Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы и терапия реальностьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Временами я завидую тому санитару, который в детстве промывал мне раны, прежде чем заклеить порезы. Он разрисовывал меня меркурохромом [11], будто клоуна. От его заботы и от уверенности в том, что он всегда окажется рядом и по возможности излечит все травмы детства, неизбежно сопутствующие процессу взросления, меня охватывало ощущение безопасности. Его работа, я думаю, была проще моей. Поскольку в консультировании я не всегда могу знать о paнах и шрамах, полученных вами в прошлом, и если бы... Если бы сегодня я мог, как тот старик, которого я помню, попытаться с нежностью коснуться их, чтобы как-то помочь вам, сидящему около меня со слезами в глазах. Потому что я знаю, как медленно заживают раны.
«The Bandaid Man», by S. Т. Gladding, 1975. Personnel and Guidance Journal, 53, p. 520.
Бихевиоральные теории консультирования сосредоточиваются на различных сторонах жизни клиента. Нередко люди испытывают трудности из-за дефицита каких-либо поведенческих навыков или неадекватных действий. Консультанты бихевиорального направления пытаются помочь своим клиентам усвоить новые приемлемые формы поведения, модифицировать или устранить те действия, которые выходят за рамки нормы. В таких случаях не способствующие адаптации формы поведения замещаются адаптивными, а главной функцией консультанта является обучение клиента (Krumboltz, 1966). Бихевиоральные консультационные подходы особенно часто применяются в условиях специальныхучреждений, например в психиатрических больницах или в мастерских при домах для инвалидов. Они применяются при работе с клиентами, имеющими специфические проблемы, такие как расстройства пищевого поведения, злоупотребления психотропными веществами, психосексуальные расстройства. Кроме того, бихевиоральные подходы полезны в решении таких проблем, как тревожность, стресс, недостаток уверенности в себе (ассертивности), а также эффективны при разрешении трудностей, связанных с воспитанием ребенка или социальными взаимодействиями (Hackney & Cormier, 1996; Seligman, 1997). В этой главе рассматриваются главные формы бихевиорального консультирования, а также когнитивно-бихевиоральные подходы. Кроме того, речь пойдет о терапии реальностью; это теория, близкая к бихевиоризму, но не являющаяся строго бихевио-ральной. Подобно бихевиоризму, терапия реальностью направлена на то, чтобы вызывать изменения быстрыми, явными способами. «В бихевиоральном, когнитивно-бихевиоральном подходах и в терапии реальностью ставка делается на действенный рационализм, контролирование эмоций, широкую свободу человека, результативные способы достижения поставленных целей, а также на противодействие засилью иррационального или привилегии случайности» (Cristopher, 1996, р. 19-20). Краткий обзор бихевиоральных подходов
К бихевиоралъным относят широкий круг взглядов, практических приемов и теорий. Бихевиоральный подход представляет собой некий континуум воззрений, на одном краю которого находятся так называемые радикальные бихевиористы, такие как Б. Ф. Скиннер (Skinner, 1974), сосредоточивающиеся преимущественно на принципах научения и избегающие использования любых психологических понятий (например, «мышление»). На другом краю континуума — исследователи когнитивно-бихевиорального толка, такие как Дональд Мейхенбаум (Meichenbaum, 1977,1985), которые признают важность психических процессов (например, восприятия) в человеческом поведении и рассматривают мышление как одну из разновидностей поведения. Это направление, известное в целом как когнитивно-бихевиоральное, как бы образует мост между двумя группами консультантов, концентрирующими свое внимание либо исключительно на познавательных, либо на поведенческих изменениях. Как было сказано в предыдущей главе, рационально-эмотивная терапия поведения является типичным примером когнитивно-бихевиорального подхода в консультировании. В начальные годы своего развития (1900-1930-е годы) бихевиоризм почти полностью был связан с наблюдениями внешних проявлений поведения; он развивался как научный подход к изучению человеческой жизни. Его главный теоретик Джон Б. Уотсон (Watson, 1913, 1925) на примере своей работы с ребенком, которого называли Маленький Альберт, пытался продемонстрировать, что человеческие эмоции также подчиняются законам обусловливания и генерализации (Watson & Raynor, 1920). В годы после Первой мировой войны идеи бихевиоризма разрабатывались рядом исследователей, в том числе Мэри Ковер Джонс (Jones, 1924), которая продемонстрировала, каким образом процесс, известный как контробусловливание, может использоваться для преодоления фобических реакций. В 1940-1950-х годах бихевиоризм приобрел широкую известность. Клиническая психология поддерживала идею, что терапевты должны быть учеными-практиками и работать, используя результаты исследований. В качестве примера ученых-практиков того времени могут быть названы Б. Ф. Скиннер (Skinner, 1953), со своей работой по оперантному обусловливанию, Джозеф Вольпе (Wolpe, 1958), с исследованием респондентного (т. е. классического) обусловливания, Ганс Айзенк (Eysenck, 1960), с методами лечения девиантного поведения, и Альберт Бандура (Bandura & Walters, 1963), с исследованием эффектов косвенного подкрепления. В 1950-х годах для описания различных бихевиоральных подходов к решению проблем клиента был введен термин бихевиоралъная терапия (Yates, 1970). Значительная роль в популяризации бихевиоралъного подхода в консультировании принадлежит Джону Крумболтцу (Krumboltz, 1966). Он почерпнул ряд идей из более ранней работы Бандуры и революционизировал профессию консультирования (Hosford, 1980). Идеи Крумболтца, как и бихевиоризм в целом, получили широкое признание в 1970-х годах. К 1980-м годам бихевиоральные подходы сгруппировались в три главные теории: модель «стимул—реакция», прикладной бихеви-оральный анализ и социально-когнитивная теория. Когнитивно-бихевиоралъные подходы, в которых поведенческие задания использовались для изменения ошибочного восприятия и интерпретации жизненных событий, также возникли в это время (Bankart, 1997). Хэкни и Кормьер (Hackney & Cormier, 1996) отмечают, что бихевиоральное и когнитивно-бихевиоральное консультирование лучше всего подходит для следующих типов клиентов: • целеустремленные, с потребностью успеха и достижения результатов; • ориеитированные на действие, обладающие потребностью что-либо делать; • заинтересованные в изменении как отдельных поведенческих реакций, так и определенных видов деятельности. Бихевиоральные теории
Как уже упоминалось, бихевиоризм имел ряд выдающихся сторонников. Каждый из них отстаивал базирующуюся на бихевиоральном подходе стратегию воздействия в консультировании. Ниже приводится краткая биография Б. Ф. Скиннера, который внес много значительных новаторских идей и долгие годы был главным исследователем и защитником бихевиоризма. Б. Ф. Скиннер
Беррес Фредерик Скиннер родился в Сасквеханне, штат Пенсильвания, в 1904 году. Он был старшим из двух сыновей; его младший брат умер в возрасте 16 лет. Отец Скиннера, состоятельный юрист, хотел, чтобы его сын также стал юристом. Однако Скиннер проявил способности в других областях; например, у него рано появилась тяга к техническим устройствам: он мастерил роликовые самокаты, пневматические ружья, модели самолетов, придумал систему отделения зеленых ягод бузины от зрелых, основанную на принципе плавучести (Skinner, 1967). Эти изобретения предшествовали появлению более поздних устройств, таких как детская подвесная кроватка и ящик Скиннера[12]. Кроме того, молодой Скиннер интересовался поведением животных, и на сельской ярмарке на него произвели сильное впечатление трюки, исполняемые стаей обученных голубей. Позже, чтобы продемонстрировать аспекты своей теории, он использовал голубей, обучая их выполнению различных заданий. Скиннер любил музыку и играл на саксофоне в джазовом оркестре. Домашняя обстановка его детства была уютной, теплой и стабильной, пропитанной прелестями провинциальной жизни среднего класса Америки на рубеже столетий (Skinner, 1976). Его родители не применяли телесных наказаний. Скиннер хотел стать писателем. Во время обучения в Гамильтонском колледже, который он окончил в 1926 году, Скиннер серьезно увлекался английской литературой, благодаря чему был признан Phi Beta Kappa [13]. Вернувшись на родину, он, поощряемый Робертом Фростом, приступил к писательским занятиям. Через год перебрался в Нью-Йорк, в Гринвич-Виллидж (район Манхэттена), где жили писатели; естественно, такое окружение благотворно повлияло на него. Там он открыл для себя работы И. П. Павлова и Джона Б. Уотсона, а также познакомился с произведениями Бертрана Рассела и Фрэнсиса Бэкона. Вскоре он отказался от своих писательских амбиций для того, чтобы стать психологом, хотя он никогда не изучал психологии в колледже. Он был допущен к дипломной работе по психологии в Гарварде, где в 1930 году ему и была присуждена степень магистра, а в 1931 году — доктора. Проучившись еще пять лет, в 1936 году он стал преподавателем в Миннесотском университете. В этом же году он женился на Ивонне Блю (Blue). За первой книгой Скиннера «The Behavior of Organisms» (Skinner, 1938) последовали другие значительные работы, и он быстро приобрел известность в США. В 1945 году он перешел из Миннесотского Университета в Университет штата Индиана, где работал деканом факультета психологии, пока не возвратился в Гарвард в 1948 году. В Индиане он написал, возможно, наиболее значительную из своих книг, «Walden Two» (Skinner, 1948), в которой описывается утопическое общество, функционирующее без наказаний и управляемое согласно принципам научения. Книга уже сама по себе стала замечательным опытом для Скиннера, поскольку ее написание было весьма напряженным и сопровождалось множеством эмоций (Elm.es, 1981). В Гарварде Скиннер продолжил плодотворную писательскую деятельность. Его лучшая теоретическая книга «Science and Human, Behavior» (Skinner, 1953) описывает, как принцип научения может применяться во всех сферах общества. В книге «Beyond Freedom and Dignity» (Skinner, 1971), также имевшей влияние на общественность, Скиннер обозначил шаги, необходимые для выживания и процветания цивилизации. В начале 1980-х годов Скиннер описал поведенческие принципы, которые могли бы найти применение в решении проблем пожилых людей (Skinner & Vaughan, 1983). В целом Скиннер может считаться бихевиоралъным детерминистом из-за его взглядов на научение как на главную детерминанту человеческих действий. Он умер в возрасте 86 лет 18 августа 1990 года, снискав всеобщее восхищение и заслужив уважение как пионер профессиональной помощи людям (Fowler, 1990).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.007 с.) |