Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трех уровнях групповой работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Источник: «A model for the more effective use of theory in group work» by D. E. Ward, (1982), Journal for Specialists in Group Work, 7, 227.
Фрей (Frey, 1972) предлагает способ концептуализации восьми подходов к групповой работе с помощью двух континуумов: «понимание—действие» и «рациональное—эмоциональное» (рис. 13.1). Хансен, Уорнер и Смит. (Hansen, Warner & Smith, 1980) располагают групповые подходы в пространстве признаков, задаваемом осями: «процесс—результат» и «лидер-центрированные—участник-центрированные» (рис. 13.2). Чтобы делать осознанный выбор, групповые лидеры и потенциальные участники групп должны знать различия теорий. В целом многочисленные теоретические модели обеспечивают богатство и разнообразие выбора методов поведения групповой работы. Выбирая теоретический подход, групповым лидерам важно учитывать следующие факторы, кроме уже указанных. 1. Действительно ли нужна теоретическая основа для проведения групповой работы? 2. Достижению каких целей будет способствовать применение теории? 3. Какие критерии будут использоваться в процессе выбора? Теория во многом напоминает карту. В групповой работе теория задает направление и определяет стратегию исследования основных предположений, касающихся человеческой природы. Она также помогает в определении целей группы, разъясняет роль и функции лидера и задает порядок взаимодействия в группе. Наконец, теория может помочь в оценке результатов работы группы. Попытка вести группу без явного теоретического обоснования подобна попытке лететь на самолете без карты и знания приборов. Любое из этих действий является глупым, опасным и, скорее всего, окажется вредным. Кроме того, хорошая теория выполняет практические функции (Gladding, 1999). Например, она определяет значение и структуру опыта и фактов, проявляющихся во время работы, и задает концептуальную схему для их анализа. Хорошая теория помогает придать логический смысл всему, что происходит, и способствует проведению результативных исследований. Имея столь богатые возможности для выбора теории, потенциальный групповой лидер должен проявить мудрость, чтобы при выборе подхода тщательно взвесить все факторы. Форд и Урбан (Ford & Urban, 1998) полагают, что существует четыре главных фактора, которые должны учитываться при выборе теории: личный опыт, единодушие экспертов, престиж и некоторая совокупность подтвержденных данных. У всех этих критериев имеются как недостатки, так и достоинства.. Поэтому начинающим консультантам важно прислушиваться к коллегам и критически подходить к чтению профессиональной литературы, чтобы найти наиболее верифицируемые теории, в максимальной степени соответствующие их индивидуальному стилю (Gladding, 1999). Рис.13.1. Концептуализация групповых подходов Источник: «Conceptualizing counseling theories» by D. H. Frey (1972). Counselor Education and Supervision, 11,245.
Рис. 13.2.Концептуализация групповых подходов Источник: Group counseling: Theory and process (2nd ed.) (p. 322), by J. C. Hansen, R. W. Warner& E. J. Smith (1980). Boston: Houghton Mifflin. Стадии групповой работы
Группы, подобно другим живым системам, проходят ряд стадий развития. Если участник или лидер группы не знают признаков этих стадий, то изменения, которые происходят в группе, могут показаться скорее обескураживающими, чем значимыми, а результаты работы будут незначительными. Процесс обучения может проходить с наибольшей пользой, если устанавливаются условия, способствующие развитию группы, или если «как на индивидуальном, так и на групповом уровнях используются воздействия, базирующиеся на теориях развития» (Saidla, 1990, р. 15). В любом случае выигрывают и участники групп и лидеры. В профессиональной литературе продолжаются споры о том, что происходит на различных стадиях групповой работы и на каких именно стадиях происходят те или иные события. Хотя для некоторых типов групп (например, образовательные или тренинговые) стадии развития уже были идентифицированы, стадии работы консультационных групп по-прежнему вызывают много споров. Групповое консультирование чаще всего разбивается на четыре или пять стадий, но встречаются модели, предполагающие только три стадии или, наоборот, целых шесть. Считается, что модель Тукмана (Tuckman) отражает господствующую тенденцию. Тукман (Tuckman, 1965) был одним из первых теоретиков, разработавших поэтапное описание процесса группового консультирования. Он полагал, что существуют четыре стадии развития группы: формирование, «буря», нормализация и деятельность. Эта концепция была позже расширена путем включения пятой стадии: завершения (Tuckman & Jensen, 1977) или «траур/утро»[20] (Waldo, 1985). На каждой стадии выполняются определенные задачи. Например, в стадии формирования обычно закладывается основа последующей работы и определяется, кто будет (или не будет) участвовать в групповом обсуждении. На этой стадии (младенческий возраст группы) участники склонны проявлять тревогу и зависимость и говорят на малозначимые темы. Чтобы облегчить включение в группу на этой стадии, надо структурировать работу таким образом, чтобы участники чувствовали себя свободно и уверенно в отношении того, что их ожидает. Например, перед первой встречей участникам можно сообщить, что им будет предоставлено по три минуты для рассказа друг другу о себе (McCoy, 1994). На второй стадии, стадии «бури», как правило, происходят конфликты и наблюдается некоторый сумбур, что напоминает подростковый период. Конфликты в группе в это или в какое-либо другое время «вынуждают участников принимать ряд основополагающих решений относительно степени их самостоятельности и взаимозависимости в отношениях друг с другом» (Rybak & Brown, 1997, p. 31). Участники группы пытаются утвердиться в групповой иерархии и успешно справиться с проблемами, связанными с тревогой, борьбой за власть и ожиданиями. Иногда на этой стадии случаются нападки на лидера группы. Третья стадия, нормализация, напоминает жизнь молодого взрослого, когда, «пережив бурю, группа часто демонстрирует энтузиазм и согласованность. Принимаются решения по поводу целей и способов совместной работы» (Saidla, 1990, р. 16). Эта стадия иногда комбинируется со стадией «бури» и ведет к стадии деятельности, которая по уровню зрелости соответствует периоду взрослости. На этой стадии участники группы поглощены друг другом и своими индивидуальными и коллективными целями. Это время, когда группа, если она работает хорошо, достигает результатов. Наконец, в стадии завершения, или стадии «траура/утра», групповая работа подходит к концу, и участники говорят «до свидания» друг другу и группе. На стадии завершения участники ощущают или чувство выполненного долга, или горечь. Иногда на этой стадии групповой работы организуется празднование или, по крайней мере, церемония закрытия. В табл. 13.2 предложен краткий анализ каждой из пяти представленных здесь стадий. При этом стадии «бури» и нормализации характеризуются совместно.
Проблемы групповой работы
Успешность групповой работы зависит от решения множества специфических проблем. Часть из них связана с методиками управления группами, другие — с обучением и этикой. Еще до создания группы лидер должен иметь ясное представление о причине ее создания и о промежуточных и конечных целях. Только после этого можно надеяться на успешную работу группы. Отбор и подготовка Членов группы
Отбор и подготовка участников являются необходимыми условиями успешного проведения групповой работы (Couch, 1995). Не все люди, желающие стать участниками групп, являются для этого подходящими кандидатами. Если таким людям позволить присоединиться к группе, они могут стать «трудными» членами группы (в частности, увлекаясь захватом внимания или манипулированием) и причинить групповому лидеру значительные неприятности (Kottler, 1994b). Или они могут объединиться с другими, находящимися на одинаково низком уровне функционирования участниками группы и способствовать регрессу группы. Если это произойдет, участники группы получат психологическую травму, и группа станет неспособной выполнить свои задачи (McClure, 1990).
Таблица 13.2
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.201.52 (0.009 с.) |