ТОП 10:

Технология групповой психосоциальной работы с безработными



Начало из предыдущего билета.

Особую в методическом отношении работу проводят с ними в службах занятости. Психологическую поддержку в этих службах осуществляют в виде индивидуальных консультаций. С безработными, которые находятся в состоянии депрессии, проводят терапевтические беседы, вплоть до применения интенсивной коррекции. После нормализации состояния клиента обсуждают его жизненную ситуацию, выявляют возможности и склонности к выполнению тех или иных видов труда. При необходимости проводят профориентацию. В зависимости от результатов диагностики определяют план поиска подходящей работы.

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» признаёт подходящей работу, соответствующую профессиональной пригодности работника, с учётом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, норм охраны труда, транспортной доступности, оплачиваемую не ниже среднего заработка по последнему месту работы.

Сотрудник службы занятости курирует и периодически консультирует клиента, проводит поиск вакансий по прежней специальности и направляет клиента на места предполагаемой подходящей работы. Если поиск не приносит положительных результатов, клиента направляют на обучение новой или смежной профессии. Тем самым специалисты службы занятости выполняют функции посредников между работодателями и клиентами.

При некоторых службах занятости действуют восстановительные Т-группы. Часть из них имеет форму клубов поиска работы, в которых участники расширяют сведения о рабочих местах, пользуясь банками вакансий, в том числе соответствующими интернет-сайтами.

В клубах проводят также групповые занятия по моделированию ситуаций при встрече с работодателем. Занятия помогают участникам преодолеть неуверенность в себе, изменить стиль поиска работы, представить работодателю свои знания и навыки, правильно оформить документы для трудоустройства.

Программа Клуба ищущих работупризвана помочь безработным вернуться к работе, усилить мотивацию трудоустройства, задействовать скрытые резервы и активизировать самостоятельный поиск работы, а также решить вопрос участия в других программах – профессионального обучения, общественных работ, временной занятости.

Основная идея – для любого члена Клуба найдется работа, если он, действительно, желает ее получить. Некоторые люди не имеют работы только потому, что не нашли подходящих вакансий или не представили себя в лучшем свете. Клуб меняет сложившуюся ситуацию, показывает своим членам, где найти работу (включая большое количество вакансий, которые никогда не рекламируются), развивая их уверенность в себе и практикуя технику презентации, необходимую для успеха.

И хотя главной в занятиях ставится цель - дать знания, приобрести умения и выработать навыки, как правильно составить автобиографию, как наиболее эффективно разговаривать по телефону и вести беседу с работодателем, как подготовиться к собеседованию, как даже собственные недостатки суметь подать как свои достоинства, как сохранить рабочее место, на каждом занятии преследуется и другая цель – помочь слушателям по-новому взглянуть на себя, оценить свой жизненный опыт, умение, навыки, приобретенные на производстве и вне его, повысить самооценку. На занятиях Клуба уделяется внимание развитию умений и навыков общения, умений выслушивать и принимать мнение другого человека.

Другие восстановительные группы имеют форму курсов «Новый старт».Эти курсыпредназначаются для граждан, которые были безработными в течение длительного времени, перенесли серьезную психологическую травму в результате безработицы и не в состоянии самостоятельно вести активные поиски работы. Такие люди не всегда могут самостоятельно выбрать наиболее подходящую им программу или услугу центра занятости; более того, они могут отказаться от всех предложений, которые будут делать им специалисты центра занятости.

Эти курсы являются связующим звеном между регулярными собеседованиями с консультантом по трудоустройству в центре занятости, трудоустройством, профобучением или иной программой центра занятости.

Задачами курсов «Новый старт» являются:

– укрепление уверенности в себе и мотивация участников;

– помощь в выработке позитивного отношения к возможности трудоустройства и готовности оценить свою ситуацию;

– помощь в оценке тех сильных сторон и навыков, которыми обладают участники программы;

– улучшение информированности участников об услугах службы занятости, которыми они могут воспользоваться;

– помощь участникам в составлении плана действий, которые приведут к трудоустройству.

Эти курсы предназначены для граждан, которые не в состоянии определить, какая именно из имеющихся программ будет для них наиболее подходящей, или для тех, кто без специальной помощи отказывается от всех иных предложений центра занятости по участию в каких-либо программах.

Программа обучения в этом клубе включает следующие пункты: как писать объявления; как написать автобиографию; как правильно заниматься поиском работы, с чего начинать; как вести себя на собеседовании (см. Приложение).

Показатели эффективности программы:

- смена потребительской, иждивенческой позиции клиента на активную, самостоятельную;

- готовность принять большую часть ответственности за собственное трудоустройство на себя, а не надеется только на службу занятости;

- более оптимистичное отношение к поиску работы;

- повышение социальной мобильности;

- конкретизация планов будущего трудоустройства.

Важным средством социальной реабилитации безработных является создание из их числа групп самопомощи и взаимопомощи. Такие группы, объединяющие людей со сходной судьбой, снимают ощущение отверженности, с которым живут многие безработные, дают неформальную поддержку товарищей по несчастью. Это - фактор сохранения социальности для людей, лишенных поддержки трудового коллектива. Некоторые проблемы информационной и консультативной помощи безработным решаются легче через группы, чем в индивидуальном порядке. Группы ликвидируют дефицит общения, эмоциональной поддержки, характерный для безработных. Через группы также с большей эффективностью возможно выявление потребностей безработных, защита их интересов. Группы самопомощи безработных могут проложить путь к организации самообеспечения в экономическом плане, к началу индивидуальной и семейной предпринимательской деятельности.

 

 

24. Технология индивидуальной психосоциальной работы с лицами, вышедшими из пенитенциарных учреждений.

Современная российская пенитенциарная система — это места предварительного заключения: изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, учреждения, исправляющие наказание, исправительно-трудовые колонии, воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, исправительно-трудовые колонии (поселения).

Основные социальные проблемы бывших заключенных в современном российском обществе:

· Проблемы трудоустройства;

· Проблемы культурной адаптации;

· Проблемы сохранения социальных связей с близкими, родственниками и семьей;

· Жилищные проблемы и т.д.

Принципы социальной работы с бывшими заключенными:

Принцип законностив деятельности социальных работников с бывшими заключенными имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению бывшего осужденного к законопослушному поведению.

Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (Ст. 6 УК РФ).

Принцип гуманизма. Гуманизм – это признание за каждым возможности вернуться к законопослушной жизни в обществе. Это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осуждённых как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенчества, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными.

Таким образом, принцип гуманизма – это действенный инструмент в руках социального работника всей своей деятельностью призванного опровергать расхожее мнение о том, что «тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего – плохим».

Организация и подготовка осужденных к освобождению может быть осуществлена с помощью “Школы освобождающегося”, которая включает в себя:

- ознакомление с реальной социальной ситуацией в стране на период освобождения, социальными правами и обязанностями гражданина, социальными возможностями, нормами поведения и т.п.;

- укрепление социальной адаптивности, психологической готовности к жизни на свободе (тренинги социального общения, тренинги принятия решений и т.п.).

К конкретным видам социальной помощи освобождающимся отнесем запросы по содействию в оформлении паспортов, а также в службы занятости по избранному осужденным месту жительства.

Функции социальных работников в рамках исправительных учреждений включают в себя защиту и предоставление интересов заключенных в их отношениях с членами семьи, разного рода социальными организациями, включая школы, предприятия и учреждения, где работали или учились прежде эти люди, а также с возможными работодателями.

Характерными особенностями социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются следующие:

- данный процесс начинается с момента освобождения, и завершается достижением соответствия между ожиданиями – требованиями общества и поведением ранее судимого человека;119

- задачей социальной реабилитации является приобщение бывших осужденных к жизни без правоограничений, предполагающей их свободное и добровольное принятие нормативных требований данной среды, соблюдение уголовно-правовых норм;

- социальная реабилитация зависит от адаптационных навыков и способностей, как присущих индивиду изначально, так и сформировавшихся в условиях исполнения наказания;

- успех социальной реабилитации в значительной степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и требований, предъявляемых средой;

- социальная реабилитация может быть обеспечена лишь при наличии положительной взаимообусловленной социальной направленности микросреды и личности судимого.

В процессе социальной реабилитации обычно выделяют следующие этапы:

1) ознакомительный этап – следование к месту предстоящего жительства, явка в органы внутренних дел, трудоустройство, установление личных контактов с ближайшим социальным окружением (около одного месяца); нередко на этом этапе происходит вхождение бывшего заключенного в дома ночного пребывания или реабилитационные центры для бездомных, взаимодействие с которыми сохраняется и на последующем этапе реабилитации – восстановительном;

2) восстановительный этап - восстановление или установление социально полезных отношений, решение бытовых и иных жизненных проблем (продолжительность зависит от конкретных условий);

3) завершающий этап (1-3 года) - закрепление новых отношений, расширение межличностных связей; человек занимает соответствующее место в обществе – получает постоянную работу, устраивает свой быт.

Учитывая, что социальная работа с заключенными делает в России лишь первые шаги, важно обратить внимание не столько на сложившийся опыт в соответствующей деятельности (хотя, разумеется, история социальной работы в России может дать немало примеров соответствующей практики из деятельности благотворительных организаций, а также таких выдающихся личностей, как Ф.П.Гааз, А.Кони, Л.Толстой.), сколько на общие положения технологии социальной работы и на указания Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, в рамках которых имеет смысл искать и продуцировать оптимальные способы социономической деятельности в исправительных заведениях.

Социальные работники призваны уделять большое внимание контактам с работодателями, учителями, членами семьи – со всеми, кто может помочь в выявлении проблем и поиске их решений. На социономах лежит и обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия, и стимулировать изменения в подготовке общества к осужденным как согражданам. Не меньшее значение имеет и содействие становлению групп само- и взаимопомощи осужденных и бывших осужденных, правозащитных фондов. Такие группы и организации располагают потенциалом, достаточным для осуществления разного рода проектов (например “Дорога к дому”), направленных на формирование в обществе отношения к бывшим заключенным как согражданам и обеспечению эффективности их социальной адаптации.

 

 

25. Технология групповой психосоциальной работы с лицами, вышедшими из пенитенциарных учреждений.

Современная российская пенитенциарная система — это места предварительного заключения: изоляторы временного содержания, следственные изоляторы, учреждения, исправляющие наказание, исправительно-трудовые колонии, воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, исправительно-трудовые колонии (поселения).

Основные социальные проблемы бывших заключенных в современном российском обществе:

· Проблемы трудоустройства;

· Проблемы культурной адаптации;

· Проблемы сохранения социальных связей с близкими, родственниками и семьей;

· Жилищные проблемы и т.д.

Принципы социальной работы с бывшими заключенными:

Принцип законностив деятельности социальных работников с бывшими заключенными имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению бывшего осужденного к законопослушному поведению.

Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (Ст. 6 УК РФ).

Принцип гуманизма. Гуманизм – это признание за каждым возможности вернуться к законопослушной жизни в обществе. Это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осуждённых как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенчества, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными.

Таким образом, принцип гуманизма – это действенный инструмент в руках социального работника всей своей деятельностью призванного опровергать расхожее мнение о том, что «тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего – плохим».

Организация и подготовка осужденных к освобождению может быть осуществлена с помощью “Школы освобождающегося”, которая включает в себя:

- ознакомление с реальной социальной ситуацией в стране на период освобождения, социальными правами и обязанностями гражданина, социальными возможностями, нормами поведения и т.п.;

- укрепление социальной адаптивности, психологической готовности к жизни на свободе (тренинги социального общения, тренинги принятия решений и т.п.).

К конкретным видам социальной помощи освобождающимся отнесем запросы по содействию в оформлении паспортов, а также в службы занятости по избранному осужденным месту жительства.

Функции социальных работников в рамках исправительных учреждений включают в себя защиту и предоставление интересов заключенных в их отношениях с членами семьи, разного рода социальными организациями, включая школы, предприятия и учреждения, где работали или учились прежде эти люди, а также с возможными работодателями.

Характерными особенностями социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются следующие:

- данный процесс начинается с момента освобождения, и завершается достижением соответствия между ожиданиями – требованиями общества и поведением ранее судимого человека;119

- задачей социальной реабилитации является приобщение бывших осужденных к жизни без правоограничений, предполагающей их свободное и добровольное принятие нормативных требований данной среды, соблюдение уголовно-правовых норм;

- социальная реабилитация зависит от адаптационных навыков и способностей, как присущих индивиду изначально, так и сформировавшихся в условиях исполнения наказания;

- успех социальной реабилитации в значительной степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и требований, предъявляемых средой;

- социальная реабилитация может быть обеспечена лишь при наличии положительной взаимообусловленной социальной направленности микросреды и личности судимого.

В процессе социальной реабилитации обычно выделяют следующие этапы:

1) ознакомительный этап – следование к месту предстоящего жительства, явка в органы внутренних дел, трудоустройство, установление личных контактов с ближайшим социальным окружением (около одного месяца); нередко на этом этапе происходит вхождение бывшего заключенного в дома ночного пребывания или реабилитационные центры для бездомных, взаимодействие с которыми сохраняется и на последующем этапе реабилитации – восстановительном;

2) восстановительный этап - восстановление или установление социально полезных отношений, решение бытовых и иных жизненных проблем (продолжительность зависит от конкретных условий);

3) завершающий этап (1-3 года) - закрепление новых отношений, расширение межличностных связей; человек занимает соответствующее место в обществе – получает постоянную работу, устраивает свой быт.

Учитывая, что социальная работа с заключенными делает в России лишь первые шаги, важно обратить внимание не столько на сложившийся опыт в соответствующей деятельности (хотя, разумеется, история социальной работы в России может дать немало примеров соответствующей практики из деятельности благотворительных организаций, а также таких выдающихся личностей, как Ф.П.Гааз, А.Кони, Л.Толстой.), сколько на общие положения технологии социальной работы и на указания Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, в рамках которых имеет смысл искать и продуцировать оптимальные способы социономической деятельности в исправительных заведениях.

Социальные работники призваны уделять большое внимание контактам с работодателями, учителями, членами семьи – со всеми, кто может помочь в выявлении проблем и поиске их решений. На социономах лежит и обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия, и стимулировать изменения в подготовке общества к осужденным как согражданам. Не меньшее значение имеет и содействие становлению групп само- и взаимопомощи осужденных и бывших осужденных, правозащитных фондов. Такие группы и организации располагают потенциалом, достаточным для осуществления разного рода проектов (например “Дорога к дому”), направленных на формирование в обществе отношения к бывшим заключенным как согражданам и обеспечению эффективности их социальной адаптации.

ПРИМЕР ГРУППОВОЙ РАБОТЫ:

Трудно реализуемым, но максимально эффективным представ­ляется метод создания саногенной среды или терапевтических «оази­сов».Основной целью данного подхода является изъятие человека из привычного, провоцирующего окружения, что в свою очередь должно вызвать изменения образа жизни человека и личностные изменения. К подобным формам организации среды можно отнес­ти трудовые коммуны для подростков с отклоняющимся поведе­нием. Жизнь на таких «социальных островках» подчинена ряду пра­вил. Основные правила — самостоятельное жизнеобеспечение, взаи­мопомощь, строгое подчинение руководителю и выборным органам, строгое соблюдение дисциплины и норм внутренней жизни, следование традициям.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.012 с.)