Гражданская и уголовная ответственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданская и уголовная ответственность



 

Дело Тарасовой поднимает проблему ответственности и незаконных действий консультанта. В основном ответственность в консультировании включает вопросы, имеющие отношение к выяснению, нанес или нет консультант вред клиенту (Wittmer & Loesch, 1986). Понятие ответственности непосредственно связано с незаконным действием. Незаконное действие в консультировании определяется «как вред клиенту, нанесенный в результате профессиональной небрежности, при этс под небрежностью понимается определенный отход от установленных професси нальных стандартов» (Hummell et. al, 1985, p. 70, выделено автором). До недавне времени подавалось относительно немного исков по поводу незаконных действий консультантов. Но с увеличением числа лицензированных и сертифицировать практикующих консультантов случаи незаконных действий становятся более ра пространенными. Следовательно, профессиональные консультанты должны удостовериться, что они защищены от возможности совершения незаконных действи Имеется два способа подобной защиты: (1) следовать профессиональным кодексам этики, и (2) следовать стандартам общепринятой практики (Hopkins. Anderson, 1990). Однако независимо от того, как тщательно консультант соблюдает эти правила, иски по поводу незаконных действий могут, тем не менее, подаваться. Следовательно, необходимо страхование гражданской ответственност (Bullis, 1993). «Avoiding counselor malpractice» (Crawford, 1994) — одна из лучши книг, в которой рассматриваются случаи противоправных действий и способы принятия разумных мер предосторожности, чтобы избежать вовлечения в судебное разбирательство.

Ответственность может быть подразделена на два основных класса: гражданская и уголовная. Гражданская ответственность «означает, что человеку может предъявлять иск за неправильное действие по отношению к другому человеку или за бездействие в случаях, когда существует признанная обязанность делать что-либо» (Hopkins & Anderson, 1990, p. 21). Уголовная ответственность, с другой стороны, возникает при отношениях консультанта с клиентом не разрешенными законом способами (Burgum & Anderson, 1975).

Понятие гражданской ответственности опирается на понятие гражданско-правового деликта (гражданского правонарушения) — «несправедливости, для исправления которой предусмотрено правовое действие» (Hopkins & Anderson, 1990, p. 21). Правовая несправедливость может быть допущена против человека, собственности или даже чьей-то репутации и может быть непреднамеренной или преднамеренной. Существует пять типов ситуаций, в которых консультант с наибольшей вероятностью может столкнуться с гражданским иском за незаконные действия: 1) незаконное действие в специфических ситуациях (ограничение рождаемости, аборт, хранение и распространение наркотиков, лечение); 2) незаконное получение информации; 3) клевета; 4) вторжение в личную жизнь; и 5) разрыв контракта (Hopkins & Anderson, 1990). Три ситуации, в которых консультант рискует понести уголовную ответственность: 1) соучастие в преступлении, 2) гражданское неповиновение и 3) растление несовершеннолетних (Burgum & Anderson, 1975; Hopkins & Anderson, 1990).

Права клиентов и информация о клиентах

 

У клиентов имеется немало прав в процессе консультирования, как юридических, так и этических, но они зачастую не знают об этом. Одна из первых задач консультантов заключается в информировании клиентов об их правах. Этот процесс не так прост, как может показаться. Например, в случае работы с несовершеннолетними, когда, «в соответствии с общим правом и законами штатов, согласие на консультирование или публикацию информации об услугах консультирования принадлежит опекуну или попечителю» (Kaplan, 1996, р. 167).

Существует два основных типа прав клиента: имплицитные и эксплицитные (Hansen et al., 1986). Оба относятся к процедурной стороне процесса. Имплицитные права связаны с материальной стороной процесса. Когда принято постановление, которое в судебном порядке ограничивает деятельность человека (то есть лишает его конституционных прав), то это отказ по существу процесса. Эксплицитные права связаны с областью процедурных вопросов (шаги, необходимые для инициализации или завершения действия в случаях нарушения эксплицитного права). Процедурное оформление процесса нарушено, когда нарушена эксплицитная норма и субъект не информирован о том, как он может ее восстановить. Клиент имеет право знать, какими ресурсами он обладает, когда то или иное из этих двух типов прав нарушается. Юридически вопрос о правах яснее при работе со взрослыми, чем с детьми. Рэмли (Remley T. P., Jr.,1985) отмечает, «что несовершеннолетние дети не имеют способности или права принимать решения для себя» (р. 182). Тем не менее дети обладают правами и по закону защищены от любых произвольных профессиональных действий.

Информация обо всех клиентах защищена законом, за исключением специальных обстоятельств, например таких, как предусмотренные Поправкой Бакли, согласно которой человек по закону имеет право просматривать свое досье. Бывают также случаи (Hummell, Talbutt & Alexander, 1985), в которых третьи лица получают доступ к информации об учениках без согласия учеников или родителя. В подавляющем большинстве случаев консультанты по закону обязаны защищать клиентов всех возрастов, храня досье под замком, отдельно от любых необходимых деловых отчетов, и не раскрывая какую бы то ни было информацию без письменного разрешения клиента. Лучшим методом ответа на запрос о раскрытии информации является специальный информационный релиз (установленная форма), который может быть подписан уполномоченным лицом (Rosenthal, 1998). Консультанты не должны раскрывать информацию о клиенте, если они не получили ее из первых рук.

Поскольку хранение информации о клиентах — одна из пяти важнейших задач, имеющих отношение к правовой ответственности консультанта (Snider, 1987), часто возникает вопрос о том, что должно входить в досье. В основном досье должно содержать «всю информацию относительно клиента, необходимую для его или ее лечения» (Piazza & Baruth, 1990, p. 313). Количество и типы форм в клиентском досье варьируют в разных агентствах и у разных специалистов, но шесть категорий документов обычно включаются всегда.

1. Идентифицирующая, или входная, информация: имя, адрес, номер теле на, дата рождения, пол, род занятий и так далее.

2. Оценочная информация: психологическая оценка, социальная/семей хронология, состояние здоровья и так далее.

3. План воздействия: состояние проблемы, план действия, шаги, необходш для достижения желаемого поведения, и так далее.

4. Примечания: например, задокументированная информация о продвиже; к установленной цели в каждой сессии.

5. Итоговое резюме: результат воздействия, заключительный диагноз (е есть в наличии), план дополнительных воздействий и так далее.

6. Другие данные: подписанное клиентом согласие на процедуры, копии к респонденции, записи относительно обоснования для любых необыч! воздействий на клиента, административные проблемы и так далее.

Консультантам очень важно сверяться с правовыми кодексами своего шт для точного соблюдения требований к хранению досье. Для консультантов, по чающих компенсацию от третьей стороны, важно удостовериться, что записи клиентов соответствуют по срокам плану воздействия и диагнозу (если требуется) (Hinkle, 1994). Ни в коем случае, однако, конфиденциальная информаци клиенте не должна передаваться по телефону. Консультанты также этическ юридически обязаны гарантировать, что права клиента защищены от публич» обсуждения случаев консультирования.

Консультант в суде

 

В судебной системе США существует деление на федеральные суды и суды ш тов. Обе эти части одинаково подразделяются на «местные суды, апелляционн суд средней инстанции и верховный суд» (Anderson, 1996, р. 7). Большинство консультантов, оказывающихся в суде, попадают в суды штатов, поскольку в фе, ральных судах рассматриваются дела, связанные главным образом с нарушениями законов США, или дела, в которых в разбирательство вовлечены граждг различных штатов и сумма исков превышает $50 000.

Существуют две главные причины, по которым консультанты попадают в с; Первая — добровольная и профессиональная: когда консультант является экстр ным свидетелем. «Экспертный свидетель является объективным и беспристрастным лицом, обладающим специальными знаниями, умениями или информацией, которая может помочь судье или присяжным в принятии правильного решени (Remley, 1992, р. 33). Консультант, выступающий в суде в качестве экспертнс свидетеля, получает финансовую компенсацию за свою работу.

Вторая причина, по которой консультант может попасть в суд, — это вызов посредством судебного ордера (повестки явиться в суд в определенное время по поводу особого случая). Такой вызов осуществляется с намерением получить консультанта свидетельские показания за или против настоящего или бывше клиента. Поскольку юридическая система является соревновательной, консультанту, перед тем как отвечать в суде, целесообразно обратиться за советом к адвокату (Remley, 1991). Это позволит консультантам лучше понять закон, судебные процедуры и права, которые они имеют при ответе на правовой запрос. Ролевое проигрывание возможных ситуаций, перед тем как предстать перед судом, также может помочь консультантам лучше действовать в подобных ситуациях.

В целом при подготовке консультантов к судебному разбирательству им следовало бы прочесть несколько, если не все двенадцать томов «American Counseling Association Legal Series». Эти тома, вышедшие под редакцией Теодора П. Рэмли (Remley, Jr.), написаны экспертами в области консультирования, имеющими юридическое образование и практические знания по важным юридическим вопросам, таким как подготовка к явке в суд, документирование материалов консультирования, тонкости консультирования, конфиденциальность и привилегированные сообщения, оплата третьей стороной и управление консультационным агентством.

Резюме

 

Консультанты, подобно представителям других профессий, разработали этические кодексы, чтобы руководствоваться ими в своей практике оказания помощи. Этические стандарты АСА и АРА — вот два основных документа, к которым обращаются консультанты, когда сталкиваются с этическими дилеммами. Поступать этически правильно не всегда является легким, удобным и понятным делом.

В принятии этических решений консультанты опираются в равной мере как на свои морально-нравственные ценности, так и на этические стандарты и правовые прецеденты. Кроме того, они обращаются за советом к своим коллегам, ищут информацию в справочниках. Как для своего собственного благополучия, так и для благополучия клиентов консультантам очень важно быть хорошо информированными в области этики. Им недостаточно только теоретически знать этические стандарты, они должны иметь практические знания и уметь оценить, на каком уровне развития работают они и их коллеги.

Кроме этого, консультанты должны разбираться в национальном и федеральном законодательстве и быть знакомы с практикой принятия правовых решений. От этого будет зависеть способ работы консультантов. Консультанты несут гражданскую и уголовную ответственность в случае нарушения прав клиента или социальных норм. Единственный способ для консультантов легально защитить себя — следовать этическим стандартам тех профессиональных организаций, членами которых они являются, и действовать в соответствии с общепризнанными нормами. Крайне необходимо, чтобы консультанты могли обосновывать то, что они делают.

Этические стандарты и кодексы отражают существующие условия и представляют собой непрерывно меняющиеся документы. Они не исчерпывают всех ситуаций, но они действительно предоставляют консультантам помощь в защите их личных убеждений и ценностей. По мере развития консультирования как профессии его этические и законодательные аспекты будут, по всей вероятности, усложняться и принудительные процедуры станут строже. Игнорирование этики и закона непростительно для всякого практикующего консультанта.

Задания для самостоятельной работы

 

1. Возьмите экземпляры ранних этических руководств АСА. Сравните эти руководства с последним из опубликованных АСА этических стандартов. Какие различия вы заметили? Обсудите ваши наблюдения в аудитории.

2. Поработайте в группах по четыре человека: воспользуйтесь книгами прецедентов применения этических стандартов АСА и АРА в качестве руководства по разрешению определенного этического противоречия. Дайте задание другим группам записать не менее двух способов разрешения рассматриваемой дилеммы. Предоставьте им возможность доказать личностные или профессиональные доводы в пользу того или иного действия. Обсудите каждую ситуацию с аудиторией в целом и со своим инструктором.

3. Пригласите в аудиторию трех или четырех профессиональных консультантов для обсуждения специфических этических и юридических вопросов, с которыми они сталкивались. Спросите их, в какой из областей им было труднее всего работать. После их рассказа задайте вопрос о роли этики и права в будущем консультирования.

4. Изучите законы тех штатов, в которых введено лицензирование консультантов. Сравните эти законы, выявите сходства и различия. На какие разделы, по вашему мнению, необходимо направить внимание в силу их недостаточной правовой регуляции?

5. Запишите способы, которыми вы, как профессиональный консультант, можете воздействовать на развитие этики и законодательства консультирования. Будьте конкретны. Поделитесь своими соображениями с аудиторией.

Литература

 

Alien V. В. (1986). A historical perspective of the AACD ethics committee. Journal of Counseling and Development, 64, 293.

Alien V. В., Sampson J. E Jr. & Herlihy B. (1988). Details of the 1988 AACD ethical standards. Journal of Counseling and Development, 67, 157-158.

American Counseling Association (АСА). (1995). Ethical standards of the American Counseling Association. Alexandria VA: Author.

Anderson B. S. (1996). The counselor and the law (4th ed.). Alexandria, VA: American Counseling Association.

Anderson D. & Swanson C. (1994). Legal issues in licensure. Alexandria, VA: American Counseling Association.

Arthur G. L. & Swanson C. D. (1993). Confidentiality and privileged communication. Alexandria, VA: American Counseling Association.

Bartlctt W. E., LeeJ. L. & Doyle R. E. (1985). Historical development of the Association for

Religious and Values Issues in Counseling. Journal of Counseling and Development, 63, 448-451.

Bergin A. E. (1985). Proposed values for guiding and evaluating counseling and psychotherapy. Counseling and Values, 29, 99-115.

Bergin A. E. (1992). Three contributions of a spiritual perspective to counseling, psychotherapy, and behavior change. In M. T. Burke & J. G. Miranti (Eds.) Ethical and spiritual values in counseling (pp. 5-15). Alexandria, VA: American Counseling Association.

Beymer L. (1971). Who killed George Washington? Personnel and Guidance Journal, 50, 249-253.

Boy A. V. & Pine G.J. (1968). The counselor in the schools: A reconceptualization. Boston: Hough ton Mifflin.

Brandt R. (1959). Ethical theory. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Bullis R. K. (1993). Law and the management of a counseling agency or private practice. Alexandria VA: American Counseling Association.

Burgum T. & Anderson S. (1975). The counselor and the law. Washington DC: APGA Press.

Butler K. (1994 July/August). Duty of care. Family Therapy Networker, 18, 10-11.

Callis R., Pope S. & DePauw M. (1982). Ethical standards casebook (3rd ed.). Alexandria VA: American Counseling Association.

Chauvin J. C. & Remley T. K. Jr. (1996). Responding to allegations of unethical conduct. Journal of Counseling & Development, 74, 563-568.

Christopher J. C. (1996). Counseling's inescapable moral visions. Journal of Counseling & Development, 75, 17-25.

ClawsonT. W. & WildermuthV. (1992 December). The counselor and NBCC. CAPS Digest EDO-CG-92-14.

Coll К. М. (1993). Student attitudinal changes in a counseling ethics course. Counseling and Values, 37, 165-170.

Corey G., Corey M. S. & Callanan P. (1998). Issues and ethics in the helping professions (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Costa L. & Altekruse M. (1994) Duty-to-warn guidelines for mental health counselors. Journal of Counseling and Development, 72, 346-350.

Cottonc R. R. & Tarvydas V. M. (1998). Ethical and professional issues in counseling. Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall. Crawford R. L. (1994). Avoiding counselor malpractice. Alexandria, VA: American Counseling Association.

Daniluk J. C. & Haverkamp В. Е. (1993). Ethical issues in counseling adult survivors of incest. Journal of Counseling and Development, 72, 16-22.

Davis T. & Ritchie M. (1993). Confidentiality and the school counselor: A challenge for the. 1990s. School Counselor, 41, 23-30.

DePauw M. E. (1986). Avoiding ethical violations: A timeline perspective for individual counseling. Journal of Counseling and Development, 64, 303-305.

Dingman R. L. (1990 November). Counselor credentialing laws. Paper presented at the Sou them Association for Counselor Education and Supervision, Norfolk, VA. Doyle K. (1997). Substance abuse counselors in recovery: Implications for the ethical issue of dual relationships. Journal of Counseling & Development, 75, 428-432.

Faiver С., Eisengart S. & Colonna R. (1995). The counselor intern's handbook. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Forester-Miller H. & Davis Т. Е. (1996). A practitioner's guide to ethical decision making, Alexandria, VA: American Counseling Association.

Fretz B. R. & Mills D. H. (1980). Licensing and certification of psychologists and counselors. San Francisco: Jossey-Bass.

Gibson W. T. & Pope K. S. (1993). The ethics of counseling: A national survey of certified counselors. Journal of Counseling and Development, 71, 330-ЗЗв.

Gladding S. T. & Hood W. D. (1974). Five cents, please. School Counselor, 21, 40-43. Glosoff H. (1992). Accrediting and certifying professional counselors. Guidepost, 34 (12), 6-8

Grant B. (1992). The moral nature of psychotherapy. In M. T. Burke & J. G. Mirant (Eds.) Ethical and spiritual values in counseling (pp. 27-35). Alexandria VA: Americar Counseling Association.

Gumaer J. & Scott L. (1985). Training group leaders in ethical decision making. Journal fa Specialists in Group Work, 10, 198-204. v

Hansen J. C., Rossberg R. H. & Cramer S. H. (1994). Counseling: Theory and process (5th ed.) Boston: Allyn & Bacon.

Harding A. K., Gray L. A. & Neal M. (1993). Confidentiality limits with clients who have HIV A review of ethical and legal guidelines and professional policies. Journal of Counseling am Development, 71, 297-304.

Hayman P. M. & Covert J. A. (1986). Ethical dilemmas in college counseling centers. Journal Oj Counseling and Development, 64, 318-320.

Henderson D. A. & Fall M. (1998). School counseling. In R. R. Cottone & V M. Tarvyda: (Eds.) Ethical and professional issues in counseling (pp. 263-294). Upper Saddle River NJ Prentice Hall.

Herlihy B. (1996). When a colleague is impaired: The individual counselor's response. Journal of Humanistic Education and Development, 34, 118-127.

Herlihy B. & Corey C. (1996). АСА ethical standards casebook (5th ed.). Alexandria,VA American Counseling Association.

Herlihy B. & Sheeley V. L. (1987). Privileged communication in selected helping professions A comparison among statutes. Journal of Counseling and Development, 64, 479-483.

Hinkle J. S. (1994 September). Psychodiagnosis and treatment planning under the DSM-I\ Workshop presentation of the North Carolina Counseling Association Greensboro.

Hopkins B. R. & Anderson B. S. (1990). The counselor and the law (3rd ed.). Alexandria, VA American Counseling Association.

Huber C. H. (1994). Ethical, legal and professional issues in thepractice of marriage andfamil therapy (2nd eel). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall. Huey W. C. (1986). Ethical concerns in school counseling. Journal of Counseling ani Development, 64, 321-322.

Humes C. W. II. (1978). School counselors and PL. 94-142. School Counselor, 25, 192-195. Hummell D. L., Talbutt L. C. & Alexander M. D. (1985). Law and ethics in counseling. New Yort Van Nostrand Reinhold.

Jencius M. & Rotter J. C. (1998 March). Applying naturalistic studies in counseling. Pape presented at the American Counseling Association World Conference Indianapolis IN.

Kaplan L. S. (1996). Outrageous or legitimate concerns: What some parents are saying about school counseling. School Counselor, 43,165-170.

Kitchener K. S. (1986). Teaching applied ethics in counselor education: An integration of psychological processes and philosophical analysis./оштга/ of Counseling and Development, 64,306-310.

Kitchener K. S. (1994 May). Doing good well: The wisdom behind ethical supervision. Counseling and Human Development, 1-8. Knapp S. & Vandecreek L. (1982). Tarasoff: Five years later. Professional Psychology, 13,511-516.

Ladd E. T. (1971). Counselors, confidences, and the civil liberties of clients. Personnel and Guidance Journal, 50, 261-268.

LanningW. (1992 December). Ethical codes and responsible decision-making. АСА Guidepost,35,21.

Levenson J. L. (1986). When a colleague practices unethically: Guidelines for intervention. Journal of Counseling and Development, 64, 315-317.

Mabe A. R. &Rollin S. A. (1986). The role of a code of ethical standards in counseling. Journal of Counseling and Development, 64, 294-297.

Margolin G. (1982). Ethical and legal considerations in marital and family therapy. American Psychologist, 37, 788-801.

McGovern T. F. (1994 May/June). Being good and doing good: An ethical reflection around alcoholism and drug abuse counseling. The Counselor, 14-18.

Miller H. & Hamilton W M. (1996). Report of the АСА ethics committee: 1995-1996. Jouunal of Counseling and Development, 75, 174-175.

Murphy K. E. (1998). Is managed care unethical? lAMFCFamily Digest, 11(1), 3.

Myers J. E. (1998). Combatting ageism: The rights of older persons. In C. C. Lee & G. Walz (Eds.) Social action for counselors. Alexandria, VA: American Counseling Association.

Parker R. M. & Szymanski E. M. (1996). Ethics and publications. Rehabilitation Counseling Bulletin, 39, 162-163.

Patterson С. Н. (1971). Are ethics different in different settings? Personnel and Guidance Journal, 50, 254-259.

Pelsma D. M. & Borgers S. B. (1986). Experience-based ethics: A developmental model of learning ethical reasoning./ourwa/ of Counseling and Development, 64, 311-314.

Piazza N.J. & Baruth N. E. (1990). Client record guidelines. Journal of Counseling and Development, 68, 313-316.

Pope K. S. & Vetter V. A. (1992). Ethical dilemmas encountered by members of the American Psychological Association. American Psychologist, 47, 397-411.

Remley T. P. Jr. (1985). The law and ethical practices in elementary and middle schools. Elementary School Guidance and Counseling, 19, 181-1.89.

Remley T. P. Jr. (1991). Preparing for court appearances. Alexandria VA: American Counseling Association.

Remley T. P. Jr. (1992 Spring). You and the law. American Counselor, 1, 33. Remley T. P Jr., Herlihy B. & Herlihy S. B. (1997). The U.S. Supreme Court decision injaffee v. Redmond: Implications for counselors. Journal of Counseling & Development, 75, 213- 218.

Robinson S. E. & Gross D. R. (1986). Counseling research: Ethics and issues. Journal of

Counseling and Development, 64, 331-333. Romano G. (1992). The power and pain of professionalization. American Counselor, 1, 17-23.

Rosenthal H. (1998). Before you see your first client. Holmes Beach, FL: Learning Publications.

Rueth Т., Demmitt A. & Burger S. (1998 March). Counselors and the DSM- 1V: Intentional and unintentional consequences of diagnosis. Paper presented at the American Counseling Association World Conference Indianapolis IN. Salo M. Forester.

Sampson J. P., Kolodinsky R. W & Greeno B. P. (1997). Counseling on the information highway: Future possibilities and potential problems. Journal of Counseling & Development, 75,203-212.

Schulte J. M. (1990). The morality of influencing in counseling. Counseling and Values, 34, 103-118.

Shertzer B. & Stone S. (1980). Fundamentals of counseling (3rd ed.). Boston: Houghton Mifflin. Shimberg B. (1981). Testing for licensure and certification. American Psychologist, 36, 1138-1146.

Snider E. D. (1987). Client records: Inexpensive liability grotection for mental health counselors. Journal of Mental Health Counseling, 9, 134-141.

St. Germaine J. (1993). Dual relationships: What's wrong with them? American Counselor, 2, 25-30.

Stadler H. (1986). Preface to the special issue. Journal of Counseling and Development, 64, 291.

Stevens-Smith P. & Hughes M. M. (1993). Legal issues in marriage and family counseling. Alexandria VA: American Counseling Association.

Stude E. W. & McKelvey J. (1979). Ethics and the law: Friend or foe? Personneland Guidance Journal, 57, 453-456.

Sue D. W., Ivey A. E. & Pedersen R B. (1996). Л theory of multicultural counseling and therapy. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Swanson C. D. (1983a). Ethics and the counselor. In J. A. Brown & R. H. Pate Jr. (Eds.) Being a counselor (pp. 47-65). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Swanson C. D. (1983b). The law and the counselor. In J. A. Brown & R. H. Pate Jr. (Eds.) Being a counselor (pp. 26-46). Pacific.Grove CA: Brooks/Cole.

Talbutt L. C. (1981). Ethical standards: Assets and limitations. Personnel and Guidance Journal, 60, 110-112.

Tennyson W. W. & Strom S. M. (1986). Beyond professional standards: Developing responsibleness. Journal of Counseling and Development, 64, 298-302.

Thomas V. (1994). Value analysis: A model of personal and professional ethics in marriage and family counseling. Counseling and Values, 38, 193-203.

Thompson A. (1990). Guide to ethical practice in psychotherapy. New York: Wiley.

Van Hoose W. H. & Kottler J. (1985). Ethical and legal issues in counseling and psychotherapy (2nd ed.). San Francisco: Jossey-Bass.

Van Hoose W. H. & Paradise L. V. (1979). Ethics in counseling and psychotherapy. Cranston RI: Carroll.

Welfel E. R. (1998). Ethics in counseling and psychotherapy. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Welfel E. R. & Lipsitz N. E. (1983a). Ethical orientation of counselors: Its relationship tomoral reasoning and level of training. Counselor Education and Supervision, 23, 35-45.

Welfel E. R. & Lipsitz N. E. (1983b). Wanted: A comprehensive approach to ethics research and education. Counselor Education and Supervision, 22, 320-332.

Wilcoxon S. А. (1986). Engaging nonattending family members in marital and family counseling: Ethical issues. Journal of Counseling and Development, 64, 323-324.

Wilcoxon S. A. (1987). Ethical standards: A study of application and.utility. Journal of Counseling and Development, 65, 510-511.

Wilcoxon S. A. (1993 March/April). Ethical issues in marital and family counseling: A framework for examining unique ethical concerns. Family Counseling and Therapy, 1- 15.

Wittmer J. E. & Loesch L. C. (1986). Professional orientation. In M. D. Lewis R. L. Hays & J. A. Lewis (Eds.) The counseling profession (pp. 301-330). Itasca IL: Peacock.

Woody R. H. (1988). Fifty ways to avoid malpractice. Sarasota, FL: Professional Resource Exchange.

Глава 4

Консультирование

В мультикультуральном и

Плюралистическом обществе

 

Старый негр в деловой части Атланты,

с изуродованными ногами, слепой и согбенный,

как ива,

просиживает дни на газетах вблизи Пичтри-стрит,

постукивая своим костылем, коротая время.

В час пик я проношусь мимо него в потоке

«белых воротничков» — однообразно одетых,

суетливых людей,

спешащих на электрички до ближайших пригородов,

к островкам тишины посреди потока жизни.

Весенние дожди насыщают землю, но...

Где встретятся ива и вода?

 

«In passing», by S. T. Gladding, 1976/1986. S. T. Gladding (Ed).

Reality sits in a green-cushioned chair (p. 23) Atlanta:

Collegiate Press. 1976, 1986.

 

 

Эффективность консультирования зависит от многих факторов, и одним из важнейших среди них является способность консультантов и клиентов к взаимопониманию и установлению отношений. Контакт, как правило, легче устанавливать, если клиент и консультант близки по возрасту, культурной принадлежности, наличию физических ограничений или инвалидности, уровню образования, этнической принадлежности, полу, языку, физическим данным, расовой и религиозной принадлежности, сексуальной ориентации и социально-экономическому статусу (Weinrach &Thomas, 1996), Поскольку такое сходство на практике встречается весьма редко, необходимо, чтобы консультанты проявляли особую чуткость по отношению к происхождению и особым потребностям своих клиентов и соответственно настраивались на их ценности, склонности и способности (Brinson, 1996; Holiday, Leach & Davidson, 1994). Понимание и умение успешно работать с «другими», с одной стороны, приходят по мере самопознания («изнутри— наружу»), а с другой стороны, по мере познания других («извне — вовнутрь») (ОКип, Fried & Okun, 1999). Нельзя допускать, чтобы различия между консультантами и клиентами отрицательно сказывались на процессе консультирования.

В данной главе рассматриваются различия отдельных групп населения и факторы, влияющие на консультирование в культурно неоднородном мире. «Культурно нейтрального консультирования не существует» (Coleman, 1998, р. 153). Среди вопросов, обсуждаемых в этой главе: особенности работы с клиентами, принадлежащими к иной культуре, этносу или религии; особенности работы с пожилыми людьми; различия в работе с женщинами и мужчинами, с геями и лесбиянками; консультирование и проблемы духовности. Разнообразие клиентов, с которыми имеет дело консультант в своей практике, воистину безгранично. Методы, которые лучше подходят для работы с конкретной проблемой или группой населения, могут оказаться неэффективными или даже неприемлемыми в других ситуациях. Поэтому консультанты вынуждены постоянно заниматься освоением и совершенствованием новых эффективных методов работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.107 с.)