Социально-когнитивная теория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-когнитивная теория



Социально-когнитивная теория является одной из разновидностей бихевиоризма и ставит во главу угла научение через моделирование и имитацию (Bandura, 1977). Иногда ее называют теорией социального научения. Согласно этой теории, научение определенным действиям происходит через наблюдение за другими, и партнеры по браку либо испытывают дефицит, либо избыток необходимых стереотипов поведения. Дефицит может быть следствием того, что один или оба партнера никогда не были свидетелями демонстрации определенного навыка, например умения честно соревноваться. Избыток может явиться результатом убеждения одного или обоих партнеров, что всего лишь незначительного действия будет достаточно, чтобы решить проблему. Например, один партнер сообщает другому все, что ему нравится и не нравится в браке, в надежде, что открытый обмен мнениями

будет полезным. Хотя такой честностью можно только восхищаться, исследования показывают, что отношения между партнерами быстрее улучшаются с помощью конструктивного взаимодействия, чем с помощью отрицательной обратной связи (Gottman, 1994). Как оказалось, лучше всего работает селективная коммуникация и взаимодействие с супругом.

Основной акцент в супружеском консультировании с позиций теории социального научения делается на выработке умения жить настоящим. События прошлого, которые привели к разрушению брака, могут быть признаны, но им не должно уделяться много внимания. Чтобы помочь супругам добиться позитивного перелома в процессе консультирования, консультанты могут использовать разнообразные поведенческие стратегии, такие как самоотчет, наблюдение, упражнения для обучения коммуникативным навыкам, заключение контракта и выполнение домашних заданий (Stuart, 1980). В социально-когнитивной теории многое основано на линейном способе мышления.

Системная теория семьи Боуэна

 

В системной теории семьи и брака Боуэна основной упор делается на дифференциации (разграничении) мыслей человека от его же эмоций и его самого от других (Kerr & Bowen, 1988). Пары, вступающие в брак, не будучи достаточно эмоционально зрелыми, предрасположены к переживанию более трудных времен в своих супружеских отношениях, чем те, которые являются более зрелыми. При наличии большого количества затруднений в браке менее зрелые партнеры имеет тенденцию демонстрировать высокую степень эмоционального слияния (недифференцированной эмоциональной близости) или обособленности (физического или психологического уединения). Они не смогли благополучно отделить себя от семей, в которых выросли, и при этом не сформировали устойчивой «я-концепции». Когда такие люди испытывают стресс в супружеских отношениях, они склонны к триангуляции (концентрируются на третьей стороне) (Рарего, 1996). Третьей стороной может быть сам брак, ребенок или даже соматическое недомогание. В любом случае это ведет к непродуктивным взаимодействиям супругов.

Основная направленность используемых в этом подходе методов — поиск способов отделения супругов от тех систем, которые культивируются в их родительских семьях. В этом процессе предпринимается попытка создать самостоятельного человека со здоровой «я-концепцией», который может вступать в брак и не испытывать напрасного беспокойства всякий раз, когда отношения становятся напряженными. Способы достижения этой цели включают оценку своих психологических особенностей и оценку семьи с помощью генограммы (родословное дерево, представляющее три поколения) и сосредоточиваются на когнитивных процессах, например на выяснении в ходе беседы содержательных вопросов, касающихся семьи (Bowen, 1976). Последовательность шагов и темп этого процесса могут быть разными для супругов, но терапевтическая работа проводится с обоими супругами вместе.

Структурно-стратегическая теория

 

Структурно-стратегическая теория основана па том убеждении, что попытки супругов адаптироваться ведут к проявлению в поведении дисфункциональных признаков. Этот подход рассматривает проблемы, с которыми сталкиваются семьи, с точки зрения развития жизненного цикла семьи. Трудности в браке порождаются организацией семьи, в которой находится супружеская пара (теми способами действия, которые предпочитают супруги), и, следовательно, дисфункциональные признаки сохраняют неконструктивную брачную систему (Todd, 1986). Поэтому работа консультанта в рамках структурно-стратегической теории заключается в том, чтобы предложить супругам попробовать новые способы поведения, поскольку прежние не работают. Обычно намечается цель — изменить определенный стереотип конкретного действия. Если этот стереотип будет изменен, то сработает тенденция распространения эффекта, помогающая парам осуществлять изменения поведения в других сферах.

Чтобы добиться терапевтического изменения, консультанты должны действовать активно, прямо и целеустремленно, сосредоточиваться на решении проблемы, быть прагматичными и краткими (Todd, 1986). В работе одинаково часто используются методы смены ярлыка (предложение нового взгляда на поведение), парадоксального представления (настаивание на чем-то, прямо противоположном тому, что хочет человек) и предписывания симптома (предложение супругам добровольно продемонстрировать то, что они перед этим демонстрировали непроизвольно, например драку). Консультант часто просит, чтобы клиенты разыграли ситуацию, будто бы они добились изменения или выполнили домашнее задание (Madanes, 1984; Minuchm, 1974). Идея, на которой базируется этот подход, состоит в том, чтобы создать новые функциональные образцы поведения, которые помогут парам достичь определенной цели.

Рационально-эмотивная теория поведения (РЭТП)

 

Предпосылка, на которой основывается РЭТП), состоит в том, что нарушения функционирования супружеских пар, как и психологические проблемы отдельных людей, гораздо чаще являются следствием того, что люди думают, а не конкретных действий, имеющих место в их взаимоотношениях. Иррациональное мышление, которому свойственны «чрезвычайные преувеличения, чрезмерная ригидность, нелогичность и крайний абсолютизм», — это то, что ведет к неврозу и нарушению отношений (Ellis et al, 1989, p. 17). Для преодоления кризиса супруги должны пересмотреть и изменить свои системы взглядов на события, приведшие к такому положению. В противном случае они продолжают переживать усиливающееся ощущение ужаса и катастрофы по отношению к себе и своему браку. Сущностью этой теории является то, что Эллис (Ellis, 1988) называет «двойной системной терапией», в которой уделяется внимание и личным, и семейным системным изменениям.

Как и в случае индивидуального консультирования, консультант РЭТП концентрируется на мышлении, но в контексте супружеской пары. Главное внимание уделяется в первую очередь оказанию помощи индивидам, а затем паре в целом (Ellis et al, 1989). После оценки того, что происходит с супружеской парой, консультант РЭТП работает с супругами по отдельности и вместе,по методу «А-В-С» РЭТП (см. гл. 5). При этом особый акцент делается на некоторых специфических проблемах брака, таких как ревность и различия в сексуальной активности.

Оценка супружеского консультирования

И консультирование пар

 

В силу ряда причин теоретическое обоснование большинства подходов в супружеском консультировании не столь сильно, как в семейном консультировании. Например, многие консультанты по вопросам брака являются в первую очередь практиками, а не исследователями или теоретиками. Кроме того, до недавнего времени консультирование по вопросам брака рассматривалось как раздел семейного консультирования — большинство исследований и теорий сосредоточилось на семье. Однако теперь консультирование по вопросам брака становится более обоснованной дисциплиной (Jacobson & Gurman, 1996).

Семейное консультирование

 

Семьи обращаются за консультированием по различным причинам. Обычно находится конкретный пациент (человек, считающийся причиной неприятностей в семейной структуре), которого члены семьи используют в качестве «входного билета». Большинство практиков семейного консультирования, однако, работают не над проблемой какого-либо одного члена семьи, а занимаются со всей семьей. Лишь иногда семейная терапия проводится с позиций индивидуального подхода.

Семейное консультирование быстро распространилось с середины 1970-х годов и включает в себя многие аспекты брачного консультирования. В этой главе мы рассмотрим семь основных теоретических направлений. Хотя определенная часть семейных консультантов и придерживается представлений о линейной причинности и занимается выявлением причинно-следственных отношений, большинство их поддерживает противоположную точку зрения. Более того, большинство консультантов основываются на общесистемном подходе и рассматривают семью как открытую систему, которая развивается в соответствии с жизненным циклом семьи в социокультурном контексте. Благополучные семьи придерживаются установленных правил, гибко отвечают на запросы членов семьи и реагируют на изменение внешних факторов. Консультанты семейных систем подчеркивают идею циркулярной причинности. Кроме того, они обращают внимание на следующие понятия.

Неаддитивность. Семья — это не просто сумма ее составных частей. Необходимо заниматься исследованием процессов в семье, а не действий любого ее отдельного члена.

Эквифиналъностъ. Одна и та же причина может привести к различным результатам, и один и тот же результат может быть следствием различных причин. Так, семья, пережившая стихийное бедствие, может в результате этого стать как более сильной, так и более слабой. Аналогичным образом здоровые семьи могут иметь весьма различную предысторию. Следовательно, главный акцент делается на стереотипах семейных взаимодействий, а не на специфических условиях или событиях.

Коммуникация. Любое поведение рассматривается как коммуникативное. Важно обратить внимание на две функции межличностных сообщений: содержание (фактическая информация) и отношение (как нужно понимать данное сообщение). «Что» в сообщении неотрывно от того, как это сообщение передается.

Семейные правила. Функционирование семьи подчинено явным и неявным законам. Семейные законы обеспечивают предсказуемость ролей и действий, которые управляют жизнью семейства. Большинство семей руководствуется небольшим набором предсказуемых правил — стереотип, известный как принцип повторения. Чтобы помочь семье изменить неадекватные способы функционирования, семейные консультанты должны помочь определить или расширить правила, по которым она действует.

Морфогенез. Способность семьи изменять свое функционирование в ответ на изменение требований внутренних и внешних факторов. Морфогенез обычно требует изменений второго порядка (способность демонстрировать абсолютно новую реакцию), а не изменений первого порядка (продолжать выполнять то же самое, что и раньше, но в большем количестве) (Watziawick, Weakland & Fisch, 1974). Членам семей может понадобиться не только проговорить, но и на практике пробовать новые способы поведения.

Гомеостаз. Подобно биологическим организмам, семьи имеют тенденцию поддерживать устойчивое, стабильное состояние равновесия, если какие-либо силы не вынуждают к изменениям. Когда кто-то из членов семьи нарушает баланс семьи своими действиями, остальные немедленно пытаются исправить ситуацию через отрицательную обратную связь. Эта модель функционирования может быть сравнена с печыо, которая включается, когда температура в доме падает ниже установленной, и выключается, как только температура достигнута. Иногда гомеостаз может оказаться полезным, помогая семье в достижении долгосрочных целей жизненного цикла, но часто он удерживает семью от перехода к другой стадии в своем развитии.

Консультанты, которые придерживаются системного подхода к работе с семьей, ориентируются на одну из вышеперечисленных концепций. Например, в случае, когда семейные принципы являются скрытыми и вызывают в семье разлад, консультант помогает семье сделать эти принципы явными и понятными. Все члены семьи вовлекаются в процесс таким образом, чтобы коммуникационные каналы были открыты. Во многих случаях строится генограмма, чтобы помочь членам семьи и консультанту обнаружить общие для разных поколений семейные стереотипы, которые оказывают воздействие на существующую ситуацию (McGoldrick & Gerson, 1985) (рис. 12.2).

В генограмме должны быть отображены три поколения. Наряду с основной информацией, такой как возраст и род занятий, должны быть обозначены имена, даты рождения, вступления в брак, отделения от семьи и развода. Гемограмма может также применяться в контексте мультикультурального консультирования с тем, чтобы учесть действие различных национальных и культуральных факторов, которые часто влияют на поведение членов семьи (Thomas, 1998). В целом «гено-грамма оказывается эффективной и личностно значимой стратегией, способствующей системному мышлению, особенно для семей и консультантов, которые только приступают к семейному консультированию» (Pistole, 1997). Более полная информация о генограммах содержится в работе Мак-Голдрик и Герсон (McGold-rick, Gerson, 1985).

 

Рис. 12.2.Гемограмма семьи (основная структура)

 

Психодинамическое

Консультирование семьи

 

Традиционно осуществляемый психоанализ концентрируется, скорее, на индивидах, а не социальных системах типа семьи. Аккерман (Ackerman, 1966), однако, нарушил эту традицию, начав работать с семьями в полном составе. Он полагал, что семейные трудности происходят от комплексной патологии (interlocking pathologies) (бессознательные и дисфункциональные способы действия), существующей в системах семьи и супружеской пары. Начальная цель психодинамического консультирования семьи состоит в том, чтобы добиться личностных изменений членов семьи, так чтобы они смогли взаимодействовать друг с другом здоровыми и продуктивными способами. Николе и Шварц (Nichols & Schwartz, 1998) отмечают, что консультанты — последователи Аккермана, работающие в рамках психодинамического подхода, наиболее часто применяют эклектичную смесь понятий психоанализа и системной концепции.

Уникальный вклад, который внесли представители психодинамического направления в семейное консультирование, состоит в выделении объектных отношений в качестве главного фокуса терапии. Объектные отношения, как уже упоминалось, являются интериоризованными последствиями ранних родитель-ско-детских взаимоотношений. В дисфункциональных семьях объектные отношения продолжают оказывать отрицательное влияние на существующие межличностные отношения. Дисфункциональные семьи — это семьи, в которых велика степень бессознательных нерешенных конфликтов или утрат (Paul & Paul, 1975). К трем главным способам работы с этими семьями относятся создание более сильной родительской коалиции, определение и поддержание границ между поколениями и моделирование обусловленных полом ролей (Walsh, 1993).

В целом семейные консультанты, придерживающиеся психодинамической теории, сосредоточиваются на: а) помощи членам семьи в достижении понимания и разрешения конфликтов или утрат, имевших место в детстве, б) избавлении от искаженных проекций, в) восстановлении отношений и г) развитии семьи и личности. С этим подходом связаны имена видных специалистов-практиков, включая таких, как Натан Аккерман (Ackerman), Джеймс Фрамо (Framo), Теодор Лидз (Lidz) и Норман Пауль (Paul).

Эмпирическое

Консультирование семьи

 

Семейные консультанты этого направления работают как с отдельными членами семьи, так и с семейными системами. Психические проблемы они считают главными в объяснении психопатологии. В отличие от большинства других семейных консультантов, консультанты, придерживающиеся эмпирического подхода, описывают образцы дисфункций семьи, используя индивидуальные или диадные единицы анализа. Они полагают, что дисфункциональные семьи состоят из людей, которые неспособны к автономии или реальной близости, — то есть людей, отчужденных от себя и от других. Эти индивиды эмоционально мертвы. Поэтому целью консультирования является личностное развитие членов семьи и их открытость новому опыту.

Два видных представителя эмпирической школы — Вирджиния Сатир и Карл Витакер. Сатир (Satir, 1967, 1972) подчеркивает важность ясных коммуникаций, в то время как Витакер (Whitaker, 1976, 1977) — выглядит, по существу, «белой вороной», потому что его подходы к работе с семьями иногда принимали нетрадиционный характер, но всегда были творческими. Сатир полагает, что, когда члены семьи находятся в состоянии стресса, они могут строить свои коммуникации, занимая одну из четырех непродуктивных ролевых позиций.

Миротворец. Соглашается и пытается угодить.

Обвинитель. Доминирует и отыскивает недостатки.

Ответственный аналитик. Остается эмоционально отстраненным и рассудительным.

Уводящий в сторону. Прерывает и постоянно болтает на несущественные темы.

В. Сатир помогает семьям, обучая их членов умению владеть собственными чувствами и ясно выражать их, — процесс, который она называет выравнивание. Чтобы способствовать установлению близких отношений, членов семьи учат выслушивать друг друга. Сатир подчеркивает важность получения и передачи обратной связи и улаживания разногласий по мере их возникновения. Она делает главный акцент на формировании коммуникативных навыков. Сатир использует специальные упражнения, чтобы помочь семьям и их членам становиться более информированными.

Витакер, который придерживается менее структурированного подхода к работе с семьями, представляет крайнее крыло эмпирической школы. Он настаивает на применении нестандартных, творческих приемов и допускает видоизменения своих методов в процессе работы. Он поступает нетрадиционно и иногда использует абсурдные высказывания (утверждения, являющиеся истинными лишь наполовину и даже оказывающиеся глупым, если их довести до логического конца) в работе с семьями. Для достижения лучшего результата Витакер прибегает к помощи терапевта-ассистента. Говорят, что он вместе с семьей, с которой работал, шел спать, видел сны и рассказывал свои сновидения членам семьи. Уроки, которые члены семьи получают в результате таких опытов, трудно отвергнуть или сопротивляться им. В результате семьи начинают изменять свои образцы поведения и становятся более честными, открытыми и непосредственными друг с другом, В целом Витакер (Whitaker, 1989) делает акцент на раскрытии и использовании бессознательных аспектов жизни семьи.

Бихевиоральное

Семейное консультирование

 

Семейные консультанты, придерживающиеся бихевиорального подхода, в своей работе с семьей используют теоретические методы, первоначально предназначенные для индивидуального консультирования. За исключением узкопрофессиональных семейных терапевтов (Alexander & Parsons, 1982), они не придерживаются жесткой системы в теоретическом осмыслении и клинической работе с семьями, Вместо этого наиболее последовательные бихевиоральные семейные консультанты больше значения придают научению. Они подчеркивают важность обучения семейным правилам и навыкам (Walsh, 1993) и полагают, что характер поведения в большей степени определяется последствиями действий, а не предшествующими событиями.

Источник: «Updating Behavior Therapy with Couples» by R. B. Stuart, 1998, Family Journal, 6, p. 11.

 

Цели бихевиорального семейного консультирования весьма определенны и, как правило, ограниченны. Бихевиористы пытаются изменить неблагоприятные поведенческие стереотипы, чтобы избавиться от нежелательных взаимодействий. Значительная часть их работы сосредоточивается на изменении взаимодействия в диадах через обучение, моделирование и подкрепление новых форм поведения. Стюарт (Stuart, 1998) описал разновидность бихевиоральной терапии семейных пар как «принципиальный прагматизм». Бихевиористы полагают, что изменение достигается путем увеличения доли конструктивного поведения легче, чем путем уменьшения доли негативного поведения. Бульшая часть их работы сконцентрирована в трех главных областях: бихевиоральное обучение родителей (Patterson, 1971); бихевиоральное консультирование по вопросам брака (Stuart, 1980,1998); коррекция сексуальных дисфункций (LoPiccolo, 1978; Masters & Johnson, 1970). Протокол процедуры первой сессии бихевиоральной терапии семейных пар представлен на с. 387.

Структурное

Семейное консультирование

 

Сальвадор Минухин (Minuchin, 1974), основоположник структурного семейного консультирования, определяет структуру как неформальный способ, которым семья организует себя и упорядочивает свои взаимодействия. Приверженцы структурного семейного консультирования добиваются структурных изменений в организации семьи, уделяя особое внимание изменению стереотипов взаимодействия в подсистемах семьи, таких как супружеская диада, и установлению четких границ между членами семьи (Minuchin, Montalvo, Guerney, Rosman & Schumer, 1967). Основателем этой школы семейного консультирования был Сальвадор Минухин (Minuchin, 1974). Подход базируется на общей теории систем.

Консультанты, придерживающиеся структурного подхода, при работе с семьей занимают позицию лидера. Они исследуют структуру семьи и определяют, насколько в ней закрепились дисфункциональные стереотипы. Затем они применяют разнообразные методы, нацеленные на изменение этих стереотипов (Minuchin & Fishman, 1981). Один из основных методов заключается в работе с семейными взаимодействиями. Когда члены семьи продолжают действовать непродуктивно или демонстрируют свое равнодушное или сложное эмоциональное положение в семейной структуре, консультант перестраивает окружающую обстановку так, чтобы они были вынуждены действовать другим способом. Для этого может быть использована чрезвычайно простая техника, например поставить людей лицом к лицу Во время их разговора.

Консультанты, работающие в сфере структурного семейного консультирования, также используют рефрейминг (refraiming) — метод, который заключается в том, чтобы помочь семье увидеть проблему с другой, более конструктивной точки зрения. Например, когда ребенок плохо себя ведет, его поведение можно считать «шалостью», а не «сумасшествием». Следовательно, ребенок и его поведение будет рассматриваться как менее патологическое. Помогая семьям изменять свою структуру, пересматривать свои проблемы, устанавливать иерархию в отношениях и создавать очевидные границы и нормальные способы взаимодействия, структуралисты помогают семьям использовать внутренние ресурсы для продуктивного и здорового функционирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.04 с.)