ТОП 10:

Основные характеристики социальных конфликтов



Все К классифицируются в зависимости от зон разногласий: 1. Личностный. Эта зона включает К, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Это чисто психологический К, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего К среди членов группы 2. Межличностный. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, в этом К индивиды стоят "лицом к лицу". 3. Межгруптовой. Группа индивидов (соцобщность, способная на совместные

скоординированные действия) вступает в К с др. группой, не включающей в себя индивидов из первой. Это самый распространенный вид К, так как индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в К. 4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель 5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде всего со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в К с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Анализ содержания и особенностей протекания К проводят по 3 стадиям: предконфликтная стадия (период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать, формирование каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий), непосредственно К (характеризуется наличием инцидента, т.е. соцействий, направленных на изменение поведения соперников; это активная, деятельная часть К) и стадия его разрешения (снятие конфликтной ситуации). Острота К - с высокой интенсивностью соцстолкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого К характерны в основном открытые столкновения, происходящие настолько часто, что сливаются в единое целое. Острота К обусловлена главным образом внутренними психологическими причинами, и в то же время каждая из сторон стремится пополнять свои ресурсы извне.

 

49. Динамика социальных конфликтов

Открытый характер (словесные прения, эконсанкции, физвоздействие, политборьба, спортивное состязание ит.п). Эти действия легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Так как открытый "обмен ударами" хорошо виден со стороны в ходе К, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели. Активные открытые К обычно расширяют сферу К, они ясны и предсказуемы. 2. Скрытый характер. Противники маскируют свои действия, обманывают соперничающую сторону. Эта скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основной образ действий в скрытом внутреннем К - рефлексивное управление.

По внутреннем)' содержанию К делятся на: рациональные и эмоциональные. Рациональные - К, охватывающие сфер)' разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или соцструктуры. Участники не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага; уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины - характерные черты. Эти К не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и тон же цели - улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ценностей. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и конфликт разрешается. Однако в ходе К агрессия его участников часто переносится с причины К на личности: первоначальная причина забывается и участники действуют на основе личной неприязни - эмоциональный К. В сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, порождающие неприязнь и даже ненависть к противнику. Развитие таких К непредсказуемо, и в основном они неуправляемы. После перехода К на эмоциональный уровень его уже невозможно погасить, а можно только локализовать. Чаще всего он прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений. Но некоторые К могут передавать эмоциональный настрой, ненависть и другим поколениям. Тогда К продолжается достаточно длительное время, то затухая, то вновь разгораясь. Нужна настоящая ломка сознания, чтобы уничтожить стереотипы неприязни н ненависти.

50. Социальные конфликты и пути их решения

Внешний признак разрешения К - завершение инцидента, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое. но недостаточное условие погашения К. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрнрующее состояние, искать его причин)'. И тогда угаснувший было К вспыхивает вновь.

Разрешение К возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, которое может принимать разные формы. Наиболее эффективная форма -устранение причины К. При рациональном К устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины К обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального К применяется изменение

установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный К полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага. Возможно также разрешение К путем изменения требовании одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в К. К может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. При этом непременно происходит изменение конфликтной ситуации.К выполняют в О разные функции: 1. функцию «выхлопного клапана»: в К высказываются претензии и требования, порождающие неудовлетворенность 2. К -источник инноваций, т.к. конфликтующие в ходе К находят идею, решение, которое может удовлетворить требования разрешает противоречия 3. К позволяет четче или резче размежеваться О, узнать специфику каждого участника К.

 

Уклонение. нужно вести себя так, чтобы не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение конфликтных ситуацій.

Сглаживание. Такое поведение можно охарактеризовать как реализацию принципа Но дело в том, что при этом эмоциональное напряжение не исчезает, оно просто уходит вглубь и чем дальше, тем больше накапливается. И в результате – обострение конфликта.

Принуждение. Авторитарный начальник заставляет подчиненных принять свою точку зрения любой ценой. Подчиненные вынуждены выполнить приказ, указание и др., но недовольство (особенно среди молодых и перспективных) не исчезает, а только накапливается.

Компромисс. Компромиссное разрешение конфликтной ситуациипредполагает определенное согласие, которое достигается лишь для того, чтобы избежать ссоры. Решение проблемы. Этот стиль решения конфликта тесно связан с предыдущим, позволяет получить более приемлемый результат для обеих сторон.

Эти способы разрешения конфликта связаны, главным образом, с межличностным общением, что касается социальных конфликтов на более широкой социальной основе, то в социологии есть и другая типология; в частности, различают такие виды:

- снятие социального напряжения на ранней стадии,

- уклонение,

- откладывание,

- третейское разбирательство,

- переговоры (с использованием посредников),

- компромисс.

В любом случае разрешение конфликтной ситуации предполагает, прежде всего, снятие излишнего эмоционального взаимодействия.

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.


1.Об’єкт та предмет соціологіі,ії місце в системі суспільних наук.

2.Виникнення та формування соціології як науки.

3.Соціологія та ії функції.

4.Основні етапи становлення та розвитку соціальної науки.

5.Засновники соціологічної науки

6.Класичний період в розвитку соціології.

7.Посткласичний етап в розвитку соціології

8.Соціологічні школи 20ст.

9.Особливості розвитку соціології в Україні

10.Організація та методи конкретних соціологічних досліджень.

11. Опитувальні методи соціологічних досліджень.

12.Спостереження та інтерв’ю як методи соціологічного дослідження.

13.Особистість та ії дослідження в соціологічній науці.

14. Соціальний статус та роль.

15. Соціологічні концепції особистості.

16. Сутність концепції «дзеркального «Я»

17.Особливості концепції особистості З.Фрейда.

18.Соціалізація особистості :сутність, основні етапи.

19.Соціалізація та ре соціалізація, їх основний зміст.

20.Соціалізація культури : об’єкт та предмет дослідження.

21.Особливості соціологічного підходу до вивчення культури.

22.Базисні компоненти культури

23. Співвідношення домінуючої культури,субкультури та контркультури.

24. Особливості соціокультурних змін в Україні.

25.Соціальні функції культури.

26. Масова культура : сутність та функції.

27.Соціальна структура суспільства.

28.Соціальні групи та їх види

29.Причини соціальної диференціації суспільства.

30.Теорія соціальної стратифікації.

31.Середні верстви та їх роль в постіндустріальному суспільстві.

32. Маргінальні верстви в структурі сучасного суспільства.

33.Особливість стратифікаційних процесів в Україні.

34. Соціальна мобільність та ії види.

35.Вертикальна та горизонтальна мобільність.

36.Канали соціальної мобільності.

37.Девіантна поведінка : сутність та основні прояви.

38.Причини та види девіацій.

39.Методи соціального контролю девіантної поведінки.

40.Соіальна аномія як фактор зростання девіантної поведінки.

41.Соціальні функції сім’ї.

42.Проблеми сучасної сім’ї.

43.Типологія сім’ї.

44.Сутність демографічної політики.

45.Соціологія молоді : основні напрямки дослідження.

46.Девіації в молодіжному середовищі.

47.Особливості молодіжної субкультури.

48.Сутність та причини соціальних конфліктів.

49. Динаміка соціальних конфліктів.

50.Соціальні конфлікти та шляхи їх розв’язання.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.013 с.)