Карта эмоционального контроля (пересмотренная версия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта эмоционального контроля (пересмотренная версия)




Нецелесообразные или

Саморазрушительные чувства

Гнев

Чувства возмущения, гнева, безумия,

ярости.

Самокритика

Чувства собственной ничтожности,

стыда, смущения, растерянности,

неадекватности, принижение себя как

личности.

Беспокойство

Чувства тревожности, нервозности,

напряженности, паники, беспомощности, ужаса.

Депрессия

Чувства подавленности, собственной

бесполезности, вины,склонность к самоуничижению

Целесообразные или безопасные

Чувства

Раздражение

Чувство (умеренного или интенсивного)

раздражения, неудовольствия, досада,

фрустрация, недовольство действиями

других людей, но не самими людьми.

Критика чьего-либо поведения

Чувство (умеренное или интенсивное)

сожаления, грусти, неудовольствия, сомнения;

критика чьего-либо поведения, но

не самого человека.

Озабоченность

Чувство (умеренное или интенсивное)

озабоченности, настороженности;

беспокойство в отношении чьей-либо

деятельности, но не самого человека.

Грусть

Чувство (умеренное или интенсивное)

грусти, огорчения, сожаления,

неудовлетворенности, неудовольствия,

Ощущение, что человек плохо поступает,

но не сам человек плохой.


Источник: «An emotional control card for inappropriate and appropriate emotions in using rational-emotive imagery», byA. Ellis, 1986. Journal of Counseling and Development, 65, p. 206.

 

Поведенческая дискуссия включает в себя выполнение какого-либо действия способом, противоположным обычному для данного клиента. Иногда поведенческая дискуссия может принимать форму библиотерапии, в которой клиент читает книгу самопомощи. (Значительное количество таких книг для всех возрастов выпущено Институтом рационально-эмотивной терапии поведения.) Поведенческая дискуссия также может происходить в виде ролевой игры или выполнения домашних заданий, в которых клиент выполняет действия, которые он раньше считал невозможными. Клиент приносит законченное задание консультанту на следующей сессии консультирования и оценивает его с помощью консультанта.

Если дискуссия о иррациональных убеждениях (ИУ) проходит успешно, возникает новая эффективная философия (Ellis, 1996a). Эта философия будет заключать в себе новый когнитивный эффект (КЭ), который представляет собой подтверждение исходных рациональных убеждений (РУ). Например: «Ничего страшного, что некоторые люди отвергают меня, это просто неприятно».

 

Стандартная форма РСА

 

А. АКТИВИРУЮЩЕЕ СОБЫТИЕ: Г (а). ПРОВЕРКА ЗАПИСИ: Если вы испыта-

Что, на ваш взгляд, произошло. ли какое-либо чувство, которое видеокамера

не могла бы показать, попробуйте сделать

его доступным внешнему наблюдению.

Б. ВАШИ УБЕЖДЕНИЯ: Сначала Г (б). РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

искренне сформулируйте ваши пункта Б: Ответьте «да» или «нет» на каж-

мысли относительно события А дый рациональный вопрос о каждом

(утверждения Б....Б), затем - ваши предложении В или напишите «вопрос не

установки относительно каждого применим». После этого запишите раци-

утверждения Б. опальную альтернативу для каждой ирра-

циональной мысли Б, и «Это рационально»

для каждой рациональной мысли В.

 

Б1. Гб1.

Б2 Г62.

И т. д. И т. д.

В. ПОСЛЕДСТВИЯ Б Д. ОЖИДАЕМОЕ НОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1. Эмоции.. 1. Новые эмоциональные переживания.

2. Действия. 2. Новые действия.

 

Пять рациональных вопросов

1. Основывается ли мое мышление в данном случае на очевидном факте?

2. Будет ли мое мышление способствовать мне в защите жизни и здоровья?

3. Поможет ли мое мышление в достижении моей ближайшей и отдаленных целей?

4. Поможет ли моя точка зрения избежать наиболее нежелательных конфликтов с другими людьми?

5. Поможет ли моя точка зрения добиться наиболее желательных эмоций?

Источник: «Rational behavior therapy» (p. 176), by M. С Maultsby, Jr.,

1984 Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

 

Два других мощных метода РЭТП — это конфронтация и поддержка. Как уже отмечалось ранее, РЭТП-консультанты открыто поощряют клиентов отказываться от неэффективных мыслительных процессов и использовать РЭТП. Например, консультант может вызвать на дискуссию клиента, утверждающего, что его мышление рационально, хотя в действительности оно таковым не является. Кроме того, консультант может поощрять клиента продолжать работу в РЭТП, даже когда у того «руки опускаются». Конфронтацию не обязательно выполнять в манере Эллиса, т. е. энергично возражая и нападая на убеждения клиента (Johnson, 1980). Наоборот, консультант может быть сочувствующим и настойчивым одновременно.

Интересная разновидность РЭТП — рационально-бихевиоральная терапия (РБТ), которая была предложена М. Молтсби (Maultsby, 1971, 1973, 1975, 1984). В РБТ когнитивного изменения достигают с помощью методов, больше отражающих бихевиористскую теорию, чем методы, используемые в оригинальной концепции Эллиса. Для большей объективности РБТ требует от клиента описания вызвавшего эмоции события как бы с помощью видеокамеры. Контраргументы к внутренней речи клиента принимают форму дебатов, основанных на пяти правилах рационального поведения (см. список из пяти вопросов на с. 297).

В практике рационально-бихевиоральной терапии клиенты регулярно выполняют домашние задания по рациональному самоанализу (РСА), в котором они записывают существенные случаи из их жизни и свои мысли и чувства, связанные с этими случаями. Затем убеждения людей оценивают с целью установить степень их рациональности и изменяют в соответствии с правилами рационального поведения. Этот метод оценки мыслей клиентов полезен для ведения регистрации терапевтического продвижения. Стандартный формат РСА состоит из шести шагов, которые были выделены Моултсби (Maultsby, 1984) и представлены на с. 297.

Оценка теории:

Уникальность и ограничения

РЭТП имеет много уникальных аспектов и особенностейэ

• Подход является понятным, легкоизучаемым и эффективным. Большинство клиентов почти не имеют проблем в усвоении принципов или терминологии РЭТП. Роуш (Roush, 1984) сообщает, что РЭТП эффективна при работе со многими различными типами клиентов, включая подростков. Селигман (Seligman, 1997) отмечает, что РЭТП подходит для лечения эмоциональных нарушений, проявлений беспокойства и нарушений адаптации. Эллис (Ellis, 1977) публикует результаты исследований эффективности применения РЭТП с различными типами клиентов в определенных условиях в различные периоды жизни. Гиллиланд и Джеймс (Gilliland & James, 1997) пишут об эффективности подхода в работе с клиентами — представителями культурных меньшинств.

• Подход может быть легко объединен с другими бихевиоральными техниками для того, чтобы помочь клиентам полнее почувствовать, чему они обучаются. Рациональная терапия поведения Молтсби (Maultsby) является хорошим примером такого типа комбинирования. Эллис иногда упоминается как предшественник когнитивно-бихевиоральних подходов консультирования. В 1993 году он сменил название «рационально-эмотивная терапия» (РЭТ) на «рационально-эмотивная терапия поведения» (РЭТП).

• Применение подхода требует относительно небольшого времени, обычно от 10 до 50 сессий. Клиенты могут использовать подход для самопомощи. Впечатляют экономичность и эффективность РЭТП (Ellis, 1996a).

• Подход вызвал к жизни большое количество исследований и публикаций, предназначенных как для консультантов, так и для клиентов. Ни одна другая теория не породила такого количества литературы, которую можно использовать для библиотерапии. Эллис является плодовитым автором и исследователем, так же как и многие другие РЭТП-консультанты. Каждый год Институт рационально-эмотйвной терапии поведения (45 East 65th Street New York NY 10021-6593) выпускает каталог, охватывающий множество книг, буклетов, аудиозаписей и видеозаписей по рационально-эмотйвной терапии. Два некоммерческих института Эллиса постоянно участвуют в эмпирических исследованиях эффективности применения РЭТП при работе с широким спектром клиентов.

• По мере совершенствования техник подход продолжал развиваться. Доказательством его развития являются различия между общей РЭТП и уточненной РЭТП. Общая РЭТП, которая появилась раньше, фокусируется на событии-причине и на когнитивных искажениях, обычно являющихся следствиями таких событий (Ellis, 1977, 1995). Она не предлагает клиентам никаких копинг-стратегии для разрешения тех ситуаций, в,которых восприятие события клиентом соответствует действительности. Вместо этого у клиентов поддерживают веру в то, что они смогут стать лучше в будущем или что они являются хорошими людьми. Уточненная РЭТП, с другой стороны, концентрируется на убеждениях клиентов и фокусируется на принятии ими ответственности за собственные чувства и отказе от обвинения других. Клиенты в конце концов понимают, что успех во всем не является необходимостью и что катастрофа — не есть обязательное следствие каждого невыполненного желания.

Ограничений РЭТП немного, но они существенны.

• Подход не может эффективно использоваться в работе с индивидами, которые имеют психические проблемы или ограничения, такие как шизофрения и серьезные психические нарушения. Он не дает эффекта с людьми, имеющими серьезные нарушения когнитивной деятельности. Наиболее эффективным этот подход оказывается для людей, обладающих высоким уровнем интеллекта.

• Подход, возможно, слишком тесно ассоциируется с его основателем, Альбертом Эллисом. Многие затрудняются вычленить собственно теорию из оригинальных мыслей Эллиса. Хотя Джонсон (Johnson. 1980) призывает консультантов приспосабливать теорию и методы к собственной индивидуальности и стилю консультирования, некоторые консультанты не используют этот подход из-за его связи с именем Эллиса.

• Подход имеет ограниченное применение, если использующие его консультанты не дополняют изначальную когнитивную основу бихевиоральными и эмоциональными техниками. Эллис говорит, что РЭТП всегда была разпосторонним подходом, и настаивает на использовании ее в различных условиях (Weinrach, 1980). Теория в настоящее время стала значительно шире, чем она была первоначально, однако многие консультанты по-прежнему концентрируются на когнитивной стороне РЭТП, таким образом ограничивая его полезность.

• Подход является директивным; существующий потенциал консультанта практически не используется; кроме того, этот подход настолько же терапев-тичен, насколько идеал может быть реальностью (Gilliland & James, 1998).

• Изменение мышления, на котором делается акцент в рамках подхода, может быть, не самый простой способ помощи клиентам в изменении их эмоций. Напротив, теоретики гештальт-терапии спорят с утверждениями РЭТП и утверждают, что эмоции должны быть пережиты прежде, чем будут предприняты попытки вмешательства.

Транзактный анализ

Эрик Берн

 

Вторая из основных когнитивных теорий — транзактный анализ (ТА). Теория ТА была сформулирована Эриком Берном в начале 1960-х годов. Теория достигла признания после публикации двух бестселлеров: книг Э. Берна «Games people play» (Berne, 1964) и Томаса Харриса «I'm OK; You're OK» (Harris, 1967). Берн опасался, что популярность этих книг нанесет ущерб серьезности его работы. Вместо этого популярность сделала теорию более привлекательной и широко известной.

Эрик Берн родился в 1910 г. в Монреале, Канада. Его отец работал врачом, а мать была писательницей и редактором. Берн был на пять лет старше своей единственной сестры. Он был очень привязан к отцу, который умер в возрасте 38 лет, когда Эрику было 9. Берн пошел по стопам своего отца, получив медицинское образование в университете Мак-Гилл в 1935 году. Затем он прошел специализацию по психиатрии в Йеле, открыл частную практику в Коннектикуте и в Нью-Йорке, получил гражданство США и женился. Во время Второй мировой войны он служил в качестве армейского психиатра в штате Юта, где он стал заниматься групповой терапией.

После войны Берн поселился в городе Кармел, штат Калифорния, где он развелся со своей женой и закончил свою первую книгу, «The mind in action» (Berne, 1947), представляющую собой критический обзор психиатрии и психоанализа. В Калифорнии он возобновил изучение психоанализа, которое начал перед войной. Частью этого обучения был его личный анализ под супервизией Эрика Эрик-сона. Эриксон настаивал, чтобы Берн не женился повторно, пока анализ не будет закончен. Берн послушался его совета. Он повторно женился в 1949 году, и у него родилось двое детей, так же как и в первом браке. В 1950 году он открыл рабочий кабинет у себя в доме; его рабочий график включал консультации и практику в Кармеле, Сан-Франциско и Монтерее. Он делал перерывы в своей работе только вечерами по пятницам, когда он играл в покер у себя дома.

В 1956 году Берну было отказано в членстве в Институте психоанализа. Этот отказ стал поворотной точкой в его жизни. Он ответил на него отходом от психоанализа и посвятил свое время развитию транзактного анализа, который имел психоаналитический оттенок.

Дюсей (Dusay, 1977) описывает четыре стадии создания ТА. На первой стадии (1955-1962-е годы) Берн разрабатывал понятие Эго-состояний. На формирование идей Эрика Берна повлияли его наблюдения за тем, как клиенты описывали свое поведение — как поведение детей, родителей и взрослых (три состояния Эго). На второй стадии (1962-1966-е годы) он сосредоточился на идеях о транзакциях и о психологических играх. В то время была создана Международная ассоциация транзактного анализа (International Transactional Analysis Association) (1964), а Берн издал популярную книгу «Games people play». На третьей стадии (1966-1970-е годы) он сконцентрировался на причинах, по которым отдельные люди выбирают те или иные психологические игры в своей жизни. На четвертой стадии (с 1970 года) он и его последователи занялись проблемой распределения энергии и действий.

Берн очень азартно работал в течение первых трех стадий своей карьеры. После второго развода в 1964 году он много времени уделял написанию книг. Он одновременно работал над рукописями шести книг и редактировал «Transactional Analysis Bulletin»-. Он также читал многочисленные лекции и проводил семинары. Третий брак Берна был недолог; Берн умер от сердечного приступа в 1970 году в возрасте 60 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.025 с.)