Экспертное консультирование в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспертное консультирование в школе



 

Канвейлер (Kahnweiler, 1979) проследил развитие взгляда на школьных консультантов как на консультантов-экспертов, начиная с его зарождения в конце 1950-х годов. Им проанализирована литература теоретического и практического содержания, выходившая за этот период. Развитие школьного экспертного консультирования было обобщено в работе Банди и Поппена (Bundy & Poppen, 1986), которые сделали обзор статей, опубликованных в журналах Elementary School Guidance and Counseling^. The School Counselor более чем за 28 лет. Они обнаружили, что экспертное консультирование во многих случаях оказывалось эффективным средством профилактической и коррекционной работы в школах. Кроме того, эксперт-консультации, предоставляемые школьными консультантами, поднимают общую школьную успеваемость, улучшают представление учащегося о себе, снижают стресс для некоторых групп учащихся, ведут к улучшению качества классного руководства и способствуют нравственному росту учащихся (Cecil & Cobia, 1990; Conoley & Conoley, 1992). Как процесс, «экспертное консультирование является действенным методом воздействия на благополучие и личностное развитие значительно большего количества учащихся, чем это может показаться консультанту на первый взгляд» (Otwell & Mullis, 1997, p. 25).

В целом положение школьных консультантов исключительно удобно именно для работы в качестве консультантов-экспертов и проводников изменений (Podemski& Childers, 1980). В большинстве школьных организационных документов консультант считается административным работникам. Люди, находящиеся на должности штатного администратора, как правило, должны обладать специальными знаниями, в том числе знать местные и федеральные законы, а также законодательство штата (McCarthy & Sorenson, 1993). Благодаря этому они могут выступать советниками и осуществлять функции поддержки для других людей. Занимая подобное положение, школьные консультанты помогают производить изменения в окружающей обстановке и в системе в целом (Schmidt, 1999). Они могут давать рекомендации руководству учреждения относительно того, какие изменения условий необходимы, и затем поддерживать усилия, направленные на усовершенствование.

Уманский и Холлоуэй (Umansky & Holloway, 1984) рассматривают многие виды эксперт-консультационной деятельности в качестве способов обслуживания школьников и еще более многочисленнойпопуляции — школьного сообщества — без увеличения расходов. Они останавливаются на четырех подходах к экспертному консультированию в школах — адлерианском, бихевиоральном, на концепции психического здоровья и на концепции организационного развития.

Адлериаиский подход является психолого-образовательной моделью и исходит из того, что индивиды, группы и сообщества испытывают недостаток информации. Консультант-эксперт занимается обучением в рамках организационной структуры школы и предлагает способы стимулирования положительного поведения у детей.

Бихевиоралъный подход также склоняется к обучению, концентрируясь на освоении консультируемыми способов использования бихевиоральных принципов в работе с учениками и на сборе эмпирических данных, подтверждающих каждую стратегию воздействия.

Концепция психического здоровья базируется на более широкой концепции психического здоровья сообщества, разработанной Капланом (Caplan, 1970). В основе экспертного консультирования данного типа лежит психодинамическая теория. Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь преподавателям и другому полномочному персоналу в школе по-новому взглянуть на самих себя и на своих учеников.

Наконец, концепция организационного развития обращает внимание на контекст, в котором возникают проблемы. Следовательно, когда учащиеся и преподаватели сталкиваются с проблемами, центром внимания становится климат в школе. Чтобы быть максимально полезным, консультант-эксперт должен заниматься изменением школьной атмосферы и структуры. Иногда эта задача требует поддержки администраторов, которые могут не одобрять такие цели. В других случаях она предполагает формирование школьными консультантами такого психологического климата, в котором остальной школьный персонал, главным образом преподаватели, почувствуют, «что консультироваться и работать с консультантами вполне естественно» (Edgemon, Remley & Snoddy, 1985, p. 298).

Сессии группового эксперт-консультирования с преподавателями являются эффективным способом предоставления услуг для педагогов и для школ в целом. Обеспечение услуг экспертного консультирования для отдельных категорий детей, учащихся, родителей, разработчиков учебных программ и общественных организаций требует много времени и усилий, но эти затраты обычно окупаются. Теоретической базой процесса группового эксперт-консультирования могут служить клиент-центрированный, адлерианский и бихевиоральный подходы.

Школьные консультанты могут также придерживаться модели «родителя-консультанта», которая направлена на разрешение проблем учеников (поведенческих, мотивационных, или социальных) и обучение родителей умению помогать своим детям в конкретных ситуациях (Campbell, 1993; Ritchie & Partin, 1994). Предлагая услуги экспертного консультирования родителям, консультанты могут столкнуться с сопротивлением, например с оправданиями («Я не могу прийти в течение дня»), с отрицательными установками («С моим ребенком все в порядке; почему меня беспокоят?») и с опровержениями («Нет ничего плохого в отношении моего ребенка к школе»). Преодолевать такое сопротивление можно, проявляя чуткость, создавая обстановку родительской заботы о ребенке, помогая родителям пересмотреть или переоценить ситуацию, используя притчи (то есть истории, содержащие подобные ситуации).

Один из видов эксперт-консультационной работы в школе (который может с успехом применяться и в агентствах) — это привлечение равных по статусу. В структурированной модели консультации в группе равных для школьных консультантов (SPCMSC) предусмотрены еженедельные 90-минутные сессии, на которых консультанты, применяя свои основные навыки, помогают друг другу добиваться прогресса в своей профессии (Benshoff & Paisley, 1996, p. 314). Такая модель помогает использовать таланты участников группы, работающих в сходных условиях консультантов, и может оказаться полезной и продуктивной, если ее применять в качестве более формализованных сессий супервизирования.

Экспертное консультирование учреждений

 

Согласно Вернеру (Werner, 1978), консультация учреждений стала возможной благодаря Закону о центрах психического здоровья при общинах, принятому в' 1963 году. Этот закон отражает философию, согласно которой психическое здоровье должно рассматриваться как профилактическая задача местной общины.

Каплан (Caplan, 1964) описывает трехуровневую концепцию профилактичё ской работы. Первый уровень — уровень первичной профилактики, направлен на уменьшение количества случаев психических расстройств. Эта цель достигается в процессе работы со всем населением «путем активного изменения окружающей среды и условий, а также путем обучения жизненным навыкам» (Goodyear, 1976, р. 513). Одним из основных видов деятельности на этом уровне работы с населением является экспертное консультирование. Вторичная профилактика — уменьшение продолжительности психических расстройств, представляет собой следующий объект внимания. Эта цель достигается с помощью индивидуальной работы, направляемой на предупреждение или облегчение проблемы, а также с помощью попыток ранней диагностики и снятия острых психологических кризисов. Наконец, третичная профилактика — это уменьшение возможных негативных последствий психологических кризисов. Этот уровень профилактики можно рассматривать как лечение. Чем более успешными являются мероприятия первичной и вторичной профилактики, тем меньше необходимость в третичной профилактике.

Существует множество примеров первичной профилактики в условиях агентств психического здоровья. Вернер (Werner, 1978) и Каплан (Caplan, 1993) предлагают шесть уровней консультации для этих условий.

1. Клиент-центрированное (сосредоточенное нЬ, проблемах клиента) экспертное консультирование по конкретным случаям. Цель заключается в том, чтобы помочь консультируемому более эффективно взаимодействовать с клиентом в текущей ситуации и в подобных ситуациях в будущем.

2. Центрированное на консультируемом эксперт-консультирование по конкретным случаям. Цель такой консультации заключается в совместной с консультируемым идентификации затруднений в работе с некоторыми типами клиентов и в помощи консультируемому в выработке умения эффективно действовать в этой и подобных ситуациях в будущем.

3. Программно-центрированное административное экспертное консультирование. Цель состоит в том, чтобы помочь консультируемому более эффективно заниматься определенными частями программы поддержки психического здоровья и развивать его способности преодолевать подобные проблемы с программой в будущем.

4. Центрированное на консультируемом административное экспертное консультирование. Цель такого эксперт-консультирования заключается в том, чтобы идентифицировать проблемы консультируемого, обусловленные выполнением программы поддержки психического здоровья, и совместно развивать навыки консультируемого, позволяющие справляться с подобными проблемами.

5. Центрированное на сообществе экспертное консультирование по конкретным проблемам. Цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность консультируемому более эффективно заниматься решением проблем сообщества, которые возникают при развитии временной программы служб психического здоровья.

6. Консультация по конкретным проблемам консультируемых. Цель заключается в том, чтобы совместно с консультируемыми идентифицировать их текущие проблемы, возникающие при обеспечении временных услуг поддержки психического здоровья, и предпринять шаги, направленные на помощь консультируемым в развитии навыков решения этих проблем.

Элпин (Alpin, 1985) указывает, что консультанты-эксперты, которые работают с такими учреждениями, как корпорации, правительства или университеты, должны знать тенденции, которые непосредственно воздействуют на процесс экспертного консультирования. Он перечисляет пять тенденций, влияющих на эксперт-консультирование учреждений.

• Уменьшение размеров организаций.

• Создание в результате слияний компаний полуавтономных рабочих организационных единиц.

• Возрождение менеджерского управления.

• Внедрение информационных технологий (например, робототехники и компьютеров) на производстве.

• Эгалитарные социальные и организационные ценности.

В связи с быстрыми изменениями в деятельности учреждений существует большой спрос на экспертно-консультационную работу. Однако «ключом к успешному осуществлению системных программ изменения является развитие основных умений, которые привносятся консультантами-экспертами в процесс изменения». Эл-пин подчеркивает, что спрос на консультантов-экспертов «будет расти в прямой пропорции к росту организационной сложности и запутанности учреждений, сопутствующим основным социальным и экономическим изменениям» (1985, р. 401).

Обучение навыкам



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.008 с.)