Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспертное консультирование: определение

Поиск

Многоаспектной деятельности

 

Несмотря на то что в разные годы предпринималось множество попыток дать определение эксперт-консультирования, никакого общепринятого определения не существует и до сих пор. Уже в 1970 году Каплан (Caplan, 1970) определил эксперт-консультацию как «процесс взаимодействия между двумя специалистами — консультантом-экспертом, являющимся специалистом в определенной области, и консультируемым, который обращается к консультанту-эксперту за справкой по поводу актуальных проблем, связанных с работой» (р. 19). В конце 1970-х годов экспертному консультированию были посвящены два специальных выпуска журнала Personnel and Guidance Journal (февраль и март 1978 г.), а еще через семь лет за ними последовал специальный июльский выпуск журнала The Counseling Psychologist (1985), посвященный исключительно этой же теме. Еще восемью годами позже разным аспектам экспертно-консультационной работы были посвящены два выпуска Journal for Counseling and Development (июль/август и ноябрь/декабрь 1993 г.). Все пять указанных публикаций и другие, аналогичные им, отводили эксперт-консультации первостепенную роль в консультировании и помогли профессионалам определить ряд общих особенностей экспертного консультирования: его направленность на решение задач и улучшение ситуации и его трехсторонний характер (Dougherty, 1995).

Несмотря на повышенное внимание к этой работе, экспертное консультирование для многих консультантов так и остается недостаточно осмысленной областью деятельности, точное предназначение которой неясно (Drapela, 1983). Вследствие этого отдельные консультанты либо неверно истолковывают сущность экспертного консультирования, либо не испытывают удовлетворения от занятия подобной деятельностью, либо и то и другое (Goodyear, 1976). Браун (Brown, 1983) приводит пример характеристики консультанта-эксперта: «человек, который внезапно воодушевляется, растрачивает силы и выдыхается» (р. 124). Насколько неточной является эта характеристика, настолько же хорошо она может отражать неразбериху в применении данного термина.

Хотя экспертное консультирование «получило широкое распространение» с начала 1970-х годов, «теоретическая и исследовательская база существенно отстает» от текущей практики (Gallessich, 1985, р. 336). Можно выделить несколько причин такого отставания.

• Существует атеоретический взгляд на эксперт-консультирование, препятствующий развитию данной деятельности. Галлессич (Gallessich, 1982) отмечает, что консультация может проводиться в самых разных условиях, с различными группами людей и принимать различные формы, что затрудняет структурирование этой работы. Кроме того, многие профессионалы консультирования не принимают эксперт-консультационную деятельность всерьез и не относятся к этому занятию как к специализированному профессиональному процессу.

• Не существует специалистов или профессиональных групп, для которых экспертное консультирование являлось бы основной деятельностью. Этой работе не хватает «организационной поддержки, руководства и ресурсов, необходимых для формирования теории и проведения исследований» (Gallessich, 1985, р. 342).

• Происходит быстрое изменение методов экспертного консультирования. В отличие от большинства других форм социальной помощи, эксперт-консультирование быстро реагирует на социальные, политические или технические изменения. Например, гуманистические консультационные методы конца 1960-х годов не столь широко использовались в более консервативные 1980-е годы.

Среди других факторов, сдерживающих рост и развитие экспертного консультирования, можно перечислить: 1) затруднения с определением переменных и с получением разрешения на проведение специализированных исследований в стандартных условиях и 2) трудности в понимании изменяющегося характера целей в процессе консультирования. Другими словами, начальные цели могут изменяться.

До сих пор продолжаются дебаты по поводу точного определения термина «экспертное консультирование» (Kurpius & Fuqua, 1993). Курпиус (Kurpius, 1978) предложил одно из лучших определений, которое было включено в издание этического кодекса ЛСД 1995 года. В этом кодексе экспертное консультирование определяется как «добровольные отношения между профессиональным работником службы помощи и нуждающимися в помощи индивидами, группой или социальной единицей, в которых консультант-эксперт предоставляет помощь клиенту(ам) в определении и решении профессиональной проблемы или любой другой потенциальной проблемы, с которой столкнулся клиент или группа».

В целом подходы в практике эксперт-консультационной работы имеют следующие общие характеристики (Gallessich, 1985; Kurpius & Fuqua, 1993; Newman, 1993).

• Экспертное консультирование базируется на содержании (поддерживается всей признанной совокупностью знаний).

• Экспертное консультирование ориентировано на достижение цели; цель часто носит профессиональный характер.

• Взаимоотношения в экспертном консультировании регулируются различными нормами и правилами.

• Экспертное консультирование — это процесс; он включает в себя сбор данных, рекомендацию решений и предложение поддержки.

• Экспертное консультирование представляет собой триадный процесс.

• Экспертное консультирование основывается на идеологии, системах ценностей и этике.

Курпиус (Kurpius, 1986,1988) также подчеркивает, что экспертное консультирование является системно-ориентированным. Эта работа способствует изменению определенных аспектов системы, таких как структура или персонал, с тем чтобы изменить саму систему. В системах присутствуют силы, которые либо усиливают, либо подавляют их восприимчивость к консультационному процессу (Kurpius, Fuqua & Rozecki, 1993) (рис. 18.1).

 

Рис.18.1. Системная открытость и баланс сил

Источник: Kurpius D. J., Fuqua D. R., & Rozecki Т. (1993). The consulting process: A multidimensional approach. Journal of Counseling and Development, 71, 602.

 

Ввиду важности роли экспертного консультирования в ряду общих обязанностей консультантов, во многие программы обучения «общий курс эксперт-консультирования входит в качестве обязательного, а специальность консультанта-эксперта была включена в стандарты для аккредитации консультантов Аккредитационного совета по консультированию и родственным образовательным программам (CACREP))...» (Randolph & Graun, 1988, p. 182).

Особенности экспертного

Консультирования

 

Шмидт и Осборн (Schmidt & Osborn, 1981) обнаружили, что большинство консультантов, попавших в их поле зрения, на практике не усматривали различий между традиционным и экспертным консультированием. Они пришли к заключению, что «конечные цели этих видов деятельности настолько совпадают, что трудно провести грань между ними, если рассматривать их с точки зрения общих процессов» (р. 170). Действительно, многие принципы и процессы работы в этих видах деятельности весьма схожим. Например, и эксперт-консультацию, и консультирование можно предоставлять на первичном (профилактическом) уровне, и оба вида деятельности являются межличностными процессами. Однако имеются и различия.

Одно из различий между экспертным и непосредственным консультированием состоит в том, что «содержание эксперт-консультационного собеседования является внешним для консультируемого» (Stum, 1982, р. 297). Большинство эксперт-консультаций происходит в естественных условиях (часто в рабочей обстановке консультируемого), тогда как личное консультирование обычно осуществляется в специально предназначенных для этого центрах, где работают консультанты (Kurpius, 1986).

Другое различие между личным и экспертным консультированием состоит в том, что к услугам консультанта-эксперта обычно прибегают тогда, когда «система находится в состоянии спада или кризиса» (Nelson & Shifron, 1985, p. 301). Большинство клиентов пользуются услугами традиционного консультирования в целях первичной профилактики или ввиду ожидаемых ситуативных или эволюционных проблем, хотя встречаются отдельные люди, которые и к такой форме консультирования не обращаются до тех пор, пока не окажутся в состоянии стресса или в беде.

Коммуникативные навыки — еще одна область, где проявляются как сходство, так и различия между этими двумя видами деятельности. Коммуникативные навыки, используемые в экспертном консультировании, незначительно отличаются от навыков, используемых в обычном консультировании (Kurpius, 1988, Schmidt, 1999). И консультанты и консультанты-эксперты выслушивают, направляют внимание, расспрашивают, разъясняют, сопоставляют и обобщают информацию. Но консультанты-эксперты в первую очередь сосредоточиваются на содержании, а не на эмоциях, поскольку процесс концентрируется прежде всего на проблемах и спорных вопросах.

Еще одно различие заключается в роли специалиста. И консультанты и консультанты-эксперты пытаются добиться изменения в жизни людей, с которыми они работают. Однако консультант-эксперт, скорее, выступает в роли катализатора, поскольку он не оказывает «прямого воздействия на консультируемого или клиента консультируемого» (Kurpius, 1986, р. 58).

Наконец, даже притом что цели всех форм консультирования одинаковы («помочь людям стать более квалифицированными, успешными, независимыми и находчивыми при решении проблем, которые перед ними возникают»), действие эксперт-консультирования является скорее косвенным, чем непосредственным (Nelson & Shifron, 1985, p. 298). Часто консультант-эксперт обучает консультируемого навыку, который может быть применен по отношению к третьему лицу, тогда как в традиционном консультировании действия обычно сосредоточиваются и непосредственно применяются к определенному человеку, группе или системе, с которой работает консультант.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.008 с.)