Вторая фаза – интериоризация – это процесс включения социальных норм ценностей во внутренний мир человека, когда это ценности и нормы становятся главными детерминантами поведения личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая фаза – интериоризация – это процесс включения социальных норм ценностей во внутренний мир человека, когда это ценности и нормы становятся главными детерминантами поведения личности.



 

19. Социализация и ресоциализация.

Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, это процесс интеграции индивида в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) посредством усвоения или элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

Можно оказать, что под социализацией подразумевается процесс, посредством которого вступающий в жизнь индивид становится социокультурной личностью.

Анализ процесса адаптации и интериоризации включает в себя и такое явление как ресоциализация. Под ресоциализацией в социологии понимается овладение новыми ценностями и ролями для замены ранее недостаточно усвоенных или несоответствующих новой ситуации, новым обстоятельствам (от занятий по иностранному языку на основе своего институтского багажа до профессиональной переподготовки).

20. Сущность и содержание социологии культуры .

Социология культуры – это отрасль социологии, которая изучает культуру как социальный феномен, ее место и роль во взаимодействии с другими системами общества, а также взаимодействие личности, общности и общества. Она является отраслью социологии и одновременно культуроизучающей наукой, находится на грани философии и культурологии. Являясь составной частью социологии, социология культуры использует понятия и средства социологии для анализа отдельных социальных феноменов в сфере культуры.

Социологию культуры интересует прежде всего взаимодействие культуры и общества. Она концентрирует внимание на «социальном» измерении культуры, ее влиянии на социальное поведение; предметом изучения становятся общие правила, образцы поведения, мотивация. Одной из центральных проблем социологии является исследование социального действия и поведения людей

Социология имеет дело с культурой как социальным феноменом, т.е. рассматривает культуру как социальную систему, которая доступна для наблюдения с помощью эмпирических средств исследования. Главная задача сводится к тому, чтобы определить то, что принадлежит к понятию «культура», определить подходы и средства ее исследования.

В социологии культуры под этим термином понимается совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках), передаваемых следующим поколениям. Можно сказать и так: культура – это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям.

 

21. Сущность и содержание социологии культуры.

Социология культуры – это отрасль социологии, которая изучает культуру как социальный феномен, ее место и роль во взаимодействии с другими системами общества, а также взаимодействие личности, общности и общества. Она является отраслью социологии и одновременно культуроизучающей наукой, находится на грани философии и культурологии. Являясь составной частью социологии, социология культуры использует понятия и средства социологии для анализа отдельных социальных феноменов в сфере культуры.

Социологию культуры интересует прежде всего взаимодействие культуры и общества. Она концентрирует внимание на «социальном» измерении культуры, ее влиянии на социальное поведение; предметом изучения становятся общие правила, образцы поведения, мотивация. Одной из центральных проблем социологии является исследование социального действия и поведения людей

Социология имеет дело с культурой как социальным феноменом, т.е. рассматривает культуру как социальную систему, которая доступна для наблюдения с помощью эмпирических средств исследования. Главная задача сводится к тому, чтобы определить то, что принадлежит к понятию «культура», определить подходы и средства ее исследования.

В социологии культуры под этим термином понимается совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках), передаваемых следующим поколениям. Можно сказать и так: культура – это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям.

 

Структура культуры.

В социологии выделяют следующие элементы культуры:

1. Первым и наиболее важным элементом является познавательный знаково-символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

2. Вторым не менее важным компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность – это свойство того или иного общественного предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы.

3. Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обычаи – это традиционно установившийся порядок поведения. Обряд – это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

 

23. Соотношение доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры

Возникновение субкультуры рассматривается в социологии как позитивная реакция на социокультурные и культурные потребности общества (профессиональная) и, с другой стороны, как негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру (культура преступного мира).

Современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, в которых наряду с господствующей культурой существует ряд своеобразных культурных образований, и по форме и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции.

Другими словами, в каждом обществе существует доминирующая культура, которая представлена совокупностью ценностей, верований, обычаев, принимаемых большинством членов данного общества. Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, обычаев, присущих какой-то большой социальной группе.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одеждой, обычаями. Молодежная субкультура не просто отличается от доминирующей культуры, но по сути противостоит ей, находится в конфликте с господствующей культурой.

В социологии различают и такие понятия как антикультура. В самом общем виде можно сказать, что антикультуру составляют такие явления, которые разрушают целостность общества: расизм, фашизм, тоталитаризм, национализм, терроризм, коррупция, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др. С одной стороны, это состояние общества, в котором нарушена моральная регуляция вследствие того, что старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились (как известно, это состояние Э.Дюркгейм определил как аномию). С другой – это осознанный выбор поведенческой альтернативы конкретным человеком или группой лиц в соответствие с той искаженной культурой, которая «организует» субъекты на противоправные действия.

24. С падением «железного занавеса» мутные потоки «масскульта» хлынули и в страны СНГ, в том числе и в Украину. Кто-то из западных социологов заметил: «Вы приобщились к нашей цивилизации, только не к водопроводу, а к канализации». И наблюдаемое ныне засилье массовой культуры на экранах телевидения, в кино и др. сопровождается резким снижением нравственного уровня культурной продукции с ее непредсказуемыми психологическими последствиями для основной массы населения.

В связи с этим встает вопрос, а нужны ли нам залетные телесериалы с happy end? Если отбросить одиозные фильмы ужасов, преступлений и порнографии, то ответ, по-видимому, будет один – положительный. Безусловно, в художественно-эстетическом отношении это низкопробная продукция, но все ли способны подняться до эстетической символики Тарковского. Ведь для того, чтобы наслаждаться искусством, нужно сначала быть художественно образованным человеком, т.е. нужен определенный уровень эстетического развития.

А для значительной части населения такие «мыльные оперы» выполняют роль своеобразной релаксации, расслабления. Для многих людей подобные сериалы – это возможность отвлечься от повседневных тревог и нелегких забот. Кстати, такую иллюзорную роль выполняет китч, самое сконцентрированное выражение массовой культуры (от нем.kitch – халтура, безвкусица, штамп). Главная задача китча – создать иллюзию своего счастья.

В отечественной социологии отмечается ряд тенденций, характерных для современного состояния культуры:

· деиделогизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру.

· приватизация и коммерциализация культуры

· усиливается культурно-коммуникационная апатия, ослабевает интерес к чтению в пользу зрелищных форм (телевидение, видео);

· в повседневной речи наблюдается рост сквернословия и широкое употребление «матерной смазки» в обыденной речи.

Чтобы подлинную культуру сделать достоянием народа, начинать нужно с повышения культурного уровня всего населения.

 

25. Социальные функции культуры

В силу того, что культура явление многогранное и многомерное, то спектр выполняемых функций чрезвычайно широк. Назовем хотя бы некоторые.

- Гуманистическая – или ее еще называют человеко-творческая. Это означает, что благодаря культуре происходит развитие творческого потенциала человека во всех сферах его жизнедеятельности.

- Познавательно - эвристическая – знание материальной и духовной культуры той или иной эпохи дает возможность адекватно судить о степени познания природы и общества.

- Функция передачи социального наследия обеспечивает связь времен: прошлого, настоящего и будущего. Наряду с генетической программой развитие человека осуществляется путем освоения социального опыта предшествующих поколений.

Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, т.е. усвоения знаний, языка, символов, целей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее приобщением к культурному наследию, а также степенью развития и индивидуальных способностей.

- Регулятивно-аксиологическая, ценностная функция – культура с позиций такой функции выступает как система общественных норм и ценностей в сфере межличностных отношений. Ценности – основной системообразующий элемент культуры. Усвоенные в процессе социализации личности ценности, идеи, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Регулятивная функция культуры поддерживается общественным мнением, моралью, правом. Культура регулирует поведение людей во всех сферах социальной жизни.

- Интегративная и дезинтегративная функция – культура развивается вместе с формированием общества, порождается им и одновременно воздействует на него силой созданных идей, открытий, символов. В этом проявляется ее интегративная функция. Культура сплачивает людей, обеспечивает целостность сообщества. Но она может выполнять и дезинтегративную роль, если, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, восстанавливает против других сообществ.

В социологии называют и другие функции: адаптивную, социального контроля, мировоззренческую и др.

26. Массовая культура: сущность и функции.

Термин «массовая культура» вошел в обращение после 2 мировой войны, когда СМИ стали доступны представителям всех соцслоев в большинстве стран мира; но содержание его довольно противоречиво и у социологов нет единой точки зрения. Среди многочисленных концепций можно выделить два подхода, два направления: апологетическое и критическое. 1. Массовая культура рассматривается в целом как удовлетворительная форма демократизации

современного общества(О) в соответствии с ростом жизненного уровня, образования и т.д. 2. Концепции критического характера связаны с проблемами массового О, корни которого идут еще от Токвиля, затем Адорно, Фромма и др. Массовая культура - выражение громадной концентрации политической и социально-экономической власти в руках правящих элит, как предельное выражение духовной несвободы, стандартизации и унификации личности, как средство ее отчуждения.

Анализируя такие явления, как «массовое О» и «массовый человек», испанский социолог Ортега-и-Гассет показал, что «массовый человек - это новый тип человека, ведущего особый вид «массового существования». Для «человека массьо> характерно удовлетворение от идентичности с др. людьми, от совпадения своих желаний, идей, вкусов, способов бытия с общепризнанными образцами. Причем тип обезличенного «массового» существования характерен практически для любого общественного класса. В массовом О уровень культуры в целом не зависит от социального положения. Один из первых исследователей массовой культуры Гринберг, рассматривая культурную продукцию, предназначенную для массового потребления, характеризует ее как предмет торговли. И поскольку массовая культура это не творчество, а производство, то она легко подчиняется шаблонизации. Некоторые западные теоретики выражают сомнение в правомочности употребления как слова «массовая», так и «культура», считая «массовую культуру» псевдокультурой, и не культурой масс, продукцией для масс. Многие исследователи отмечают не только низкий художественный и эстетический уровень этой продукции, но обращают внимание и на соцфункции массовой культуры, считая, что она культивирует и поощряет низменные инстинкты человека, пассивность.

 

27. Социальная структура общества

Структуры общества(О) и ее динамика - ключевая проблема социологии. Анализ и осмысление социальной структуры общества предполагает выяснение: что такое социальная структура, какие важнейшие элементы она включает, по каким признакам их следует выделять в социальной структуре, какова реальная социальная структура в Украине, каковы тенденции и перспективы ее развития.

Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. О имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство. О подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре О выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в.О выделяются соцгруппы, социнституты и соцорганизации. Социальная организация - это целеустремленные социальные системы, т.е. системы, формируемые людьми по заранее намеченному плану в целях удовлетворения более крупной социальной системы. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Социнститут - это организованная система связей и соцнорм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям О. Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, упорядоченных от­носительно друг друга социальных общностей, слоев, групп, а также отношений между ними. Систему регулирования неравенства, при которой члены общества располагаются ниже или выше в соответствии с принятыми степенями значимости называют стратификационной системой общества. Общество структурировано по различным основаниям, по разным признакам, в основании социальной дифференциации могут лежать как биологические особенности, так и интеллектуальные. Для изучения соцструктуры используются различные «инструменты»: статус, роль, страта, группа и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.036 с.)