Краткие характеристики подходов к консультированию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткие характеристики подходов к консультированию



 

  Психоанализ Адлерианское консультирование Личностно- центрированное консультирование Экзистенциальное консультирование Гештальт-теория Рационально- эмотивная терапия Транзактный анализ   Бихевиоральное и когнитивно- бихевиоральное консультирование Терапия реальностью
                   
Главные теоретики     Зигмунд Фрейд Анна Фрейд Хайнц Когут   Альфред Адлер Рудольф Дрейкурс Дон Динкмейер Томас Суини     Карл Роджерс Анджсло Бой Джеральд Пайн   Ролло Мэй Виктор Франкл Абрахам Маслоу Ирвин Ялом Сидней Жорард Клеммонт Вонтресс Фриц Перлз Лаура Перлз Ирма Ли Шеперд Джоан Фэйгэн   Альберт Эллис Макс и Молтсби Джанет Вольф Эрик Берн Клод Штайнер Томас Харрис Грэхем Варне Джон Б. Уотсон Б. Ф. Скиннер Джозеф Вольпе Альберт Бандура Джон Крумолтц Дональд Мейхенбаум Аарон Бек Г. Л. Хаггингтон Уильям Глассер Роберт Вубболдинг
Взгляд на природу человека   Акцент на раннем детстве и на психосексуальных стадиях развития; признание важности бессознательного и защитных механизмов Эго; сосредоточение на биологических, детерминистских аспектах поведения Акцент на социальном интересе как главном источнике мотивации; важность порядка рождения ребенка, со- става семьи, стиля жизни и телеологических (будущих) целей как главных факторов личностного роста и развития   Понимание человека как изначально положительного, движущегося вперед и заслуживающего доверия; феноменологический взгляд на личность; человек является самонаправляемым и ори- ентированным на рост при наличии благоприятных возможностей Вера в свободу человека и в его выбор жизненного стиля; сосредоточение на смысле тревожности, смысле жизни и на релевантности индивидуального опыта     Акцент на важ- ности цельности и завершенности в человеческой жизни; подчерки- вание внутреннего здравого смысла человека и важности аффекта; фсноменологичность и антидетерминизм подхода; сосредоточенность на из- менении Люди по своей сущности одно- временно рацио- нальны и ирра- циональны; био- логический дуа- лизм; люди мо- гут навредить себе тем, что они думают; дети наиболее рани- мые; считается ошибочным ис- пользование форм глагола быть (to be) для того, чтобы описывать себя Оптимизм подхо да проявляется в признании того, что люди могут изменяться; лич- ность состоит из трех взаимодействующих эго-состояний: родителя, взрослого, ребенка; подчеркивается важность для индивидуального благополучия и роста внутриличностной интеграции и анализа транзакций, игр, использования времени, и сценариев Любое человече- ское поведение — предмет научения; старые формы поведения могут быть подавлены, а новые формы поведения установлены; условное научение, оперантное обусловливание и социальное моделирование — три главных способа аучения Благополучия или роста может до­биться аждый ин­дивид; проблемы возникают тогда, когда люди не берут на себя от­ветственность за свое поведение; научениепредтавляет собой процесс,для­щийся сю жизнь;люди меют по­требность быть любимыми и лю­бить,ощушать вою полезностьи пешность и ак­тивно управлять миром вокруг себя, добиваясь различных целей

 

 

Продолжение табл. 11.3

 

                   
Роль консультанта     Консультант выступает в роли эксперта, способствует переносу и исследованию бессознательного; помогает в интерпре- тации   Консультант формирует равноправные отношения с клиентом, моделирует, изучает и оценивает ситуацию клиента, обсуждает с ним предположения, назначает домашнюю работу, поощряет   Подчеркнуто холистический подход, непосредственность отношений «Я — Ты»; консультант способствует проявлению уникальности клиента и обращает на эту уникальность внимание самого клиента; консультант выступает в качестве средства; акцент на личных качествах: сердечности, эмпатии, доброжелательности, конкретности и искренности Акцент на искренности консультанта и на понимании уникальности клиента; придание большого значения личностным отношениям, моделиро- ванию и обмену опытом     Консультанту не- обходимо быть искренним, побуждающим и активным; акцент делается на «теперь»; консуль- тант помогает клиенту завершить незаконченное дело; консультант обращает внимание на вербальные и невербальные сигналы, конгруэнтность; использует «Я» вместо «оно» Активный, направляющий консультант обучает, проти- водействует, корректирует; консультант концентрируется на азах разгово- ра о самом себе или на рацио- нальном само- анализе Консультант выступает в каче стве учителя; за- ключаются конт- ракты с клиентом на изменение; инструкции даются на языке транзактного анализа Консультант вы- ступает в роли учителя, руково- дителя и эксперта, проявляет активность на сессиях, помогает клиенту прояснить цели и добиться изменений в поведении и в мыслях Консультант вы- ступает в роли учителя и модели, концентрируется на установлении отношений с кли- ентом; консуль- тант занимает активную, дирек- тивную, прагма- тичную и дидакти- ческую позицию
  Цели     Консультант помогает сделать бессознательное сознательным, пройти через нерешенные стадии развития, помогает клиенту научиться справляться с трудностями и адаптироваться, способствует реконструкция личности Консультант культивирует социальные интересы, исправляет искаженные пред- ставления и ошибочные цели, развивает способность клиента к инсайту, способствует поведенческим изменениям через действие по принципу «как будто бы»   Самоизучение; открытость по отношению к себе, другим; самонаправленность и реалистичность; большая терпимость к себе, другим и окружению; акцент на «здесь» и «теперь»     Помогает клиентам осознавать свою ответственность, понимание, свободу и потенциал; отход от внешней системы координат     Акцент на непо- средственности опыта; осущест- вление выборов в настоящем; раз- решение прошлых проблем, дости- жение конгруэнт- ности, умствен- ный рост; избав- ление от неврозов Помогает клиен- там жить более содержательной и продуктивной жизнью, прекра- щает иррацио- нальное мышле- ние; устранение стрессогенных обязанностей (то есть добиваться того, чего хочет- ся); устранение пагубных привы- чек; толерант- ность и принятие себя и других Преобразован ие; достижение про- цветания и автоно- мии; приобретение большей осведом- ленности, осво- бождение от игр, установление близких отноше- ний и отношений одобрения Помогает клиен- там лучше при- способить, изме- нить недостаточно адаптивное пове- дение, обучает продуктивным ре- акциям; позволяет устанавливать конкретные цели и подцели и дости- гать их; изменяет мышление (когни- тивно-бихевио- ральный подход) Помогает инди- видам стано- виться психоло- гически сильны- ми и рациональ- ными, брать на себя ответствен- ность, разъясняет цели, форму- лирует реалис- тичный план, сосредоточивается на поведении и на настоящем, устраняет нака- зание и оправ- дания
                     

 

Продолжение таблицы 11.3

 

 

                   
Методы     Метод свободных ассоциаций; анализ сновиде- ний; анализ пе- реноса; анализ сопротивления; интерпретация   Использование эмпатии, создание атмосферы поддержки, сердечности, сотрудничества. Упор на пробуждение у клиента достоинства и ответственности через конфронтацию, исследование воспоминаний, сновидений и приоритетов клиента. Обращение внимания на интерпретацию, задавание «вопроса», «плевки в суп» клиенту, сдерживание себя и постановку задачи Одобрение, разъяснение; отражение эмоций; использо- вание эмпатии, по- ложительное отно- шение, конгруэнт- ность, самораскры- тие, активное/пас- сивное слушание, открытые вопросы- утверждения, подытоживание     Открытость консультанта и заинтересованность в познании; признание уникальности клиента; акцент на отношениях; преодоление неопределенности; конфронтация; заимствование других «работающих» активных методов, таких как воображение или упражнения на понимание     Использование упражнений и экспериментов. Упражнения включают фрустрационные действия, фантазирование, ролевые игры и психодраму. Эксперименты строятся на взаи- модействии клиента и консультанта; применяется ра- бота над содержанием сновидений, техники «пустого стула», конфронтации, работы в круге, гиперболизации и принятия ответственности Консультанты применяют обу- чение и оспари- вание. Клиенты изучают анато- мию эмоций. Применяется воображение, убеждение, ло- гические рас- суждения, сове- ты-напомина- ния, домашние задания, биб- лиотерапия и рациональный самоанализ Придание зна- чения терапевти- ческим контрак- там, специфич- ность и конкрет- ность. Использо- вание таких тех- ник, как дозна- ние, уточнение, конфронтация, иллюстрация и кристаллизация. Концентрация на ранних воспоми- наниях клиента, часто комбини- руемых с ге- штальт-терапев- тическими техниками. Использование подкрепления (позитивного и негативного, первичного и вторичного, непрерывного, прерывающегося), шейпинга, затухания, самонаблюде- ния, наказаний, планирования окружения, систематической десенсибилизации, техник «взрыва» и «по- гружения», айм- аутов, сверхкор- рекции, имитации, инокуляции стресса, приостановки мышления Обучение, фоку- сирование, оце- нивание, помощь клиентам в составлении планов и их вы- полнении. Не- приятие обви- нений, давления на клиента. Использование ролевых игр, юмора, кон- фронтации, ро- левого модели- рования, опре- деление границ, сотрудничество с клиентом, обратная связь

 

Окончание табл. 11.3

 

                   
Достоинства   Акцент на важности сексуаль- ности и бессоз- нательного в че- ловеческом по- ведении; прием- лемость диагно- стических инст- рументов; разно- направленность; изучение ото- бранных случаев на протяжении длительного периода разви- тия; изучение жизненных ста- дий развития че- ловека, особенно детства Поощрение и поддержка консультантом равноправных отношений; многосторонность; подход полезен при определенных нарушениях. Теоретический вклад в словарь общеупотребителной и профессиональной лексики (например, понятие «комплекс неполноценности»)     Открытость теории и ее способность эволюционировать; применимость к широкому диапазону человеческих проблем; эффективность при работе с определенными нарушениями (например, нарушениями адаптации); кратковременность воздействия; эффективное применение парапрофессионалами; положительный взгляд на природу человека   Гуманистический акцент; сосредото- ченность на тревож- ности как мотивато- ре; использование философии и лите- ратуры, для того, чтобы информиро- вать/направлять; подчеркивание значения непрерыв- ного роста; подход является эффектив- ным в кросскульту- ральном консульти- ровании   Помогает челове- ку инкорпориро- вать (объединить) все аспекты жиз- ни, разрешить прошлые пробле- мы. Подход дела- ет упор на дейст- вие и активность; применим при оп- ределенных аф- фективных рас- стройствах, гибок в использовании методов Теория последо- вательна, понят- на, эффективна, легко осваивает- ся, хорошо сов- местима с други- ми теориями. Воздействие краткосрочно. Имеются учеб- ные центры. Теория продол- жает развивать- ся Имеет понятную и хорошо сфор- мулированную терминологию. Легко комбини- руется с другими теориями. Подход возлагает на клиента ответст- венность за сде- ланный выбор, направлен на до- стижение цели Делается упор на симптомах, на «здесь» и «сей- час». Имеется в наличии множест- во доступных про- цедур. В основе подходов — тео- рия научения. Хорошая профес- сиональная орга- низация. Подходы эффективны при различных рас- стройствах, хоро- шо исследованы, продолжают раз- виваться. Могут комбинироваться с другими теория- ми, особенно с когнитивными Теория приме- нима в работе с различными по- пуляциями, эф- фективна при определенных нарушениях, конкретна. Воздействие краткосрочно. Имеются учеб- ные центры. Поддерживает ответственность и свободу, не приемлет обви- нений. Подход делает упор на «здесь» и «сей- час», включает в себя теорию выбора.
Ограничения     Реализация подхода трудоемка и дорога; закрытая система применения, ограниченная в основном психиатрией; сосредоточенность на патологии; детерминистический характер; подход неэффективен для индивидов с незначительными расстройствами Недостаток надежной исследователь- ской базы; неопреде ленность концепций, терминологии и теоретического объяснения консультирования; узость подхода   Недостаток конкретности; работает лучше всего с разговорчивыми, сообрази- тельными клиента- ми; игнорирует бессознательные и врожденные побуждения; имеет дело с поверхностными проблемами   Не полностью разработан; недостаточно : обучающих подходов к теории научения; субъективность, недостаток однородности; подход является более философским и менее функциональным, чем другие теории; избегает диагнозов и тестирования     Недостаток на- дежной теорети- ческой базы, не- определенность. Не принимает во внимание пассив- ное научение, сто- ронится тестиро- вания и диагнос- тики. Эгоцентричность подхода Теория приме- нима не ко всем клиентам; осо- бенно велики сложности при работе с клиен- тами с психичес- кими нарушени- ями. Подход ас- социируется с нетрадиционным теоретиком Аль- бертом Эллисом. Продолжает рас- сматриваться как преимуществен- но когнитивная теория Когнитивная на- правленность, простота и попу- лярность, выхола- щивающие эф- фективность. Недостаток вни- мания к квалифи- кации консуль- тантов Внимание направ- лено не на целост- ную личность, а только на поведе- ние. Может при- меняться механи- чески. Временами трудно для вос- произведения в конкретных усло- виях консультиро- вания. Методы об- гоняют развитие теории. Игнориру- ег прошлое и бес- сознательное, не учитывает стадии развития личности Игнорирует бес- сознательное, историю лично- сти (анамнез), психические за- болевания. Может стать перегружен- ной моральными ценностями, если не контролировать этот аспект должным обра- зом. Игнорирует собственную историю развития

Литература

 

Alberti R. E. & Emmons M. L (1996). Your perfect right: A guide to assertive behavior (7th ed.). San Luis Obispo CA; Impact.

Arnkoff D. B. & Glass C. R. (1992). Cognitive therapy and psychotherapy integration. In D. K. Freedheim (Ed.) History of psychotherapy: A centwy of change (pp. 657-694). Washington DC: American Psychological Association.

Axrin N. H., Stuart R. В., Risely T. R. & Stolz S. (1977). Ethical issues for human services. AABT Newsletter, 4,.

Bandura A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt Rinehart & Winston. Bandura A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Bandura А. & Walters R. Н. (1963). Social learning and personality development. New York: Rinehart & Winston.

Bankart C. R. (1997). Talking cures. Pacific Grove CA: Brooks/Cole. Beck A. (1976). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press.

Bellack A. S. & Hersen M. (1998). Behavioral assessment: A. practical handbook. Boston: Allyn & Bacon.

Blackham GJ. & Silberman A. (1979). Modification of child and adolescent behavior.

Belmont CA: Wadsworth. Cautcla J. R. (1976). The present status of covert modeling./сшгий/ of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 6, 323-326.

Christopher J. C. (1996). Counseling's inescapable moral vision. Journal of Counseling & Development, 75, 17-25.

Corey G. (1996). Theory and practice of counseling and psychotherapy (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers: A guide to assessment, treatment, and evaluation (4th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Corsini R. J. & Wedding D. (1995). Current psychotherapies (5th ed.). Itasca IL: Peacock.

Craighead L. W., Craighead W. E., Kazdin A. E. & Mahoney M. J. (1994). Cognitive and behavioral interventions: An empirical approach to mental health problems. Boston: Allyn & Bacon.

Ellis A. (1962). Reason and emotion in psychotherapy. New York: Stuart. Elms A. C. (1981). Skinner's dark year and Walden Two. American Psychologist, 36, 470-479.

Evans D. (1982). What are you doing? An interview with William Glasser. Personnel and Guidance Journal, 60, 460-464.

Eysenck H.J. (1960). Behavior therapy and the neuroses. New York: Pergamon.

Fowler R. D. (1990 October). B. F. Skinner: Farewell, with admiration and affection. АРА Monitor, 21 (IQ), 2.

Gilliland B. E., James R. K. & Bowman T. (1998). Theories and strategies in counseling and psychotherapy (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Glasser W. (1961). Mental health or mental illness. New York: Harper & Row. Glasser W. (1965). Reality therapy: A new approach to psychiatry. New York: Harper-& Row.

Glasser W. (1969). Schools without failure. New York: Harper & Row. Glasser W, (1972). The identity society. New York; Harper & Row.

Glasser W. (1976). Positive addiction. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1980). Reality therapy: An explanation of the steps of reality therapy. In W.

Glasser (Ed.) What are you doing? How people are helped through reality therapy. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1981). Stations of the mind. New York: Harper & Row. Glasser W. (1984). Control theory: A new explanation of how we control our lives. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1986). Control theory in the classroom. New York: Harper & Row.

Glasser W. (1998). Choice theory. New York: Harper-Collins.

Glasser W. (1988 November). Reality therapy. Workshop presented at the Alabama Association for Counseling and Development Fall Conference Birmingham.

Glasser W. & Wubbolding R. (1995). Reality therapy. In R. Corsini & D. Wedding (Eds.) Currentpsychotherapies (5th ed., pp. 293-321). Itasca IL: Peacock. Goldiamond I. (1976). Self-reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis, 9, 509-514.

Goldstein A. (1973). Behavior therapy. In R. Corsini (Ed.) Current psychotherapies (pp. 207-249). Itasca IL: Peacock.

Hackney H. & Cormier L. S. (1996). The professional counselor (3rd ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Hergenhahn B. R. (1994). An introduction to theories of personality (4th ed.). Upper Saddle River NJ; Prentice Hall.

Holden J. (1993a). Behavioral consequences on behavior. Unpublished manuscript University : of North Texas Den ton.

Holden J. (1993b). Respondent learning. Unpublished manuscript. v

Hosford R. E. (1980). The Cubberley conference and the evolution of observational learning strategies. Personnel and Guidance Journal, 58, 467-472.

Jones M. C. (1924). The elimination of children's fears.Journal of Experimental Psychology, 7, 383-390.

Kalodner C. R. (1995). Cognitive-behavioral theories. In D. Capuzzi & D. R. Gross (Eds.) Counseling psychotherapy (pp. 353-384). Upper Saddle River NJ; Merrill/Prentice Hall.

Kipper D. A. (1986). Psychotherapy through clinical role playing. New York: Brunner/Mazel. Krasner L. & Ullmann L. R. (1973). Behavior influence and personality: The social matrix of human action. New York: Holt Rinehart, &Winston.

KrumboltzJ. D. (1966). Behavioral goals of counseling. Journal of Counseling Psychology, 13, 153-159.

KrumboltzJ. D. & Thoresen C. E. (1969). Behavioral counseling. New York: Holt Rinehart & Winston.

KrumboltzJ. D. & Thoresen C. E. (1976). Counseling methods. New York: Holt Rinehart &Winston.

Lazarus A. A. (1985). Behavior rehearsal. In A. S. Bellack & M. Hersen (Eds.) Dictionary of behavior therapy techniques (p. 22). New York: Pergamon.

Mahoney M. J. (1995). Cognitive and constructive psychotherapies: Theory, research, and practice. New York: Springer.

Meichenbaum D. H. (1977). Cognitive-behavior modification. New York: Plenum.

Meichenbaum D. H. (1985). Cognitive behavioral therapies. In SJ. Lynn & J.P Garskef (Eds.) Contemporary psychotherapies: Models and methods (pp. 261-286). Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Мeichenbaum D. (1986). Cognitive behavior modification. In F. H. Kanfer & A. R Goldstein (Eds.) Helping people change: A textbook of methods (pp. 346-380). New York: Pergamon.

Okun B. K. (1990). Seeking connections in psychotherapy. San Francisco: Jossey-Bass.

Perry M. А. & Furukawa M. J. (1980). Modeling methods. In F. H. Kanfer & A. P Goldstein (Eds.) Helping people change (pp. 131-171). New York: Pergamon.

Rescoria R. A. (1988). Pavlovian conditioning: It's not what you think it is. American Psychologist, 43, 151-160.

Rimm D. C. & Cunningham H. M. (1985). Behavior therapies. In S.J. Lynn & J. R Garske (Eds.) Contemporary psychotherapies: Models and methods (pp. 221-259). Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Rose S. D. (1983). Behavior therapy in groups. In H.I. Kaplan & B.J. Sadock (Eds.) Comprehensive group psychotherapy (2nd ed.). Baltimore: Williams & Wilkins.

Seligman L. (1997). Diagnosis and treatment planning in counseling. New York: Plenum.

Skinner B. F. (1938). The behavior of organisms: An experimental analysis. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Skinner B. F. (1948). Walden Two. New York: Macmillan. Skinner B. F. (1953). Science and human behavior. New York: Macmillan.

Skinner B. F. (1967). Autobiography. In E. G. Boring & G. Lindzey (Eds.) A history of psychology in autobiography (Vol. 5, pp. 387-413). New York: Appleton-Century-Crofts.

Skinner B. F. (1971). Beyond freedom and dignity. New York: Knopf.

Skinner B. F. (1974). About behaviorism. New York: Knopf.

Skinner B. F. (1976). Particulars of my life. New York: McGraw- Hill.

Skinner B. F. & Vaughan M. E. (1983). Enjoy old age. New York: Norton.

Sprinthall N. A. (1971). A program for psychological education: Some preliminary issues. Journal of School Psychology, 9, 373-382.

Thoresen C. E. & Coates T. J. (1980). What does it mean to be a behavior therapist? In С. Е.

Thoresen (Ed.) The behavior therapist (pp. 1-41). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Thoresen C. E. & Mahoney M. J. (1974). Behavioral self-control. New York: Hoi, Rinehart &Wmston.

Wallace W. A. (1986). Theories of counseling and psychotherapy. Boston: Allyn & Bacon.

Watson J. B. (1913). Psychology as a behaviorist views it. Psychological Review, 20, 158-177.

Watson J. B?(1925). Behaviorism. New York: Norton.

Watson J. B. & Raynor R. (1920). Conditioned emotional reactions. Journal of Experimental Psychology, 3, 1-14.

Wilson G. T. (1995). Behavior therapy In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.) Current psychotherapies (5th ed., pp. 197-228). Itasca IL: Peacock.

Wolpe J. (1958). Psychotherapy by reciprocal inhibition building. Stanford CA: Stanford University Press.

Wubbolding,R. E. (1975). Practicing reality therapy Personnel and Guidance Journal, 53, 164-165.

Wubbolding R. E. (1988). Using reality therapy. New York: Harper/Collins.

Wubbolding R. E. (1991). Understanding reality therapy. New York: Harper/Collins.

Wubbolding R. E. (1994). The early years of control theory: Forerunners Marcus Aurelius & Norbert Wiener. Journal of Reality Therapy, 13, 51-54.

Wubbolding R. E. (1996). Basic concepts of reality therapy. Los Angeles: Institute for Control Theory Reality Therapy and Quality Management.

Wubbolding R. Е. (1998). Cycle of managing, supervising, counseling, and coaching using reality therapy. Cincinnati: Center for Reality Therapy.

Yates A. J. (1970). Behavior therapy. New York: Wiley

Zimbardo R. G. & Leippe M. R. (1991). The psychology of attitude change and social influence. Philadelphia; Temple University Press.

Часть III

Навыки и направления

В практике консультирования

 

Деятельность профессиональных консультантов весьма разнообразна как по условиям проведения, так и по способам ее организации и применяемым методам. В силу своих интересов, подготовки и образования многие консультанты специализируются на консультировании определенных категорий населения, например консультируют по вопросам брака и семьи или по вопросам развития карьеры. Другие консультанты предпочитают более широкие области. Они имеют дело с самыми разными проблемами клиентов и применяют в своей работе различные подходы.

Часть третья книги посвящена рассмотрению особенностей и содержания работы различных направлений консультирования. При написании ее мы исходили из убеждения, что консультантам, вне зависимости от специализации, необходимо разбираться не только в узкой области своей основной профессиональной деятельности, но и в общих проблемах профессии. Эти знания позволяют консультантам приобрести квалификацию, необходимую для эффективной работы в сфере профессиональной помощи, а в случае затруднений — определять, к какому специалисту направить клиентов.

Глава 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.95 (0.073 с.)