Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии экспертного консультирования
И установки
Понятие стадий развития консультационных отношений является важной частью теоретической базы многих видов консультационной деятельности (Wallace & Hall, 1996). Две известные теории предлагают разные описания стадий консультационного процесса. Первая из них представлена в работе Сплита (Splete, 1982) и описывает экспертное консультирование как состоящий из девяти стадий процесс; в основе теории лежит предпосылка, что клиенты сотрудничают с консультантами-экспертами, работая над определенными проблемами.
Рис. 18.2.Модель Элпина Источник: Aplin J. С. (1978). Business realities and organizational consultation. Counseling Psychologist, 13, 400.
1. Предварительная стадия (до заключения договора). Консультант-эксперт сообщает о своей квалификации и области компетенции, которая может иметь отношение к предмету консультации. 2. Обсуждение условий контракта и исследование отношений. Консультант-эксперт обсуждает формальные стороны договоренности между ним и консультируемым. Должны быть определены готовность консультируемого к работе и способность консультанта-эксперта ответить на запрос. 3. Заключение контракта. Устанавливается взаимное соглашение, которое определяет, какие услуги должны быть оказаны и в какой форме. 4. Идентификация проблемы. Консультант-эксперт вместе с консультируемым определяют и точно формулируют проблему, над которой нужно работать, и желаемый результат. 5. Анализ проблемы. Рассматривается относящаяся к делу информация и генерируются возможные решения. 6. Обратная связь и планирование. На этом этапе оцениваются альтернативные решения, выработанные на стадии 5, и определяется вероятность успеха. Затем приступают к систематическому осуществлению одного или нескольких планов решения. 7. Выполнение плана. Консультируемый выполняет предложенный план при поддержке консультанта-эксперта. 8. Оценка плана. Консультант-эксперт и консультируемый определяют, насколько успешным оказался избранный план для достижения желаемого результата. 9. Заключение и завершение отношений. Обе стороны анализируют, что произошло, и планируют какое-либо продолжение работы консультируемого, которая будет осуществляться независимо или в сотрудничестве с консультантом-экспертом.
Хотя план Сплита является достаточно подробным и полезным, он не описывает подробно умения и навыки, которые необходимы консультанту в процессе эксперт-консультирования. Модель, в которой этот пробел восполнен, предложена Дастином и Эгли (Dustin & Ehly, 1984). В их модели экспертного консультирования описаны пять стадий, для которых предлагаются методы, применяемые консультантом, и его действия на каждой стадии. Модель разрабатывалась для работы консультанта с родителями и с преподавателями в условиях школы, но она может быть применена и за пределами школьной среды — например, в бизнесе, в правительственных, исправительных и реабилитационных учреждениях. Вот эти стадии. 1. Поэтапное вступление. Эта стадия в основном направлена на формирование отношений и может быть сопоставима с предварительной стадией по Сплиту (Splete, 1982). Консультант-эксперт использует такие навыки, как активное слушание, самораскрытие и эмпатия, стараясь установить доверительные отношения. 2. Идентификация проблемы. Аналогично 2-й и 4-й стадиям модели Сплита, данная стадия имеет главной целью выяснить, существует ли предполагаемая проблема третьего лица в действительности. Консультанты применяют аналитические навыки, а также любые приемы консультирования, такие как перефразирование, подтверждение, демонстрация искренности и постановка целей. 3. Стадия реализации. Главная задача этой стадии, подобно 5-7-й стадиям схемы Сплита, заключается в определении стратегий и задании временных рамок. Важной частью этого процесса является обратная связь. Консультанты должны проявлять гибкость и терпение, чтобы преодолевать возможное сопротивление и негативный настрой консультируемого. 4. Доработка и оценка. Эта стадия иногда сливается с 3-й, но по своей сути они различны. Четвертая стадия концентрируется на результатах, полученных в процессе экспертного консультирования, особенно если консультируемый удовлетворен результатом изменений. Консультант должен обладать умением принимать на себя риск, демонстрировать открытость и настойчивость. Эти умения особенно необходимы, если консультируемый неудовлетворен или расстроен.
5. Завершение. Консультант-эксперт помогает подвести итоги предыдущих действий. Снова приобретают значение коммуникативные навыки, такие как эмпатия и искренность. Важную роль играет обмен мнениями между консультантом-экспертом и консультируемым, в ходе которого они должны оценить, что было наиболее полезно для каждого из них и какие аспекты процедуры были менее эффективны. Кроме того, Сплит (Splete, 1982) указывает на четыре вида отношений, которые важны для консультантов-экспертов. Во-первых, они должны демонстрировать профессиональное отношение. Они должны брать на себя ответственность за помощь своим клиентам при решении их непосредственных и отдаленных проблем. Во-вторых, консультанты-эксперты должны показать свою зрелость. Они должны стремиться отстаивать свои собственные представления, рисковать и преодолевать враждебность или неприятие. В-третьих, консультанты-эксперты должны демонстрировать непредубежденность, не отгораживаться от идей и быть готовыми немедленно взяться за решение проблем. Наконец, они должны быть убеждены в ценности каждой личности и ставить человека превыше всего.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.004 с.) |