Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рационально-эмотивная терапияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И транзактный анализ Она обитает в мире, который мне никогда не постичь, в мире, полном радужных шаров и сиреневых свечек, сшитых вместе простыми стежками времени. В разноцветном оазисе посреди огромного серого мира, в котором она проводит дни, разматывая нити, уходящие в ночной Чикаго. Однажды, с детской улыбкой, хихикая, в своих мыслях она улетела в Атланту, распахивая дверь мимолетным приключениям, прочь от повседневной усталости. В ее дневнике мы выстраивали мозаику из ее мыслей, пока замысел и желания не совпали. «Patchwork» by S. Т. Gladding, 1974. Personnel and Guidance Journal, 53, p. 39. Когниции (знания) — это мысли, убеждения и представления, которые складываются у людей относительно событий в их жизни (Holden, 1993b). Когнитивные теории, такие как теория социального конструктивизма, исходят из идеи, что реальность — это умственная конструкция. Когнитивные теории консультирования сосредоточиваются на психических процессах и их влиянии на психическое благополучие. Общая предпосылка всех когнитивных теорий состоит в том, что мышление людей в значительной степени определяет их чувства и поведение (Beck & Weishaar, 1995). Как утверждает Берне, «любое плохое чувство, которое вы испытываете, является результатом вашего искаженного негативного мышления» (Burns, 1980, р. 28). Следовательно, наиболее последовательные сторонники когнитивной теории соглашаются по существу с изречением из Притчей Соломоновых, 23:7; «Как люди мыслят, так они и поступают». Они также согласились бы с шекспировским Гамлетом, сказавшим, что не бывает вещей хороших или плохих, но таковыми их делает мышление. Кратко говоря, точка зрения когнитивной теории строится на убеждении, что если люди изменят свой способ мышления, то в результате изменятся их чувства и поведение. Среди наиболее известных когнитивных теорий — когнитивная терапия Аарона Бека, новая терапия настроения Дэвида Бернса, рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса и транзактный анализ Эрика Берна. В этой главе подробно рассматриваются рационально-эмотивная терапия и транзактный анализ, поскольку это две наиболее ранние и известные когнитивные теории. Кроме того, перед рассмотрением этих двух подходов мы обсудим некоторые аспекты, общие для всех когнитивных теорий консультирования, и уделим внимание элементам когнитивной модели Бека (1976). Общие аспекты когнитивного Консультирования
Как правило, когнитивные теории успешно применяются при работе с клиентами, отличающимися следующими особенностями (Hackney & Cormier, 1996): • клиенты обладают средним или выше среднего уровнем интеллекта; • клиенты имеют умеренный или высокий уровень функционального расстройства; • клиенты способны идентифицировать мысли и чувства; • клиенты не являются психически больными и не выбиты из колеи текущими проблемами; • клиенты способны выполнять систематические домашние задания и выполняют их охотно; • клиенты обладают набором разнообразных поведенческих навыков и реакций; • клиенты обрабатывают информацию на визуальном и слуховом уровне. Как и следовало ожидать, когнитивные подходы часто используются в работе с клиентами, страдающими психическими расстройствами, например депрессией. Но эти подходы также применяются в работе с теми клиентами, которые не проявляют видимых нарушений, однако страдают от дисфункциональных непроизвольных мыслей (в том числе и ситуативного содержания) и схем (обобщенных представлений о себе или окружающей действительности, связанных с определенным событием) (Holden, 1993b). Например, если к человеку на вечеринке кто-то проявил неуважение, то он может автоматически подумать: «На себя посмотри!» Здесь срабатывает схема «Я оскорблен» или «Я задет». Чтобы добиться позитивных изменений, представители когнитивных теорий консультирования предлагают клиенту модифицировать свое мышление, которое, согласно их точке зрения, подразделяется на три общие категории: холодное, теплое и горячее. Холодное мышление — это, как правило, дескриптивное и безоценочное, например: «Я потерял свою работу». Теплое мышление оперирует с предпочтениями, например: «Я потерял свою работу и, честно говоря, не хочу заниматься поисками новой». Горячее мышление «содержит утверждения, несущие сильную эмоциональную нагрузку», и может принимать различные формы, например содержать чрезмерное обобщение, катастрофизацию, преувеличение и другие максималистские суждения по типу «все или ничего». Это такие заявления, как «Я должен получить такую же работу, как потерял» (Gilliland & James, 1998, p. 328). «Горячие» мысли обычно приводят к дисфункциональному поведению. Иногда люди добиваются улучшений сразу же после того, как они выразят свои мысли в письменной форме (Pennebaker, 1990). Этот процесс известен как скрип-тотерапия. Однако такое простое решение является исключением. Следовательно, надежнее всего работает систематический план. Чтобы такой план имел успех, должны быть выполнены два условия. Во-первых, должны быть налажены отношения между клиентом и консультантом. Во-вторых, должны быть выработаны когнитивные стратегии изменения (Burns, 1989; Schuyier, 1991). Стратегии изменения чаще всего включают в себя следующие шаги. 1. Использование стандартных линий работы и интерпретации событий жизни человека. 2. Ясное и точное воспроизведение или отражение мыслей человека относительно этих событий. 3. Обнаружение средств идентификации и изменения искаженных мыслей. 4. Применение новых реалистичных и продуктивных способов мышления. Хотя терминология и расставляемые акценты в отдельных когнитивных теориях консультирования различаются, эти четыре основных шага, а также стоящие за ними условия (предпосылки) находятся в центре процесса терапевтического изменения. Когнитивная терапия А. Бека
Аарон Т. Бек, психиатр из Филадельфии, разрабатывал когнитивный подход к психическим расстройствам почти в то же самое время, что и Альберт Эллис, который развивал идеи рационально-эмотивной терапии (в конце 1950-х — начале 1960-х годов). В своей теории Бек подчеркивал значение когнитивного мышления, в особенности дисфункционального мышления (мышления, которое является непроизводительным и нереалистичным) (Weinrach, 1988). Пребывая на посту директора Центра когнитивной терапии факультета психиатрии в Университете штата Пенсильвания, Бек не только продолжал совершенствовать свою теорию, но и тщательно проверял ее (см., например: Rush, Beck, Kovacs & Hollon, 1977). Он обнаружил, что когнитивная терапия эффективна как метод краткосрочного лечения, особенно в случаях депрессии и тревожности. В таких случаях у клиента существуют «интерпретации и ожидания, которые ведут к болезненным эффектам уныния и беспокойства, к замкнутости и подавленности» (Weinrach, 1988, р. 161). Консультант, придерживающийся когнитивной теории консультирования, обученный в соответствии с методологией Бека, пытается помочь клиентам добиваться более реалистичной интерпретации событий, избегая чрезмерных обобщений (в случае депрессии) или проекций (в случае тревожности). В целом Бек обращает внимание на следующие моменты. Во-первых, он не пытается обязательно опровергать убеждения своих клиентов, но дает им возможность исследовать функциональность собственных убеждений. Во-вторых, его подход использует специфические профили и планы лечения расстройств типа депрессии и тревожности (Dattilio & Padesky, 1990). Кроме того, модель Бека является исследовательской и располагает к сотрудничеству с клиентами (Holden, 1993а). Следовательно, она требует эмпирической проверки со стороны клиентов как исследователей своей жизни, с тем чтобы они смогли понять, что их убеждения нефункциональны. Коротко говоря, Бек сосредоточивается на важности изменения мыслей при работе с психическими расстройствами. Согласно его подходу, существуют шесть когнитивных искажений, к которым консультант должен быть готов: необоснованные выводы, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преувеличение и преуменьшение, персонализация и дихотомическое мышление (Arnkoff & Glass, 1992). (Иногда Бека относят к числу когнитивно-бихевиоральных терапевтов, поэтому к его теории мы снова обратимся в главе 11 в разделе, посвященном ког-нитивно-бихевиоральным подходам.)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.44 (0.011 с.) |