Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность как субъект и объект социальной деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как ранее отмечалось, личность – не только объект, но и субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Это означает, что каждый человек так или иначе влияет на других людей, по крайней мере, в тех сферах, где он вступает с ними в реальное взаимодействие. Индивид оказывает воздействие и на общество в целом, например, отдавая свой голос за того или иного кандидата, принимая участие в демонстрациях, митингах, забастовках, акциях протеста и других массовых социальнополитических действиях.
Не будет преувеличением сказать, что личность субъект исторического процесса, поскольку именно человек является его подлинным действующим лицом. По мнению всемирно известного психолога К. Г. Юнга, каждый "индивид должен иметь мужество признать, что, в действительности, именно он, индивид, является той осью, вокруг которой вращается сознание, общество и история. Ничто не может произойти без его участия, неважно сознательного или бессознательного".
Таким образом, социальнопсихологическая характеристика личности – это рассмотрение индивида в неразрывной связи с социальным окружением, т.е. с конкретными людьми и социальными группами, в состав которых он входит, пространством, где осуществляется его активная жизнедеятельность. Статусно-ролевая концепция личности.
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях). Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.). Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека он чаще всего является основой социального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное, управленческое положение (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.). Обычно отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную. Экономическая составляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении). Престижная составляющая социального статуса зависит от профессии (престижный статус, престиж профессии). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками: 1. эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности 2. способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются 3. масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта 4. нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно 5. мотивацией - на личную прибыль, на общее благо
Социальную роль следует рассматривать в 2-х аспектах: · ролевого ожидания · ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1. описание типа поведения, соответствующего данной роли 2. предписание (требования), связанные с данным поведением 3. оценка выполнения предписанной роли 4. санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Ролевые и статусные теории личности Человек, будучи соц существом, взаимодействует с различными соци гр, участвует в кооперативных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Входя одновременно во многие соц. группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, кот он занимает в каждой из них, и его функнальных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия соц.статуса (статич хар-ка) и соц.роли (динамич). Соц статус - позиция индивида в общ, связ с опред правами и обяз; место индив/гр в иерархич организ структ общ. Хар-ки стат: ур дохода, образ, объем властн полном, престиж проф. Выдел осн (главн) статус – опред полож ч-ка в общ. Сущ также и неосн. Приписан – статус по крови. Достигн – получ в проц разв. Возрастной – пенсионер… Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный соц статус. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами.
Социализация индивида.
Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст).
Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Проводники социализации: социальные институты, посредники, культура.
Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию, называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.
1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком. 2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение. В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения. 3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является: изменение роли агентов социализации, изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей, усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих, несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом, противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.
Социализация бывает первичная (родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности. Вторичная охватывает вторую половину жизни. Десоциализация – отучение от старых ролей, норм, ценностей. Ресоциализация – обучение новым ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.
Социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений, что существует только белое и черное.
Социализация также способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
Отклоняющееся поведение. Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от нормы (негативные и позитивные девиации), поступки и действия, отклоняющиеся от социальных норм. Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.).
Негативная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое однозначно вызывает у большинства людей осуждение (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.). Причины девиантного поведения: - несовершенство существующих норм и законов - несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться) - биологические и психологические особенности личности (генетические отклонения, психопатия, умственные дефекты) - социальные условия жизни личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и отдыхать)
Различают следующие формы девиантного поведения: 1. Индивидуальные/групповые 2. Первичное/вторичное отклонения (ввел Х.Беккер) Индивидуальные отклонения – индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры. Групповые отклонения – отклонения группы от общепринятой морали(субкультура). Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе – такое отклонение воспринимается обществом как маленькая шалость, эксцентричность или ошибка. Вторичное отклонение – отклонение, которое социально определяется как девиантное.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.011 с.) |