Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место социологии в системе общественных наук↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Опрос как метод сбора эмпирического материала. Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма эффективным и экономичным, позволяя по сравнительно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов. Почти 90% социологических данных получают с помощью опроса. Из всех методов сбора эмпирического материала этот отличается наибольшей широтой охвата. В социологии различают два вида опроса: интервью и анкетирование, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на сплошные и выборочные, индивидуальные и групповые, массовые и экспертные, очные и заочные, одноразовые и многоразовые, стандартизированные и нестандартизированные. Анкетный опрос. Проведение анкетного опроса осуществляется в три этапа: 1) подготовительный этап; 2) оперативный этап – это сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления; 2) заключающий этап – означает обработку полученной информации. Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Анкета – это опросный лист, который разрабатывается на основе исследовательской программы и заполняется опрашиваемым по определенным правилам. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации. Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части: 1) вводную, 2) содержательную (основную) часть, 3) заключительную (паспортичку). По предметному содержанию вопросы можно поделить на: После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных. Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в социологическом исследовании. 12.Интервью. Однако при всей важности анкетного метода он, тем не менее, нуждается в соответствующей корректировке и дополнении со стороны других методов, используемых в социологии. Такое дополнение осуществляется прежде всего, со стороны второй разновидности опросного метода, каковым является социологическое интервью. Интервью – это наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента При проведении же социологического интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом. А также уточнить точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании). При этом следует иметь ввиду, что для получения одного и того же объема информации при интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при анкетном методе. Проблематичным становится обеспечение анонимности беседы. По степени формализации можно выделить несколько видов интервью. Нестандартизированное интервью. Стандартизированное интервью. Полустандартизированное интервью.
13. Понятие личности в социологической науке. Социологическая теория личности не рассматривает личность во всем ее многообразии, цель и специфика социологического подхода - изучение ее как совокупности общественных отношений, т.е. как продукт общества(О). Чтобы осмыслить сущность личности, необходимо рассмотреть соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В социологии(С) эти понятия рассматривают как самостоятельные категории. Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной общности, некая усредненная единица. Т.е. соцгруппа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные. Он уникален, неповторим, но вместе с этим он универсален (каждый человек зависит от соцусловий, среды, в которой живет) Личность - это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде его социально значимых черт и психобиологической основы. Личностью не рождаются, а становятся. Индивид становится личностью так как в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Индивид - отправной момент для формирования личности, личность - это итог развития индивида. Личность - сочетание соцкачеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность (качества, присущие исключительно данному индивиду). Можно сказать, что личность - это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Социологическая теория личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личности рассматривается в контексте идентификации и социализации. В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества: 1. направленность личности: потребности, мотивы поведения, цели человека, ценностные ориентации, иные установки человека, интересы личности, убеждения, идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением. 2. жизненный опыт личности: умения, навыки, привычки. Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение 3. особенности психический процессов: чувства, восприятие, мышление, память, воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4. биологические свойства; строение тела, патологические свойства в строении тела, темперамент (тип нервной системы), половые и возрастные свойства. Структура культуры. В социологии выделяют следующие элементы культуры: 1. Первым и наиболее важным элементом является познавательный знаково-символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. 2. Вторым не менее важным компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность – это свойство того или иного общественного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы. 3. Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обычаи – это традиционно установившийся порядок поведения. Обряд – это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
23. Соотношение доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры Возникновение субкультуры рассматривается в социологии как позитивная реакция на социокультурные и культурные потребности общества (профессиональная) и, с другой стороны, как негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру (культура преступного мира). Современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд своеобразных культурных образований, и по форме и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции. Другими словами, в каждом обществе существует доминирующая культура, которая представлена совокупностью ценностей, верований, обычаев, принимаемых большинством членов данного общества. Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, обычаев, присущих какой-то большой социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одеждой, обычаями. Молодежная субкультура не просто отличается от доминирующей культуры, но по сути противостоит ей, находится в конфликте с господствующей культурой. В социологии различают и такие понятия как антикультура. В самом общем виде можно сказать, что антикультуру составляют такие явления, которые разрушают целостность общества: расизм, фашизм, тоталитаризм, национализм, терроризм, коррупция, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др. С одной стороны, это состояние общества, в котором нарушена моральная регуляция вследствие того, что старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились (как известно, это состояние Э.Дюркгейм определил как аномию). С другой – это осознанный выбор поведенческой альтернативы конкретным человеком или группой лиц в соответствие с той искаженной культурой, которая «организует» субъекты на противоправные действия. 24. С падением «железного занавеса» мутные потоки «масскульта» хлынули и в страны СНГ, в том числе и в Украину. Кто-то из западных социологов заметил: «Вы приобщились к нашей цивилизации, только не к водопроводу, а к канализации». И наблюдаемое ныне засилье массовой культуры на экранах телевидения, в кино и др. сопровождается резким снижением нравственного уровня культурной продукции с ее непредсказуемыми психологическими последствиями для основной массы населения. В связи с этим встает вопрос, а нужны ли нам залетные телесериалы с happy end? Если отбросить одиозные фильмы ужасов, преступлений и порнографии, то ответ, по-видимому, будет один – положительный. Безусловно, в художественно-эстетическом отношении это низкопробная продукция, но все ли способны подняться до эстетической символики Тарковского. Ведь для того, чтобы наслаждаться искусством, нужно сначала быть художественно образованным человеком, т.е. нужен определенный уровень эстетического развития. А для значительной части населения такие «мыльные оперы» выполняют роль своеобразной релаксации, расслабления. Для многих людей подобные сериалы – это возможность отвлечься от повседневных тревог и нелегких забот. Кстати, такую иллюзорную роль выполняет китч, самое сконцентрированное выражение массовой культуры (от нем.kitch – халтура, безвкусица, штамп). Главная задача китча – создать иллюзию своего счастья. В отечественной социологии отмечается ряд тенденций, характерных для современного состояния культуры: · деиделогизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. · приватизация и коммерциализация культуры · усиливается культурно-коммуникационная апатия, ослабевает интерес к чтению в пользу зрелищных форм (телевидение, видео); · в повседневной речи наблюдается рост сквернословия и широкое употребление «матерной смазки» в обыденной речи. Чтобы подлинную культуру сделать достоянием народа, начинать нужно с повышения культурного уровня всего населения.
25. Социальные функции культуры В силу того, что культура явление многогранное и многомерное, то спектр выполняемых функций чрезвычайно широк. Назовем хотя бы некоторые. - Гуманистическая – или ее еще называют человеко-творческая. Это означает, что благодаря культуре происходит развитие творческого потенциала человека во всех сферах его жизнедеятельности. - Познавательно - эвристическая – знание материальной и духовной культуры той или иной эпохи дает возможность адекватно судить о степени познания природы и общества. - Функция передачи социального наследия обеспечивает связь времен: прошлого, настоящего и будущего. Наряду с генетической программой развитие человека осуществляется путем освоения социального опыта предшествующих поколений. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, т.е. усвоения знаний, языка, символов, целей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее приобщением к культурному наследию, а также степенью развития и индивидуальных способностей. - Регулятивно-аксиологическая, ценностная функция – культура с позиций такой функции выступает как система общественных норм и ценностей в сфере межличностных отношений. Ценности – основной системообразующий элемент культуры. Усвоенные в процессе социализации личности ценности, идеи, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Регулятивная функция культуры поддерживается общественным мнением, моралью, правом. Культура регулирует поведение людей во всех сферах социальной жизни. - Интегративная и дезинтегративная функция – культура развивается вместе с формированием общества, порождается им и одновременно воздействует на него силой созданных идей, открытий, символов. В этом проявляется ее интегративная функция. Культура сплачивает людей, обеспечивает целостность сообщества. Но она может выполнять и дезинтегративную роль, если, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, восстанавливает против других сообществ. В социологии называют и другие функции: адаптивную, социального контроля, мировоззренческую и др. 26. Массовая культура: сущность и функции. Термин «массовая культура» вошел в обращение после 2 мировой войны, когда СМИ стали доступны представителям всех соцслоев в большинстве стран мира; но содержание его довольно противоречиво и у социологов нет единой точки зрения. Среди многочисленных концепций можно выделить два подхода, два направления: апологетическое и критическое. 1. Массовая культура рассматривается в целом как удовлетворительная форма демократизации современного общества(О) в соответствии с ростом жизненного уровня, образования и т.д. 2. Концепции критического характера связаны с проблемами массового О, корни которого идут еще от Токвиля, затем Адорно, Фромма и др. Массовая культура - выражение громадной концентрации политической и социально-экономической власти в руках правящих элит, как предельное выражение духовной несвободы, стандартизации и унификации личности, как средство ее отчуждения. Анализируя такие явления, как «массовое О» и «массовый человек», испанский социолог Ортега-и-Гассет показал, что «массовый человек - это новый тип человека, ведущего особый вид «массового существования». Для «человека массьо> характерно удовлетворение от идентичности с др. людьми, от совпадения своих желаний, идей, вкусов, способов бытия с общепризнанными образцами. Причем тип обезличенного «массового» существования характерен практически для любого общественного класса. В массовом О уровень культуры в целом не зависит от социального положения. Один из первых исследователей массовой культуры Гринберг, рассматривая культурную продукцию, предназначенную для массового потребления, характеризует ее как предмет торговли. И поскольку массовая культура это не творчество, а производство, то она легко подчиняется шаблонизации. Некоторые западные теоретики выражают сомнение в правомочности употребления как слова «массовая», так и «культура», считая «массовую культуру» псевдокультурой, и не культурой масс, продукцией для масс. Многие исследователи отмечают не только низкий художественный и эстетический уровень этой продукции, но обращают внимание и на соцфункции массовой культуры, считая, что она культивирует и поощряет низменные инстинкты человека, пассивность.
27. Социальная структура общества Структуры общества(О) и ее динамика - ключевая проблема социологии. Анализ и осмысление социальной структуры общества предполагает выяснение: что такое социальная структура, какие важнейшие элементы она включает, по каким признакам их следует выделять в социальной структуре, какова реальная социальная структура в Украине, каковы тенденции и перспективы ее развития. Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. О имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство. О подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре О выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в.О выделяются соцгруппы, социнституты и соцорганизации. Социальная организация - это целеустремленные социальные системы, т.е. системы, формируемые людьми по заранее намеченному плану в целях удовлетворения более крупной социальной системы. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Социнститут - это организованная система связей и соцнорм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям О. Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, слоев, групп, а также отношений между ними. Систему регулирования неравенства, при которой члены общества располагаются ниже или выше в соответствии с принятыми степенями значимости называют стратификационной системой общества. Общество структурировано по различным основаниям, по разным признакам, в основании социальной дифференциации могут лежать как биологические особенности, так и интеллектуальные. Для изучения соцструктуры используются различные «инструменты»: статус, роль, страта, группа и др. Девиация в молодежной среде Молодежь объективно находится в самом сложном социально-экономическом положении. В этом возрасте разница между объективно возникающими потребностями и объективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образование, вступление в брак, создание своего дома, обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы, нет достаточно опыта, не сделана карьера. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители и особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей, стремления к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в наиболее доступной сфере — культуре. Молодежная субкультура — это инновационное (новаторское) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды и нередко носит характер контр-культуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением. Социологические исследования показывают, что установки и ориентации в молодежных микрогруппах (без индивидуального осознания) часто становятся мотивами девиантного поведения, в част- ности, у несовершеннолетних такие «неопределенные мотивы» в 20-40% случаев становятся непосредственной причиной их участия в кражах, изнасилованиях и др. Вообще значительная часть преступлений среди молодежи связана с ориентацией на «групповые» нормы поведения. Часто причиной девиантного поведения, в частности, суицида является безответная любовь, пьянства - пример друзей или родствеников. Именно в этом возрасте формируется личность человека и все внимание близких, так называемых, малых групп должно быть направлено на контроль и наставничество молодежи. 47. Особенности молодежной субкультуры Социология молодежи— отрасль социологической науки, исследующей проблемы молодежи, исследует молодежь как социальную общность. При изучении молодежи рассматриваются проблемы социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процессы социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентацией, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д. Молодежь объективно находится в самом сложном социально-экономическом положении. В этом возрасте разница между объективно возникающими потребностями и объективно доступными возможностями очень велика. Потребности: образование, вступление в брак, создание своего дома, обеспечение семьи и родившихся детей. С другой стороны низкие возможности решить эти проблемы, нет достаточно опыта, не сделана карьера. Это период самых низких доходов и возможностей. Старшее детство и младшая молодость носители и особой молодежной субкультуры. Это время отрыва от родителей, стремления к самостоятельности, что порождает стремление самостоятельности в наиболее доступной сфере — культуре. Молодежная субкультура — это инновационное (новаторское) поведение в моде, лексике, пристрастиях в области искусства, причесок, моды и нередко носит характер контр-культуры, в субкультуре много радикализма. Это возраст конфликта с более старым поколением. Социологические исследования показывают, что установки и ориентации в молодежных микрогруппах (без индивидуального осознания) часто становятся мотивами девиантного поведения, в частности, у несовершеннолетних такие «неопределенные мотивы» в 20-40% случаев становятся непосредственной причиной их участия в кражах, изнасилованиях и др. Вообще значительная часть преступлений среди молодежи связана с ориентацией на «групповые» нормы поведения.
48. Сущность и причины социальных конфликтов Соцнеоднородность О, различие в уровне доходов власти, престиже и т.п. нередко приводят к К -неотъемлемой части общественной жизни. К всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных соцгрупп. Противоречия пронизывают все сферы жизни: соц.-экон., политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис О. Проявлением кризиса О служит резкий подъем соцнапряженности, которая нередко перерастает в К - столкновение противоположных целей, мнений, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Теорий соцконфликта(К) множество, существует даже наука - конфликтология. Первый родоначальник теории К - Маркс. Он считал, что единственным двигателем общественного прогресса является борьба противоположностей, антагонизм которых заложен во всех сферах и формах общественной жизни. Борьба классов ведет к смене формаций через социальные революции. То есть соц. революция является с одной стороны высшей формой классовой борьбы, а с другой стороны - завершением данного этапа конфликта. Зиммель ввел в науку понятие «соц. конфликта». Суть его концепции: К имеют всеобщий, абсолютный характер. Они обусловлены психологией человека и К корениться в двух противоположных началах, инстинктах, свойственных любому человеку - любовь и ненависть. Он считал, что это родовое начало, а К -столкновение противоположностей свойственным всем формам жизни и обществу в том числе. В обществе (О) постоянно действуют такие начала, как стремление или движение к ассоциации или диссоциации. Ассоциация -объединение, сплочение. Диссоциация - разъединение на личности, уровни. То есть К не обязательно разрушитель системы, при определенных условиях он способствует ее сохранению через разрушение вредной стороны этой системы. Дарендорф - суть К заключается в том, что у одних групп в О власть, а у других ее нет, причем власть одних как раз осуществляется по отношению к другим. Из этой ситуации существует 2 выхода: 1. обострение борьбы, конфликта 2. преодоление К. Для его преодолен™ люди должны осознать свои интересы, объединиться и перераспределить власть. По Козеру, суть К заключается в идеологических явлениях, отражающих чувства людей недовольных распределением власти, доходов, комфорта, недовольных своим статусом, своей ролью в О, и это чувство неудовлетворенности заставляет (|юрлгулировать аргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Он говорил, что в закрытом О нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными и объявив войну другой части О - жестокая война частей О. В открытых О этого не случается, поскольку, интересы разные реализуются в наборе демократических соц. институтов.
Место социологии в системе общественных наук Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и тд. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отл1гчие соцнологии(С) от др. социальных наук в том, что она изучает общество(О) в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований. Место социологии в системе общественных наук определяется прежде всего тем, что С включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных наук. Кроме того, сегодня сложилась целая система исследований, проводимых на стыке С и других наук, которые принято называть социальными. С не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. 1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. С распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. Но если философия изучает сущность человека, личности, то С -личность как социальный тип. Если философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология - социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Однако С осуществляет задачу, непосильную общей философии - непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Принципиально новое решение в современной философии и С получает проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. 2. С историей. С изучает современное О - ш шсШт. История изучает все О на протяжении всего его существования после того события уже свершились. (роз1 ГисШш). Там, где кончается история начинается С. Однако связь С с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. Они обе имеют объектом изучения О. История как и С сталкивается с двумя основными проблемами: 1. С наличием определенных социальных закономерностей 2. С существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, оказывающих влияние на зигзаги в развитии О. 3. С изучает гражданское О, политология -политическую жизнь О, политические отношения. Взаимодействие двух наук - социология и политологии, породило новую отрасль науки - политическую социологию. Связь С и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности О в целом как социальной системы, во-вторых, О нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы. 4. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. С дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном О и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими. 2. Возникновение и формирование социологии как науки. только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него С в качестве самостоятельной науки. В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и О утрачивают свое значение, складывается концепции рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение - с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни. Так, основоположник позитивизма Опост Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе - С. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что ей как и в физике следует изучать О, накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название -социология (социо - общество, логос - знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать О - наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что С поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, принимать решения в управлении О. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторического процесса развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к С требование - изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин; основывать достоверность своих выводов на фактах и на связях, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон - это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д., последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в О. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала О в движении, развитии -это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал - закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу С. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта -необходимость строгой проверки тех положений, которые С рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание С как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии -натуралистическая С. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об О обрела свое название благодаря Конту. Однако С обрела свое достойное место только спустя почти целый век. Ярким представителем новой науки являлся Спенсер, провозгласивший новую идею развития (эволюцию). Спенсер отмечал, что О как сложный организм имеет для каждой потребности или функции определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появления абсолютно новых социальных институтов. Спенсер обосновал идеи либерализма с позиций социологии. Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов. Он впервые ввел понятия социальная система, социальная структура, социальный институт. Он различал три типа институтов: продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия, политинституты, мораль и т.д.). Две идеи Спенсера: описание структуры О как особого организма и идея эволюции - определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключение явления в природе и О. Спенсер считал, что и О, культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и следовательно - эволюции. Любой процесс, по его мнению, включает две стороны - интеграцию и дифференциацию. Социология эволюции для него -противоречивый, но в основном плавный, постепенный, в значительной мере автоматический процесс, не допускающий сознательного «ускорения» и вмешательства «извне». Отсюда осуждение любых попыток революционного переустройства общества. Своей концепцией структурной дифференциации, он рассматривает О как саморегулирующуюся систелгу и анализом взаимосвязи социальных функций со структурой О, Спенсер предвосхитил многие положения структурного функционализма в социологии. 3. Социология и ее функции. Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, т.е. познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Основная из гносеологических функций социологии – теоретико-познавательная, критическая. (оценка познаваемого мира с позиций интересов личности, с одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить, с другой стороны, выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Описательная функция социологии – это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действия, взаимосвязи и т.п. Познавательная функция социологии находит продолжение в
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.022 с.) |