаты за налёты на Хельсинки финны задействовали свои бомбардировщики, в том числе трофейные ДБ-3 и Ил-4, которые на обратном пути пристроились к советским боевым порядкам и точно вышли на аэродромы Левашово, Углово и Горская. На земле им удалось уничтожить 10 самолётов и хранилище топлива.
Как видим, ведущие асы Финляндии и тут почему-то оказались бесполезными для своей страны. А ведь могли бы “настрелять” бомбардировщиков 40-50, цель–то была немаленькая… Но, как говорится, береженого бог бережет.

Настоящая работа для них началась весной 1944 года, когда советская авиация переключилась на удары по городу Котка и близлежащим целям. В ходе двух боёв 6-го марта пилоты финских “мессеров” отрапортовали об уничтожении шесть Пе-2 и пяти Ла-5 без собственных потерь. События следующих трех месяцев разворачивались следующим образом:

6 марта - в этот день состоялось несколько боёв с участием "мессеров" из HLeLv34. Финские пилоты заявили об уничтожении 12 советских самолётов: 7 Пе-2, 4 Ла-5 и один Як-9;
7 марта - отличились пилоты "моранов". Согласно их отчетам в районе Мааселка (Maaselka) состоялся группойо воздушный бой с советскими "Tomahawk". Три победы без собственых потерь были записаны на счет пилотов истербителей с номерами MS-604, MS-626 и MS-653;
9 марта - лейтенант В.Пиотсиа (Victor Pyotsia), вылетев на "брюстере" с номером BW-375, сбил в районе Сейвасто один Ли-2:
21 марта - пилоты HLeLv24 одержали две победы над Ил-2. Бой произошел в районе Валкеасаари (Valkeasaari)
2 апреля - свою последнюю победу на "брюстерах" одержали пилоты HLelv24. Встретив в районе Ино два ЛаГГ-3 двум финским истребителям (BW-375 и NW-382) удалось подбить один из них. Советский самолёт сел на лёд Финского залива, победа была записана на счет лейтенанта Х.Лампи;
7 апреля - в бою между финскими "мессерами" из HLeLv34 и советскими Як-9 в районе Лавансаари был сбит один "яковлев". Победу записали на счет лейтенанта О.Пухакка (МТ-204);
14 апреля - неприятный инцидент случился с самолётом союзников. Немецкий Ju-188F, очевидно совершавший разведывательный вылет, без предупреждения вторгся в воздушное пространство контролируемое финскими ВВС и был сбит поднятым на перехват Bf.109G-2 (MT-225);
8 мая – состоялось два боя. В одном из них “мессеры” из HLeLv34 перехватили группу советских самолётов и сбили три Пе-2 и один Як-9. Второй бой произошел с участием “хоков” в районе Мёкриа (Makria) и завершился уничтожением одного Ла-5, победу над котором “расписали” сразу между тремя финскими пилотами. В тот же день вблизи Вытегры(Vytegra) в бою с советскими истребителями были сбиты два "морана" с номерами MS-638 и MS-643. Пожалуй, это был единственный случай, когда финны признали потерю сразу двух самолётов, не одержавших в ходе боевого вылеты ни одной победы;
16 мая – состоялось два боя в которых участвовали “мессеры” из HLeLv32 и HLeLv34. Без собственных потерь финны сбили по одному Ла-5 и “Boston”:
17 мая – утром группа из 11 Bf.109G под командованием майора Лууканена перехватила 27 Пе-2 шедших под прикрытием истребителей типа “Як” в сторону Котки и Хамины. В завязавшемся бою финны заявили о восьми сбитых бомбардировщиках и одного истребителя. По другим данным было сбито 7 Пе-2 и три Як-9. Собственные потери составили один самолёт (МТ-429), пилоту которого удалось спастись. В этот же день “мессеры” из HLeLv32 сбили один Ла-5 в районе Кулесярви (Kulesjarvi);
18 мая – этот день отмечен только одним боем. Над Самматусом (Sammatus) пилот финского “хока” с номером CU-587 сбил один Ла-5;
19 мая – очередной бой между смешанной группой советских самолётов и финскими Bf.109G из HLeLv34 завершился в пользу последних. На подходе к Котке, между берегом и Лавансаари, пилоты “мессеров” заявили об уничтожении трех Пе-2 из 12-го Гв.ПБАП и трех Як-9 (по другим данным – два и четыре самолёта соответственно);
25 мая - в бою между "моранами" и "томахоками" завершился с ничейным счетом - сбитый советский самолёт записали на счет пилота В.В.Килонена (Vanr Kalle Kyllonen, MS-637), а финская сторона потеряла MS-317 (пилот Vanr Birger Eriksson попал в плен);
28 мая – произошел воздушный бой между истребителями из HLeLv32 (смешанная группа “ хоков ” и “мессеров”) в большой группой Ла-5. Финны заявили о шести победах без собственных поетрь;

 

Анализируя эти данные можно предположить, что обстановка на фронте с Финляндией была достаточно спокойной. Воздушных боёв было мало, но за январь-май 1944 года финские лётчики записали себе на боевые счета ненее 66 сбитых советских самолётов. Собственные потери оказались просто мизерными - три Bf.109G и три MS.406.
Самое интересное началось после 9-го июня, когда советские войска перешли в наступление на Карельском фронте и спустя три дня вошли к Выборгу. Как бы ни старались финны территория их страны начала стремительно сжиматься и к августу они лишись всех “приобретений”, доставшихся в 1941-1942 гг. С точки зрения западных исследователей действия финских пилотов заслуживали самой высокой оценки. Получив новые “мессеры” финны из HLeLv24 уничтожили с апреля по сентябрь 1944 года 288 советских самолётов. Преимущественно это были Як-9, Ла-5 и Ил-2. Бывало, что в день ими сбивалось до 50 самолётов при потере 1-2 своих истребителей – достаточно посмотреть и сравнить списки побед финских пилотов за время летнего наступления. Боёв летом 1944 года было много, так что подробно останавливаться на всех из них не будем, чтобы не перегружать читателя текстом. Приведем лишь наиболее яркие примеры.

 

19 июня – 18 финских «Мессершмиттов» под командованием капитанов Пухакки и Винда отправились на перехват большой группы советских бомбардировщиков в районе Виипури - Койвисто. После успешного боя, финны, вообще не понесшие потерь, объявили об уничтожении 15 вражеских самолётов: 6 Пе-2, 2 Р-39, 2 Ил-2, 2 Ла-2 и 1 ЛаГГ-3:
20 июня – только в районе Виипури советская авиация в трех боях потеряла 51 самолёт. Подтверждена потеря трех истребителей и двух Ил-2:
23 июня – в районе Виипури сбито 28 самолётов. Самым результативным оказался Х.Винд, записавший себе два Ла-5 из 11-го ГИАП и два Ил-4 из 113-го БАП. Если с “лавочкиными” ещё более-менее ясно, то откуда в составе 113-го бомбардировочного полка появились Ил-4 совершенно непонятно. Этот полк был оснащен американскими А-20 и предназначался для весьма специфических задач. Да и полное название было у него совсем другое – 113-й авиационный полк ночных охотников-блокировщиков дальнего действия. Видимо, финские авторы (а данные эти были взяты из монографии о LeLv24) что-то сильно перепутали и выдали желаемое за действительное;
26 июня – также 28 побед. Пилоты из HLeLv24 не постеснялись записать себе 15 побед в трех боях: 6 Ил-2 из 566-го ШАП, 4 Ил-2 неизвестного полка и 6 Як-9 14-го ГИАП. Причем Х.Винд претендует сразу на пять Як-9:
28 июня – сбито 44 самолёта. Больше всех опять настреляли пилоты HLeLv24 (16 Ил-2, 5 Як-9, 4 Ла-5, 4 Р-39 и 2 Пе-2)

 

И так далее…В общем, финны сбивали много почти без собственных потерь. В изложении зарубежных авторов бои в Карелии представляются почти как битва Давида и Голиафа – то есть, финнов буквально давили количеством. А вот если бы у них было больше современных самолётов и ещё парочка таких асов, как Юутилайнен и Винд, то вообще финские истребители перестреляли бы всех.
Было бы несправедливо обойти стороной лётчиков других эскадрилий, внесших посильный вклад в борьбу с "большевистской угрозой". Конечно, их успехий были не столь впечатляющими, но по сумме встреч с советскими самолётами КПД финских истребителей других типов отсавался на достаточно высоком уровне. По крайней мере, так считали сами финны

 

9 июня – пилоты HLeLv26, пересевшие на “брюстеры”, сбили в двух боях один Пе-2 и два Ил-4;
10 июня – в бою над Суулаярви (Suulajarvi) “брюстеры” из HLeLv26 перехватили соединение советских бомбардировщиков и сбили два из них (Ил-4 и Пе-2);
15 июня – группа “хоков” из HLeLv32 провела бой с советскими штурмовиками, по итогам которого один пилот заработал личную победу и ещё один Ил-2 поделили между тремя другими пилотами;
17 июня – пилоты из HLeLv26 заявили об уничтожении одного Пе-2 и Р-39 в двух воздушных боях:
18 июня – для HLeLv26 этот день стал из наиболее результативных. В двух боях было сбито по два Ла-5 и Пе-2;
22 июня – около полудня “хоки” из HLeLv32 были вновь задействованы для отражения налета советских штурмовиков. Бой вблизи Куитинена (Kuittinen) закончился уничтожением двух Ил-2;
4 юиля - в раойне Салми-Вителе (Salmi-Vitele) финскими "хоками" был сбит один "Boston" и два Ла-5;
14 июля – в бою между “брюстерами” из HLeLv26 и советскими Як-9 победа вновь досталась финской стороне – над Ниетъярви (Nietjarvi) было сбито два “Яка”. Ближе к вечеру состоялся бой между "хоками" и Ла-5. Один сбитый советский истребитель был записан на счет Л.Й.Песула (Luutn Jorma Pesola, CU-505);
16 июля – пилоты из HLeLv26 записали себе две предпоследние победы над истребителями Ла-5 без собственных потерь;
26 июля – пилотами из HLeLv28 проведено несколько воздушных боёв в ходе которых было сбито три советских самолёта. По одной Р-39 “Airacobra” и Ил-2 записали на счет “мессеров”, а ещё один У-2 стал жертвой “морана”;
27 июля – “мессеры” из HLeLv28 сбили в двух боях по одному Р-39 и Ил-2. В этот же день финские "хоки" одержали свою последнюю победу - в районе Сывалампи (Syvalampi) был сбит одиночный У-2. Также в этот день последняя была одержана пилотами "брюстеров" из HLeLv26 над одним советским “Warhawk”, но 29-го и 30-го июля были сбиты истребители с номерами BW-364 и BW-368;
29 июля – большой бой состоялся над Толваярви (Tolvajarvi). Эскадрилья HLeLv28 на "мессерах" без собственных потерь заявила об уничтожении четырех Р-39 и одного Ил-2;
30 июля – этот день ознаменовался редкими победами “моранов”. Между 09:05 и 10:15 утра был проведен бой около Толваярви, где жертвами финнов стали два Р-39 но и HLeLv28 потеряла один истребитель с номером MS-617, пилот которого получил ранения. В это же время над Лоимоланъярви (Loimolanjarvi) пилотами “мессеров” из той же эскадрильи было сбито два Ла-5;

 

По официальным финским данным в период с 9 июня по 18 июля 1944 года было сбито более 530 советских самолётов, 478 из которых пришлось на долю HLeLv24 и HLelLv34, оснащенных “мессерами”. Ещё 19 побед одержали лётчики из LeLv26 на “брюстерах”, на долю LeLv28 пришлась 21 победа (в период до 9 августа), а LeLv32 отчиталась о 16 сбитых самолётах.
Свой вклад внесли и пилоты немецкой группы II./JG54, рапортовавших о 126 сбитых самолётах в 984 боевых вылетах. В качестве подтверждения высоких потерь ВВС РККА Зефиров приводит такой аргумент – к 16 июля 1944 года в составе 13-й ВА, участвовавшей в Выборгской операции, осталось всего 800 самолётов из 1300. С этим трудно поспорить, учитывая, насколько высока была активность советской авиации в этот период. Но сопоставив данные количество сбитых советских самолётов получается по меньшей мере на 20% больше, даже без учета небоевых потерь и потерь от огня ПВО.

И всё же, господства в воздухе ни финны, ни немцы завоевать не смогли. И вряд ли дело тут только в количестве самолётов противника. Если вспомнить, то в 1941 году численное превосходство ВВС РККА финских лётчиков совсем не смущало, если не сказать наоборот. Уровень подготовки советских лётчиков 1944 году заметно отличался от начального периода войны и потеря 36 истребителей за 38 дней военной операции для Финляндии стало если не ударом, то очень болезненным уколом. Тем более, что замены тем же “мессерам” в ближайшем будущем не предвиделось.

 

Потери и асы







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.008 с.)