Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Действия финских истербителей в 1942 году
Впрочем, продолжим описание боевой работы финской авиации в 1942 году. Невозможность доказать, был ли сбит самолёт, упавший на территории противника, или нет очень часто приводила к нескромным припискам, чем нередко баловали себя немецкие “асы”. Финны в этом отношении даже превзошли их.
24 января — пять "брюстеров" из 2/LeLv24 перехватили 10 И-15бис и пять И-153 из 65-го ШАП. По финским данным было сбито четыре биплана, а пятый таранил истребитель противника. В результате "чайка" совершила вынужденную посадку, а финский пилот смог привести поврежденную машину на свой аэродром. По одной победе засчитали обоим лётчикам; 27 марта — день наступления финских войск на остров Суурсари. Наземные войска прикрывались значительными силами ВВС. В течении светлого времени суток было проведено два боя. В первом из них, после 08:00, звено "брюстеров" рапортовало об уничтожении 5 из 10 "чаек" 71-го ИАП. Второй воздушный бой получился более крупным — 12 "хоков" сразились с тремя группами советских самолётов из 11-го и 71-го ИАП, заявив о 10 сбитых И-16 и пяти И-153. Нетрудно подсчитать, что 71-й полк потерял за день не менее 10 "ишакоа". По другим данным было сбито 8 советских самолётов: шесть "чаек" и по одному И-16 и И-15бис: 28 марта — эскадрилья LeLv32 не отказала себе в новых "победах". Снова над Суурсари и в районе Лавансаари была сбита целая "пачка" советских самолётов: 7 И-16 и 13 И-153; 29 марта — снова "пострадал" 152-й ИАП. Согласно финским данным 12 "ураганов" были перехвачены восемью "брюстерами", пилоты которых объявили о семи сбитых самолётах без собственных потерь; 3 апреля — звено "хоков" отчиталось о пяти "чайках" сбитых над Сейскари; 6 апреля — по-настоящему трагический для ВВС РККА бой произошел вблизи аэродрома Тииксярви. Действовавшая с него LeLv24 давно трепала нервы советскому командованию и весной 1942 года с этой угрозой решили покончить. План операции был составлен хорошо, но в дело вмешалась погода и только после полудня семь СБ из 80-го СБАП в сопровождении 19 "ураганов" пошли на штурмовку аэродрома. На подходе к цели группа была перехвачена восемью В-239 из 2/LeLv24, вовремя поднятым по тревоге. Сражение развернулось нешуточное и за 25 минут финны настреляли два бомбардировщика и 12(!) истребителей без собственных потерь. По советским данным число сбитых самолётов было меньшим: один СБ, два "урагана" из 609-го ИАП и четыре из 767-го ИАП. Советские пилоты также доложили о четырех уничтоженных на земле самолётах и о семи "брюстерах", сбитых в воздушном бою, хотя все финские самолёты вернулись на свой аэродром получив различные повреждения. По финским данным им удалось пленить следующих пилотов, покинувших горящие машины с парашютами: мл.лейтенант Иван В. Вавякин, (609 ИАП, Hurricane Z3577), мл. лейтенант Николаи А. Белетский (609 ИАП, Hurricane BM959, номер "60", бортовая надпись "За Сталина - Зa Родину"), и сержант Петр Федорович Белоусов (767 ИАП, Hurricane Z5049); 7 апреля — в течении дня пилоты LeLv32 провели два боя, написал рапорты о шести И-16 сбитых в районе Лумисуо и двух МиГ-3 сбитых над Аунусйоен суу (Aunusjoen suu);
Таким образом, за первую половину 1942 года только ВВС Финляндии претендовали на 18 сбитых советских "Hurricane" Mk.IIb и Mk.IIc, что составляло почти 50% от его первоначального состава 152-го ИАП. Общее число побед над "ураганами" оценивалось в 45 штук. Данные взяты из того же альманаха "Lentolaivue 24", где сказано буквально следующее: "Such tally is perfectly feasible, bearing in mind that the average strength of Soviet Fighter Regiment (IAP) was 15-20 serviceable aircraft during this period" (Такое количество вполне возможно, учитывая, что среднее количество боеспособных самолётов в ИАП составляло 15-20 в указанный период).
8 июня — советское командование организовало новый налет на аэродром Тииксярви. Снова противником 2/LeLv24 стал 152-й ИАП. В воздушном бою между 13 "ураганами" и 8 (по другим данным - 6) "брюстерами" финские пилоты праздновали безоговорочную победу — бой закончился со счетом 6:1 в их пользу. 25 июня — после долгого перерыва состоялся крупный воздушный бой южнее озера Сиисярви между LeLv24 (2-е и 3-е звено) и 15 "ураганами" из 609-го ИАП. Финны заявили о четырех сбитых самолётах, а советские лётчики о трех. В этом случае более правой оказалась советская сторона, поскольку LeLv24 потеряла тогда два В-239, пилоты которых погибли. Число уничтоженных "ураганов" не уточняется; 18 июля — после реорганизации на вооружении LeLv24 осталось 27 боеспособных В-239; 6 августа — возле Сейскари 1-е звено LeLv24 заявило о двух сбитых И-16; 12 августа — пилоты 4-го звена LeLv24 провели бой у маяка Толли и заявили об уничтожении одного Ил-2 и И-16. Обе победы выглядят вполне правдоподобно, чего нельзя сказать о заявке пилотов 3/LeLv26, "отличившихся" о ходе рейда над Кронштадтом. Согласно финским данным "фиаты" без потерь сбили четыре И-16; 14 августа — в двух боях финские пилоты записали себе на счета 9 "ураганов", но эти победы советская сторона не подтвердила; 16 августа — звено из шести Brewster B-239 под командованием капитана Кархунена (3-я эскадрилья LeLv 24) поднялось на перехват группы советских самолётов. Финны сначала определили их как 8 СБ, 3 МиГ-3 и 16 И-16, а шли они на высоте около 200 метров. На самом деле МиГи оказались штурмовиками Ил-2 из 57-го АП ВМФ, но это не главное. В ходе боя финны заявили об 11 сбитых И-16 из состава 4-го ГИАП, причем Кархунен лично сбил три самолёта. Советская сторона это не подтверждает, как и нет упоминаний о найденных обломках истребителей; 18 августа — в тот день с наблюдательного поста поступила информация о появлении восточнее Титярсаари десяти истребителей И-16. По тревоге поднялось восемь истребителей В-239 под командованием 1-го лейтенанта Ханса Винда, согласно финским данным устроившие нашей морской авиации настоящий погром. Как мог ошибиться пост ВНОС непонятно, но вместо десяти “ишаков” навстречу финнам летело соединение из о 60 самолётов”, состоящее из И-16, “Hurricane” и Пе-2. На помощь тотчас взлетело ещё восемь В-239 во главе с Кархуненом. Встреча противников состоялась у острова Сейскари на высоте 2000 метров. Бой смещался к Кронштадту, поэтому проверить количество сбитых советских самолётов у финнов не было. Несмотря на это пилоты LeLv 24, без всякого смущения, записали на свои счета в общей сложности 16 самолётов: один “Hurricane”, два Пе-2 и тринадцать(!) “ишаков”. Вот так, одним махом, финны уничтожили половину 71-го ИАП. Собственные потери составили только один В-239 с номеом BW-378 – погиб мл.лейтенант А.О.Райтио. Надо сказать, что потери советской стороны и вправду оказались ощутимыми, но не настолько большими, как этого хотелось бы финнам. Было сбито по одному Як-1 и ЛаГГ-3 из 21-го ИАП и два И-16 из 71-го ИАП. Эти данные больше похожи на правду. 31 августа — состоялся последний крупный бой, когда звено В-239 в районе острова Лавансаари провело бой с восемью И-153 и заявило об уничтожении четырех самолётов. Всего в течении этого месяца финны претендовали на 50 побед, половину из которых сбили пилоты 3/LeLv 24.
Совсем иначе боевые вылеты тех же “чаек” и ”бисов” оценивала советская сторона. Так, 1-го сентября группа из 15 И-153 и 3 И-15бис из 828-го ШАП атаковала финский аэродром Гирвас, на котором базировалась одна из эскадрилий В-239. Прикрывали штурмовку истребители 195-го ИАП. Штурмовка прошла без потерь, а советские пилоты заявили о трех сбитых в бою “брюстерах”. Финны потерь не признали и более того, сам факт воздушного боя у них не отмечен.
5 сентября — в бою над рекой Свирь пилоты истребителей Н-75 “Hawk” заявили об уничтожении 11 из “35-40” советских самолётов, засчитав себе по четыре ЛаГГ-3 и И-16 из 524-го ИАП, а также два МиГ-3 и один Пе-2. Советские данные этого не подтверждают, тем более, что 524-й полк получил ЛаГГ-3 только в октябре; 10 сентября — звено В-239, с уже знакомым нам Кархуненом, в районе Пенинсаари сбило два из четырех Як-7, принадлежавших 21-му ИАП ВМФ; 20 сентября – в этот день, по всей видимости, финская авиация активности не проявляла, зато 5-й и 71-й ИАПы практически в полном составе были подняты для отражения массированного налёта немецких бомбардировщиков на Ленинград. Всего в воздух удалось поднять 19 истребителей (3 МиГ-3,1 ЛаГГ-3, 1 Як-1, 4 И-16, 10 И-153), но связать боем все группы противника им не удалось; 21 сентября — четыре "фиата" были подняты по тревоге для перехвата группы советских самолётов. Сразу после старта О.Туоминен покинул строй и исчез в неизвестном направлении. Спустя 20 минут он объявился снова и заявил, что сбил И-153 и, вероятно, один И-15бис. Обе победы были записаны на его счет, хотя подтверждений от других пилотов не поступало. С наземного поста поступило сообщение, что "фиат" загнал в облако "чайку" и через некоторое время оттуда посыпались обломки биплана. Затем из того же облака "вывалился" И-15бис. Факт падения обоих советских самолётов не фиксировался. Всего, в районе Олонца за 9 месяцев боёв, пилоты LeLv32 претендовали на 65 сбитых советских самолётов при поетре только одного "хока"; 25 октября — в начале дня звено Кархунена сбило над Ораниенбаумом два Ил-4 и два из девяти истребителей, принадлежность которых к какой-либо советской части устнвить не удалось. Всего через 30 минут в том же районе состоялся бой между четырьмя В-239 и 15 И-16. Откуда финны насчитали столько “ишаков” так и осталось невыясненным, но на свой счет они записали четыре из них; 30 октября - также возле Ораниенбаума, звено лейтенанта Луукканена перехватило разведывательный Пе-2 и два сопровождавших его Як-1. Финны сразу сбили по одному самолёту, а третьему Яку пришли на помощь восемь И-16 из 71-го ИАП. В ходе 20-минутного боя было подбито три “ишака”, но и противник недосчитался одного В-239 (номер BW-376), пилот которого погиб; 22 ноября — утром шесть В-239 из LeLv 24 встретились в районе Кронштадта с шесть Як-1 из 21-го ИАП и заявили об уничтожении трех самолётов. В то же время, официальный счет побед LeLv24 говорит о четырех сбитых "спитфайрах"(!). Также финны сбили одиночный Ил-2, случайно оказавшийся в том же районе. Пополнив баки с горючим звено В-239 под командованием Кархунена вылетело к Ораниенбауму, где полностью уничтожило, согласно финским данным, группу самолётов, состоящую из одного Ил-4 и трех И-16.
После такого “разгрома” становится непонятным, на чем тогда летали пилоты 71-го полка, если практически все самолёты были уничтожены финнами, а пополнений в “ишаках” не было? Кроме того, в начале 1942 года в полку числилось всего 11 самолетов И-153 и 9 И-16, а еще 8 истребителей И-153 и И-15бис базировались на аэродроме Новая Ладога. Откуда в этом случае финны брали целые “стада” И-16? Читая книгу Зефирова временами хочеться вновь процитировать современную классику: "...Остапа несло" Можно и по-другому прокомментировать зявки финских истребительных эскадрилий на победы в воздушных боях, но так, на моё взгляд, будет более ёмко. Получается поистине парадоксальная ситуация – пока ВВС РККА и Luftwaffe в буквально смысле грызут друг другу горло и несут ощутимые потери в технике и людях, финны спокойно занимаются отстрелом “ишаков” и прочих самолётов практически без собственных потерь в истребителях. И ведь мало кто сомневается что это так.
“Продолжайте в том же духе”.
|