ТОП 10:

Действия финских истербителей в 1943 году



 

Новый 1943 год принес долгожданное пополнение и новые успехи в воздушных боях. Несмотря на то, что все советские авиаполки получили новые истребители ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и Ла-5, а у финнов “мессеры” появились только с конца мая, на заявки о победах это никак не повлияло. Скорее наоборот – чем новее были самолёты, тем больше их “сбивали”. Но обо всем по порядку.
Декабрь 1942 и январь - начало февраля 1943 года прошли очень спокойно. Истребители обеих сторон летали редко и боёв между ними не было. Видимо, финские пилоты набирали богатырскую силу, поскольку в течении следующих месяцев их счет вырос как на дрожжах. В первом же бою 23-го февраля 1943 года шесть В-239 из 3/LeLv 24 под командованием Кархунена перехватили четыре Пе-2 и двенадцать И-16 (это когда почти все “ишаки” уже перевели в тыл – при.ред., как говорится). Над Лавансаари финны заявили об уничтожении шести “ишаков”, чего советская сторона, естественно не подтвердила. Несколько позже, 2-го марта, в том же районе пилоты LeLv 24 “завалили” ещё три И-153 и один И-16. Похоже, что по второму кругу пошли сбивать сбитые самолёты.
Другой эпизод был не менее забавным. Примерно в 15:30 10-го марта восемь В-239 под командованием командира 2/LeLv 24 над островом Хаапсаари встретили (как они сами посчитали) семь Пе-2 и десять МиГ-3. Ошибка в типе советских истребителей тут не сыграла никакой роли, так как финны “сбили” один бомбардировщик и шесть “МиГов”. По донесениям финнов, лишь мощный огонь ПВО заставил их прекратить преследование. Во как, оказывается.

С вводом в строй “мессеров” победные реляции продолжали сыпаться как из рога изобилия, хотя первые успехи были довольно скромными. Первые воздушные бои были проведены 24-го марта и закончились уничтожением одного Ил-2 и Пе-2.
Неделей ранее, во время проведения операции по уничтожению базы снабжения партизан около Иелярви, шесть MS.406 в буквальном смысле слова разделались с группой штурмовиков И-15бис. В тот день, 16-го марта 1943 года, десять советских самолётов из 839-го ИАП отправились штурмовать финский лыжный батальон. Над целью их атаковали истребители из 1/LeLv14 под командованием капитана Тайнио и сбили пяти бипланов. Советская сторона потери не опровергает, но и не подтверждает.
Небольшая поправка к изложенному бою – в феврале 1943 года 839-й ИАП уже был преобразован в ШАП и вошел вместе с 828-м ИАП в состав 261-й штурмовой авиадивизии. На вооружении ШАД действительно долгое время оставались “бисы” и “чайки”, полностью заменить которые на Ил-2 смогли только в 1944 году!

После почти месячного перерыва 14-го апреля четыре В-239 атаковали группу из 30 советских истребителей Як-1 и Ла-5 сопровождавших бомбардировщики. Видимо нашим пилотам было лениво гоняться за финнами, поскольку те без особого труда сбили пять из них и спокойно удалились. Но это были ещё цветочки. Ягодки начались в апреле. Настоящий праздник на улице финских истребителей наступил 18-го апреля. В этот день две восьмерки В-239, под командованием Лумми и Савонена, около 17:00 атаковало соединение из 8 Ил-2 (7-й ГШАП) и 50 истребителей (в том числе из 21-го ИАП). Наверное, это было феерическое зрелище. В течении получаса финны настреляли 20(!) советских самолётов: два Ил-2 и 18 истребителей. Проверить все эти победы было невозможно, поскольку бой проходил около Кронштадта над советской территорией. Дальше скромность финским пилотам тоже особо не мешала. Днем 21-го апреля все три эскадрильи LeLv 24 в районе Сейскар-Кронштадт встретились с 35 советскими истребителями Як-1, ЛаГГ-3 и Ла-5 из 4-го ГИАП и 21-го ИАП. Численное преимущество совсем не смутило финнов, засчитавших себе 19 побед. После нетрудных подсчетов можно сделать вывод, что советская истребительная авиация на этом участке фронта должна была прекратить своё существование, однако этого почему-то не случилось. По всей видимости, “Яки” и “Лавочкины” научили-таки размножаться почкованием. Грандиозная победа была омрачена потерей двух В-239 (BW-352 и BW-354) – оба пилота погибли.

В мае 1943 года финны доложили об уничтожении ещё 81 советского самолёта, потеряв всего 3 своих. Один из наиболее результативных боёв случился 4-го мая, когда все 12 В-239 из LeLv 24 атаковали соединение советских самолётов, состоявшее из пяти Ил-2 (7-й ГШАП), десяти И-153 и двенадцати ЛаГГ-3 и Р-40. В жесточайшем бою финны заявили об уничтожении одного штурмовика и восьми истребителей при потере одного В-239.
2 мая – последние победы на “фиатах” одержали пилоты LeLv28. Бой в районе Миикулайнена (Miikkulainen) завершился уничтожением двух советских самолётов: И-152 (скорее всего это был все же И-15бис) и И-153. Отличились пилоты И.П.Саарни (Ylik Paavo Saarni, FA-18) и В.Н.Тронтти (Vanr Nils Trontti, FA-29). После этого последовал годовой перерыв, когда вплоть до июня 1944 года на счет LeLv28 не было записано ни одного самолёта.
9-мая стало знаменательным днем для LeLv24 – после боя над островом Суурсаари, где финны заявили об уничтожении двух Як-7 и одного Ла-5, общее число побед полка превысило 500.
Очередная крупная победа, на этот раз подтвержденная советскими источниками, состоялась 21-я мая. Вначале дня, в ходе первого боя, Bf.109G (номер МТ-228) столкнулся с И-153. Финский самолёт разбился вместе с лётчиком, а советский пилот лейтенант В.Ситвинников выпрыгул с парашютом. Вечером того же дня группа из 11 “мессеров” под командованием майора Луукканена была поднята на перехват советских самолётов (четыре Ил-2 из 7-го ГШАП ВВС КБФ и 17 истребителей Як-1, ЛаГГ-3 из 13-го ИАП ВВС КБФ), шедших на штурмовку финских позиций. В районе Сейскар-Лавенсаари состоялся бой, в ходе которого финны засчитали уничтоженными два штурмовика и два истребителя. Советские отчеты, в данном случае, фиксируют потерю пяти самолётов – на один истребитель больше. В этот раз финны действительно оказались на высоте, но потом…

Очередной успех пришел к финнам 6-го июня. Вновь отличились “Брюстеры” из 2-й и 3-й эскадрилий LeLv 24, перехвативших около Кронштадта два смешанные группы советских самолётов, среди которых наблюдались 7-8 Ил-2, 4 Пе-2 и 10-15 истребителей Як-1, Ла-5. Интересно, что финны находились выше и могли без труда подсчитать точное количество советских машин, но делать этого они не стали, зато записали на свои счета шесть сбитых самолётов (три Як-1 и по одному Ил-2, Пе-2 и Ла-5) при одном поврежденном В-239 со своей стороны. В общем-то, такие потери выглядят вполне правдоподобными, но подтверждения о победах в виде обломков сбитых самолётов или сведений с земли отсутствуют.
В некотором роде советская сторона отыгралась 17-го июня – 10 бомбардировщиков СБ внезапно(!) атаковало аэродром Суулаярви и уничтожило там один В-239 с номером BW-351. Как можно было “прохлопать” приближение столь немаленькой группы бомбардировщиков остается абсолютно непонятным, ведь по утверждениям в книге М.Зефирова финские посты ВНОС засекали взлёт советских самолётов чуть ли не на их аэродроме. В добавок, СБ к тому времени в таких количествах на Ленинградском фронте не наблюдались вообще и, скорее всего, за них приняли бомбардировщики Пе-2.

Июль 1943-го года прошел относительно спокойно. По донесениям финских пилотов при виде их истребителей, несколько раз пытавшихся выманить советские самолёты в бой над островом Сейскари, противник уклонялся и уходил под защиту своих зенитных батарей. уда именно были эти самолёты и какой части принадлежали финны не уточняют, хотя до этого определение советского полка, эскадрильи или дивизии проходило вообще без проблем.
Ещё один грандиозный воздушный бой финские пилоты из LeLv 24 провели 18-го августа. Вот что вспоминает об этом И.Юуутилайнен:

 

“Мы были над Финским заливом. Вечером 18 августа, по тревоге, целое звено вступило в большое воздушное сражение около советского острова Кронштадт. Самолеты подлетали со всех направлений – И-16 “Крыса”, Хоукер Харрикейны и даже Пе-2 бросались в бой. Я выбрал одну “Крысу”, приближаясь к ней сверху и сзади. Я нашпиговал ее фюзеляж металлом. Самолет пошел вниз и едва не захватил с собой еще одного товарища. Я заложил очень крутой вираж, чтобы убедиться, что сзади никого нет. Я летел сквозь зенитный огонь с 8 кораблей охранения, которые оказались в море подо мной, пока вновь не вернулся в свалку. Я успел заметить новые вражеские истребители, взлетевшие из Кронштадта, чтобы присоединиться к нашему хороводу.
В какой то момент мы оценили количество самолетов врага в 60 штук. Одна “Крыса” атаковала меня спереди снизу. Я перевернулся и сразу же изо всех сил потянул за ручку. Я быстро прицелился и открыл огонь по его фюзеляжу, и его самолет заштопорил и упал в море. Снова я начал набирать высоту окруженный зенитным огнем. Я уворачивался от пикировавшего вражеского истребителя, когда другой пролетел прямо передо мной. Держась вплотную за ним, я выпустил длинную очередь и подумал, что у меня закончился боезапас. В итоге, он упал в море объятый пламенем. Тем временем стало так темно, что стало сложным отличить своего от чужого, так что обе стороны стали выходить из боя. Один из наших пилотов, младший лейтенант Аарно Райтио, выпрыгнул с парашютом и погиб в штормовом море в ту ночь. Враг потерял 16 самолетов”.

 

Читая эти строки невольно приходит мысль наподобие “мы косили их стадами”. Сам Юуутилайнен сообщает нам об уничтожении трех “ишаков”, которые были объяты пламенем и упали в море. Опровергнуть слова финского аса проблематично, но ещё проблематичнее их подтвердить, поскольку концы ушли в воду…

Пока было затишье на аэродром Суулаярви перелетело шесть “мессеров” из 1/LeLv 34. Задумка была в том, чтобы В-239 и Bf,109G летали совместно эшелонированными порядками. Впервые подобное построение было с успехом (по финским данным) опробовано 20-го августа. Над Кронштадтом 16 В-239 и 3 Bf.109G вступили в бой с 15 истребителями типа “Ла”. Бой был жестоким, что позволило записать финнам на свой счет четыре ЛаГГ-3 и два Ла-5 без собственных потерь. Проверить эти победы не было возможности, поскольку поиском обломков финны заняться не могли (по вполне понятной причине). Впрочем, 31-го августа финским пилотам победы достались значительно труднее. В бою между Койвисто и Ораниенбаумом 12 В-239 сбили два Як-7 и два Ла-5 из состава 13-го КИАП ВВС БФ, потеряв один свой истребитель.

Не менее успешный бой, опять-таки с точки зрения финнов, произошел 23-го сентября в районе населенного пункта Шепелевский. Сводная группа из четырех В-239 (3/LeLv 24) и четырех Bf.109G (1/LeLv 34) перехватила 20 истребителей из 4-го ГИАП и сбила три Як-1 и пять Ла-5. Вскоре после этого, около 16:00, семь В-239 атаковали другую группу из 15 советских самолётов, сообщив об уничтожении одного Ил-2 и шести Ла-5. Собственных потерь у финнов не было вообще. Над тем же районом 28-го сентября группа В-239 под командование Винда сбила ещё три Як-1.
Очередная потеря в LeLv 24 случилась 10-го ноября. Согласно сообщениям финской стороны над Ораниенбаумом четыре В-239 встретились с четырьмя Як-1 из 13-го КИАП. Два финских пилота с первых минут боя сразу записали себе по одному “Яку”, но в то же время самолёт с номером BW-366 попал под огонь 20-мм пушки истребителя В.И.Бородина и был сбит. Лётчик удачно покинул самолёт, но после приземления попал в плен. Впрочем, и сам Бородин тут же был сбит и тоже погиб. Таким образом, обе стороны достоверно подтвердили только по одной победе.

 

“Чем больше вражеских самолётов - тем больше нащих побед”







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.005 с.)