Концептуализированные типы переносов и стратегии их преодоления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуализированные типы переносов и стратегии их преодоления



 

Стереотипы переноса Установки клиента / особенности поведения Переживания консультанта Способ воздействия
Консультант как идеал Обилие комплиментов, соглашательство Бахвальство перед другими людьми своим консультантом Подражание поведению консультанта Ношение сходной одежды Жажда присутствия консультанта Общая идеализация Гордость, удовлетворение, сильное чувство собственного превосходства Напряженность, беспокойство, смущение Фрустрация, гнев Сосредоточиться на... ...ожиданиях клиента, следствиях этих ожиданий...интрапунитивных выражениях
Консультант как провидец Приписывание безграничных знаний, силы консультанту Взгляд на консультанта как на «эксперта» Требования ответов, решений Испрашивание советов Ощущение всеведения Чувство высокой профессиональной компетентности, «комплекс бога» Сомнение в себе, неуверенность в себе Утрата иллгозий относительно себя Чувство собственной некомпетентности Сосредоточиться на... ...желании клиента получить совет...его нерешительности ...недостатке доверия к себе ...открывающихся возможностях выбора
Консультант как воспитатель Бурные эмоции, плач Зависимость и беспомощность Нерешительность, испрашивание совета Желание физического прикосновения, опеки Ощущение беззащитности Ощущение симпатии, переходящей в сострадание Побуждение утешить, приласкать, успокаивающе прикоснуться (например, погладить по голове) Переживание фрустрации, собственной неумелости Депрессия и безысходность Опустошенность Сосредоточиться на... ...потребности клиента находиться в зависимости...чувстве независимости ...нежелании брать на себя ответственность на себя...альтернативных способах поведения, установках
Консультант как фрустратор Оборонительная позиция, бдительность, сдержанность Подозрительность и недоверчивость Феномен «Да-нет» «Проверка» консультанта Неловкость, ощущение балансирования на грани, напряженность Ощущение «хождения по тонкому льду». Повышенное внимание к реакциям Отторжение и недоступность Нерасположенность к клиенту Чувство неприязни, ненависти Сосредоточиться на... ...установлении доверия, улучшении отношений...направленности переноса ...последствиях оказания доверия другим людям...работе с ранними переживаниями
Консультант как «пустое место» Уход от темы, недостаток внимания Разговорчивость, тугодумство Бессвязность повествования, перескакивание с предмета на предмет Ошеломление, подавленность Застигнутость врасплох Ощущение, что тебя используют, не принимают в расчет Недостаток признания Переживание собственной никчемности Ощущение обиды, фрустрации Чувство собственной бесполезности Сосредоточиться на......установлении контакта...преодолении вербального барьера клиента...эффектах спокойного реагирования на клиента...эффекте дистанцирования

Источник: «Countertransference: Its impact on the counseling situation», by С. Е. Watkins, Jr., 1983, «Journal of Counseling and Development», 63, p. 208.


Проявление контрпереноса может принять несколько форм (Corey et al., 1998). Вот наиболее распространенные из них: а) постоянное желание угодить клиенту; б) чрезмерная включенность в проблемы клиента, приводящая к утрате объективности; в) развитие сексуальных или романтических чувств по отношению к клиенту; г) навязывание советов; д) желание установить социальные отношения с клиентом.

Уоткинс (Watkins, 1985) полагает, что контрперенос может быть выражен бесчисленным количеством способов. Он обращает внимание на четыре формы как на особенно заслуживающие внимания. Это чрезмерная опека, мягкость, отторжение и враждебность. Первые две формы являются примерами сверхидентификации, когда консультант теряет способность сохранять эмоциональную дистанцию с клиентом. Последние две формы представляют собой недостаток идентификации, при которых консультант становится эмоционально отстраненным от клиента. В поведении консультанта недостаточная идентификация может выражаться в виде равнодушия, антипатии, враждебности, холодности или антагонизма.

Крайне важно, чтобы консультанты преодолевали любые негативные или непродуктивные случаи контрпереноса. В противном случае прогресс клиента будет замедлен, а ситуация пагубно скажется как на консультанте, так и на клиенте (Brammer & MacDonald, 1996; Watkins, 1985). Также важно, чтобы консультант осознавал, что он переживает чувства, связанные с контрпереносом. Столкнувшись с этими чувствами, консультант должен раскрыть причины, стоящие за ними. Очень важно систематически проводить мониторинг, отслеживание уровня этого самопонимания, и одним из таких способов является супервизирование. У консультантов, как и у клиентов, имеются «слепые пятна» — скрытые от них самих области, аспекты жизни, о которых они не знают. Супервизирование подразумевает работу в профессиональной взаимосвязи с более опытным консультантом, чтобы консультант, работающий под наблюдением, одновременно контролировал и совершенствовал услуги, которые он предлагает клиентам (Bernard & Goodyear,

1998). К числу процедур, применяемых в супервизировании, относится наблюдение за взаимоотношениями консультанта с клиентом через одностороннее зеркало, прослушивание магнитофонных записей консультационных сессий и критический просмотр видеоматериалов консультационных сессий (Borders, 1994). Анализ ролей, которые исполняет консультант во время сессий, является решающим компонентом супервизирования.

Реальность взаимоотношений

 

Основное внимание в этой главе уделялось умениям и межличностным качествам, способствующим работоспособности альянса консультанта и клиента и в конечном счете приводящим к самопониманию клиента и к достижению цели. Использование приемов наведения, эмпатии разного уровня, конфронтации, поддержки, заключение контрактов, распознавание переноса и контрпереноса и профессионализм в решении личностных вопросов — все это способствует успеху процесса консультирования. Как утверждают Джельсо и Картер (Gelso & Carter, 1985), если консультант правильно использует эти навыки, между ним и клиентом складываются реальные взаимоотношения (отношения, которые ориентированы на действительность, являются адекватными и неискаженными). В реальные взаимоотношения вносят свой вклад оба участника, и этот процесс начинается уже при первой встрече консультанта и клиента. Консультанты являются подлинными в отношениях, когда они искренни (следуют собственным мыслям и чувствам), пытаются побудить своих клиентов к искренности, стараются увидеть и понять клиентов такими, какие они есть. Клиенты вносят свой вклад в реальность взаимоотношений, проявляя искренность и трезво воспринимая свою ситуацию.

Реальные взаимоотношения, складывающиеся в консультировании, описывались в основном с точки зрения консультантов и, как правило, неправильно интерпретировались или было недостаточно определены. Согласно Джельсо и Картеру (Gelso & Carter, 1985), существует ряд конкретных предположений, касающихся сущности реальных взаимоотношений. Одно из них заключается в том, что взаимоотношения расширяются и углубляются в течение процесса консультирования. Другое предположение — что консультантам и клиентам свойственны различные ожидания по поводу реальных взаимоотношений и способы их осуществления.

Работа Джельсо и Картера была подробно рассмотрена Секстоном и Вистоном (Sexton & Whiston, 1994) в их обзоре клинической литературы о взаимоотношениях консультанта и клиента. Помимо других результатов, они обнаружили, что «альянс клиента и консультанта представляет собой сложный феномен интерактивного характера» (р. 45). Консультирование — это динамический, интерактивный процесс, и прочность отношений между консультантами и клиентами меняется со временем.

Исследование подлинных взаимоотношений привело к появлению многообещающего направления — теории социального конструирования, то есть «процесса, посредством которого люди начинают описывать, объяснять или иначе истолковывать мир (включая самих себя), в котором они живут» (Sexton & Whiston, 1994, p. 60). Несмотря на то что понятия подлинности отношений и развития не являются на настоящий момент точно определенными, они представляются важными компонентами отношений консультирования, которые и дальше будут привлекать внимание и оставаться значимыми.

Резюме

 

В этой главе было уделено внимание фазам понимания и действия, которые наступают в консультировании после того, как клиенты и консультанты установят взаимоотношения и выяснят возможные цели, в соответствии с которыми они собираются работать. Работа на этих фазах облегчается взаимодействием между участниками процесса. Консультант может помочь клиенту с помощью соответствующих направляющих воздействий, активизируя восприятие, используя полимодальное реагирование, точную эмпатию, самораскрытие, непосредственность реакции, конфронтацию и репетиции. Эти навыки применяются для воздействия на клиента, но, кроме того, они помогают консультанту достичь самопонимания.

Клиент и консультант должны проработать все случаи переноса и контрпереноса, различные формы которых встречаются в отношениях консультирования. Некоторые клиенты и консультанты в меньшей степени, чем другие, подвержены процессам переноса и контрпереноса, однако важно, чтобы каждый из них распознавал, когда он вовлекается в подобные модели коммуникации. Чем лучше люди информированы об этих способах отношений, тем менее вероятен ущерб, который они могут нанести своим взаимоотношениям со значимыми другими, и тем большего самопонимания они достигнут. Успешное разрешение этих вопросов способствует большей реалистичности, а способность реалистичного восприятия окружающего мира является источником роста и способствует достижению цели.

Задания для самостоятельной работы

 

1. В группах по три человека обсудите способы применения в консультировании навыков, о которых вы узнали в этой главе. Например, как вы узнаете, когда сохранять молчание, когда стоит применить конфронтацию?

2. В этой главе, так же как и в предыдущих, техника убеждения упоминалась как эффективный в консультировании навык. В группах по три человека разыграйте следующие ситуации, в которых могли бы быть задействованы приемы убеждения: а) маленький мальчик боится собак; б) экзаменационные страхи ученика или студента; в) пожилой человек является замкнутым; г) муж или жена применяет в отношениях с супругом «приемы нечестной борьбы» («бьет по больному месту»). Как вы понимаете убеждение в этих конкретных ситуациях? Насколько эффективны способы убеждения, которые вы использовали? Обсудите ваши соображения с остальными сокурсниками.

3. В группах из четырех человек два человека берут на себя роли консультанта и клиента, а двое других остаются наблюдателями. Разыграйте ситуации, в которых консультант демонстрирует свои навыки в проявлении различных уровней эмпатии. После этого консультант должен получить обратную связь от клиента и от наблюдателей, узнать их мнение о каждом своем действии.

4. В тех же группах, которые были сформированы для третьего упражнения, поупражняйтесь в применении конфронтации и непосредственной реакции открытости. Обсудите в группах, а затем и с аудиторией в целом различия и сходства между этими двумя умениями в консультировании.

5. Процессы переноса и контрпереноса до сих пор вызывают жаркие споры в консультировании. Пусть все присутствующие разделятся на две команды, и одна из них будет отстаивать мнение, что эти явления действительно происходят в консультировании, а другая должна аргументировать точку зрения, что между консультантами и клиентами проявляются только реальные взаимоотношения. Выберите трех человек, которые станут судьями в споре, а затем предоставят обратную связь каждой стороне.

Литература

 

AmundsonN. E. (1996). Supporting clients through a change in perspective. Journal of Employment Counseling, 33, 155-162.

Baridura A. (1976). Effecting change through participant modeling. InJ. D. Krumboltz & С. Е. Thoresen (Eds,) Counseling methods (pp. 248-265). New York: Holt Rinehart & Winston.

Berenson B. G. & Mitchell К. М. (1974). Confrontation: For better or worse. Amherst MA: Human Resource Development Press.

Bergman J. S. (19$5). Fishing for barracuda. New York: Norton.

Bernard M. & Goodyear R. K. (1998). Fundamentals of clinical supervision (2nd ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Berne E. (1964). Games people play. New York; Grove.

Blanck G. & Blanck R. (1979). Egopsychology II: Psychoanalytic developmental psychology. New York: Columbia University Press.

Borders L. D. (Ed.), (1994). Supervision: Exploring the effective components. Greensboro NC: ERIC/CASS.

Brammer L. M., Abrego R J. & Shostrom E. (1993). Therapeutic counseling and psychotherapy (6th ed.). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.

Brammer L. M. & MacDonald G. (1996). The helping relationship (6th ed.). Boston: Allyn & Bacon. Carkhuff R. R. (1969). Helping and human relations: Selection and training (Vol. 1). New York: Holt Rinehart & Winston.

Carkhuff R. R. (1972). The art of helping. Amherst MA: Human Resource Development Press.

Carkhuff R. R. & Anthony W A. (1979). The skills of helping. Amherst MA: Human Resource Development Press.

Cavanagh M. E. (1990). The counseling experience. Prospect Heights IL: Waveland.

Corey G., Corey M. S. & Callanan R(1998). Issues and ethics in the helping professions (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers (4th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Curtis J. M. (1981). Indications and contraindications in the use of therapist's self disclosure. Psychological Reports, 49, 449-507.

Doster, J. A. & NesbittJ. G. (1979). Psychotherapy and self-disclosure. In G. J. Chelune (Ed.) Self-disclosure: Origins, patterns, and implications and openness in interpersonal relationships (pp. 177-224). San Francisco: Jossey-Bass.

Egan G. (1998). The skilled helper (6th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Ellis A. (1971). Growth through reason. Palo Alto CA: Science and Behavior Books.

Erdman P. & Lampe R. (1996). Adapting basic skills to counsel children. Journal of Counseling & Development, 74, 374-377.

Fiedler F. (1950). The concept of the ideal therapeutic relationship. Journal of Consulting Psychology, 45, 659-666.

Geis G. L. & Chapman R. (1971). Knowledge of results and other possible reinforcers in self-instructional systems. Educational Technology, 2, 38-50.

Gelso C. J. & Carter A. (1985). The relationship in counseling and psychotherapy: Components, consequences, and theoretical antecedents. Counseling Psychologist, 13, 155-243.

Gladstein G. A. (1983). Understanding empathy: Integrating counseling, developmental, and social psychology perspectives. Journal of Counseling Psychology, 30, 467-482.

Goodyear R. K. & Bradley F. O. (1980). The helping process as contractual. Personnel and Guidance Journal, 58, 512-515.

Hackney H. (1978). The evolution of empathy. Personnel and Guidance Journal, 57, 35-38.

Hackney H. & Cormier L. S. (1994). Counseling strategies and objectives (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Hansen J. C., Rossberg R. H. & Cramer S. H. (1994). Counseling: Theory and process (5th ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Hay C. E. & Kinnier R. T. (1998). Homework in counseling. Journal of Mental Health Counseling, 20, 122-132.

Hendrick S. S. (1988). Counselor self-disclosure. Journal of Counseling and Development, 66, 419-424.

Hutchins D. E. & Vaught C. G. (1997). Helping relationships and strategies (3rd ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Ivey A. E. (1994). Intentional interviewing and counseling (3rd ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Jourard S. M. (1958). Personal adjustment: An approach through the study of healthy personality. New York: Macmilian. Jourard S. M. (1964). The transparent self: Self-disclosure and well-being. Princeton NJ: Van Nostrand.

Jourard S. M. (1968). Disclosing man to himself. Princeton NJ: Van Nostrand. Kendall R. C. (1990). Coping cat workbook. Philadelphia: Temple University.

Kernberg О. (1975). Borderline conditions and pathological narcissism. New York: Aronson.

Kline W. B. (1986). The risks of client self-disclosure. AMHCAJoumal, 8, 94-99.

Kottler J. A. (1991). The compleat therapist. San Francisco: Jossey-Bass.

Kottler J. A., Sexton T. L. & Whiston S. C. (1994). The heart of healing. San Francisco: Jossey-Bass.

Lazarus A. A. (1995). Multimodal therapy. In R.J. Corsini & D. Wedding (Eds.) Current psychother-apies (5th ed., pp. 322-355). Itasca IL: Peacock.

Leaman D. R. (1978). Confrontation in counseling. Personnel and Guidance Journal, 56, 630-633.

I.orion R. R (1974). Patient and therapist variables in the treatment of low-income patients. Psychological Bulletin, 81, 344-354. Luft J. (1970). Group process: An introduction to group dynamics. Palo Alto CA: National Press Books.

Means B. L. (1973). Levels of empathic response. Personnel and Guidance Journal, 52, 23-28.

Ness M. E. (1989). The use of humorous journal articles in counselor training. Counselor Education and Supervision, 29, 35-43.

Okun B. F. (1997). Effective helping: Interviewing and counseling techniques (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole. Patterson L. E. & Welfel E. R. (1994). Counseling process (4th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Piercy F. R. & Lobsenz N. M. (1994). Stop marital fights before they start. New York: Berkeley.

Robinson F. R. (1950). Principles and procedures of student counseling. New York: Harper.

Rogers C. R. (1975). Empathic; An unappreciated way of being. Counseling Psychologist, 5, 2-10.

Rogers C. R. (1987). The underlying theory: Drawn from experience with individuals and groups. Counseling and Values, 32, 38-46.

Rosen S. & Tesser A. (1970). On the reluctance to communicate undesirable information: The MUM effect. Sociometry, 33, 253-263.

Sexton T. L. & Whiston S. C. (1994). The status of the counseling relationship: An empirical review, theoretical implications, and research directions. Counseling Psychology, 22, 6-78.

Simone D. H., McCarthy R & Skay C. L. (1998). An investigation of client and counselor variables that influence the likelihood of counselor self-disclosure. Journal of Counseling & Development, 76, 174-182.

Tarriminen A. W. & Smaby M. H. (1981). Helping counselors learn to confront. Personnel and Guidance Journal, 60, 41-45.

Thomas G. R. & Ezell B. (1972). The contract as counseling technique. Personnel and Guidance Journal, 51, 27-31.

Truax C. & Mitchell K. (1971). Research on certain therapist interpersonal skills in relation to process and outcome. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.) Handbook of psychotherapy and behavior change: An empirical analysis. New York: Wiley

Turock A. (1978). Effective challenging through additive empathy Personnel and Guidance Journal, 57, 144-149.

Turock A. (1980). Immediacy in counseling: Recognizing clients' unspoken messages. Personnel and Guidance Journal, 59, 168-172.

Vernon A. (1989). Thinking, feeling, and behaving: An emotional education curriculum for children (Grades 1-6). Champaign IL: Research Press.

Watkins С. E., Jr. (1983). Transference phenomena in the counseling situation. Personnel and Guidance Journal, 62, 206-210.

Watkins С. Е., Jr. (1985). Countertransference: Its impact on the counseling situation. Journal of Counseling and Development, 63, 356-359.

Watkins C. E.,Jr. (1990). The effects of counselor self- disclosure: A research review. Counseling Psychologist, 18, 477-500.

Watzlawick P. (1983). The situation is hopeless, but not serious. New York: Norton.

Wilcox-Matthew L, Ottens A. & Minor C. W (1997). An analysis of significant events in counseling. Journal of Counseling & Development, 75, 282-291.

Young M. E. (1998). Learning the art of helping. Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.

Глава 7

Завершение отношений

Консультирования

Энергично, как это обычно бывает на сессиях,

мы продвигаемся с вами к постижению

сути переживаний

конечной цели нашего совместного путешествия.

Сегодня вечером, когда вы нерешительно покинете

мой офис,

уходя в раннюю темноту зимнего дня

или в темноту декабрьской ночи,

вы заживете самостоятельной жизнью.

Все-таки это время кристаллизации изменений,

хотя и едва заметных,

и время, проведенное вместе, и наши слова

могут стать тем воспоминанием,

из которого прорастет семя вашей новой жизни —

не без знания травм прошлых лет,

но все же, скорее, от отрезвляющего понимания,

что услышанное вами дает шанс

заполнить время различными чувствами

и наслаждаться ими тихими часами,

когда вы остаетесь один.

«Memory traces», byS. T. Gladding, 1977. North Carolina

Personnel and Guidance jourfjjiL 6, 51. 1977

 

Термин «завершение» «относится к решению, одностороннему или взаимному, прекратить консультирование» (Burke, 1989, р. 47). Вероятно, завершение является наименее исследованным и часто пренебрегаемым аспектом консультирования. Как правило, теоретики и консультанты полагают, что завершение должно происходить естественным путем, а клиент и консультант — оба — остаются довольными и удовлетворенными достигнутыми результатами. Гудиер (Goodyear, 1981) заявляет, что «мы как бы опираемся на мифическое представление о том, что завершение является процессом, который совершенно не влияет на консультантов и который оказывает воздействие исключительно на клиента» (р. 347).

В реальности завершение отношений консультирования оказывает воздействие на всех участников, и оно часто происходит трудно и болезненно. Завершение может вызывать смешанные чувства и у консультанта, и у клиента (Cowger, 1994; Kott-ler, Sexton &Whiston, 1994). Например, клиент может испытывать как благодарность, так и сожаление по поводу конкретного опыта консультирования. Если это должным образом не учитывать, завершение может принести столько же вреда, сколь и пользы.

Эта глава посвящена рассмотрению завершения как многомерного процесса, который может принимать несколько различных форм. Особое внимание будет уделено функции завершения вообще, а также завершению отдельных сессий и отношений консультирования в целом. Кроме того, будут рассмотрены стратегии завершения, сопротивление завершению, преждевременное завершение, инициированное консультантом завершение и значение завершения отношений на положительной ноте. Будут также охвачены смежные области дополняющего, уточняющего и повторного консультирования.

Функция завершения

 

Исторически обращение непосредственно к процессу завершения избегалось по нескольким причинам. Уорд (Ward, 1984) приводит две из числа наиболее значимых. Во-первых, завершение ассоциируется с потерей — традиционным предметом табу во всех частях общества. Даже несмотря на то, что, как указывает Хейес (Hayes, 1993), потеря может сопровождаться созданием чего-либо заново, усовершенствованием, достижением лучшего знания себя и новыми открытиями, консультирование обычно все внимание уделяет росту и развитию безотносительно к завершению. Во-вторых, умение завершить консультирование не относят непосредственно к навыкам, облегчающим взаимоотношения консультирования (Ivey, 1988). Вследствие этого завершение не является таким процессом, которому обычно уделяют внимание при обучении консультантов. Все же его. значение начало осознаваться в связи с социальными тенденциями, такими как старение американского населения (Hodgkinson, 1992), широкое принятие концепции стадий жизни (Sheehy, 1976) и увеличение внимания к смерти как части жизненного процесса (Kubler-Ross, 1969).

Завершение выполняет несколько важных функций. Во-первых, завершение сигнализирует о том, что нечто закончено. Жизнь — это ряд «здравствуй» и «прощай» (Goldberg, 1975; Maholick & Turner, 1979). «Здравствуй» начинаются с рождения и «прощай» заканчиваются со смертью. Между рождением и смертью индивиды встречаются и расстаются с огромной вереницей явлений и событий, включая работу, взаимоотношения и смену жизненных периодов. Развитие и приспособляемость зависят от способности участвовать в максимальном количестве этих событий и извлекать из них уроки. Чтобы приступить к чему-нибудь новому, необходимо завершить и осмыслить предыдущее событие (Perls, 1969). Завершение — это возможность должным образом закончить усвоение опыта, на личностном или профессиональном уровне (Hulse-Killacky, 1993). В консультировании завершение «является больше чем действием, означающим конец терапии», оно является также мотиватором (Yalom, 1995).

И клиента, и консультанта мотивирует знание того, что опыт консультирования ограничен во времени (Young, 1998). Это осознание подобно пониманию молодым человеком того, что он не может оставаться всегда подающим надежды и молодым, — событие, которое часто происходит на пороге 30-летия. Такое понимание может вызвать прилив бурной деятельности, чтобы успеть, пока еще остается время, сделать что-либо значительное. Отдельные консультанты, в частности, связанные со стратегической, системной, проблемно-ориентированной семейной терапией, преднамеренно ограничивают количество сессий консультирования с тем, чтобы клиенты и консультанты лучше осознавали ограниченность времени и максимально использовали сессии (Gladding, 1998). Ограничение числа сессий также эффективно сказывается в индивидуальном консультировании (Munro & Bach, 1975).

Во-вторых, завершение является средством сохранения уже достигнутых изменений и генерализации приобретенных в процессе консультирования навыков решения задач (Dixon & Glover, 1984; Doyle, 1998). Успешное консультирование приводит к значительным изменениям в способах восприятия, мышления и деятельности клиента. Эти изменения отрепетированы в консультировании, но они должны быть осуществлены в реальном мире. Завершение обеспечивает возможность для такой практики. Клиент может всегда возвратиться к консультанту для любого необходимого продолжения работы, но завершение — это естественная отправная точка для начала независимой деятельности. Это придающий силы опыт для клиента, который позволяет ему взглянуть на то, что происходит в настоящем) совершенно новым или, по крайней мере, модифицированным способом. В завершении создается возможность придать «осмысленность деятельности» (Gladding, 1990, р. 130). Другими словами, то, что кажется финалом, оказывается началом.

В-третьих, завершение служит напоминанием о том, что клиент стал более зрелым (Vickio, 1990). Помимо приобретения клиентом новых навыков или способности по-новому взглянуть на себя, эффективное консультирование, которое заканчивается соответствующей процедурой завершения, ставит веху в жизни клиента, обозначая начало периода, когда он может меньше быть поглощен и озабочен личностными проблемами и способен лучше адаптироваться к новым людям и событиям. Эта способность управлять внешними обстоятельствами может привести к установлению более взаимообусловленных отношений, которые являются взаимно благоприятными и, следовательно, приводят к «более независимой и удовлетворяющей жизни» (Burke, 1989, р. 47). Достигнув успешного разрешения проблемы, клиент обретает новое понимание и способности, которые сохраняются в памяти и могут быть вызваны в необходимых случаях.

Выбор времени завершения

 

Когда завершать отношения — вопрос, который не имеет однозначного ответа. Если отношения заканчиваются слишком скоро, клиенты могут утратить опору, которую они получили в процессе консультирования, и вернуться к прежнему поведению. С другой стороны, когда время завершения никак не обозначено, клиенты могут стать зависимыми от консультантов и терпеть неудачи в разрешении трудностей и в личностном росте. Существует тем не менее несколько прагматических соображений по поводу выбора времени завершения (Hackney & Cormier, 1994; Young, 1998).

Смогли ли клиенты достичь поведенческих, познавательных или эмоциональных целей контракта? Когда клиенты и консультанты имеют ясное представление относительно того, достигнуты ли конкретные цели или нет, выбор времени завершения будет сделан легко. Ключом к такому решению является заключение взаимно согласованного контракта перед началом консультирования.

Смогут ли клиенты конкретно показать, в чем из того, что они хотели достичь, они добились прогресса? В этой ситуации определенный прогресс может быть основанием для принятия решения о завершении консультирования.

Полезны ли отношения консультирования? Если клиент или консультант чувствуют, что происходящее в сессиях консультирования бесполезно, пора переходить к завершению.

Изменился ли контекст начального консультационного соглашения? В случаях, когда наблюдается перемена или выявляется хроническое заболевание, необходимо рассмотреть вопрос о завершении (а также о направлении к специалисту).

В целом не существует никакого единственно правильного времени завершения отношений консультирования. Время завершения должно определяться в соответствии с особенностями ситуации и общими этическими и профессиональными принципами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.08 с.)