Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегические (краткосрочные) и сосредоточенные наСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Решении теории Теоретики: Стратегические подходы: Джей Хэйли, Кло Маданес, Милтон Эрик-сон, Пол Вацлавик, Джон Уикленд, Ричард Фиш, Мара Сельвини Палаццоли, Луиджи Босколо, Джан-Франко Цеккин, Джилиана Пата, Карл Томм, Линн Хоффман, Пэгги Папп, Ольга Сиверштейн, Пэгги Пени, Ричард Рабкин, Джоэл Бергман, Кар-лос Слуцки. Сосредоточенные на поиске решения подходы: Стив де Шазер, Инсу Берг, Билл О'Хэннон, Микеле Вайнер-Дэвис. Базовые предпосылки. Люди и семьи могут быстро изменяться. Терапия должна быть простой и прагматичной и концентрироваться на изменении симптоматического поведения и ригидных установок. Изменение происходит через разыгрывание ролей, испытания, парадокс, предъявление претензий и ритуалы (стратегические и системные терапевтические техники) либо через сосредоточение на исключениях в проявлениях дисфункциональности, гипотетических решениях и небольших изменениях (сосредоточенная на решении терапия). Роль консультанта. Консультант отвечает за преодоление сопротивления в семье и выработку новых стратегий решения проблем. Он преодолевает сопротивление, положительно принимая любую проблему, с которой столкнулась семья. Консультант во многом действует как врач —- принимает на себя ответственность за успех терапии, планирует свои действия и развивает стратегии. Объект терапии. Семья как система, иногда (выборочно) — пары и индивиды. Цели терапии. Решение существующих проблем, поиск решений, вызов изменения; определение конкретных целей поведения; роль инсаита минимизируется; то, что не является проблемой, в терапии игнорируется. Методы. Рефрейминг (включая положительную коннотацию[17]), директивы, парадоксальность, основанная на уступчивости и уклончивости (включая предписание симптомов), прерывание нечестных игр (включая использование инвариантных и вариативных предписаний), содействие изменениям второго порядка, обескураживающая интерпретация, притворство, сотрудничающее соподчинение, испытания, ритуалы, работа команды консультантов, круговой опрос, гипотетические решения («волшебный вопрос»). Уникальные аспекты. Особенностью подхода является поиск положительных сторон в каждом симптоме. Терапия проводится в короткий срок (обычно 10 сессий или меньше). Акцент делается на изменении существующего проблематичного поведения. Методы приспосабливаются к индивидуальным особенностям каждой семьи. Большое внимание уделяется новаторским методикам. Подходы гибкие, постоянно развивающиеся и творческие. Многие из них легко комбинируются с другими теориями. Нарративное семейное консультирование Теоретики: Майкл Уайт, Дэвид Эпстон. Базовые предпосылки. Люди проживают свою жизнь в соответствии с сюжетами и их содержательностью (осмысленностью). Семьи, которые могут пересматривать свою жизнь и делать свои сюжеты более содержательными, живут более здоровой жизнью. Роль консультанта. Консультант задает вопросы и исследует содержание ситуации в семье и помогает в выработке новых жизненных сюжетов.:' Объект терапии. Семья как система, если возможно. Цели терапии. Побудить семью к нахождению выхода из противоречивой ситуации и к концентрации на решении проблемы. Методы. Экстернализация проблем, изучение взаимного влияния проблемы и человека, выявление затруднительных положений, предвидение спадов, использование вопросов для обострения семейной проницательности, написание писем семьям, празднование окончания терапии. Уникальные аспекты. Подход основан на нарративном рассуждении (например, о смысле сюжетов), а не на системной теории. Акцент делается на экстернализа-ции проблем, на реконструкции жизни, на применении вопросов, стимулирующих семейную проницательность, и на использовании писем в качестве способа обеспечения обратной связи и сообщения клинических замечаний. Задания для самостоятельной работы
1. Оказывает ли, по вашему мнению, цикл жизни семьи такое же влияние на человека, как индивидуальный цикл жизни? Какие конфликты возможны между стадиями этих двух жизненных циклов? Обсудите эти вопросы в группах по три человека. 2. Определите, на какой стадии вашего индивидуального цикла и цикла жизни семьи вы находитесь в данный момент. Обсудите с одним из сокурсников изменения, которые вы ожидаете в ближайшие несколько лет в связи с прохождением жизненного цикла. 3. Каковы преимущества и недостатки индивидуального консультирования по проблемам семьи по сравнению с консультированием семьи в целом? Возможно ли добиться положительного результата, работая только с одним представителем пары или семьи? Обсудите этот вопрос в двух подгруппах. 4. Какой подход к супружескому или семейному консультированию вам кажется предпочтительнее? Каковы причины вашего решения? Создайте группу из однокурсников, которые разделяют ваши взгляды, и представьте ваши аргументы остальной аудитории. 5. Соберите материал о том, как некоторые другие подходы семейного консультирования, не описанные в этой главе (например, личностно-центриро-ванный, гештальт-теория и транзактный анализ), применяются в работе с семьями. Какие данные говорят в пользу использования этих теорий? Литература
Ackerman N. W. (1958). The psychodynamics of family life. New York: Basic Books. Ackerman N. W. (1966). Treating the troubled family. New York: Basic Books. Alexander J. & Parsons B. V. (1982). Functional family therapy. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Bandura A. (1977). Social learning theory. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall. Baruth I. G. & Huber С. Н. (1984). An introduction to marital theory and therapy. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Bateson G., Jackson D. D., Haley J. & WeaklandJ. (1956). Toward a theory of schizophrenia. Behavioral Science, 1,251—264. Becvar D. S. (1982). The family is not a group: Or is it? Journal for Specialists in Group Work, 7, 88-95. Becvar D. S. & Becvar R. J. (1996). Family therapy: A systematic integration (3rd ed.). Boston: Allyn & Bacon. Bell J. E. (1975). Family therapy. New York: Aronson. Bell J. E. (1976). A theoretical framework for family group therapy. In P J. Guerin (Ed.), Family therapy: Theory and practice (pp. 129-143). New York: Gardner. Bertalanffy L. von. (1968). General systems theory. Foundations, development, application. New York: Brazillier. Bowen, M, (1960). A family concept of schizophrenia. In D. D. Jackson (Ed.), The etiology of schizophrenia (pp. 346-372). New York: Basic Books. Bowen M. (1976). Theory in the practice of psychotherapy In PJ. Guerin, Jr. (Ed.), Family therapy: Theory and practice (pp. 42-90). New York: Gardner. Bowen M. (1978). Family therapy in clinical practice. New York: Aronson. Bratcher, W. E. (1982). The influence of the family on career selection: A family systems perspective. Personnel and Guidance Journal, 61, 87-91. Carnegie Task Force on Meeting the Needs of Young Children. (1994). Starting points: Meeting the needs of our youngest children. New York: Carnegie Corporation. Carnegie Corporation. Carter B. & McGoldrick M. (1988). The changing family life cycle (2npV ed.). New York: Gardner. deShazer S. (1985). Keys to solution in brief family therapy. New York: Norton. deShazer S. (1988). Clues: Investigating solutions in brief therapy. New York: Norton. deShazer S. (1991). Putting differences to work. New York: Norton. Doherty W.J. St Simmons D. S. (1996). Clinical practice patterns of marriage and family therapists: A national survey of therapists and their clients. Journal of Marital and Family Therapy, 22, 9-25. Ellis A. (1988). How to stubbornly refuse to make yourself miserable about anything: Yes, anything! Secaucus, NJ: Stuart. Ellis A., Sichel J. L, Yeager R. J., DiMattia D. J. & DiGuiseppe R. (1989). Rational-emotive couples therapy. New York: Pergamon. Erickson M. (1954). Special techniques of brief hypnotherapy Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 2, 109-129. Erikson E. H. (1959). Identity and the life cycle: Psychological issues. New York: International Universities Press. Fleming J. S. & Rickord B. (1997). Solution-focused brief therapy: One answer to managed mental health care. Family Journal, 5, 286-294. Framo J. L. (1996). A personal retrospective of the family therapy field: Then and now. Journal of Marital and Family Therapy, 22, 289-316. Gladding S. T. (1998). Family therapy: History, theory, and practice (2nd ed.). Upper Saddle River, NJ: Merrill/Prentice Hall. GladdingS. Т. (1999). Group work: A counseling specialty (3rd ed.). Upper Saddle River, NJ: Merrill/Prentice Hall. Goldenberg, H. & Goldenberg I. (1998). Counseling today's family (3rd ed.). Pacific Grove, СА: Brooks/Cole. Gottman J. (1994). What predicts divorce? The relationship between marital processes andmaritd\outcomes. Hillsdale, NJ: Eribaum. Gurman A. & Kniskern D. (1981). Family therapy outcome research: Knowns and unknowns, In A. Gurman & D. Kniskern (Eds.), Handbook of family therapy (pp. 742-775). New York; Brunner/Mazel. Haber R. A. (1983). The family dance around drug abuse. Personnel and Guidance Journal, 61, 428-430. Hackney H. & Wrenn C. G. (1990). The contemporary counselor in a changed world. In ft Hackney (Ed.), Changing contexts/or counselor preparation in the 1990s (pp. I-20), Alexandria, VA: Association for Counselor Education and Supervision. Haley J. (1973). Uncommon therapy. New York: Norton. Hines M. (1988). Similarities and differences in group and family therapy. Journal f or Specialitts in Group Work, 13, 173-179. Home A. M. & Passmore J. L. (1991). Family counseling and therapy (2nd ed.). Itasca, IL: Peacock Jacobson N. S. & Gurman A. S. (Eds.) (1996). Clinical handbook of couple therapy. New York: Guilford. Kerr M. E. & Bowen M. (1988). Family evaluation: An approach based on Bowen theory. New York: Norton. Kinnier R. Т., Brigman S. L. & Noble F. C. (1990). Career indecision and family enmeshment. Journal of Counseling and Development, 68, 309-312. Kurtz R D. & Tandy C. C. (1995). Narrative family Interventions. In A. C. Kilpatrick &T. R Holland (Eds.), Working with families (pp. 177-197). Boston: Allyn & Bacon. Lawson D. (1994). Identifying pretreatment change. Journal of Counseling and Development, 72, 244-248. Levinson D. (1978). The seasons of a man's life. New York: Knopf. Levy D. (1943). Marital overpmtection. New York: Columbia University Press. Lidz Т., Cornelison A., Fleck S. & Terry D. (1957). Intrafamilial environment of schizophrenic patients II: Marital schism and marital skew. American Journal of Psychiatry, 20, 241-248. Lopez F. G. (1986). Family structure and depression: Implications for the counseling of depressed college students. Journal of Counseling and Development, 64, 508-511. LoPiccolo J. (1978). Direct treatment of sexual dysfunction. In J. LoPiccolo & L. LoPiccolo (Eds.), Handbook of sex therapy (pp. 1-18). New York: Plenum. Madanes C. (1984). Behindtheone-way mirror: Advances in the practice of strategic therapy. San Francisco: Jossey-Bass. Madanes C. (1991). Strategic family therapy. In A. S. Gurman & D. P Kniskern (EtK Handbook of family therapy (Vol. 2, pp. 396-416). New York: Brunner/Mazel. Markowitz L. M. (1994, July/August). The crossculture of multiculturalism. Family Therapy Net-worker, 18, 18-27, 69. Martin T. & Bumpass L. (1989). Recent trends in marital disruption. Demography, 26, 37-5) Masters W. H. &Johnson, V. E. (1970). Human sexual inadequacy. Boston: Little, Brown. Maynard R E. & Olson D. H. (1987). Circumplex model of family systems: A treatment tool i. family counseling. Journal of Counseling and Development, 65, 502-504. McGoldrick М. & Gerson R. (1985). Genograms in family assessment. New York: Norton. McGoldrick M., Giordano J. & Pearce J. K. (Eds.). (1996). Ethnicity and family therapy (2nd ed.). New York: Guilford. McGoldrick M., Pearce J. K. & Giordano J. (Eds.). (1982). Ethnicity and family therapy. New York: Guilford. Minuchin S. (1974). Families and family therapy. Cambridge, MA: Harvard University Press. Minuchin S. & Fishman H. C. (1981). Family therapy techniques. Cambridge, MA: Harvard University Press. Minuchin S., Montalvo, В., Guerney, В., Rosman, B. & Schumer F. (1967). Families of the slums. New York: Basic Books. Napier A. Y. (1988). The fragile bond. New York: Harper & Row. Nichols M. (1988). The self in the system: Expanding the limits of family therapy. New York: Brunner/Mazel. Nichols M. & Schwartz R. C. (1998). Family therapy: Concepts and methods (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon. Nichols W. C. (1993). The AAMFGC: 50 years of marital and family therapy. Washington, DC: American Association of Marriage and Family Therapists., O'Hanlon, W. H. & Werner-Davis M. (1989). In search of solutions: A new direction in psychotherapy. New York: Norton, Ohlsen M. M. (1979). Marriage counseling in groups. Champaign, IL: Research Press. Ohlsen M. M. (1982). Family therapy with the triad model. In A. M. Home & M. M. Ohisen (Eds.), Family counseling and therapy (pp. 412-434). Itasca, IL: Peacock. Okun B. R. (1984). Working with adults: Individual, family and career development. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. Olson D. H. (1986). Circumplex model VII: Validation studies and FACES III. Family Process, 25,337-351. Papero D. V. (1996). Bowen family systems and marriage. In N. S. Jacobson & A. S. Gurman (Eds.), Clinical handbook of marital therapy. New York: Guilford. Patterson G. R. (1971). Families: Applications of social learning to family life. Champaign, IL: Research Press. Paul N. L. & Paul B. B. (1975). A marital puzzle: Transgenerational analysis in marriage. New York: Norton. Pinsof W. M. & Wynne L. C. (1995). The efficacy of marital and family therapy: An empirical overview, conclusions and recommendations. Journal of Marital and Family Therapy, 21, 585-614. Pistole M. C. (1997). Using the genogram to teach systems thinking. Family Journal, 5, 337-341. Resnikoff R. D. (1981). Teaching family therapy: Ten key questions for understanding the family as patient. Journal of Marital and Family Therapy, 7, 135-142. Satir V. M. (1967). Conjoint family therapy. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books. Satir V. M. (1972). People-making. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books. Selvini-Palazzoli M., Boscolo L, Cecchin G. & Prata G. (1978). Paradox and counterparadox. New York: Monson. Sexton T. L. (1994). Systemic thinking in a linear world: Issues in the application of interactional counseling. Journal of Counseling and Development, 72, 249-258. Slipp S. (1988). The technique and practice of object relations family therapy. New York: Aronson. Stinnett N. (1998). Good families. New York: Doubleday. Stinnett N. & DeFrain J. (1985). Secrets of strong families. Boston: Little, Brown. Stuart R. B. (1980). Helping couples change: A social learning approach to marital therapy. New York': Guilford. Stuart R. B. (1998). Updating behavior therapy with couples. Family Journal, 6, 6-12. Thomas A. J. (1998). Understanding culture and worldview in family systems: Use of the multicultural genogram. Family Journal, 6, 24-32. Todd T. C. (1986). Structural-strategic marital therapy. In N. S. Jacobson & A. S. Gurman (Eds.), Clinical handbook, of marital therapy (pp. 71-105). New York: Guilford. Trotzer J. P. (1988). Family theory as a group resource. Journal for Specialists in Group Work, 13, 180-185. U.S. Bureau of the Census (1991). Statistical abstracts of the United States 1991 (llth ed.). Washington, DC: U.S. Government Printing Office. Usdansky M. L. (1994, August 30). More kids live in changing families. USA Today, p. 1A. Walsh F. (1993). Conceptualizations of normal family functioning. In F. Walsh (Ed.), Normal family processes (2nd ed., pp. 3-42). New York: Guilford. Walsh, W. M. & Keenan R. (1997). Narrative family therapy. Family Journal, 5, 332-336. Walter J. & Peller J. (1992). Becoming solution-focused in brief therapy. New York: Brunner/Mazel. Watzlawick P., Weakland J. & Fisch R. (1974). Change: Principles of problem formation and problem resolution. New York: Norton. West J. D., Bubenzer D. L., Smith M. & Hamm T. L. (1997). Insoo Kim Berg and solution-focused therapy Family Journal, 5, 286-294. West J. D., Hosie T. W. & ZarskiJ.J. (1987). Family dynamics and substance abuse: A preliminary study. Journal of Counseling and Development, 65, 487-90. Whitaker C. (1976). The hindrance of theory in clinical work. In RJ. Guerin (Ed.), Family therapy: Theory and practice (pp. 154-164). New York: Gardner. Whitaker C. (1977). Process techniques of family therapy Interaction, 1, 4-19. Whitaker C. (1989). Midnight musings of a family therapist. New York: Norton. White M. (1995). Re-authoring lives. Adelaide, Australia: Dulwich Centre Publications. White M. & Epston D. (1990). Narrative means to therapeutic ends. New York: Norton. Whiteheadbi B. D. (1997). The divorce culture. New York: Knopf. Wilcoxon S. A. (1985). Healthy family functioning: The other side of family pathology. Journal of Counseling and Development, 63, 495-499. Wilcoxon S. A. & Fenell D. (1983). Engaging the non-attending spouse in marital therapy through the use of therapist-initiated written communication./oMnW of Marital and Family Therapy, 9, 199-203. Wohiman B. & Strieker G. (1983). Handbookof family and marital therapy. New York: Plenum. Wynne L. C., Ryckoffl., DayJ. & Hirsch S. I. (1958). Pseudo-mutuality in the family relationships of schizophrenics. Psychiatry, 21, 205-220. Глава 13 Групповое консультирование Кто я, среди этой группы пилигримов, столь разных на первый взгляд?
Может, я так застенчив, как Майлс Стэндиш, отмалчиваюсь, чтобы не ошибиться, или я больше похож на Джона Олдена, отважно добивающегося руки красавицы не для себя, а для друга [18]. Наверное, я больше, чем просто кто-либо из них. Или, может быть, в разное время я бываю то тем, то другим! В тишине и в шуме я снова и снова размышляю над этим.
Gladding S. Т. (1979). A restless presence: Group process as a pilgrimage. School Counselor, 27, 26.
Группы — это особое направление в консультировании, которое часто оказывается эффективным средством помощи в решении личностных и межличностных проблем. Групповая работа строится на свойственной людям естественной тенденции собираться вместе, обмениваться мнениями и чувствами, а также сообща работать и играть. «Группы ценны тем, что они позволяют своим участникам испытать чувство принадлежности, обсудить общие проблемы, наблюдать поведение и последствия поведения других людей и получить поддержку, столь важную в процессе самопознания и изменения» (Nims, 1998, р. 134). Участвуя в групповой работе, люди формируют социальные отношения, эмоциональные привязанности и часто приобретают новые знания (Posthuma, 1996). Однако для того, чтобы в полной мере реализовать возможности групповой работы, необходимо разобраться в некоторых ошибочных представлениях относительно групп (Gladding, 1999). Большинство из таких ложных представлений касается групп консультирования и психотерапии (в противоположность психолого-образовательным и исследовательским группам, создаваемым для решения определенных задач (task/ work groups)). Вот некоторые наиболее распространенные мифы о группах (Childers & Couch, 1989). • Специально создаваемые группы искусственны и нереальны. • Это «второсортное» средство для работы над проблемами. • Пребывание в группе вынуждает людей снимать психологическую защиту и тем самым приводит к потере собственной идентичности. • Групповая работа требует, чтобы люди проявляли эмоциональность и полностью раскрывались(«выворачивались наизнанку»). • Группы бесцеремонны, конфронтационны и враждебны по отношению к человеку, их участникам «промывают мозги». Действительность опровергает эти мифы. Групповая работа имеет долгую и замечательную историю. Первой группой психотерапевтического консультирования обычно принято считать группу, созданную в 1905 году бостонским врачом Джозефом Херси Праттом (Pratt). Членами группы Пратта были пациенты туберкулезного диспансера в штате Массачусетс, регулярно собиравшиеся для информационных, ориентированных на оказание психологической поддержки терапевтических бесед. Далее перечисляются имена тех, кто также считаются пионерами группового движения. • Джекоб Л. Морено, который в 1920-х годах ввел в литературу по консультированию термин «групповая психотерапия». • Александр Вольф и Эмануэль Шварц, которые в конце 1940-х годов разработали первую программу сертификации по групповой терапии в Нью-Йоркском медицинском колледже. • Курт Левин, чье понятие теории поля в 1930-1940-х годах стало основой для создания Тэвистокских малых учебных групп в Англии и движения Т-групп в США. • Фриц Перлз, применивший к групповой работе гештальт-терапевтический подход, что вновь привлекло к этой области интерес консультантов. • У. Эдварде Деминг (Deming), разработавший и воплотивший идею рабочих групп качества, предназначенных для совершенствования процессов трудовой деятельности, улучшения ее результатов, а также для формирования принципов нравственности среди предпринимателей. • Уильям Шутц (Schutz) и Джек Гибб (Gibb), которые обратили внимание на гуманистический аспект работы Т-групп, выдвигая на первый план групповой работы задачи развития личности. • Карл Роджерс, который в 1960-х годах разработал концепцию групповой психотерапии, ставшую моделью для групповой работы, ориентированной на личностный рост. В этой главе рассматриваются следующие аспекты групповой работы: место групп в общей системе консультационных услуг, включая типы наиболее часто используемых групп; их теоретическая база; проблемы и стадии формирования групп; качества эффективных групповых лидеров. Для профессионалов, работающих, прежде всего, в качестве лидеров групп, в США были созданы организации как национального, так и местного уровня. Одной из наиболее массовых организаций, в которую входит большинство профессиональных консультантов, является Ассоциация специалистов групповой работы (Association for Specialists in Group Work — ASGW) — национальное отделение АСА (Американской ассоциации консультирования). ASGW была учреждена АСА в 1974 году (Carroll & Levo, 1985). Она заняла лидирующее положение в создании образовательных и этических руководств для лидеров групп и издает ежеквартальный периодический журнал для специалистов по групповой работе Journal for Specialists in Group Work. Среди других организаций, занимающихся групповой работой, можно выделить Американскую ассоциацию групповой психотерапии (American Group Psychotherapy Association — AGPA), Американское общество групповой психотерапии и психодрамы (American Society of Group Psychotherapy and Psychodrama — ASGPP) и отделение групповой психологии и групповой психотерапии (49-е отделение) Американской психологической ассоциации (American Psychological Association АРА).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.167.11 (0.009 с.) |