Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология групповой работы с девиантными подростками.

Поиск

Подростковый возраст, это время решения возрастных задач, способствующих формированию личности. Работа в группе естественна для подростка, поскольку соответствует ведущей деятельности. В групповой работе есть возможность создать условия для успешной реализации подростком возрастных задач.

Группа, это:

· зеркало, в котором подросток может увидеть себя;

· модель мира, с которым нужно учиться взаимодействовать;

· другие люди, со своим уникальным опытом проживания различных ситуаций.

В группе подросток приобретает социально-психологические навыки и новые, адаптивные, формы поведения.

Существуют следующие виды психокоррекционных групп:

1) группы социально-психологического тренинга, которые посвоему целевому назначению составляют:

- группы тренинга социальных навыков и умений;

- группы развития коммуникативных навыков;

- группы тренинга ассертивного поведения;

- группы межличностных отношений (проблемы семьи, про­изводственные конфликты);

2) группы встреч (или самопомощи);

3) группы, в которых работа направлена на изменение ценно­стных ориентации;

4) другие виды групп: группы совместной деятельности.

К организации и проведению групповой коррекционной работы с подростками выдвигаются следующие требования:

· Обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы;

· Владение специалистом профессиональными психологическими знаниями и навыками для исследования и коррекции личности, а также профессиональное владение психотехниками;

· Возможность получения обратной связи от участников группы;

· В целях оптимальной организации психологической атмосферы важно хорошо понимать структуру, лидерство и другие аспекты групповой динамики

 

Психокоррекционные группы, так же как и другие, могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).

В группе человек чувствует себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и получа­ющим помощь. В такой обстановке взаимопонимания и взаимо­действия облегчается процесс разрешения межличностных конф­ликтов, возникающих вне группы. Человек пробует и осваивает новые навыки поведения, у него появляется возможность экс­периментировать с различными стилями межличностных от­ношений.

Стратегия взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать:

· Особенности личности участников группы;

· Структуру и содержание материала, который интегрируется участниками;

· Возможности и ограничения используемых психотехник;

· Обеспечение обратной связи;

· Организация поддержки и отслеживания в социуме;

Любой воспитательный приём или метод определённым образом преломляется в личности ребёнка, и в каждом ребёнке результат того или иного воздействия может быть разным. Это не означает отсутствия неких педагогических универсалий, а говорит лишь, во-первых, о неповторимом своеобразии личности и, во-вторых, о том, что любое педагогическое воздействие тогда эффективно когда оно имеет живой отклик в душе ребёнка, соответствует его внутреннему устроению. Говоря психологическим языком, когда соответствует его устремлениям и потребностям.

Опора на имеющиеся потребности, с перспективой формирования высших потребностей — один из вариантов воспитательных подходов. Интересна в этом отношении работа Г.Г. Бочкарёвой «Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков – правонарушителей» об опыте исследования подростков – правонарушителей, а так же об опыте помощи таким подросткам через опору на имеющиеся у них потребности к выработке высших потребностей. В результате обследования она выделяет 3 группы подростков:
1 группа – «раскаивающиеся»: у которых нравственная тенденция имела место, но оказалась нереализованной, и это выразилось в неудовлетворённости собой;
2 группа – «бесконфликтные»: слабость или отсутствие нравственных побуждений, способных вступить в конфликт с примитивными побуждениями: они опасаются только наказания. У них нет угрызения совести;
3 группа – «циники» сформирована аморальная убеждённость: сознательное сопротивление моральным требованиям, которое позволяет им с легкостью идти на преступления.
В качестве работы с детьми 1 и 2 группы автор предлагает учитывать мотивацию, степень взаимоотношения нравственного начала с примитивными устремлениями правонарушителей. Для третьей группы детей она предлагает труд через утилитарный интерес, затем через мотивы самоутверждения к высшим, нравственным мотивам, так как «лобовая атака» в случае асоциальных установок бывает неэффективна.
Опыт известных педагогов свидетельствует о возможности выработки высших потребностей через приобщение к высшим ценностям, без учёта другого рода потребностей. У А.С. Макаренко ценности коллектива складывающиеся под влиянием авторитете педагога, вытесняют аморальные установки. Здесь основным управляющим фактором являются не сложившиеся утилитарные интересы, а коллектив: групповые требования и ожидания, которые создаются педагогами в процессе трудной и терпеливой работы. У А.В. Сухомлинского – это так же опыт восхождения через, личный пример, приобщение к нравственному через все возможные источники: природу, литературу, труд во благо другого, творчество.
При таких подходах утилитарные потребности и устремления гасятся сами собой. Условием такого «восхождения» является наличие среды сверстников в которой, не без помощи взрослых, культивируются ценности высшего порядка.

Данная концепция должна учитывать все группы факторов, формирующих девиантное поведение и целый ряд особенностей, которые могут осложнять работу:

· Девиантные подростки закрепляют отрицательные стереотипы поведения. Поэтому очень важно перестроить этот отрицательный стереотип, переключить силы и способности воспитанника на полезные дела, развить положительные качества личности. Однако ломка привычного образа жизни часто вызывает отрицательные эмоции, чувство настороженности, недоверие к педагогу, настроенность на конфликт.

· У девиантных подростков снижена социальная компетентность, они слабо представляют и анализируют особенности своего поведения и своего окружения. Поэтому важно создать условия для анализа ситуаций и своего поведения.

· Подростки с девиантным поведением постоянно испытывают на себе негативную оценку окружающих. Все это создает негативный эмоциональный фон. Поэтому важно опираться на положительные качества ребенка, воспринимать его таким, каков он есть.

 

Основные принципы работы в коррекционных группах:

• «Здесь и теперь» этот принцип ориентирует участников группы на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы (чувства, мысли), происходящие в группе в данный момент. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, развитию ответственности за свои поступки.

• Искренность и открытость - Чем искреннее будут предъявляемые чувства, мысли, реакции, тем успешнее будет работа в группе в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая запускает механизмы самосознания и механизмы межличностного взаимодействия.

• Принцип Я - Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. «Принцип Я» обучает брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

• Активность - Поскольку групповая форма коррекции относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем процессе, является обязательной.

• Конфиденциальность - Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы безопасности и самораскрытия. Полученные психологические знания, приемы и психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, при общении с родными и близкими, в повседневной жизни, в целях саморазвития.

Клинико-психологические критерии формирования детско-подростковой группы:

1) разноплановость структуры группы при клинической и психологической совместимости ее участников (в группе воспроизводятся условия, напоминающие общение больных в жизни; включаются в состав дети с разной тяжестью заболевания, разными возрастом, полом, темпераментом и т.д., поскольку группа -- модель жизненных отношений)

2) закрытый характер группы и отсутствие повторных больных. При необходимости повторного лечения детей, прошедших первый цикл групповых занятий, целесообразно включать в состав "продвинутых" групп.

Процесс групповой динамики в психотерапии состоит из ряда п оследовательных фаз.

В первой фазе -- ориентации группы -- происходит эмоциональное объединение подростков и появление у них однородных устремлений. В этой фазе возможно возникновение критического периода в жизни группы -- ее эмоционального расторможения.

Во второй фазе -- дифференциации группы -- оформляются статусные различия, симпатии и антипатии. В данной фазе возможно появление другого критического периода, обусловленного отражением в группе конфликтных позиций подростков в жизни.

В третьей фазе -- интеграции группы -- отмечается стабилизация ее структуры, сплочение и развитие коллективных отношений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.103 (0.01 с.)