Этические и правовые аспекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические и правовые аспекты



Консультирования

Холодным, серым утром в начале сентября

я забросил последний чемодан в свой «Мустанг»

и тихо попрощался

с неброской прелестью Северной Каролины.

С замиранием сердца я подбираюсь к синеющему

океанскому побережью Коннектикута

в предчувствии новых мест и неизвестности.

Со мной путешествуют шотландская овчарка по кличке Эли

и спокойные свежие воспоминания о недавней сессии консультирования.

Ты так долго боролся со страхами,

которые я провоцировал, из ребячества назвав тебя

«Джейкобом»,

что ты являешься одинаково частью меня и моего

багажа.

Ты проходишь по этой горько-сладковатой жизни,

одинаково дарующей друзей и опасности.

Жизни, вкусом напоминающей вкус гладкой на ощупь,

оранжевой осенней хурмы,

обманчиво приятной, но терпкой.

 

Bittersweet, by S. Т. Gladding, 1984,

Counseling and Values, 28, p. 146.

 

Консультирование не является свободной от ценностных критериев нейтральной деятельностью (Cottone &Tarvidas, 1998; Schulte,1990). Более того, это профессия, которая базируется на ценностях, являющихся «представлениями-ориентирами о том, что такое благо... и каким образом оно достигается» (Bergin, 1985, р. 99). Ценности составляют ядро в отношениях между участниками консультирования. Любые цели консультирования, «неважно, сводятся ли они к облегчению патологических симптомов или к изменению стиля жизни, скреплены системой ценностей» (Berlin, 1992, р. 9). Кроме того, поскольку консультирование представляет собой столь сложную и многогранную профессию, консультанты по необходимости должны подчиняться этическим и правовым нормам (De Pauw, 1986; McGovern, 1994).

Если консультанты не разобрались в своих (и своих клиентов) личностных ценностях, плохо представляют свою этическую и юридическую ответственность, они могут нанести вред своим клиентам, несмотря на самые благие намерения (Huber, 1994; Remley, 1991). Поэтому, прежде чем приступать к оказанию помощи другим людям, консультантам необходимо накопить достаточные знания о себе самих в дополнение к изучению этических и правовых принципов, относящихся к гфофессии консультирования.

В данной главе рассматриваются этические стандарты, правовые ограничения и нормы, которыми руководствуются консультанты. Все это существенно для их работы и благополучия, а также для успеха процесса консультирования. В отдельных случаях (но не во всех) этические и юридические нормы совпадают (Wilcoxon, 1993).

Определения: этика, мораль, право

Этика имеет отношение к «принятию решений морального характера в отношении людей и их взаимодействий с обществом» (Kitchener, 1986, р. 306). Термин часто употребляется как синоним слова «мораль», и в отдельных случаях эти понятия совпадают. Оба связаны с «понятиями добра и зла, или учением о человеческом поведении и ценностях» (Van Hoose & Kottler, 1985, p. 2). Тем не менее каждый из этих терминов имеет свое значение.

«Этика обычно определяется как философская дисциплина, которая имеет отношение к человеческому поведению и принятию моральных решений» (Van Hoose & Kottler, 1985, p. 3). Этика, по своей природе, является нормативной и концентрируется на принципах и стандартах, которые обусловливают взаимоотношения между людьми, например между консультантами и клиентами. Мораль, с другой стороны, связана с оценкой действий. Она ассоциируется с такими словами, как добро, зло, правильно, неправильно, возможно и должно (Brandt, 1959; Grant, 1992). Консультантам присущи определенные моральные устои, а применяемые ими теории содержат предположения относительно человеческой природы, в которых явно или неявно присутствуют ответы на вопросы: «что представляет собой человек и каким он должен быть?» (Cristopher, 1996, р. 18).

Закон — это точная формулировка руководящих стандартов, установленных для того, чтобы гарантировать юридическую и моральную справедливость (Hummell, Talbutt & Alexander, 1985). Закон может быть установлен законодательным органом, решением суда или традицией, как это имеет место в английском обычном праве (Anderson, 1996). Закон не диктует, что является этически верным в данной ситуации, он определяет, что является законным. Иногда то, что не противоречит законам в данный период времени (например, отдельные аспекты расовых, возрастных, сексуальных вопросов), признается определенной частью общества неэтичным и аморальным. В качестве примера можно привести противоречие между юридическими и этическими аспектами в принятой в 1994 году Поправке Хелмса/Смита к Закону о начальном и среднем образовании (Elementary and Secondary Education ActESEA). В этой поправке предпринималась попытка урезать финансирование школ, проводящих консультирование для учащихся-гомо-сексуалов и лесбиянок.

Конфликты между законом и морально-этической системой общества могут происходить на разных уровнях (табл. 3.1). Часть из этих конфликтов решается в суде. Действительно, многие консультанты относятся к жалобам этического характера с не меньшей серьезностью, чем к судебным искам (Chauvin & Remley, 1996). Хотя законы более объективны и конкретны, чем большинство этических и моральных кодексов, они зачастую изменяются в ответ на требования отдельных людей или групп.

Таблица 3.1

Взаимодействие этики и права

 

    Пример
1. Этично и законно   Точное следование закону   Соблюдение конфиденциальности в отношениях с клиентом, что также регулируется законом о неразглашении
2. Этично и незаконно   Невыполнение несправедливого закона Отказ нарушить обещанную конфиденциальность даже по запросу суда.
3. Этично и не регули- руется законом   Совершение доброго дела, когда это не запрещено законом Бесплатное обслуживание неимущих клиентов  
4. Неэтично и законно     Следование несправедливому закону   .   Следование указу Федеральной профессиональной комиссии, провозглашающему, что этические кодексы не могут препятствовать использованию рекомендательных писем в рекламе услуг консультирования
5. Неэтично и незаконно   Нарушение справедливого закона   Раскрытие конфиденциальной информации, защищенной законом о неразглашении
6. Неэтично и не регулируется законом   Нанесение вреда, без нарушения закона   Поощрение зависимости клиента с целью усиления ощущения собственной власти

 

Источник: Ethical and professional issues in counseling (p. 86), by R. R. Cottone and V. M. Tarvydas, 1998, Upper Saddle River NJ: Prentice Hall and Guide to ethical practice in psychotherapy by A. Thompson, 1990, New York: John Wiley & Sons.

 

Этика и консультирование

 

С этическими и ценностными проблемами сталкиваются все профессиональные консультанты. Тем не менее некоторые из них оказываются лучше осведомленными или более подготовленными к разрешению этих проблем. Паттерсок (Patterson, 1971) заметил, что профессиональное соответствие консультантов связано со знанием и практическим применением ими этических принципов Уэлфел (Welfel, 1998) добавляет, что и эффективность консультантов связанг с их этическими знаниями, а также способностью поступать в соответствии с ними.

Неэтичное поведение в консультировании может принимать разные формы Искушения, общие для всех людей, существуют и для консультантов. К таким искушениям относятся: «физическая близость, распространение сплетен или возможность карьерного роста (за взятку)» (Welfel & Lipsitz, 1983b, p. 328). Определенные формы неэтичного поведения являются очевидными и допускаются сознательно, тогда как другие — более скрыты и непреднамеренны. Но в любом случае пагубность последствий одинакова.

Вот несколько наиболее распространенных форм неэтичного поведения в консультировании (Levenson, 1986; Pope & Vetter, 1992; Swanson, 1983a):

• нарушение конфиденциальности;

• превышение уровня профессиональной компетенции;

• пренебрежение своими обязанностями;

• претензии на компетенцию, которой не обладаешь;

• навязывание собственных ценностей клиенту;

• попытка поставить клиента в зависимость;

• сексуальные действия с клиентом;

• определенные конфликты интересов, такие как двойственные отношения;

• спорные финансовые договоренности, в частности назначение чрезмерной платы;

• несоответствие рекламе.

Целое подразделение в составе АСА — Ассоциация за духовные, этические и религиозные ценности в консультировании (ASERVIC) — специально занимается вопросами ценностей и этики в работе консультантов (Bartlett, Lee & Doyle, 1985). Это подразделение, регулярно рассматривающее этические проблемы, обратило внимание на такие вопросы, как консультирование пожилых, привитие культурных ценностей, феминизм, задолго до того как они стали объектом внимания консультирования в целом. ASERVIC даже издавала руководство по этике для групповых лидеров, входящих в профессиональные организации консультирования. Помимо опережающей работы над этическими и ценностными вопросами, которую ASER VIC проводит посредством своих комиссий, она издает журнал «Counseling and Values», который содержит публикации по этическим вопросам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.168.232 (0.011 с.)