Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы, связанные с завершениемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Завершение отдельных сессий
Завершение — это проблема, сохраняющая актуальность в течение всех сессий индивидуального консультирования. Временные пределы встреч должны быть ясно определены уже на начальных сессиях (Brammer & MacDonald, 1996; Hackney & Cormier, 1994). Адекватной для сессий индивидуального консультирования обычно считается продолжительность 45-50 минут. И, как правило, консультанту требуется 5-10 минут, чтобы адаптироваться к клиенту и его проблемам. Сессии консультирования, которые заканчиваются слишком быстро, как и чересчур продолжительные сессии, могут оказаться непродуктивными. Бенджамин (Benjamin, 1987) предлагает два важных признака, позволяющих определить момент завершения собеседования. Во-первых, оба — и клиент, и консультант — считают, что сессию пора заканчивать. Во-вторых, в течение оставшегося времени не ожидается рассмотрения или обсуждения какого-либо нового материала. Если клиент сообщает новые сведения, консультанту необходимо их проанализировать, чтобы сделать предметом рассмотрения на следующей сессии. В исключительных случаях консультант должен принимать решения по предоставляемым фактам оперативно, без подготовки. Консультант может эффективно завершить собеседование несколькими способами. Один из них — это просто кратко заявить, что время вышло (Benjamin, 1987; Hackney & Cormier, 1994). Например, он может сказать: «Похоже, что на сегодня наше время закончилось». Чем проще заявление, тем лучше. Если клиент бесконечно долго рассказывает о каком-либо предмете в конце сессии, консультант должен напомнить клиенту, что в их распоряжении остается только 5-10 минут. После этого клиент может сосредоточить внимание на важных вопросах. В качестве альтернативы или как дополнение к прямому заявлению консультант может использовать невербальные сигналы, чтобы дать клиенту понять, что сессия завершается. Это может быть взгляд на часы или вставание. Невербальные сигналы, возможно, лучше всего использовать с вербальными пояснениями. Одно подкрепляет другое. К концу собеседования обычно полезно подытожить все, что случилось во время сессии. Это подведение итогов может быть начато или консультантом, или клиентом. Хорошее заключение связывает вместе главные моменты сессии и «должно быть кратким, сведенным к сути и не должно содержать интерпретации» (Hackney & Cormier, 1994, p. 71). Совместное подведение итогов позволяет консультанту и клиенту понять, что каждый из них вынес из сессии, и предоставляет возможность выяснить любые недоразумения. Важным элементом завершения любой индивидуальной сессии является назначение времени следующей встречи (Hansen, Rossberg & Cramer, 1994). Большинство проблем требуют для своего решения длительного времени. Клиенты и консультанты должны знать, когда они встретятся снова, чтобы продолжить незавершенную работу. Проще и эффективнее договариваться о следующей встрече в конце сессии, чем делать это позже по телефону. Завершение отношений Консультирования
Продолжительность и цели отношений консультирования могут быть различными. Для здоровья и благополучия и консультанта, и клиента важно, чтобы вопрос о результате, достижение которого будет являться критерием для завершения отношений, был рассмотрен как можно раньше, так чтобы оба они могли максимально долго сотрудничать в его достижении (Cavanagh, 1990). Людям требуется время, чтобы подготовиться к окончанию значимых взаимоотношений. Даже если отношения заканчиваются на положительной ноте, может оставаться некоторое чувство досады. Поэтому завершение не должно обязательно представляться как высшая точка процесса консультирования. Хакни и Кормьер (Hackney & Cormier, 1994) подчеркивают, что лучше преуменьшить значение завершения, чем преувеличивать его. Консультант и клиент должны совместно решить, когда завершение отношений будет уместным и полезным (Young, 1998). Как правило, они вербально дают друг другу понять о готовности к завершению. Например, клиент может сказать, «думаю, что я действительно добился прогресса в течение последних нескольких месяцев». Или консультант может заявить: «Вы, кажется, на правильном пути и больше не нуждаетесь в моих услугах». Такие заявления предполагают инициализацию конца отношений консультирования и обычно подразумевают признание достигнутого прогресса в развитии или в разрешении проблемы. Целый ряд других поведенческих признаков также могут служить сигналом к концу консультирования. В их число входят: снижение интенсивности работы, увеличение проявлений юмора, уменьшение проявлений негативизма, отказов, злости, печали или зависимости (McGee, Schuman & Racusen, 1972; Patterson & Welfel; Shulman, 1999). Хакни и Кормьер (1994) полагают, что в отношениях, которые продолжались больше трех месяцев, заключительные три или четыре недели должны быть потрачены на обсуждение воздействия завершения. Например,ч.консультанты могут пытаться выяснить, как их клиенты будут справляться без поддержания отношений консультирования. Консультанты могут также спросить клиентов о значении отношений консультирования и предполагаемом использовании в будущем того, что они узнали. Шульман (Shulman, 1999) предлагает, в качестве общего правила, уделять проблемам, связанным с завершением отношений консультирования, шестую часть всего времени работы. Махолик и Тернер (Maholick & Turner, 1979) обсуждают несколько специфических моментов, требующих внимания при принятии решения о завершении консультирования. • Проверить, достигнуто ли уменьшение или устранение начальных проблем или симптомов клиента. • Определить, устранены ли переживания, вызвавшие стресс и послужившие причиной обращения к консультированию. • Оценить способность клиента добиваться успеха и степень его понимания себя и других. • Установить, сможет ли клиент относиться лучше к другим и способен ли он любить и быть любимым. • Определить, приобрел ли клиент способность продуктивно планировать и выполнять свою работу. • Оценить, может ли клиент чувствовать себя раскованней и наслаждаться жизнью. Эти моменты не являются в равной степени важными для всех клиентов, но существенно, чтобы перед завершением консультирования клиенты почувствовали уверенность в том, что смогут жить эффективно без посторонней поддержки (Huber, 1989; Ward, 1984; Young, 1998). Имеются по крайней мере еще два способа облегчить окончание отношений клиента и консультанта. Первый из них включает использование метода затухания. Диксон и Гловер (Dixon & Glover, 1984) определяют затухание как «постепенное уменьшение влияния искусственных структур, созданных для достижения желательных изменений» (р. 165). Другими словами, клиенты постепенно прекращают получать подкрепления, стимулирующие определенного рода поведение. Конечная цель всего консультирования состоит в том, чтобы помочь клиентам стать менее зависимыми от консультанта и сессий консультирования и больше зависеть от себя и от взаимоотношений с другими. В процессе консультировании клиенты должны также научиться распознавать положительное подкрепление в естественных случайных обстоятельствах. Для того чтобы способствовать «затуханию», сессии консультирования могут проходить все реже и реже или просто становиться укороченными (Cormier & Cormier, 1991). Другой способ облегчить завершение отношений консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту развить навыки успешного решения проблем (Dixon & Glover, 1984). Клиенты, так же как и все остальные, постоянно сталкиваются с проблемами. Если консультанты смогут помочь своим клиентам научиться более эффективно справляться с трудностями, клиенты больше не будут нуждаться в отношениях консультирования. В этом заключается процесс распространения опыта консультирования на реальную жизнь. В идеальном, случае этот процесс включает образовательные и профилактические мероприятия, а также обучение навыкам принятия решения для каждодневной жизни и кризисных ситуаций. Сопротивление завершению
Сопротивление завершению может исходить как от консультанта, так и от клиента. Паттерсон и Уэлфел (Patterson & Welfel, 1994) отмечают, что сопротивление особенно вероятно тогда, когда отношения консультирования продолжаются длительное время или достигли высокого уровня близости. Другие факторы, которые могут способствовать сопротивлению, связаны с переживаемой болью утраты, одиночеством, безутешным горем, потребностью в поощрении, опасением быть отвергнутым и боязнью необходимости быть самостоятельным. Некоторые из этих факторЗв больше относятся к клиентам, в то время как другие скорее характеризуют консультантов. Сопротивление клиента
Клиенты сопротивляются завершению по-разному. Два легко обнаруживаемых выражения сопротивления — это: 1) просьба в конце сессии о его продлении и 2) просьба о дополнительной встрече, после того как цель была достигнута. Другой, чреватой большими неприятностями, формой сопротивления клиента является создание им новых проблем, которые не входили в круг его первоначальных интересов, например возникновение депрессии или тревожности. Проявление этих симптомов делает завершение более трудным; и в таких ситуациях клиент может убедить консультанта, что только тот сможет ему помочь. Таким образом, консультант может почувствовать себя обязанным продолжать работать с человеком как по личным, так и по этическим соображениям. Независимо от использованной стратегии, процесс завершения лучше всего проводить постепенно и медленно (Cormier & Cormier, 1998). Сессии через какое-то время могут стать менее частыми; и одновременно в ходе работы может заостряться внимание на новых умениях клиента, его способностях и ресурсах. Иногда, в случаях когда клиенты особенно противодействуют завершению, консультант может «прописать» ограниченное число будущих сессий или сосредоточиться вместе с клиентами на том, как они урегулируют свои отношения для повторного консультирования (Anderson & Stewart, 1983). Эти процедуры делают скрытое более явным и помогают консультантам и клиентам определить, какие вопросы останутся нерешенными при завершении отношений помощи. Виккио (Vickio, 1990) разработал уникальную стратегию для учащихся колледжа, которые переживают потерю и расставания. В руководстве "The Goodbye Brochure" он описывает, что значит — сказать «до свидания», и объясняет, почему расставание должно произойти. Затем он обсуждает пять рекомендаций, как успешно справиться с уходом и чувством потери, и аналогичным образом приводит примеры неправильных действий при этом (Vickio, 1990, р. 576). Как успешно преодолеть расставание (потерю): ª найти способы сделать этот переход постепенным; ªвспомнить, какие занятия занимали в вашей жизни значимое место; ªрассказать об этом значении другим людям; ªполучать удовольствие от того, чего вы достигли, и от того, что ждет впереди; ªопределить свои возможности в дальнейшей жизни. Неправильные действия при расставании: ªотрицать потерю; ªисказить опыт путем его переоценки; ªочернить ваши действия и отношения; ªизбегать мыслей о расставании; ªрезко самоустраниться от своей деятельности и взаимоотношений. Лернер и Лернер (Lerner & Lerner, 1983) полагают, что сопротивление клиента часто следует из боязни перемен. Если клиенты начали ценить отношения консультирования, они могут испытывать опасения, что не смогут нормально существовать без них. Например, люди, которые выросли в непостоянной или беспорядочной обстановке, отягченной алкоголизмом или разводом, могут быть особенно склонными держаться за устойчивость ситуации консультирования и взаимоотношений с консультантом. Важно, чтобы консультант отдавал должное особым потребностям таких людей и тем трудностям, которые они преодолевают, справляясь с одиночеством и привязанностью (Loewenstein, 1979; Weiss, 1973). И еще более важно, чтобы консультант предпринимал шаги, помогающие такому клиенту самостоятельно справиться с трудностями, рассматривая с ним преимущества работы в других терапевтических условиях, таких как группы поддержки. Для таких клиентов консультирование таит в себе потенциальную опасность привыкания. Если они хотят жить здоровой жизнью, они должны отыскать альтернативные источники поддержки. Сопротивление консультанта
Хотя «конечная цель консультанта состоит в том, чтобы стать ненужным для своих клиентов», бывают случаи, когда консультанты не решаются говорить «до свидания» в подходящее время (Nystul, 1993, р. 36). Клиенты с особенными или необычными проблемами или такие, которые демонстрируют хорошую продуктивность в работе, могут быть особенно привлекательными для консультантов. Гудиер (Goodyear, 1981) перечисляет восемь условий, в которых завершение может оказаться особенно трудным для консультантов. 1. Когда завершение означает прекращение значимых отношений. 2. Когда завершение вызывает беспокойство консультанта относительно способности клиента действовать независимо. 3. Когда завершение пробуждает чувство вины у консультанта по поводу того, что он недостаточно эффективно работал с клиентом. 4. Когда страдает профессиональное самолюбие консультанта вследствие резкого и сердитого ухода клиента. 5. Когда завершение означает для консультанта прекращение исследовательского процесса (например, в случае, когда консультант на данном клиенте исследует динамику расстройства или определенную субкультуру). 6. Когда завершение консультирования означает прекращение особенно волнующего жизненного опыта, переживаемого консультантом через приключения клиента. 7. Когда завершение становится символическим повторением других (особенно неразрешенных) расставаний в жизни консультанта. 8. Когда завершение вызывает у консультанта внутренний психологический конфликт. Важно, чтобы консультанты осознавали все трудности, с которыми они столкнутся при расставании с некоторыми клиентами. Консультант может обратиться к коллегам за советом по поводу данной проблемы или сам пройти консультирование, чтобы разрешить проблему. Последний вариант особенно актуален в случае, когда консультант имеет личную историю расставания, изоляции и чрезмерного страха близких отношений. Ковакс (Kovacs, 1965, 1976) и Гай (Guy, 1987) сообщают, что отдельные люди, которые становятся профессиональными помощниками, обладают как раз такими характеристиками. Преждевременное завершение
Вопрос о том, завершает ли клиент консультирование преждевременно или нет, определяется не количеством сессий, в которых участвовал клиент. Более того, своевременность завершения должна определяться тем, насколько клиент достиг личных целей, установленных в начале консультирования, и насколько удовлетворительно он действует в целом (Ward, 1984). Некоторые клиенты демонстрируют слабое, если не отсутствующее вообще, согласие или мотивацию изменить свои нынешние обстоятельства и часто требуют, чтобы консультирование было закончено после первой же сессии. Некоторые клиенты выражают это желание после осознания объема работы, который необходим для изменений. Есть клиенты, которые свое желание закончить консультирование выражают косвенным образом, пропуская сессии или опаздывая на них. Независимо от того, как клиенты выражают желание преждевременно завершить консультирование, это должно, по-видимому, вызвать некоторые мысли и чувства у консультанта, которые он должен проработать. Хансен, Уорнер и Смит (Hansen, Warner & Smith, 1980) полагают, что, если клиент выражает желание расторгнуть отношения раньше, чем будут достигнуты определенные цели, или если консультант считает целесообразным раньше времени завершить отношения консультирования, причины такого шага должны быть открыто обсуждены консультантом и клиентом. В ходе обсуждения могут быть проанализированы мысли и чувства как клиента, так и консультанта, в результате чего преждевременное завершение может быть предотвращено. Иногда клиент не соблюдает договоренность о встрече и не звонит, чтобы ее пересмотреть. В таких случаях консультант должен попытаться связаться с клиентом по телефону или по почте. Если консультант убеждается, что клиент хочет завершить работу, должно быть назначено заключительное собеседование. Уорд (Ward, 1984) сообщает о четырех возможных преимуществах такого собеседования. 1. Заключительное собеседование может помочь клиенту снять любые отрицательные чувства, вызванные опытом консультирования. 2. Оно служит поводом пригласить клиента продолжить консультирование, если он этого захочет. 3. Могут быть рассмотрены другие формы воздействия или кандидатура другого консультанта, если клиент так пожелает. 4. Заключительное собеседование увеличивает возможность того, что в следующий раз, когда клиент будет нуждаться в помощи, он прибегнет к консуль-тированию. Каванах (Cavanagh, 1990) полагает, что в случае, когда происходит преждевременное завершение консультационных отношений, консультанты часто допускают одну из двух ошибок. Первая — это обвинение в себя самого или клиента в том, что отношения завершились прежде, чем была достигнута поставленная цель. Более вероятно, что консультант будет винить клиента, но, вне зависимости от того, на кого направлено обвинение, сама подобная ситуация проблематична. Для консультанта было бы более продуктивным думать о ситуации как о такой, в которой никто не является виновным. Такая стратегия исходит из посылки, что некоторые пары клиентов и консультантов работают лучше, чем другие. Вторая ошибка со стороны консультанта — попытаться преодолеть ситуацию «кавалерийским наскоком». Например, консультант может сказать: «Очень плохо, что этот клиент предпочитает не продолжать консультирование, но у меня есть другие клиенты». Чтобы избежать подобных ошибок, Каванах (Cavanagh, 1990) рекомендует консультантам выяснять, почему клиент преждевременно расторгает соглашение. Среди возможных причин выделяются следующие: • чтобы посмотреть, действительно ли обеспокоен консультант; • чтобы попытаться выявить положительное отношение консультанта к клиенту; • чтобы наказать или попытаться причинить вред консультанту; • чтобы устранить беспокойство; • чтобы показать консультанту, что клиент нашел помощь в другом месте; • чтобы дать понять консультанту, что клиент не чувствует себя понятым. Каванах (Cavanagh, 1990) полагает, что консультанты должны понимать: независимо от того, что они делают, некоторые клиенты склонны завершить консультирование преждевременно. Такое понимание позволяет консультантам почувствовать, что они не обязаны быть совершенными, и раскрепощает их, помогая быть более естественными в терапевтических отношениях. Это также позволит им открыто осознать, что независимо от того, насколько они талантливы и квалифицированы, некоторые клиенты считают более полезным обратиться к другим консультантам. Идеально, если консультанты знают анатомию процесса завершения (см. рис. 7.1). С таким знанием они станут способны осознанно работать в ситуациях, касающихся завершения консультирования.
Рис. 7.1. Анатомия завершения Источник: Contemporary Approaches to Psychotherapy and Counseling (p. 37, byJ. F.Burke. 1989 by Brooks/Cole Publishing Company, a division of Thomson Publishing Inc. Pacific Grove CA 93950. Based on Gottman and Leiblum's HowfoDo Psychotherapy and How to Evaluate It: A Manual for Beginners ( p. 4)
He все люди, прибегающие к консультированию, действительно готовы работать в подобных отношениях, и уровень готовности может измениться по мере продолжения отношений. Некоторые клиенты вынуждены преждевременно расторгнуть отношения по уважительной причине, и совсем не обязательно, что их действия бросят тень на компетентность консультанта. Консультанты могут управлять только ограниченным количеством переменных в отношениях консультирования. Следующий список включает несколько факторов, которые обычно влияют на стабильность отношений консультирования и будут полезны для предотвращения преждевременного завершения (Young, 1998). • Расписание приемов. Чем меньше времени составляет промежуток между сессиями и чем более они регулярны, тем лучше. • Ориентация в консультировании. Чем больше клиент знает о процессе консультирования, тем вероятнее, что он будет продолжать сессии. • Постоянство консультанта. Клиенты не любят, чтобы их посылали от консультанта к консультанту. Следовательно, консультант, который начинает консультирование, должен продолжать консультирование клиента, если это вообще возможно. • Напоминания клиентам о посещении сеансов. Открытки, телефонные звонки или электронная почта могут быть эффективными напоминаниями. Однако в связи с необходимостью особой деликатности в отношениях консультирования консультант должен всегда спрашивать разрешения клиента послать напоминание о назначенной встрече. Завершение, инициированное Консультантом
Инициированное консультантом завершение является противоположностью преждевременного завершения. Консультант иногда бывает вынужден закончить отношения с некоторыми или со всеми клиентами. Среди причин могут быть болезнь, контрперенос, переезд в другое место, длительная поездка или осознание того, что клиент может получить более эффективную помощь в другом месте. Каванах (Cavanagh, 1990) классифицирует эти причины как «уважительные» для расторжения отношений консультантом. Имеются также неубедительные причины для инициирования консультантом завершения отношений консультирования. К таким причинам относятся чувства злости, скуки или беспокойства, испытываемые консультантом. Если консультант разрывает отношения по причине таких чувств, клиент может ощутить себя отвергнутым и в результате оказаться даже в худшем положении, чем он был в начале консультирования. Одно дело для человека быть отвергнутым равным себе, и другое для этого же самого человека — получить отказ от консультанта. Каванах (Cavanagh, 1990) отмечает, что, хотя консультант может иметь некоторые негативные чувства по отношению к клиенту, он, отдавая себе в этом отчет, может продолжать работать, не обращая внимания на свои чувства, не действуя при этом экстремальным или наносящим вред способом. Лондон (London, 1982) и Селигман (Seligman, 1984) предлагают модели помощи клиентам при временном отсутствии консультанта. Эти исследователи настаивают на том, чтобы клиенты и консультанты начинали готовиться к временному завершению как можно раньше, открыто обсуждая возможные события и работая над любыми значительными переживаниями, связанными с проблемами разрыва отношений. Фактически клиенты могут испытывать удовлетворение от инициированного консультантом завершения благодаря пониманию, что консультант является человеком и поэтому не является незаменимым. Они также могут прийти к пониманию, что люди имеют право выбора того, как поступать с межличностными отношениями. Кроме того, они могут проанализировать прошлые переживания и главные решения жизни и более четко осознать, что новые способы поведения переносятся в другие жизненные ситуации (London, 1982). Также в течение процесса завершения может произойти перефокусировка, которая поможет более ясно увидеть проблему, с которой они работают. Селигман (Seligman, 1984) рекомендует более структурированный, чем предлагает Лондон, способ подготовки клиентов для инициированного консультантом завершения, хотя обе модели могут оказаться эффективными. В любой подобной ситуации важно удостовериться, что клиент знает фамилии и номера телефонов некоторых других консультантов, чтобы войти в контакт с ними в случае критического положения. Существует также проблема вынужденного завершения по инициативе консультанта. В современном мобильном обществе «чаще, чем прежде, случаются увольнения консультантов» (Pearson, 1998, р. 55). В подобных случаях завершение более болезненно для клиентов и представляет собой почти испытание для консультантов. Время, планировавшееся на консультирование, внезапно заканчивается. В случаях вынужденного завершения по инициативе консультанта все равно необходимо проанализировать прогресс в состоянии клиента, завершить отношения в течение определенного времени и осуществить перспективное планирование. Могут потребоваться и другие действия (Pearson, 1998). В их число может входить анализ консультантом собственного отношения к завершению, преодоление таких чувств, как досада, печаль, злость, опасения. Более того, консультанты должны учитывать будущие возможные потери клиентов и соответственно продумать, как каждый клиент будет справляться с последствиями прекращения отношений консультирования. Консультанты должны также позаботиться и о себе и, если потребуется, найти источник профессиональной и личной поддержки. В ходе подготовки к завершению консультанты в отношениях с клиентами должны проявлять открытость в вопросах, касающихся их действий и намерений. Они должны выбрать подходящий момент для сообщения клиентам о завершении и дать возможность им непринужденно высказаться на этот счет. «Глубокая эмпа-тия является действенным средством помощи клиенту выразить и пережить целый ряд эмоций» (Pearson, 1998, р. 61). Урегулирование вопросов обращения к другому консультанту, если это требуется клиенту, также является важным моментом. Наконец, проблемой может оказаться сама процедура прощания и завершения отношений. Этот процесс может быть облегчен с помощью откровенного разговора или ритуалов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.015 с.) |